Ознакомление с окружающим миром в условиях проведения прогулок. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ознакомление с окружающим миром в условиях проведения прогулок.



Отбор материала и организация коррекционно-педагогической работы по ознакомлению с окружающим миром детей с проблемами в развитии должны быть направлены на максимальную реализацию тех возможностей ребенка, которые формируются и проявляются в специфических для дошкольника видах деятельности (игра, общение, продуктивные виды деятельности) и способствовать развитию и коррекции познавательной сферы и речевой деятельности.

Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего гармонического развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки.

Прогулка – это уникальное занятие для всестороннего развития дошкольников, на котором в полной мере удовлетворяются потребности детей в активности движений, в самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, в свободной игре, в игре с природным материалом. Прогулка позволяет формировать у детей на практике не отрывочные представления, а целостное восприятие окружающей действительности, поднимать интеллектуальный уровень младших дошкольников. Однако в силу возрастных особенностей малыши сами не могут использовать все время прогулки с максимальной пользой для своего развития. Взрослый должен педагогически правильно руководить их деятельностью.

В течение года прогулки проводятся ежедневно. В летнее время дети проводят на воздухе практически всё время с момента прихода в дошкольное учреждение, в помещение заходят лишь для приёма пищи и сна.

В зимнее время прогулка проводится 2 раза в день общей продолжительностью до 4 часов. Только температура воздуха ниже -15* или ветреная погода, вьюга Прогулки в течение года проводятся ежедневно. В летнее время прогулки остаются единственным видом занятий у дошкольников.

В целях усиленного решения комплекса воспитательных задач в работе с детьми необходимо планировать проведение прогулок. С этой целью на участке помимо стационарного оборудования выноситься дополнительный материал, который служит целям закрепления, уточнения, конкретизации новых знаний детей, а также тренирует наблюдательность детей, умение сравнивать и обобщать. Это могут быть наборы:

1) спортивный инвентарь;

2) сказочные персонажи (выполненные из пластмассы, гипса), в зимнее время – Дед мороз, в летнее время – Красная шапочка. На прогулках дети вспоминают любимые сказки, пытаются воспроизвести их самостоятельно и в игровой форме могут познакомиться со своим детским садом;

3) набор игрушек-животных – медвежонок, лиса, волк. Для развития наблюдательности и закрепления знаний о временах года и сезонных изменениях в каждом времени года.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

По своей структуре прогулка – это систематическое наблюдение за окружающим миром. Наблюдение – один из важных компонентов прогулки.

Экскурсия – один из видов прогулки. Воспитатель, решая задачи ознакомления детей с окружающим миром, организует и проводит целевые прогулки, т.е. экскурсии. Необходимо организовывать экскурсии в библиотеку, магазин, поликлинику и т.д.

Экскурсии планируют заранее на весь учебный год. Темы экскурсий заносят в перспективный план работы. Рекомендуется проводить экскурсии 1 раз в месяц. Прогулки и экскурсии являются наиболее эффективным средством в плане ознакомления дошкольников с окружающим миром.

2. Ознакомление с материалами окружающего мира.

Дети младшего дошкольного возраста могут легко узнавать, из чего сделан тот или иной предмет (бумага, дерево, ткань, глина), опираясь на признаки материалов (структура поверхности, мягкость, твердость, степень прочности); могут вычленять их качества (сыпучесть, твердость, мягкость, гладкость, шершавость, тонкость и др.) и свойства (хрупкость, ломкость, непрочность).

Дети среднего дошкольного возраста знают, что такое металл, резина, пластмасса, могут называть их качества и свойства, выделять признаки материалов на основе структуры поверхности, мягкости или твердости, хрупкости или прочности; могут устанавливать связи и отношения между материалом предметов и способом их применения, а также заглядывать прошлое материала.

Дети старшего дошкольного возраста уже не только могут сказать, что предмет сделан из металла, пластмассы, кожи, стекла, фарфора, ткани, но и знают разновидности материала: бумага (салфеточная, оберточная и т.д.), тканей (из капрона, хлопка, шерсти, льна и т.д.). Они могут вычленять общие признаки стекла, отличать его от фаянса или полиэтилена; могут вычленять признаки металла (звон, блеск, твердость и т.д.), понимать, что пользоваться предметами надо в зависимости от свойств и качеств материала и в связи с этим правильно ухаживать за ними.

Дети подготовительной к школе группы легко определяют и конкретизируют, из чего сделана вещь: из ткани (ситца, сатина т.д.), из металла (стали, меди и т.д.); легко распознают дерево, искусственные материалы. Они могут выделить два-три качества любого материала, понимают, что материалы добывают и производят и видят в этом роль человека, а также устанавливают связи между свойствами материалов и характером использования предметов и вещей своего окружения.

Важное место в ознакомлении детей с материалом предметов занимает процесс освоения действий разного характера (экспериментального, моделирующего, алгоритмического) с использованием косвенных стимуляторов (алгоритмов, схем, моделей).

Для детей младшего возраста создается ситуация выбора материала для игры. Они рассматривают предметы, совершают с ними различные манипуляции и выбирают нужный материал.

Дети старшего дошкольного возраста ставят перед собой поисково-творческую задачу, какой материал выбрать, чем он отличается от других материалов, высказывают свои предположения.

Занимательные игры-занятия игры с материалами окружающего мира направлены на формирование у детей умения вычленять существенные признаки материалов, понимать причинно-следственные связи между материалом и назначением предметов, а также понимать потребность людей в их преобразовании.

В занимательных играх, занятиях детей младшего дошкольного возраста игровые действия просты и однотипны: отгадать, разобрать, собрать, узнать, назвать. С детьми среднего и старшего дошкольного возраста в играх предусматриваются более сложные действия, состоящие из нескольких игровых элементов.

Занимательные игры с материалами окружающего мира имеют следующие задачи:

– анализировать структуру, свойства, признаки, особенности материалов предметов;

– развить умение детей анализировать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости между материалом и другими признаками предметов;

– научить детей устанавливать причинно-следственные связи (между материалом и строением предмета и способом его использования и т.д.), применяя системный подход;

– побудить детей выполнять ряд последовательных действий;

– развить умения действовать самостоятельно в соответствии с заданным алгоритмом и получать результат к формированию умения составлять план действий.

Повышению активности детей в играх-занятиях способствуют частые обращения педагога-дефектолога к ребенку, использование диалогов, приглашение на занятиях сказочных персонажей, приемы эмоционального воздействия. Это вызывает у детей сопереживание, готовность помочь героям сказок или любимых книг.

Игры-занятия с материалами могут включаться как составная часть в специальные мероприятия по ознакомлению детей с окружающим миром (прогулка, экскурсия, режимные моменты, праздники).или использоваться в повседневной жизни

3. Роль взрослых в процессе ознакомления с окружающим миром.

В работе с проблемными детьми роль взрослого еще более существенна. Поэтому необходимо учить родителей в процессе ознакомления с окружающим миром устанавливать партнерские отношения со своими детьми. В противном случае мать, не прошедшая специального обучения, остается в позиции «кормилицы» и не переходит в позицию «партнер». Это задерживает и без того задержанное развитие ребенка. Кроме того, следует насыщать процесс взаимодействия матери и ребенка содержательным общением, которое стимулирует развитие у него навыков самообслуживания, формирует интерес к окружающему миру, развивает манипулятивную, предметную и игровую деятельность.

Взрослый способен зародить у ребенка интерес к наблюдениям за природой, к рассматриванию предметов окружающего мира, к декоративно-прикладного искусству, к обследованию реальных предметов с целью их последующего изображения или обыгрывания.

Дошкольникам с нормальным психофизическим развитием уже на третьем году жизни (а некоторые авторы указывают и на более ранние сроки) доступно не только рисование с использованием красок и карандашей, но и получение удовольствия от самого процесса. В условиях коррекционного обучения под руководством взрослого проблемные дети могут научиться получать удовлетворение от процесса лепки, рисования, радоваться достигнутому результату в виде красочного, выразительного изображения.

Продуктивное общение взрослого и ребенка в процессе ознакомления с окружающим миром базируется на следующих принципах:

– учет ведущей деятельности и специфических особенностей ее содержания на разных возрастных этапах жизни ребенка;

– ведущее значение деятельности взрослого, задающего образцы действия и поведения;

– определение взрослым условий достижения поставленной цели;

– отработка и закрепление в деятельности детей действий, операций, моделей, значимых для формирования психологических новообразований каждого конкретного возраста;

– создание условий для интериоризации усвоенных действий и моделей во внутренний план деятельности ребенка.

В процессе коррекционного обучения детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии необходимо учитывать все эти принципы. При этом следует иметь в виду, что чем глубже недоразвитие познавательной деятельности ребенка, тем дольше и интенсивнее проводится коррекционно-педагогическая работа с ним.

В обучении малыша раннего возраста используются приемы, формирующие отдельные этапы его деятельности, скорее даже действий, поскольку в раннем возрасте деятельность ребенка сводится к совокупности отдельных действий.

Если речь идет о ребенке, отстающем в интеллектуальном развитии, то отработка отдельных действий под руководством взрослого может быть значима для всего периода дошкольного детства.

Ребенок с задержкой психического развития к концу дошкольного возраста может освоить содержание ведущей деятельности этого периода, а именно моделирование поведения взрослых, основанное на целостном восприятии социальной ситуации. Причем моделирование реализуется и в сюжетно-ролевой игре, и в рисовании, и в конструировании.

 

Вопросы и задания по теме для самоконтроля

 

1. Обоснуйте необходимость участия родителей в процессе ознакомления с окружающим миром детей с проблемами в развитии?

2. На каких принципах базируется продуктивное общение взрослого и ребенка в процессе ознакомления с окружающим миром?

3. Какие знания, умения и навыки детей дошкольного возраста формируются в распознании свойств материалов окружающего мира?

4. Назовите основные задачи занимательных игр-занятий дошкольников с материалами окружающего мира.

5. Что способствует повышению активности детей в играх-занятиях с материалами окружающего мира.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.227.69 (0.017 с.)