Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Традиция урока в российской педагогикеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
На пороге третьего тысячелетия мировое и отечественное образование испытывают ряд кризисных явлений, требующих выбора путей дальнейшего развития системы образования в целом и отдельных ее звеньев в частности. Среди этих проблем одной из наиважнейших является проблема необходимости дальнейшего существования и достаточности в новых социально-педагогических условиях классно-урочной, традиционной для XVIII XX некой школы. Иначе говоря, можно поставить сегодня следующий вопрос: отмирает ли сегодня урок как основная форма учебно-воспитательного процесса в школе и, если это так, то чем он может быть заменен в будущем? Если же урок сохраняет потенциал для дальнейшей модернизации и продолжит, возможно в иных формах, свое существование, то что составляет его неизменную сущность, что обеспечивает его жизнеспособность в педагогической истории? От каких факторов зависит генезис теории и практики урока в современной отечественной школе? Достаточно интересным представляется следующий факт. В отечественной педагогике проблематике урока посвящено не так уж много места, как можно было бы ожидать. Это касается как дореволюционной, так и советской педагогической мысли. Думается, что причина этого кроется в рутинности урока при его восприятии теоретиками педагогики. Урок стал привычен, внешне он не содержал исследовательской «интриги», столь необходимой педагогической науке, он скорее относился к сфере исключительно педагогической практики, являя собой до конца очевидную вещь. Поэтому об уроке писали в общем дидактическом контексте - как об одной из форм, очевидно, главной, учебно-воспитательного процесса. В самом обобщенном виде, историко-педагогический генезис урока в традициях отечественной педагогической культуры представляется следующим. Урок, проникнувший в Россию из европейской педагогики во второй четверти XVIII века, утвердился к началу века XIX как одна из ведущих форм организации обучения. Правда, нет возможности говорить об уроке как об единообразно понимаемом в разные исторические периоды термине. Урок в понимании XVIII-XX веков – это отличные друг от друга вещи, что далее будет подробно представлено. Проблемы урока, его правильной организации полумили отражение в педагогических воззрениях К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, Н. А. Корфа, Н. Ф. Бунакова, В. И. Стоюнина. Однако, нельзя с уверенностью говорить, что их идеи в полной мере были востребованы педагогической практикой своего времени. Российская дореволюционная школа во второй половине XIX века испытывала существенное воздействие, в том числе и в понимании роли урока, германской педагогической культуры. Дальнейшее развитие тема урока получила в трудах В. П. Вахтерова и, главным образом, П. Ф. Каптерева. Предреволюционная и советская педагогика 20-х годов нанесли по уроку мощный критический удар, поставив под сомнение саму необходимость его существования в новой школе. Такие ученые, как С. Т. Шацкий и П. П. Блонский говорили в полный голос об отмирании классно-урочной системы и о замене урока на совершенно новые, инновационные формы. Однако урок как основная форма школьной работы не умер. Сегодня историки педагогики дискутируют вопрос, чем было обусловлено возрождение классно-урочной системы в СССР в 30-е годы - чисто политическим по мотивации возвратом системы образования к «советской гимназии», ориентированной на дореволюционные традиционные педагогические образцы, либо собственно педагогической необходимостью, например, неприятием большинством учительства страны инновационных экспериментов в рамках единой трудовой школы 20-х годов. Именно тогда в 30-50-е годы, в работах В. Д. Курсовой, М. А. Данилова, Б. П. Есипова, С. В. Иванова, а в 60-80-е - М. И. Махмутова, М. Н. Скаткина, Ю. Б. Зотова, Н. М. Яковлева, А. М. Сохор, С. И. Векслера, В. А. Онищук, В. В. Давыдова урок получает доминирующее значение (подразумеваемое, но не декларируемое открыто) как самостоятельная теоретико-педагогическая проблема. Эти две «волны» повышенного теоретического к уроку сопровождались соответствующими периодами критических пересмотров существовавших норм в его организации. Первые случаи менее официального подхода к рассмотрению урока в советской школе связаны с практическими попытками его усовершенствования. Липецким метод, дидактическая деятельность педагогов-новаторов 80-х годов, теоретическая и практическая работа по внедрению коллективных способов обучения, сделанная В. К. Дьяченко и его последователями, - все это примеры первой волны критической рефлексии урока, попытки не придавать ему самодовлеющее педагогическое значение, отступление от понимания урока как самоцели педагогической деятельности. О второй такой волне можно говорить лишь в потенциальном смысле сегодня. Слишком велики трудности современной отечественной школы, чтобы можно было реально говорить сегодня о замене урока чем-то принципиально иным. Но по работам, посвященным педагогическим инновациям последнего десятилетия (Н. В. Кларин, Б. Т. Лихачев, В. И. Андреев и другие) линия утраты уроком монопольного положения по сравнению с другими формами организации учебной деятельности, его уравнения с ними прослеживается достаточно сильно. Историки педагогики реализуют в своих работах чаще всего две основные исследовательские модели. Либо, идя от сохранившихся источников информации о прошлом, они пытаются его объективировать, либо, вычленив актуальные педагогические проблемы современности, пытаются найти в прошлом ситуации, доступные сравнительному анализу – по эпохам, культурам и т. п. В данном случае, второй способ предпочтительней. Актуальность выявления именно сущностных черт урока в его историко-педагогическом генезисе, а не всей совокупности сведений о нем в истории, - аргумент в пользу этого тезиса. При этом, нельзя отрицать, что данная проблема важна сегодня не только как теоретическая, но и как собственно историко-педагогическая, познавательная. Обозначенную выше проблему, - судьбу урока в современной отечественной школе, с историко-педагогической точки зрения можно рассматривать через поиск ответов на множество вопросов. С какого момента можно говорить о действительном (а не терминологическом) появлении в ней урока? Имеет ли он специфику в сравнении с европейскими аналогами? Что исторически влияло на его трансформацию в российской педагогике? Какие черты урока остаются при этом генезисе неизменными? Через что же возможен полноценный историко-педагогический анализ эволюции урока? Представляется, что в первую очередь и легче всего узнать, что понимали современники той или иной эпохи под термином «урок», если педагогическая мысль этой эпохи такие определения сохранила. Сопоставление этих определений способно представить некоторую эволюционную модель теоретических представлений об уроке в российской педагогической культуре. Тот же алгоритм может использоваться и при выявлении критериев понимания «хорошего, настоящего» урока в различные периоды отечественной педагогической истории. Одним из исследовательских разворотов может стать и определение роли учителя в процессе урока, в выборе им той или иной его формы или, например, в определении результативности проведенного урока. Ситуация многогранна. Во-первых, проблема роли учителя в учебном процессе и значимости в нем урока вряд ли отделимы друг от друга. Урок без учителя обыденное педагогическое сознание вот уже много лет представляет себе с большим трудом. Однако это возможно, например, при использовании ТСО или при организации самообразовательной работы учащихся. Другой вопрос, что теряется при этом. Во-вторых, историко-педагогический генезис урока в педагогической теории и его развертывание в педагогической практике, особенно в отечественной педагогической культуре, не обязательно совпадают в своих ведущих тенденциях. Анализ урока только на теоретическом материале может не констатировать объективную историко-педагогическую реальность школьной практики. Возникает вопрос взаимного дополнения анализа, сравнения этих страт. B-третьих урок неотделим (или отделим методами исследования) в своей историко-педагогической эволюции от классно-урочной системы, от понятия «класс» как более или менее однородной группы учащихся, с которой работает педагог в рамках урока. Может существовать урок без класса и классы без уроков? Представляется, что перспективным был бы сравнительный (по эпохам и по типам учебных заведений) анализ урока в российской школе и педагогической науке. Может ли считаться полноправным уроком занятие в школе мастеров грамоты или братской школе в древнерусский период? Как соотносимы друг с другом те занятия, которые тоже назывались уроками у кадетов, смолянок, воспитанников дворянских благородных пансионов и лицеев, гимназий, реальных, народных и коммерческих училищ? Почему отказ от классно-урочной системы и замена ее в единой трудовой школе 20-х годов на лабораторные, бригадные и иные формы обучения, все же заставил, в конечном счете, урок возродиться? Что же позволяет уроку оставаться столь универсальным, способным к эволюции и долговечным? На эти вопросы мы и попытаемся далее ответить. Этимологически понятие урока появилось в русском языке не как педагогический термин, а в гораздо более широком смысле. Это слово появляется на Руси с X века и применяется в двух смыслах: во-первых, обозначая запрет, договор, правило (например, уроки, установленные княгиней Ольгой древлянам и другим племенным союзам Киевской Руси или урочные годы XVI века, знаменовавшие начало крепостного права) и, во-вторых, как поучение, назидание, вывод для будущего («это тебе урок»), то есть в педагогическом, но скорее, в воспитывающем, а не в обучающем смысле современности. С XVII века, видимо, под влиянием появившихся в Москве по малороссийскому образцу братских школ, понятие урок приобретает и собственно дидактический смысл, - урок как вид учебной работы. Появляются сочетания «задать урок», «выучить урок», «брать и давать урок», наряду с «урочными часами» и даже «урочными праздниками», которые употреблялись в религиозном смысле. В первой половине XVIII века чаще чем термин урок употребляется иностранное понятие «экзерциция»,- как в армейском обиходе, так и в педагогике, что можно понимать в широком смысле всевозможных учебных занятий. С XIX века урок как термин уже прочно входит в педагогическую терминологию России, что косвенно свидетельствует о распространенности термина и его укоренении в практике. В XVIII веке российская школа претерпела значительную эволюцию от профессионального учебного заведения типа Навигацкой школы до сословных учебных заведений. При этом можно достаточно уверенно констатировать, что во всех типах ее существовала и реализовывалась классно-предметная система, характеризуемая двумя чертами. С одной стороны, в этой школе предусматривалось деление детей на классы, то есть относительно однородные возрастные группы, с другой - перевод в новый класс определялся не столько возрастом учащегося, сколько прохождением им в данном классе группы определенных учебных дисциплин (русская, математическая, навигацкая школы в рамках школы в Сухаревой башне в Москве). К этому можно добавить формирующееся в отечественной педагогической мысли той эпохи понимание необходимости построения учебно-тематического плана преподавания конкретного учебного предмета (Ф. Прокопович) и принципа соразмерности количества преподаваемого материала возможностям детей (В. Н. Татищев, например, предлагал в случае успешного выполнения учащимся задания отпускать его домой, дабы не отбить у детей желание учиться). Но наиболее полное представление об уроке в российской педагогике XVIII века дает проект регламента Академической и московской университетских гимназий М. В. Ломоносова. На его основе можно составить достаточно полное представление, что называлось уроком в практике российских учебных заведений того времени. Производилось по возрасту учащихся и тем учебным предметам, которые этим классом проходились. Поэтому сами классы часто назывались «русскими», «латинскими» и «научными». Для прохождения разных предметов планировались разные сроки обучения. Перевод из класса в класс осуществлялся на основе успеваемости и проводиться должен был индивидуально. Одновременно в рамках одною класса шло изучение нескольких циклов (блоков) учебных предметов. Продолжительность занятия (урока) составляла 2 часа, составлялось годовое расписание уроков. Уроки делились на домашние и школьные; последние, в свою очередь, на приватные, то есть те, которые вел только один учитель, и общие, на которых, видимо, могли присутствовать дети разных возрастов (классов), несколько педагогов и администрация (ректор гимназии). Такие уроки, насколько об этом позволяет судить текст регламента, были похожи на современные занятия учащихся в соответствие с индивидуальными маршрутами их обучения. Кроме того, можно говорить и о существовании ранних (приготовительных) уроков, когда старший по возрасту ученик из другого класса (аудитор) должен был проверять подготовку учащимися заданий (домашних или повторительных), фиксируя индивидуальные результаты в соответствующей таблице. Таким образом, педагог, приходивший на следующий, приватный урок сразу мог получить информацию о подготовленности учеников к занятию. Сам процесс подготовки учащимися к ранним урокам видимо строился на основе использования запоминания, порой зазубривания пройденного на предыдущих приватных уроках материала. Второй урок, следующий за ранним, предполагал разминку, в ходе которой педагог давал ученикам краткие (в зависимости от содержания упоминавшейся выше таблицы) задания. Они имели характер настроя учащихся на работу и закрепления пройденного, готовя их к главной части учебных занятий - к уроку в форме лекции. Впрочем, в российской школе XVIII века лекции также не имели вида, преподаватель и излагал скорее не собственный взгляд на изучаемую проблему, сколько трактовал и комментировал содержание зачитываемых частей той книги, по которой велось преподавание. Мы не можем констатировать уровень насыщения российских учебных заведений XVIII века учебными пособиями, хотя, предположительно, их слало гораздо больше, чем в XVII веке. Но вряд ли можно творить о том, что книга, по которой преподавался предмет, была у каждого ученика. Кроме того, для данной эпохи не существовало строгого разделения на учебную и собственно научную книгу, в особенности это касалось гимназий при университетах, когда речь шла о подготовке будущих ученых. Урок-лекция в вышеизложенном варианте и был основным видом экзерциций. В ходе домашних уроков, которые могли готовиться как в помещении школы, так и дома (на месте жительства учеников), последние должны были индивидуально или совместно выучить содержание прочитанной учителем лекции. Совместные повторения усиленно практиковались, так как сказывался недостаток учебных и научных пособий. Во всяком случае, известно, что имевшиеся в наличии книги на руки учащимся выдавались. Около 3 раз в неделю проводились дополнительные уроки в форме урока-разминки, то есть индивидуального или общего (фронтального) опроса учащихся. Результативность учебных занятий проверялась в ходе многочисленных экзаменов. Известны практиковавшиеся в разных типах отечественных школ XVIII века ежемесячные, полугодовые, годовые переводные и выпускные экзамены. Они проводились в устной форме и в присутствии других педагогов (в том числе и университетской профессуры), школьной администрации и шефствующих над данным учебным заведением сановников. Имея публичный характер, они заботили в большей мере самих педагогов, нежели учеников, что заставляло первых усиленно натаскивать учеников, дабы произвести впечатление их познаниями, а, значит, и способностями педагога. Большое количество упоминаний и самим М. В. Ломоносовым, и другими педагогами XVIII века такого положения как ненормального (превращение экзамена в спектакль перед начальством и публикой), необходимость проверять действительные, а не мнимые знания, говорит и о том, что данная проблема решалась очень медленно. Среди дидактических правил, которыми должен был руководствоваться педагог на уроках, до нас дошли следующие: не отягощать учеников избытком информации, зная, кто из учеников в чем силен, стараться подтянуть его западающие качества, следить за соответствием сообщаемой информации возрасту учеников, дабы не отбить желание учиться. В классе немаловажное место занимала таблица поведения учеников, обновляемая помесячно. В понятие «поведение» включались такие индивидуальные характеристики, как прилежание, остроумие (сообразительность, а не чувство юмора). Ученики в этой таблице делились на лучших, посредственных и последних. Существенные изменения в развитии теории и практики урока произошли в российских учебных заведениях второй половины XVIII века и первой половины XIX веков. В благородных дворянских пансионах при университетах, в Царскосельском лицее практиковалось пересаживание наиболее успевавших «первых» учеников ближе к учителю, некоторое уроки посвящались целиком самостоятельному чтению учащихся, либо краткому и интересному рассказу учителем нового с проведением затем «сократической беседы», как назывался такой способ преподавания в то время, когда учащиеся задавали учителю вопросы, высказывали свое мнение и полемизировали между собой и с педагогом. Данный период становится временем появления на уроках наглядных пособий, утверждение в педагогической теории мнения об их обязательности Критерием качества преподавания становится понятность детям преподаваемого, умение учителя донести до них содержание своего предмета. Для практически всех ученных заведений страны время Екатерины II стало отправной точкой составления расписания учебных занятий. И. И. Бецкой в своих популярных педагогических работах говорил не только о привлекательности интеллектуального, научно ориентированного образования, но и предупреждал, что неправильная его постановка может заставить скучать учащихся. Во избежание такого положения он предлагал организовать преподавание только на русском языке, что было актуальным для своего времени. Ф. И. Янкович выдвинул аналогичные дидактические принципы ясности, понятности детям, преемственности содержания, наглядности в преподавании всех учебных дисциплин. Однако, интересным представляется следующее общее наблюдение. Сегодня мы справедливо восхищаемся расцветом российской культуры пушкинской эпохи - эпохи национального взлета страны. Можно предполагать, что отечественная система образования сыграла существенную роль в достижении такого высокого уровня культурного развития. Однако, сами выдающиеся деятели российской культуры (декабристы, В. Ф. Одоевский, А. И. Герцен, В. Г. Белинский и другие представители отечественной интеллигенции), анализируя собственное жизненное становление, отмечали главенствующую роль не образования в учебных заведениях, а домашнего, литературного самообразования (Ю. М. Лотман, Б. Ф. Егоров). Для российской педагогики рубежа XVIII-XIX веков был характерен спор по вопросу, какая школа является более перспективной для решения образовательных задач страны: строгая, несколько скучная, но серьезная, готовящая детей к будущей взрослости, воспитывающая волю и привычку к систематическому, не всегда интересному, но кропотливому труду, развивающая в детях чувства долга и ответственности; или школа интересная, основанная на игре, естественная и сообразная детскому характеру, детской природе, создаваемая по образцу филантропинов Базедова. Удивляясь неизменности за 200 лет дискуссии по этому вопросу, можно сделать два наблюдения. Во-первых, отечественная школа и педагогическая мысль (во всяком случае, в лице К. Д, Ушинского) в целом сделала выбор в пользу первою направления, конечно отоваривая желательность гармоничного соме шипя серьезности обучения и детского интереса. «Учить играя можно только самых маленьких детей... Воспитание должно еще дать привычку к труду, потому что серьезный труд всегда тяжел... на долю воспитанника должно доставаться столько руда, сколько могут одолеть его молодые силы...», заявлял Ушинский. Таким образом, в российской педагогической культуре через урок шло постепенное приучение учащихся к серьезному научному труду как идеал взрослости. Во-вторых, если в XVII веке господствовала индивидуально-урочная, а в XVIII - классно-предметная система обучения, а педагогическая мысль в максимальной степени решала проблемы содержания образования (отвечала на вопрос «Чему учить?», что подразумевало соответственные преобразования личности учащегося), то. начиная с первой половины XIX века все большее внимание стадо уделяться и формам организации обучения («Как Эффективно учить?»). Не л и по данному вопросу в XV1I1 веке между государством, монополизировавшим руководство делом образования, и образованным обществом страны не было существенных разногласий в понимании полезности Просвещения молодежи, то с началом века XIX не только философско-образовательные установки, но и собственно педагогические воззрения государства и общества стали стремительно расходиться. Если российская государственность с 1802 года, создавшая МНП, пошла по пути постепенной регламентации и унификации форм обучения, то более или менее радикально настроенная педагогическая общественность встала на позиции внешкольного, литературного, самостоятельного по освоению личностью культурного развития молодого поколения. Именно в этом контексте Царскосельский лицей пушкинской поры давал образцы для подражания. Свобода детского духа, атмосфера творения, общение с лучшими преподавателями-учеными своей эпохи, - и все это в условиях достаточно жесткого воспитательного стеснения лицеистов. По сути, это была реализация идеи Д. Локка: свобода интеллектуального развития и жесткость воспитательных требований к ребенку, вырабатывающих полезные привычки, что «канализирует» детскую энергию в книжное (научное и общественно полезное), эстетическое (поэзия, музыка) развитие. Осуществление данной идеи в рамках учебного заведения в России и предопределило появление из стен лицея тех выпускников, которых справедливо отождествляют с элитой страны. Таким образом, в России первой половины XIX века педагогическим сообществом было достигнуто понимание того, что формальное отношение к уроку может сделать из него инструмент удушения детского интереса к учебе. Следующим этапом в развитии воззрений на урок стало творчество К. Д. Ушинского. Споры вокруг его имени не утихают. Как на основателя отечественной педагогической науки, на него так принято ссылаться, что его воззрения, как это часто бывает с классиками, становятся просто удобными для доказательства прямо противоположных позиций. Если добавить к этому идеологическое использование Ушинского в советское время, то неудивительным будет следующий пример: в трактовке С. В. Иванова (1951) К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, Н. И. Пирогов, Н. А. Корф, В. И. Водовозов, Н. Ф. Бунаков, Н. К. Ельницкий представляли самобытное, отечественное восприятие педагогической наукой урока, в то время как существовало параллельно и некое направление низкопоклонников перед Г. Гербартом и А. Дистервегом, представленное П. Ф. Каптеревым, заимствовавшим свои воззрения на урок у Лая, М. И. Демковым (Гербарт), Паульсеном (Грубе, Фогель), Евтушевским (Бенеке), Гуревичем. Такие характеристики, чем-то напоминающие советские разоблачения шпионов различных разведок 30-40-х годов, конечно, не отражают реальных механизмов взаимодействия педагогических культур. Если верить С. В. Иванову, то магистральный путь развития отечественной дидактической мысли шел от самобытности и величия К. Д. Ушинского к низкопоклонству П. Ф. Каптерева (странно, что западное влияние все же победило). Следует констатировать, что целостно оформленного сочинения по теории урока у К. Д. Ушинского нет. Его высказывания и замечания по данной проблеме носят разрозненный и чаще всего критический по отношению к существующей практике характер, сводившейся к опросу домашнего задания и сообщению нового материала. «Учителя сваливают на детей всю тяжесть обучения, не подумав выучить их учиться. Занимаются спрашиванием уроков, что можно делать в полусонном состоянии или, если они ярые прогрессисты - развитием детей, не имеющим никакого отношения к урокам, а экзамены все-таки падают на маленького ученика». Думается, что данную цитату К. Д. Ушинского даже не надо комментировать в ее современности. Видимо, причины живучести такой практики лежат вне дидактического творчества, вне собственно педагогики,- в живучести государственной школы, монополизирующей учебно-воспитательный процесс. Для нашей темы необходимо суммировать высказывания и воззрения К. Д. Ушинского по проблеме «Что считать хорошим уроком?». Для великого российского педагога хорошим был урок, который удовлетворял нескольким требованиям. На уроке должны были работать все дети, весь класс, в течение всего урочного времени. Дома дети должны были только повторять, но не проходить ничего нового самостоятельно, иначе говоря, учитель не имел права оставлять неизученным материал на уроке, перекладывая его изучение на самостоятельную работу детей. Урок должен был быть достаточно труден для ученика, он не только должен обогащать его знаниями, но и вырабатывать, воспитывать волю. В народной школе набор в классы должен заканчиваться одновременно, после чего принимать детей нельзя, ибо это парализует работу всего класса, но так и не позволит вновь принятому догнать остальных. Учитель может делить класс на группы сильных и слабых учеников, с каждой из которых он работает по-своему. Ушинский не только оправдывает существование классно-урочной системы, но и считает ее антропологически органичной, когда всякому возрасту соответствует своя «порция» материала для усвоения. Не важно, какая форма выбираемся для конкретного урока, соответствует ли он каким-либо жестким формальным требованиям. Выбор формы урока должен зависеть от особенностей учащихся детей и от тех дидактических задач, которые на данном этапе ставит учитель. При этом урок лишь форма, а в качестве целеполагания должно доминировать не обучение, а развитие ученика. «Дидактика не может иметь претензии перечислить все правила и приемы преподавания. Она только указывает на главнейшие правила. Практическое же применение их бесконечно разнообразно и зависит от наставника». Важно создать на уроке семейную, доверительную атмосферу, особенно важен в этом отношении первый, вводный урок. Если дети устали, необходимо сменить вид деятельности (пение, чтение, декламация стихов), урок должен быть в этом смысле разнообразен. Если ребенок справился с заданием, можно отпустить его домой. Единственное, чего допускать нельзя - это чтобы у ребенка создавалось впечатление, что на уроке можно сидеть и ничего не делать. К. Д. Ушинский говорит и о ряде условий успешного урока, зависящих от мастерства педагога. Это уже своеобразный набор дидактических правил-принципов, применимых к каждому учебному предмету. 1. Единственный способ провести по-настоящему хороший урок - это провести его так, чтобы внимание детей постоянно удерживалось учителем. Детское внимание не врождено, к такой работе детей надо готовить. Но учитель должен стараться постоянно поддерживать познавательное возбуждение класса, например, связывая известный и неизвестный материал. При этом, он должен неоднократно и разнообразно возвращать детей к той мысли, которая должна быть ими усвоена на данном уроке. 2. Смена методов проведения урока по сути заключается 3. Ушинский беспокоится по поводу правильной постановки самостоятельной работы учащихся. Он не против нее в принципе, он не допускает лишь крайней ее формы, делающей такую «самостоятельную» работу бессмысленной с точки зрения педагогики, когда вся тяжесть обучения перекладывается учителем на ребенка. Также Ушинский отрицает и центровку всего урока на учителе при пассивном восприятии детьми. Правильная постановка урока для К. Д. Ушинского, когда дети выполняют все самостоятельно, но под руководством учителя, который перед этим научил их учиться. Характерно, что для педагога различаются понятия «ученик» и «учащийся». 4. Для учащихся урок должен стать местом и моментом 5. Говоря о повторении, К. Д. Ушинский различает его правильную и неправильную постановку. Когда пытаются заставить детей вспоминать то, что уже давно забыто, то это нельзя считать повторением. Учитель должен строить уроки так, чтобы предупреждать забывание. Повторение должно носить активный со стороны ученика характер самоконтроля, учитель же в процессе каждого повторения должен обязательно добавлять частицу нового материала. 6. Следует оговориться, что принцип наглядности который сегодня педагоги понимают порой узко (картина, ТСО и т. п.), во времена К. Д. Ушинского трактовался иначе - как связь содержания преподавания с жизнью, построение урока на конкретных, известных детям образах, а не на отвлеченных абстракциях. Ушинский ратует за наглядность, сближающую учителя и учащихся, создающую обстановку непринужденности. Также, как урок, в представлении Ушинского, не есть нечто самодостаточное, законченное, а лишь, звено в цепи уроков, реализующих учебную цель, наглядные пособия должны представляться учащимся в системе от одного урока к другому, а не просто как украшательство. 7. К. Д. Ушинский яростно противится отрыву на уроке обучения от воспитания, для него эти два действия неразрывны. «Учитель на уроке должен пользования всяким случаем, чтобы посредством обучения закину и, в душу дитя in какое-нибудь доброе семя». Но также яростно он выступает против морализаторства педагогов на уроках. «Приучая детей слушать высокие слова нравственности, смысл которых не понятен, а, главное, не прочувствован детьми, вы приготовляете лицемеров». Для великого русского педагога морализаторство антипод воспитывающего обучения, гораздо худший, чем применение к детям разнообразных наказаний, вплоть до телесных. 8. Говоря о порядке на уроке, Ушинский видит его условие в правильной организации урока учителем. Если уроки приведены в систему, если на уроке царит деловитость, нет скуки, если у детей пробуждено чувство долга, если задания посильны и есть доверие учащихся к учителю – будет и порядок. Если есть порядок, то не нужны будут поощрения и наказания, возведенные в абсолют. Для Ушинского они лишь сильно действующие лекарства, которые всегда несут и побочным эффект, поэтому лучше естественный ход событий. 9. Огромное внимание К. Д. Ушинским уделяется в уроке личности учителя. «Дитя воспитывается, развертывается только под прямым влиянием человеческой личности», - говорит он. Учитель и учит, и воспитывает не только своей личностью, но и предметом преподавания. Он может знать этот предмет не всесторонне, но качественно и добротно. Он более практик, нежели теоретик. И, конечно, он должен быть образцом нравственного поведения. Ушинский ратует за учительские семинарии интернатского типа; народный учитель, если при школе есть интернат, должен жить вместе с воспитанниками.
10. Учитель должен постоянно экономить время урока. Подлинное учение как деятельность учителя должно находить меру между искусством (свободой, творчеством) и мастерством (регулярностью, порядком, алгоритмом). Ушинский отказывается вступать в многотрудные споры об оптимальной продолжительности урока, будоражившие современных ему педагогов. Присоединившись к тому, что для младших детей он должен продолжаться не более 30, для средних - не более 60, а для старших (15-16 лет) - не более 90 минут, Ушинский сметает эти расчеты утверждением, что настоящим, подлинным будет лишь тот урок, на котором дети действительно работали. Учитель не имеет права не успеть на уроке, тем более не может перенести не пройденное на дом, если не научил детей самостоятельно приобретать знания. Именно это порождает, с точки зрения Ушинского, многочисленную и многострадальную зубрежку российской школы. В последующий период урока в гимназии сократился до 50 минут. Учителя, их готовившие и получавшие за преподавание не более 10 часов в неделю отличную зарплату, обязывались к ним готовиться вплоть до проверки инспекторами классов (завучами) конспектов. Предметы гимназии выстраивались иерархически, первенствовали древние языки и математика. Администрация следила за неукоснительным следованием учителями государственным программам. Допускался явный и сознательный перегруз учебного материала, дававший возможность отсеивать не справляющихся в духе гимназической политики правительства. Это заставляло педагогов «гнать» учебную программу, не учитывая степень ее усвоения, что порождало среди учеников старших классов репетиторство для младших, хотя и официально запрещенное. Действовала система социальною (поступление в университет и дальнейшая карьера) и педагогического (похвальные листы, наградные книги, медали, занесение лучших учеников и историю учебных заведений, памятные доски, соревновательность по успеваемости) поощрения в учебе. Контроль сводился к регулярным опросам домашнего задания и подготовке к переводным и выпускным экзаменами, которые рассматривались как главный показатель результативности процесса. Постоянная критика этой системы педагогами и родителями сводилась к тому, что гимназия калечит детей нравственно и психологически, доводя некоторых до суицидов, приводя многих в революционное движение. Лучше с организацией обучения обстояло дело в коммерческих училищах, но они были скорее элитарной школой, лучше обеспечены преподавателями и наглядными пособиями, лабораториями и, главное, были свободнее в смысле их государственного контроля. Но принцип организации преподавания не меняется в зависимости от типа учебного заведения: знание воспринимались как догма, а не как результат аналитической работы учащихся, слабо связывались с практикой. П. Ф. Каптерев, не принимавший как тип педагога «урокодавцев», которые ради заработка готовы были порхать с уроками по 4-5 школам, требовал навести порядок в существующей системе, правильно постановив образовательный процесс, сократив число учащихся и сняв перегрузку программ. П. П. Блонский считал, что порочна сама классно-урочная система, школе нужны лабораторные, экскурсионные, исследовательские формы и методы преподавания. По сути, речь шла о степени радикальности преобразования школы. Следующим этапом эволюции идеального урока представляются воззрения выдающегося педагога рубежа XIX-ХХ веков. Каптерева, отраженные в его книге «Дидактические очерки» и в отдельных статьях. Развивая линию И. Гербарта и его последователей (ясность в преподавании нового материала через его анализ и синтез; метод ассоциаций,рассчитанный на связь нового с уже известным из этой и другихучебных областей; системность изложенияи обобщения; упражнения - пять основных составляющих урока), Капт
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.159.17 (0.015 с.) |