Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Учебно-воспитательный процесс.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Характеристика петербургской казенной мужской гимназии как образовательной системы должна неизбежно включать в себя как основные характерные черни учебною и воспитательного процесса в них, так и отражать условия, обеспечивающие функционирование субъектов данного процесса, то есть хозяйственную жизнь, систему управления гимназией, типологические характеристики гимназических педагогов. Состав учебного курса мужских казенных гимназий Петербурга в первой половине XIX века может быть охарактеризован как энциклопедический. Данный термин отражает с одной стороны явно излишнее число включаемых в содержание гимназического образования учебных предметов (политика, право, статистика, бухгалтерия, философия и другие), что чисто внешне сближало гимназии с университетским образованием, делало гимназистов,- будущих студентов университета,- похожими по проходимым ими предметам на студентов начальных курсов вуза. С другой стороны, большое число выпускников гимназии ограничивались ее курсом и в университеты не поступали, излишняя же обширность гимназической программы приводила к соответственно низкому уровню ее усвоения. В результате реформирования, в том числе и гимназического, образования императором Николаем I в 1828 году, такое положение подверглось пересмотру: гимназический курс был сокращен, кроме того, оставшиеся предметы были фактически разделены на обязательные и дополнительные, по желанию родителей учащихся. Ко второй половине XIX века, Положение о средних учебных заведениях 1864 года министра просвещения А. В. Головнина лишь узаконило и несколько упорядочило уже сложившуюся в гимназиях иерархию учебных предметов, поделив также гимназии на классические и реальные. Главными предметами курса классических гимназий являлись древние языки (главным образом, латынь, потому что греческий преподавался редко за недостатком хорошо подготовленных педагогов) и математика. На основании того, что заработная плата преподавателей именно этих предметов в гимназиях Петербурга (и России в целом) была выше, чем у других педагогов-предметников, а руководство гимназий,— директора и инспекторы классов (аналог наши завучей),— набирался чаще всего именно из них, можно сделать вывод о фактически существовавшей в петербургских мужских казенных гимназиях второй половины XIX века иерархии учебных предметов. Объяснение этому лежит в политической плоскости правительственного понимания пользы для молодежи от изучения того или иного предмета. Древним языкам и математике придавалось особое значение именно в силу их способности «дисциплинировать ум учащихся», делать его логичным, постоянно занятым сложными грамматическими и математическими конструкциями, что не дает возможности проникать в их сознание политически вредных, но легко усваиваемых и популярных в образованном обществе либеральных и революционных идей. Остальным предметам придавалось меньшее значение. Новые иностранные языки (французский, немецкий) изучались более как разговорные. Постепенно в XIX веке уменьшалась продолжительность уроков (с двух до одного часа). Медленно, но неуклонно возникали параллели классов (растущая популярность у дворянства и разночинцев гимназического образования и рост Петербурга наталкивались на правительственные ограничения численности гимназистов). Возраст начала гимназического обучения увеличивался: от 6-8 лет в дворянских пансионах при гимназиях в начале XIX века -века – к 9-11 годам в приготовительных классах к концу столетия. Для обучавшихся в гимназии детей дворян и состоятельной интеллигенции традиционным становится путь получения элементарного начального образования дома, под руководством домашних наставников (приглашаемых учителей, но не гувернеров), или родителей, чаще матерей, после чего ребенок отдавался в начальный класс гимназии. Для детей собственно разночинцев (мелких лавочников, ремесленников, чиновников и канцелярских служителей), которые не могли позволить своим детям качественное домашнее образование, в ходе образовательной реформы 1864 года при гимназиях были организованы приготовительные классы, которые после 1883 года были отменены с целью ограничения допуска в гимназии «кухаркиных детей». Поэтому гимназический курс продолжался сначала 8, а после 1883 года - 7 лет, гимназию оканчивали 18-19 летние юноши. Учебный курс классической гимназии включал 12 учебных предметов. Среди них в качестве новых были гимнастика, пение, законоведение. Письменные упражнения доминировали над устными. Государственный контроль успеваемости учащихся был редким, но достаточно глубоким. В формах работы имели место инициированные сверху кампании, например, практика литературных бесед с разбором ученических сочинений по разным предметам самими учащимися и организация соответствующего диспута. Во второй половине XIX века происходили две гимназические реформы (1864, 1871), где вторая была определяющей. В результате гимназия стала классической, не самостоятельной, а лишь ступенью для поступления ее выпускников в университет. Исчез курс естествознания, был увеличен объем преподавания древних языков, логики и словесности для развития умения самостоятельно мыслить. Общая перегруженность учебного курса гимназий возросла. Идеалом учащегося становится мыслящий, любящий учебный предмет и умеющий самостоятельно трудиться ученик. Предметы были взаимосвязаны. Например, стыковалось изучение церковно-славянского языка и русской истории по летописным подлинникам, соответственно подбирались тексты для проведения литературных бесед. Для поступления в гимназию требовалась сдача вступительных экзаменов (испытаний), для подготовки к ним существовали приготовительные классы, публиковались гимназические программы. Педагогический совет в лице отдельных предметных комиссий отбирал учебные пособия из числа рекомендованных Ученым Комитетом МНП. Популярностью пользовались ученическая и фундаментальная (для учителей) гимназические библиотеки, причем, доступ учащихся, а последнюю производился только по рекомендации педагога-предметника. Интересным представлялся гимназический опыт первичного преподавания черчения относительного последующего курса рисования (от простого к сложному). За курс рисования, который проходился гимназистами по желанию родителей, вносилась отдельная плата. Домашние задания практиковались не более двух письменных в день (за этим обязан был следить классный наставник), гимназистов учили правильному алгоритму его подготовки. От дополнительных занятий в качестве наказания постепенно отказались. Большое внимание со стороны педагогов уделялось каллиграфическому почерку, который вырабатывался на уроках чистописания с помощью специальных шаблонов (транспарантов). Всем педагогам-предметникам вменялось в обязанность исправлять грамматические ошибки учащихся, следя за правильностью написания. Наконец, отдельные петербургские гимназии различались дополнительными предметами (музыка, танцы), что определялось желанием родителей. Воспитательный процесс. Гимназия в своем историческом развитии претерпела изменение от учебного заведения закрытого (интернатного) типа к открытому учебному заведению. С 1871 года в ней появился новый институт классного наставничества, которые заменили бывших классных надзирателей (иногда, гувернеров) в первой половине XIX века и классных воспитателей 60-х годов. Если надзиратель – это «освобожденный» воспитатель, присутствующий на уроках и ведущий только внеучебную работу с гимназистами, то классный воспитатель 60-х годов – это один из преподавателей гимназии, ведущий определенное количество уроков, а основное время посвящающий воспитательной работе с детьми. Классными наставниками становились преподаватели гимназии и гимназическая администрация (директор, инспектор классов), совмещая преподавательскую и воспитательную работу. Гимназисты находились под достаточно жестким контролем, который, однако, не мог стать всеобъемлющим. Различные типы воспитательной документации (кондуиты) позволяли в любой момент иметь максимально большое количество информации о каждом учащемся, однако, эта информация носила порой формализованный характер. В кондуитах имелось три графы - проступки ученика, принятые меры и их эффективность. Интересно, что последняя графа фактически не заполнялась классными наставниками, что и показывает формализованный характер этих журналов. Классные наставники, проживая либо в казенной квартире при гимназии, либо в том районе, где гимназия находилась, хорошо знали семьи учащихся и были обязаны посещать их не реже двух раз в месяц, что усиливало контроль над гимназистами и во внеучебное время. Большое воспитательное значение имели вырабатываемые петербургскими гимназиями их традиции как учебных заведений. Официальное награждение за учебные успехи и поведение золотыми и серебряными медалями дополнялось неофициальным награждением книгами, занесением имен воспитанников на специальные доски лучших выпускников, публикацией историй отдельных гимназий, составлением списков учителей разных лет, публикацией их научно-педагогических трудов. Истории гимназий готовили сами учителя к соответствующим юбилейным датам. Запоминались и использовались как воспитательное средство посещение петербургских гимназий монаршими особами, почетными попечителями, руководством города и губернии. У каждого классного наставника имелся журнал родительских автографов, отчеты об успеваемости и поведении гимназиста доводился им до сведения родителей не реже одного раза в неделю. Именно в гимназиях появилась специальная тетрадь (дневник), в которую записывалось домашнее задание, о котором должен был осведомляться родитель или лицо, его заменяющее по месту жительства гимназиста. Наказание (взыскание) гимназисту мог назначить лишь классный наставник или педагогический совет гимназии, причем, рекомендовалось, чтобы наказание соответствовало свершенному проступку. Гимназическим врачом отслеживалось освобождение ученика от учебных и гимнастических занятий. Если от гимнастики имелось уважительное освобождение, то физические занятия обязательно заменялись другим видом учебной работы. В гимназиях было 2 звонка: первый - за пять минут до окончании 55-минутного урока, для учителя, и основной - для учащихся. Отстающих учеников оставляли заниматься дополнительно после уроков или в выходные дни под контролем специально назначенного педагога, хотя сам педагогический коллектив понимал достаточную противоречивость и недостаточную эффективность такой меры. Оценки в гимназиях выставлялись по мере улучшения текстом (в первой половине XIX века они были цифровые и понижались по мере улучшения от 5 к нулю, но нуль как лучшую оценку в журнале ставить было запрещено, лучшие оценки выставлялись текстом). Большое значение придавалось постановке преподавания Закона Божия, причем, прежде всего, в воспитательных целях. Поэтому и оклады Законоучителей были достаточно высокими, несмотря на то, что они были совместителями.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.67.189 (0.014 с.) |