Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Женщина в отечественной школе:Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОКИ ЯВЛЕНИЯ В современной отечественной педагогической теории нет обобщенного анализа проблемы женского педагогического профессионализма, свойственного современной школе. Имеются лишь социологические выборки, показывающие явное преобладание женщин в школе и проясняющие некоторые последствия такого положения при кажущейся очевидности причин, к нему приводящих. Причины преобладания женщин в школе можно рассматривать как в русле научного, так и в русле обыденного понимания, в последнем случае объяснение отсутствия в школе мужчин заключается в низкой оплате учительского труда. Но такое объяснение можно частично опровергнуть тем, что примерно сто лет назад статус учительской профессии был не намного выше, чем сейчас, однако, большинство педагогов были мужчинами. Поэтому рассмотрение такой проблемы является естественным для истории профессия школьною учителя воспринимается сейчас как «женская», но когда -то бывшая полноправно «мужской». Автор пытается комплексно сопоставить, две социально-педагогические ситуации в рамках российской педагогической истории – вторую половину XIX и вторую половину XX веков. В самом общем виде, первый период характеризовался достаточно массовым и нарастающим прорывом женщин из области частой жизни в область жизни общественной, процесс, получивший у современников название «эмансипации». Результатом было то, что именно педагогическая профессия стала той профессиональной сферой, в которой все субъекты российского педагогического процесса (государство, образованное общество, родители, учительство) признавали естественность женского участия. Сегодня, по прошествии длительного исторического времени ситуация абсолютного женского преобладания м школе, воспринимается общественным сознанием как естественная, но это понимание несет иную смысловую нагрузку. Частью педагогического сообщества такое женское преобладание в школе воспринимается как негативное, отражающееся отрицательно с педагогической стороны, что приводит к обыденному расхожему суждению, распространенному среди педагогов, - верните в школу мужчин (дайте им там достойную зарплату), - и собственно педагогические проблемы решатся молниеносно. Мужской элемент в школе воспринимается как однозначно полезный, насчет женского присутствуют сомнения, но с ним мирятся как с безысходностью. Поэтому суть проблемы необходимо сформулировать так: оправдано ли такое суждение, связанное с мужским присутствием в школе как универсальным средством решения педагогических проблем и каких? Что специфического, педагогически уникального и при каких условиях привносит женщина-педагог в школьное дело и каков в целом (положителен или отрицателен) знак этой специфики и уникальности? Ответ на данные вопросы будет дан только с историко-педагогической точки зрения. В истории российской школы и педагогической мысли государство в последние три столетия играло роль монополиста, диктующего свои условия развития образовательной сфере, регулирующего и контролирующего ее в своих политических интересах. Для осуществления полного контроля было необходимо регулирование государством в первую очередь педагогического образования. Эмансипации государство же не могло в полной мере препятствовать. Поэтому, говоря о политическом сознании российской государственности второй половины XIX века можно говорить о формировании в нем некоторого спектра позволительных «женских» профессий, в которых социальная реализация женщин с точки зрения государства не влекла отрицательных издержек. К таким профессиональным областям относились медицина, статистика, связь и образование. Такая позиция обусловила появление в женских учебных заведениях педагогической подготовки старших классов, что встретило и положительный отклик среди самих учениц. Таким образом, до 1917 года, реальных социально-политических препятствий для приобщения женщин к педагогической профессии в России не было. Число женщин-педагогов в школе дореволюционной России было несравнимо меньше, чем мужчин, но, постепенно менялось в сторону их увеличения (с 1 % в 1860 году до 15 % в 1914). Несколько иной, чем государственное отношение к участию женщин в школьном деле, было отношение к этой проблеме образованного общества. Теоретики общественно-педагогического движения, классики педагогической мысли страны считали, что педагогическая подготовка необходима женщинам не только в силу профессиональных или социальных причин, сколько в силу их будущего материнства (женщина-мать выступает как первый, наиболее важный педагог, поэтому должна быть готова к такой роли, а роль семейного, материнского воспитания не сможет заменить никакая «правильно устроенная» школа, женщина, таким образом, уже более подготовлена к педагогическому делу самой природой, эта профессия для нее естественна в силу материнства). Другой причиной рассматриваемого явления был острый недостаток числа педагогов в условиях быстрого роста отечественной школы. Поэтому для части женщин-педагогов, выбор ими этой профессии носил творческий характер или был формой реализации общественно-полезного служения своему народу в духе идеологии народничества (то есть педагогическая деятельность не воспринималась как профессиональное призвание, но как польза своему народу, готовность пожертвовать своими личными интересами ради его блага, в том числе, и на педагогическом поприще). Для другой этот профессиональный выбор был вынужденным в силу их социальной недостаточности (большинство выпускниц женских учебных заведений дореволюционной России, то есть женщин образованных - мещанки или лица разных чинов, не имевших иных путей утверждения, кроме успешною замужества или ограниченной государством и социальными стереотипами профессиональной деятельности. Для них этот профессиональный выбор был в какой-то степени дискриминационным. Число женщин-педагогов в российской системе образования было велико в женских учебных заведениях (почти полное профессиональное воспроизводство классных дам из бывших воспитанниц институтов благородных девиц) и в начальной народной школе. Даже в женских средних учебных заведениях (мариинских гимназиях и прогимназиях) преобладание педагогов-мужчин было полным. Заработная плата женщин-учительниц начальной народной школы за аналогичную с мужчинами работу была первоначально ниже. Лишь в школах, входивших в компетенцию российских земств она была большей, как и число женщин-учительниц. Такое положение явно суживало возможности распространения женщин в педагогической профессии. Кроме того, российское образованное общество строило свои планы в образовании на критике существующей системы как антинародной, формальной и казарменной, то есть, лишенной гуманистического и жизненного компонента. Участие женщин в педагогической деятельности должно было внести именно этот компонент, а если при этом она будет подготовлена на уровне научно-педагогических достижений своего времени, то это значительно повышало ее профессиональную ценность в глазах педагогической общественности. В целом, постепенно формировался взгляд на женщину-педагога как лучшее изначально в сравнении с неестественной мужской педагогической ролью в критикуемой школе. С женщиной-педагогом связывались надежды педагогического обновления. В итоге следует отметить, что количественное увеличение числа женщин-педагогов в отечественной системе образования в дореволюционные годы, определялось целым рядом факторов: · профессионально-педагогическим (недостаточное число педагогов-мужчин, не обеспечивающее потребности развивающейся системы образования в условиях ее постепенной массовизации, особенно в сфере начальной народной школы); · политическим (с позиции государства деятельность женщин-педагогов была менее опасной, так как качество женского образования было ниже мужских аналогов в то время, женщина-педагог выступала более как практик, методист, нежели «умствующий» ученый, способный заразить, учеников нежелательными воззрениями, к тому же менее требовательный и протестующий в борьбе за свои социальные права); · идеологическим (женская эмансипация сама по себе составляла часть демократической идеологии того времени, а равенство женщин с мужчинами проявлялось и на поле общественного служения (народничество) и на поле профессиональном); · социальным (отсутствие у женщин, получивших образование, широких возможностей для профессионального приложения своих сил при существовании необходимости социального выживания себя и своих семей: копен XIX начало XX века - время, когда женщина-работница, получающая гораздо меньше, чем мужчина, продолжает работать, ибо се приработка как раз и хватает как дополнения к недостаточной зарплате мужа. Такие аналогии можно встретить и по отношению к женскому педагогическому труду, причем, не только в дореволюционной России); · философско-педагогическим (существование взгляда на естественную предрасположенность женщин к педагогической деятельности в условиях несостоятельности существующей «мужской» системы образования). Также следует отметить, что действие в России того времени политического, социального и профессионально-педагогического факторов было аналогичным европейским образовательным реалиям этого исторического периода. Советский период российской педагогической истории характеризовался единством трех процессов: приданием системе образования массового характера, что потребовало соответственной массовой обеспеченности со стороны педагогического персонала; существование, особенно в 20-30-е годы государственной идеологии «раскрепощения» женщины от семьи при социализме, что значительно меняло восприятие традиционных социальных ролей для молодых поколений; большое вовлечение мужчин в иные профессиональные сферы, в особенности в 30-40-е годы (военное дело, промышленность, репрессивные органы, военные потери и потери от репрессий). Все эти процессы несомненно сказались на проблеме женского участия в педагогическом деле и привели к следующим практическим последствиям: · Длительное во времени количественное преобладание женщин не только в начальной, но и с 1954-56 годов - в средней школе, которое стало восприниматься как нормальное, более или менее естественное явление, по крайней мере, на уровне привычки. · Отсутствие серьезности в восприятии проблемы психолого-профессиональной специфики в мужском и женском педагогических подходах (стилях) в условиях социалистической школы (казалось, что реально никакой разницы в педагогической работе мужчины и женщины не существует). Идеологическая эмансипация в крайних формах привела к исчезновению границы в этой области, к «бесполому» педагогическому процессу не только с точки зрения учащихся, но и педагогов. · Наличие фактической профессиональной безысходности для женщин в условиях советской экономики с приоритетами тяжелой промышленности и с отставанием легкой и сферы услуг. Педагогическое образование позволяло женщине получить профессию, пусть и недостаточно оплачиваемую, но Даже беглый обзор этих последствий показывает, что социальный и профессионально-педагогический факторы продолжают действовать и в советское время, а идеологический лишь сменил субъект своею инициирования (женская эмансипация как идеология российской демократической интеллигенции стала в советское время государственной идеологией), философско-педагогический же практически исчез как действенное условие формирования женского участия в педагогическом деле. Современное практическое состояние проблемы показывает дальнейший рост удельного веса женщин-педагогов. Если в 1975 году доля мужчин-учителей составляла 21 % от их общего числа, то к 1993 году их число снизилось до 17 %. Думается, что приведенные здесь цифры несколько завышены, потому что, вероятно, во-первых, не учитывают специфику школ (в эти цифры включены спецшколы, спортивные школы, в которых число педагогов-мужчин традиционно больше, чем в общеобразовательных), во-вторых, это динамика Петербурга, а в провинции положение предположительно должно быть еще очевидней. Продолжает существовать мнение о психологической и исторической обусловленности такого сложившегося разделения труда, о предрасположенности и лучшей подготовленности женщин к педагогической профессии. Причины недостаточного числа педагогов-мужчин в современной школе видятся социологам образования в следующем: · ограниченность сферы для общения мужчин в сложившемся женском педагогическом коллективе; · часто неосознанное, но предпочтение к педагогам-женщинам со стороны школьной администрации как к более исполнительным, ответственным и комформным по сравнению с мужчинами, критичность педагогов-мужчин, их потенциал для карьерного роста, внушающий администрации опасения; · главное: недостаточное финансовое обеспечение и низкий социальный статус профессии учителя закрывают приток мужчин-педагогов в школу. При проведении опроса в репрезентативных группах петербургских руководителей школ, учителей и учащихся по трем существенным для решения данной проблемы вопросам - «Как «феминизация» педагогического труда сказывается в целом на учебно-воспитательном процессе?», «Имеются ли и в чем отличия в профессионально-педагогической деятельности мужчин и женщин?», «Что положительного и на каких участках в работу школы может привнести педагог-мужчина?», - социологами были получены следующие ответы. 95 % руководителей школ Петербурга считают «феминизацию учительского труда» (не слишком удачный термин, означающий борьбу за права женщин, что в данном случае имеет лишь относительный характер — Ш. А.) отрицательно сказывающимся на педагогическом процессе явлением. Но лишь 27 % их них считают, что имеются значительные различия в педагогическом поведении педагогов разных полов, а большинство (45 %) эти различия считают несущественными. Среди таких особенностей мужчин вычленяются «склонности к административной, организационной и исследовательской работе», в то время как женщины «умеют четко организовать работу, быстрее и лучше наладить контакты». В качестве отрицательной черты женского педагогического стиля говорится о том, что педагоги-женщины более сориентированы на работу с девочками, в то время как их коллеги-мужчины грешат частым невниманием к личности учащегося и порой безразличным отношением к классу в целом, при общей более высокой профессиональной компетентности. С точки зрения опрошенных учителей «феминизация школы» отрицательно сказывается на ее работе, по мнению 76 % из них (прежде всего, на психологическом микроклимате в коллективе, на дисциплине учащихся и на развитии личности учащегося). Поэтому мужская педагогическая специфика, по мнению петербургских педагогов должна проявляться не везде, а лишь на отдельных участках педагогической деятельности (дети с отклонениями в поведении, конфликтные ситуации, организация свободного времени мальчиков — 93 %). Учителя в отличие от школьной администрации, не считают, что мужчины-педагоги менее ответственны и исполнительны. Зато они менее эмоциональны и потому быстрее и лучше находят выход из сложных педагогических ситуаций (48 %). Мужчинам-педагогам свойственно поддерживать инициативу и стимулировать деятельность более сильных в смысле учебы учеников. Некоторые учителя-мужчины из опрошенных считают, что проблема «феминизации педагогических кадров» медленно, но неуклонно исправляется к лучшему по сравнению с предыдущими годами. Учащиеся, по мере взросления, высказывают растущее желание учиться у педагогов-мужчин (старшеклассники - большинство, хотя пол педагога - не самый важный фактор в их выборе). Знаменательно, что учащиеся более склонны придавать деятельности мужчин в школе положительные, а женщин - негативные черты. Налицо некоторая идеализация, связанная с отсутствием достаточного опыта знакомства с «мужской педагогикой». В целом, можно сказать, что школьная администрация, учителя и учащиеся единодушны в понимании необходимости увеличения числа педагогов-мужчин в школе, то есть воспринимают школьную «феминизацию» как не самую острую, но профессионально значимую проблему. Кроме того, относительное большинство всех респондентов уверены, что педагогический стиль мужчин обладает значительными достоинствами по сравнению с женским, хотя его принципиальные отличия четко осознаются далеко не всеми опрошенными (вследствие чего правомерно задать вопрос: «А существуют ли они в реальности?» Ш. А.). Единодушие есть и в пессимистической оценке перспектив увеличения числа мужчин в школе, что связывается почти исключительно с недостаточным финансовым обеспечением и низким социальным статусом учительского труда. Таким образом, современное сознание педагогического сообщества рассматривает проблему женского участия в школьном деле двояко - либо в русле субъективных пристрастий, либо объективно, социологически, причем ясно, что второй способ рассмотрения является более эффективным. На основе изучения отечественного историко-педагогического опыта возникает ряд вопросов, которые можно воспринимать и как страты анализа в сравнении полюсов и минусов мужского и женского участия в педагогической профессии. 1. Социальная защищенность и способность к эффективной социальной защите в различных формах своих профессиональных и социальных прав для педагогов (мужчин и женщин). 2. Способность их не столько к исполнению должностных обязанностей в педагогическом деле, но и к творческим разработкам в нем, внесение в школу большего новаторского компонента, частично в ущерб исполнительской точности. 3. Степень готовности к реализации идеи общественно-полезного служения в условиях недостаточной материальной базы системы образования, восприятие своей работы не только как добросовестного исполнения обязанностей, но и как подвижничества. 4. Способность к карьерному росту, совокупность деловых 5. Степень прочности общественного стереотипа (педагогика – женская сфера) с точки зрения возможности и необходимости его ломки. 6. Большая или меньшая адаптивность педагогов (мужчин и женщин) к идеям и практике гуманизации образования на современном этапе (возрождение философско-педагогического фактора). В свете поставленных вопросов можно констатировать только самые общие прогностические моменты в этой проблематике: Во-первых, на сегодняшний день в России, переживающей тяжелый социально-экономический кризис, женское участие в педагогическом деле, - это не только проверка на прочность выбора по профессиональном призванию, но и жесткая необходимость для выживания женщины и ее семьи, один из немногих способов частичного решения социальных противоречий. Поэтому, пока кризисное положение будет продолжаться, альтернативы «женской» школе нет и не будет. При этом, женская школа будет оставаться оплотом социальной уязвимости российского учительства со стороны государства и объективно сложившейся ситуации, в отличие, скажем, oт мужских профессиональных сфер (например, шахтеров или авиадиспетчеров). Другими словами, учителя не будут бастовать (будут, но менее) не потому, что они более сознательны, а потому, что они женщины, - а женщине сегодня труднее найти работу вообще, не говоря уже по специальности. Нежелание потерять пусть плохую, но все же работу в условиях отсутствия более реальных перспектив – вот положение учительницы сегодня. Во-вторых, реализация пройдем новаторства и общественной пользы педагогов-женщин сегодня с точки зрения автора зависит от перспектив строительства семьи в современной России и места в ней женщины. Традиционно женщина рассматривала свою деятельность на благо семьи как первоочередное общественное служение. Но на рубеже XXI века и малая семья способна подвергнуться разрушению. Можно бороться за ее сохранение как непреходящую ценность, можно рассматривать ее крушение как закономерное явление будущего, когда выживание перестает быть делом коллективным богатеющий социум способен обеспечить женщину и ее детей без нужды в отце (неполная семья западного типа). При улучшении условий с благосостоянием российских семей возможен отток женщин из школы в семью, с одной стороны, и в другие профессиональные сферы (для женщин, избравших путь профессионального роста, карьеры), - с другой. Во всяком случае, возможна широкая ротация педагогических женских кадров, кона пребывание педагогике будет определяться не столько стремлениями социального выживания, сколько творческой профессиональной реализацией, когда в педагогику будут приходить именно по призванию, имея широкие альтернативные возможности выбора в других сферах деятельности. В-третьих, говоря о «женском стиле» в образовании, хотелось бы заметить, что этот стиль (если допустить, что он существует) сложился по необходимости, а не в конкурентной борьбе с «мужским», поэтому его нельзя оценивать как оптимальный или негативный; он - единственный, позволяющий образованию выживать сегодня на уровне конкретных школ и большинства региональных систем образования, при том, что высший эшелон управления образованием прочно монополизирован мужчинами. Думается, что проблема «женщина и управление образованием» решается также в связи с изменение общей социальной роли женщины в XXI веке: чем большим будет число «деловых» женщин, тем большим станет их удельный вес среди управленцев образованием. В-четвертых, традициям свойственно не только быть сохраняемыми, но и исчезать, причем незаметно, если это происходит естественным образом и если эти традиции отжили свой век. Женское преобладание в школе исторически прочно связано с недостаточностью женских социальных ролей в России вообще. В процессе расширения спектра этих ролей в будущем (продолжение эмансипации) возможно и качественное изменение положения с составом педагогов школы. Наконец, в-пятых, советская школа, обвиняемая в авторитаризме и подвергаемая сегодня гуманизации, была именно женской по составу педагогов, то есть женское преобладание ни в коей мере не способно было предохранить школу от авторитаризма, также, как и мужское. Видимо, причины, и условия успешности гуманизации лежат в иной плоскости, что называет неудачный опыт и дореволюционной, и советской авторитарной школы учебы, реализующей государственные требования к образованию. Сегодня, подлинная гуманизации образования подразумевает прежде всего внутренние качественные личностные и профессиональные преобразования каждого конкретного педагога. Говорить об их успешности в условиях тяжелого социального положения и незащищённости педагогов-женщин вряд ли возможно серьезно. По-видимому, женщины будут доминировать в школьном деле и далее, но с большей вероятностью это касается, конечно, дошкольной подготовки и начальной школы. Количественное превосходство женщин в школе вряд ли влечет негативные последствия с точки зрения обучения. Скорее, имеет место воспитательный, социализирующий «перекос»: к требованиям педагогов-женщин девочки приспосабливаются легче, чем мальчики, последние же либо обретают комплекс «неподдающихся женскому воспитанию хулиганов», либо подстраиваются, что приводит, в конечном счете, к стремлению уйти от ответственности при столкновении с реальным и жестоким миром (к которому наша школа не готовит). Последующие женские обвинения типа «настоящих мужчин более не осталось» - верх непонимания собственного глобального участия в этом процессе женщин. Точнее, объективности этого процесса в условиях «женской» школы. Возможности же постепенного возвращения в школу мужчин, во-первых, весьма проблематичны, во-вторых, даже если они будут реализованы, не следует их воспринимать как чудодейственные: данные проблемы - лишь часть общего кризиса традиционной школы, а талантливость педагога, качество его работы - вряд ли дело половой принадлежности. Лишь в определенных педагогических моментах (воспитание будущих мужчин и женщин как самостоятельные педагогические проблемы) мужской и женский стиль педагога имеет неповторимый потенциал и уникальность.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.55.25 (0.017 с.) |