Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развития спортивно важных качеств личности спортсмена

Поиск

 

Общепризнанным считается то, что уровень притязаний – это стремление

к достижению цели той степени сложности, на которую человек считает себя

способным. Уровень притязаний традиционно характеризуется:

1) как уровень трудности, достижение которого является общей целью

будущих действий (идеальная цель) и выбор субъектом задачи очередного

действия как результат переживания успеха или неуспеха ряда прошлых

действий (уровень притязаний в данный момент);

2) как желаемый уровень самооценки – на уровне рефлексии Я концепции [14].

Уровень притязаний личности формируется под влиянием успеха или

неуспеха в деятельности и решающим фактором становления уровня

притязаний является переживание человеком результатов своей деятельности.

Оценка человеком степени успешности или неуспешности собственных

действий по-разному связана с конкретным результатом. Если человек

достигает намеченную цель или превышает ее, действие рассматривается как

успех, если в процессе исполнения цель не достигается – это неудача. Один и тот же результат успешный или неуспешный в зависимости от уровня

притязаний в настоящем и переживание успеха (неуспеха), которое возникает у

человека вследствие достижения (недостижения) цели, влечет за собой

изменение уровня притязаний в область более трудных задач (более легких).

Обнаружено, что вслед за успехом уровень притязаний повышается, иногда

остается без изменения, но никогда не снижается. После неудачи – снижается,

может остаться без изменения, но никогда не повышается [98].

Если субъект снижает трудность избираемой задачи после успеха или

повышает ее после неудачи (атипичное изменение уровня притязаний), то

говорят о неадекватном уровне притязаний. Неуверенность в своих силах, страх

неудачи, некритичность в оценке достигнутого являются показателями не

только неадекватного уровня притязаний, но и неадекватной самооценки.

Неадекватность самооценки может привести к крайне нереалистичным

(завышенным или заниженным) притязаниям. Субъект с адекватным уровнем

притязаний отличается уверенностью в своих силах, настойчивостью в

достижении цели, критичностью в оценке достигнутого. Чаще на успех

ориентированы те, чья самооценка является адекватной, на неудачу – чья

самооценка неадекватна, завышена или занижена [78].

Б.Ф. Поршнев выделяет два основных фактора, которые влияют на

формирования уровня притязаний:

1) объективный фактор – реальная действительность, с одной стороны,

порождает те или иные потребности, притязания, ожидания; с другой же

стороны, она удовлетворяет или не удовлетворяет имеющиеся надежды,

причем делает это в разной степени, образуя ту или иную шкалу возможностей

удовлетворения потребного;

2) субъективный фактор, который образуют представления людей о реальной действительности, различные ее оценки в свете имеющихся у людей

интересов и потребностей, притязаний.

Притязания, согласно К. Левину, являются важнейшим личностным

образованием, обусловливающим активность личности, с уровнем притязаний

связаны многие аффективные процессы, которые определяют поведение

человека. Притязания связаны с намерениями и предметами потребностей и

создают систему психологического напряжения, которая и ведет к изменению

деятельности. Порожденное притязаниями аффективное напряжение связано с

переживанием потребности, такое нервно-психическое напряжение содержит

необходимость своего разрешения [45]. Притязания как особая, отчасти

рациональная, но, прежде всего, эмоциональная устремленность на предмет

потребности, переживаются как степень возможности достижения потребного,

как вероятность успеха или неудачи на основе предыдущего опыта. Предвосхищение успеха-неудачи и есть то нервно-психическое напряжение, которое, может быть определено как настроение. Психологически оно определяется, в целом, системой притязаний, и предвосхищением успеха (неуспеха) в решении той или иной задачи, в достижении потребного [45, 78]. Уровень притязаний может быть частным, если он относится к достижению целей в отдельных областях деятельности или межличностных отношений. Уровень притязаний

может носить общий характер, если относится ко многим сферам жизни и

деятельности человека, в которых проявляются, прежде всего, его умственные

и нравственные качества. В настоящее время нет унифицированной процедуры

изучения уровня притязаний [21]. По сути, все диагностические методики

опираются на метод, предложенный Ф. Хоппе, когда испытуемый ставится

перед ранжированным рядом задач и, либо до, либо после ознакомления с

заданием, ему предлагается выбрать задачу той степени сложности, которую он

оценивает как реально разрешимую.

Основные содержательные компоненты уровня притязаний: 1) целевая

выраженность - избирательное отношение к спортивной деятельности, ее

личностная значимость; 2) проявление познавательной активности;

3) готовность совершенствовать спортивно важные качества личности

спортсмена. Целенаправленная регуляция динамики уровня притязаний

спортсменов в тренировочной и соревновательной деятельности реализуется

через формирование установок спортсмена на повышение уровня их

психологической культуры в процессе становления спортивного мастерства,

готовности совершенствовать СВК личности. На этапе спортивной

специализации формирование устойчивости и адекватности уровня притязаний

спортсменов имеет первостепенное значение, так как оказывает влияние на их

целеустремленность, регуляторные качества и другие СВК спортсмена,

результативность его спортивной деятельности.

Коррекционно-развивающие задачи общей психологической подготовки

спортсменов на этапе спортивной специализации:

1) развитие СВК психомоторной сферы личности – кинестетической

чувствительности, быстродействия, постуральной устойчивости;

2) развитие СВК когнитивной сферы личности – точности и скорости

восприятия игровой ситуации, внимательности, тактического мышления;

3) развитие СВК регуляторной сферы личности – развитие

целеустремленности спортсмена через регуляцию его уровня притязаний в

спортивной деятельности; развитие фрустрационной устойчивости через

формирование навыков саморегуляции психического состояния,

предупреждение развития утомления психофизиологическим методами;

4) развитие СВК мотивационно-ценностной сферы - развитие мотивации

успеха, активизация процессов присвоение ценности физического и

интеллектуального развития, укрепление уверенности в себе;

5) развитие СВК конативной сферы личности - формирование навыков

установления конструктивного взаимодействия с субъектами спортивной

деятельности, выбора стратегии поведения в ситуациях успеха и неудач.

Степень сформированности устойчивости и адекватности уровня

притязаний в спортивной деятельности диагностируется в динамике на

начальном и завершающем этапе микроцикла спортивной подготовки и может

быть выражена на различных уровнях (низком, среднем и высоком).

Содержание занятий по общей психологической подготовке

акцентировано на регуляцию уровня притязаний в спортивной деятельности и

проявление его в следующих аспектах:

- в мотивационно-ценностной сфере личности - повышение степени

осознанности и расширение мотивов спортивных достижений соответственно

уровню притязаний, личностная направленность на физическое и

интеллектуальное совершенствование;

- в интеллектуальной сфере личности - приобретение ЗНУ для решения

задач намеченного уровня трудности, достижение которых является целью

серии будущих действий (главная цель);

- в психомоторной сфере личности – стремление к успешному

выполнению спортивной задачи заданного уровня сложности;

- в регуляторной сфере личности - оптимистичное настроение,

сохранение оптимального (рабочего) психического состояния в период успеха и

неудач;

- в конативной сфере личности - выбор субъектом приоритетных задач

очередного действия как результат осознания и переживания успеха или

неуспеха ряда прошлых действий (в соответствии с уровень притязаний в

данный момент);

- на уровне структуры Я-концепции: саморегуляция самоотношения,

самооценки, динамики уровня притязаний;

- на уровне структуры СВК личности - сохранение уверенности,

целеустремленности в условиях успеха и неудач.

С целью индивидуализации развития регуляторной сферы личности в

методике развития СВК спортсмена предусмотрены следующие направления

диагностики:

1) определение динамики уровня притязаний и его изменение в условиях

успеха-неуспеха в тренировочной и соревновательной деятельности;

2) определение средств и условий регуляции, саморегуляции

накапливаемых и неразрешаемых эмоциональных напряжений при условии

достаточной значимости притязаний на успех и своевременное предупреждение

«аффекта неадекватности».

Целенаправленная саморегуляция динамики уровня притязаний

спортсменов в тренировочной и соревновательной деятельности

рассматривается как сформировавшаяся установка спортсмена на приобретение

знаний, навыков и умений с целью приобретения спортивного мастерства,

готовностью совершенствовать СВК личности.

Средством формирования навыков целенаправленной саморегуляции

динамики уровня притязаний спортсменов в тренировочной и

соревновательной деятельности является системная психологическая

подготовка спортсмена, развивающая образовательная среда в

специализированных учебно-спортивных учреждениях

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.17.3 (0.007 с.)