Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развития спортивно важных качеств личности спортсменаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Общепризнанным считается то, что уровень притязаний – это стремление к достижению цели той степени сложности, на которую человек считает себя способным. Уровень притязаний традиционно характеризуется: 1) как уровень трудности, достижение которого является общей целью будущих действий (идеальная цель) и выбор субъектом задачи очередного действия как результат переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий (уровень притязаний в данный момент); 2) как желаемый уровень самооценки – на уровне рефлексии Я концепции [14]. Уровень притязаний личности формируется под влиянием успеха или неуспеха в деятельности и решающим фактором становления уровня притязаний является переживание человеком результатов своей деятельности. Оценка человеком степени успешности или неуспешности собственных действий по-разному связана с конкретным результатом. Если человек достигает намеченную цель или превышает ее, действие рассматривается как успех, если в процессе исполнения цель не достигается – это неудача. Один и тот же результат успешный или неуспешный в зависимости от уровня притязаний в настоящем и переживание успеха (неуспеха), которое возникает у человека вследствие достижения (недостижения) цели, влечет за собой изменение уровня притязаний в область более трудных задач (более легких). Обнаружено, что вслед за успехом уровень притязаний повышается, иногда остается без изменения, но никогда не снижается. После неудачи – снижается, может остаться без изменения, но никогда не повышается [98]. Если субъект снижает трудность избираемой задачи после успеха или повышает ее после неудачи (атипичное изменение уровня притязаний), то говорят о неадекватном уровне притязаний. Неуверенность в своих силах, страх неудачи, некритичность в оценке достигнутого являются показателями не только неадекватного уровня притязаний, но и неадекватной самооценки. Неадекватность самооценки может привести к крайне нереалистичным (завышенным или заниженным) притязаниям. Субъект с адекватным уровнем притязаний отличается уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, критичностью в оценке достигнутого. Чаще на успех ориентированы те, чья самооценка является адекватной, на неудачу – чья самооценка неадекватна, завышена или занижена [78]. Б.Ф. Поршнев выделяет два основных фактора, которые влияют на формирования уровня притязаний: 1) объективный фактор – реальная действительность, с одной стороны, порождает те или иные потребности, притязания, ожидания; с другой же стороны, она удовлетворяет или не удовлетворяет имеющиеся надежды, причем делает это в разной степени, образуя ту или иную шкалу возможностей удовлетворения потребного; 2) субъективный фактор, который образуют представления людей о реальной действительности, различные ее оценки в свете имеющихся у людей интересов и потребностей, притязаний. Притязания, согласно К. Левину, являются важнейшим личностным образованием, обусловливающим активность личности, с уровнем притязаний связаны многие аффективные процессы, которые определяют поведение человека. Притязания связаны с намерениями и предметами потребностей и создают систему психологического напряжения, которая и ведет к изменению деятельности. Порожденное притязаниями аффективное напряжение связано с переживанием потребности, такое нервно-психическое напряжение содержит необходимость своего разрешения [45]. Притязания как особая, отчасти рациональная, но, прежде всего, эмоциональная устремленность на предмет потребности, переживаются как степень возможности достижения потребного, как вероятность успеха или неудачи на основе предыдущего опыта. Предвосхищение успеха-неудачи и есть то нервно-психическое напряжение, которое, может быть определено как настроение. Психологически оно определяется, в целом, системой притязаний, и предвосхищением успеха (неуспеха) в решении той или иной задачи, в достижении потребного [45, 78]. Уровень притязаний может быть частным, если он относится к достижению целей в отдельных областях деятельности или межличностных отношений. Уровень притязаний может носить общий характер, если относится ко многим сферам жизни и деятельности человека, в которых проявляются, прежде всего, его умственные и нравственные качества. В настоящее время нет унифицированной процедуры изучения уровня притязаний [21]. По сути, все диагностические методики опираются на метод, предложенный Ф. Хоппе, когда испытуемый ставится перед ранжированным рядом задач и, либо до, либо после ознакомления с заданием, ему предлагается выбрать задачу той степени сложности, которую он оценивает как реально разрешимую. Основные содержательные компоненты уровня притязаний: 1) целевая выраженность - избирательное отношение к спортивной деятельности, ее личностная значимость; 2) проявление познавательной активности; 3) готовность совершенствовать спортивно важные качества личности спортсмена. Целенаправленная регуляция динамики уровня притязаний спортсменов в тренировочной и соревновательной деятельности реализуется через формирование установок спортсмена на повышение уровня их психологической культуры в процессе становления спортивного мастерства, готовности совершенствовать СВК личности. На этапе спортивной специализации формирование устойчивости и адекватности уровня притязаний спортсменов имеет первостепенное значение, так как оказывает влияние на их целеустремленность, регуляторные качества и другие СВК спортсмена, результативность его спортивной деятельности. Коррекционно-развивающие задачи общей психологической подготовки спортсменов на этапе спортивной специализации: 1) развитие СВК психомоторной сферы личности – кинестетической чувствительности, быстродействия, постуральной устойчивости; 2) развитие СВК когнитивной сферы личности – точности и скорости восприятия игровой ситуации, внимательности, тактического мышления; 3) развитие СВК регуляторной сферы личности – развитие целеустремленности спортсмена через регуляцию его уровня притязаний в спортивной деятельности; развитие фрустрационной устойчивости через формирование навыков саморегуляции психического состояния, предупреждение развития утомления психофизиологическим методами; 4) развитие СВК мотивационно-ценностной сферы - развитие мотивации успеха, активизация процессов присвоение ценности физического и интеллектуального развития, укрепление уверенности в себе; 5) развитие СВК конативной сферы личности - формирование навыков установления конструктивного взаимодействия с субъектами спортивной деятельности, выбора стратегии поведения в ситуациях успеха и неудач. Степень сформированности устойчивости и адекватности уровня притязаний в спортивной деятельности диагностируется в динамике на начальном и завершающем этапе микроцикла спортивной подготовки и может быть выражена на различных уровнях (низком, среднем и высоком). Содержание занятий по общей психологической подготовке акцентировано на регуляцию уровня притязаний в спортивной деятельности и проявление его в следующих аспектах: - в мотивационно-ценностной сфере личности - повышение степени осознанности и расширение мотивов спортивных достижений соответственно уровню притязаний, личностная направленность на физическое и интеллектуальное совершенствование; - в интеллектуальной сфере личности - приобретение ЗНУ для решения задач намеченного уровня трудности, достижение которых является целью серии будущих действий (главная цель); - в психомоторной сфере личности – стремление к успешному выполнению спортивной задачи заданного уровня сложности; - в регуляторной сфере личности - оптимистичное настроение, сохранение оптимального (рабочего) психического состояния в период успеха и неудач; - в конативной сфере личности - выбор субъектом приоритетных задач очередного действия как результат осознания и переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий (в соответствии с уровень притязаний в данный момент); - на уровне структуры Я-концепции: саморегуляция самоотношения, самооценки, динамики уровня притязаний; - на уровне структуры СВК личности - сохранение уверенности, целеустремленности в условиях успеха и неудач. С целью индивидуализации развития регуляторной сферы личности в методике развития СВК спортсмена предусмотрены следующие направления диагностики: 1) определение динамики уровня притязаний и его изменение в условиях успеха-неуспеха в тренировочной и соревновательной деятельности; 2) определение средств и условий регуляции, саморегуляции накапливаемых и неразрешаемых эмоциональных напряжений при условии достаточной значимости притязаний на успех и своевременное предупреждение «аффекта неадекватности». Целенаправленная саморегуляция динамики уровня притязаний спортсменов в тренировочной и соревновательной деятельности рассматривается как сформировавшаяся установка спортсмена на приобретение знаний, навыков и умений с целью приобретения спортивного мастерства, готовностью совершенствовать СВК личности. Средством формирования навыков целенаправленной саморегуляции динамики уровня притязаний спортсменов в тренировочной и соревновательной деятельности является системная психологическая подготовка спортсмена, развивающая образовательная среда в специализированных учебно-спортивных учреждениях
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.17.3 (0.007 с.) |