Развития спортивно важных свойств личности спортсменов на начальном 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развития спортивно важных свойств личности спортсменов на начальном



этапе спортивной подготовки

В соответствии с задачами развития СВК личности рассмотрим те

психолого-педагогических условия, при которых возможна реализация

тренировочных занятий развивающего характера на этапе начальной

спортивной подготовки:

1) конструирование развивающей образовательной среды, трансформация

личностных смыслов через личностно-ориентированное общение, активизацию

саморазвития в процессе обучения в специализированном учебно-спортивном

учреждении;

2) развитие «совместного внимания» и дифференциации двигательных

задач с учетом уровня развития базовых свойств внимания (устойчивость,

концентрация, переключение, распределение) в процессе тренировочной

деятельности спортсмена;

3) развитие основных функций внимания (избирательной и

регулирующей) через постепенное развитие способности к самоуправлению

вниманием на основе расширения интереса к выполнению двигательных задач

в соответствии с целью деятельности.

1. Конструирование развивающей образовательной среды. Именно

тренировочные занятия развивающей направленности в субъект-субъектом объектном взаимодействии оптимально способствуют целенаправленному

развитию внимательности как СВК личности на этапе начальной спортивной

подготовки, так как целенаправленно создается развивающая образовательная

среда. Особое значение при проектировании развивающей образовательной

среды имеет дидактическое общение, предметное общение (по Я.Л.

Коломинскому). Издавна изучаются вопросы педагогического общения [29,48]

(А. А. Бодалев,1983; А. А. Леонтьев, 1997; И. А. Зимняя,1997; В. А. КанКалик,1979; С. В. Кондратьева, 1984; и др.), однако в большинстве

психологических работ по педагогическому общению в основном исследуются

вопросы, лежащие в сфере «воспитательных взаимодействий», направленных

 

на формирование личности учащегося. Процесс же усвоения знаний до сих пор

рассматривается с традиционных позиций, когда учащийся ориентирован на

пассивное восприятие информации, «предстает все еще в системе

взаимодействия субъекта с объектом» [53, c. 67]. Содержательное

взаимодействие составляет сущность дидактического общения: педагог и

учащийся общаются предметно, и содержательность их взаимодействия влияет

не только на качество усвоения знаний, формирование навыков, но и на

личностное развитие. Педагогическое взаимодействие как «взаимообщение»

существенно меняется в зависимости от задач учебного процесса [2].

Содержательное взаимодействие - важная и самостоятельная проблема и

различные диагностические методики, направленные на изучение структуры

взаимодействия, вполне применимы и к анализу педагогической деятельности.

Анализ взаимодействия как таковой можно использовать в качестве метода для

его совершенствования. Рядом теоретических и экспериментальных

исследований показана необходимость анализа педагогической деятельности в

целях ее совершенствования: глубина и критичность этого анализа включаются

на правах необходимого компонента в структуру педагогических способностей

[44, 83, 38].

Структура вербального взаимодействия, как и практическая реализация

педагогических задач в образовательном процессе, в значительной мере

представляет собой продукт сотворчества педагога и учащихся и отличается

высокой вариативностью. Дальнейший анализ и оценка этих тенденций имеют

прямое практическое значение для реализации развивающей функции учебно-тренировочного процесса спортивной деятельности. Личность – системное

качество, которое приобретает человек во взаимодействии с социальным

окружением, которое протекает в двух формах – общении и совместной

деятельности. Психологическое обеспечение педагогического процесса в

специализированных учебно-спортивных учреждениях по модели

профессионального развития с использованием личностно-ориентированного

общения обеспечивает возможность целенаправленно влиять на формирование

конкретной личности, в отличие от социально-ориентированного общения,

которое направлено на обслуживание совместной деятельности группы людей.

В таком общении затрагивается духовная сфера личности – ее переживания,

мысли, потребности, ценностные ориентации; от него зависит доброе, или злое

начало доминирует в душе человека в его отношениях с миром [38].

Общение и совместная деятельность является тем полем, где возникают,

развиваются межличностные отношения, основополагающие при определении

личностного влияния педагога на интеллектуальный и нравственный рост

учащейся молодежи, от которой зависит престиж, социально-экономический

рост страны. Развитие личности в образовательной системе

специализированном учебно-спортивном учреждении – это становление зрелой

личности, субъекта спортивной деятельности, обладающего таким уровнем

знаний, навыков и умений, уровнем умственного, физического и нравственного

развития, который обеспечит ей личностное развитие в последующей

 

профессиональной деятельности, в жизни. Конструирование образовательной

среды, трансформация личностных смыслов через личностно-ориентированное

общение, активизация саморазвития в процессе обучения в

специализированном учебно-спортивном учреждении являются основными

внешними детерминантами развития СВК спортсмена.

2. Развитие «совместного внимания» и дифференциации двигательных

задач с учетом уровня развития базовых свойств внимания (устойчивость,

концентрация, переключение, распределение) в процессе тренировочной

деятельности спортсмена.

    Взаимодействие в системе «тренер-спортсмен» в условиях

тренировочной деятельности может служить развитию «совместного

внимания» [17]. Выстраивается система «педагог – предмет интереса –

спортсмен, где формируется готовность отвлечься от прежнего фокуса

внимания и последовать за взглядом (жестом, намеком) педагога в направлении

указанного объекта, что способствует организации и координации совместной

работы. Вырабатывается умение использовать взгляд другого человека, чтобы

найти важные объекты (перехватить взгляд), умение следовать указательному

жесту (движению) и использовать знак для корректировки действий

(понимание с полуслова, с полувзгляда).

Совместное внимание – способность сонаправить взор, «умение смотреть

туда, куда смотрит другой человек» – это первичная форма опосредования

внимания на основе которой развивается избирательность восприятия, которая

в свою очередь ложится в основу социального, когнитивного и речевого

развития ребенка (М.В. Фаликман, 2006.).

При выполнении двигательных задач в тренировочной деятельности

важно использовать интеральную речь, которая занимает по своей структуре и

функциям промежуточное положение между внешней устной и внутренней

речью и имеет тесную связь с деятельностью. Ей характерна приостановка фраз

речи, повторы, проговаривание ключевых слов, вопросы себе, и др. различные

краткие варианты проявления речи в процессе деятельности. Такая речь

«является средством функциональной оптимизации внимания, осмысливания,

планирования и управления деятельностью, анализа процесса и результата

деятельности, предварительной настройки внимания, его поисковой и

корректирующей функции средством побуждения, упрочения и

совершенствования внимания» [92].

Проявляется предметно-личностная обусловленность педагогического

взаимодействия [39], когда учебный предмет «задает учителю и ученику и

предмет общения, общее предметное поле, которое они совместно

«обрабатывают». «Учебный предмет создает объект, объединяющий учителя и

ученика…и возникает объективное неличностное содержание педагогического

взаимодействия» [39, c. 107-108]. В такой системе взаимодействия «педагог –

предмет – ученик» есть прямая «педагог – ученик» и обратная связь «ученик –

педагог», и эти связи опосредованы взаимным интересом к изучаемому

предмету

 

Развивающая направленность тренировочных занятий проявляется еще и

в том, что находясь в условиях предметного общения на основе общего

интереса и взаимной ответственности тренер и спортсмен направляют свое

внимание на понимание, проектирование алгоритмов решения двигательных

задач. Алгоритм – это определенная программа действий для получения

искомого результата в заданных условиях и любая профессиональная

деятельность алгоритмична. Однако увлекаясь процессом формирования

двигательного навыка, педагоги не уделяют должного внимания развивающим

задачам педагогического процесса физического совершенствования.

Безусловно, тренировочная и соревновательная деятельность заключается в

решении спортсменом двигательных задач соответственно виду спорта и этапу

становления спортивного мастерства. В задаче реализуется цель, данная в

конкретных условиях, но решение задачи – это процесс и результат. Процесс

решения состоит из последовательности действий спортсмена или действий

спортивной команды. Предложенный алгоритм развития внимательности как

СВК когнитивной сферы личности спортсмена, позволит системно и

своевременно содействовать успешному решению двигательной задачи,

накоплением личностного потенциала спортсмена (уверенность, повышение

самооценки, настойчивость, мобилизационная готовность и пр.).

Алгоритмизация выполнения действий и движений должна представлять собой разработку вариативных алгоритмов решения оперативных двигательных задач. Вариативность алгоритмов проявляется в разнообразии характеристик задач,

способов их решения в игровой спортивной деятельности. Алгоритмы

объясняются и обсуждаются, либо кратко сообщаются в инструкциях.

Как и избирательная (селективная) функция внимания, регулирующая

функция внимания в младшем школьном возрасте развивается сугубо

индивидуально в зависимости от особенностей семейного воспитания и

организации образовательной среды ребенка, что актуализирует работу

педагога по дифференциации двигательных задач с учетом уровня развития

базовых свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение,

распределение) в процессе тренировочной деятельности спортсмена.

Вариативность алгоритмов проявляется в разнообразии характеристик задач,

способов их решения в спортивной деятельности. И если для спортсменов 6–7

лет с низким уровнем развития внимания сообщение последовательности

действий сопровождается повторением спортсменом алгоритма выполнения

действий, то для спортсменов со средним и высоким уровнем развития

внимания определение точек самоконтроля происходит уже на основе

объяснения-разъяснения и объяснения-обоснования. Спортсменам 8–9 лет с

высоким уровнем развития свойств внимания по силам саморегуляция

внимания в процессе самостоятельного выполнения задания в два-три

двигательных действия на основе интеральной речи и самоконтроля.

3. Развитие основных функций внимания (избирательной и

регулирующей) через постепенное развитие способности к самоуправлению

 

 

вниманием на основе расширения интереса к выполнению двигательных задач в

соответствии с целью деятельности.

Контроль происходит различно: контроль «по смыслу» и контроль «по

результату». Усвоение контроля происходит сначало в громкой речи (включая

и шепотную речь), затем в форме «внешней речи про себя» (с выборочным

контролем педагога), и после этого контроль осуществляется педагогом только

по конечному результату. Окончательная форма контроля – идеальное,

сокращенное, автоматизированное действие. В результате поэтапного

формирования контроля предметное действие становится идеальным

(действием взора) и входит в алгоритм выполнения действий. Пока контроль

выполняется развернуто, он сам требует внимания; когда же контроль

переходит в идеальный план, сокращается и автоматизируется, он

превращается во внимание в деятельности. «Не всякий контроль есть внимание,

но всякое внимание есть контроль» [19].

Положение теории П.Я. Гальперина, о том, что развитие внимания – это

развитие самоконтроля в процессе поэтапного формирования умственного

действия находит свое применение при развитии внимательности как СВК

когнитивной сферы личности спортсмена на этапе начальной становления

спортивного мастерства. Становление высших форм внимания рассматривается

в двух направлениях: 1) оно может быть представлено как воспитание

внимания, основанное на воспитании волевых качеств личности [26] (Т. Рибо,

2001); 2) развитие внимания может выступить как его формирование –

построение умственного действия с требуемыми характеристиками [19] или

развитие высшей психической функции (ВПФ) [17]. Фундаментальное свойство

внимания как ВПФ – его опосредствованность, когда внешние средства

управления вниманием постепенно становятся внутренними, то есть

осуществляется переход от использования указания к самостоятельному

действию, от доступных средств к их выявлению и применению.

Рассмотрим кратко основные методы, развития базовых свойств

внимания (устойчивость, концентрация, переключение, распределение) юных

спортсменов в учебно-тренировочной деятельности.

Методика двойной стимуляции А.Н. Леонтьева может быть основой для

разработки ряда заданий на развитие избирательности внимания в процессе

тренировочной деятельности юных спортсменов. Как основа использовалась

игра «Да и нет не говорите, белого и черного не берите», требующая

длительного напряжения внимания, сосредоточенности на определенном

процессе. Степень развития внимания оценивается по количеству допускаемых

ошибок. С целью развития опосредованного внимания игра модифицировалась,

и спортсменам предлагалось использовать цветные мячи, облегчающие

решение задачи по дифференциации подачи мяча. Использование цветных

мячей рассматривается как использование внешних средств процесса

опосредованного внимания и по мере точного выполнения задания заменяются

на обычные. Внимание при этом становится внутренне опосредованным, но

аналогичным по структуре внешне опросредованному. Игровые методики

 

диагностики и развития познавательных процессов позволяют успешно

развивать самоконтроль, сенсорно-перцептивные, мнемические способности,

оперативное мышление с учетом их адаптации к условиям и задачам

тренировочной деятельности [49].

Управляемый поиск предполагает некоторое изменение алгоритма

выполнения задания на основе оперативного поиска и преобразования

информации. Управляемый поиск осознается, спортсмен может запрашивать

недостающую информацию, или она может содержаться в инструкции

педагога. И напротив, автоматическое обнаружение сопротивляется

изменениям по ходу своего выполнения.

Метод самостоятельного поиска. При выполнении задач на поиск,

задача спортсмена – найти точное движение среди предъявленных. Варьируется

количество стимулов, межстимульный интервал, пространственное

размещение, регистрируется время реакции и количество правильных ответов.

Стимулируется инициатива спортсмена на запрос объяснений и обоснований,

высказывания предположений и выбора самостоятельного решения.

Метод идентификации состоит в сравнении одновременно или

последовательно предъявляемых стимулов для определения их идентичности

или различия.

Метод «Пройди путь без остановок и ошибок» предъявление стимулов, с

противоречивой (конкурирующей) информацией, когда учитывается скорость и

точность выполнения заданий (задания разрабатываются на основе методики

Струппа).

Метод «перед – после», при котором выполнение задания анализируется до

внесения изменений, а после изменения алгоритма выполнения заданий.

Стимулируется инициатива спортсмена на запрос объяснений и обоснований,

высказывания предположений «о том, как лучше», «как точнее», «как быстрее».

Задачи с недостающими данными требуют инициативы спортсмена на

запрос информации, уточнения, обсуждения алгоритма выполнения заданий.

Перечисленные методы, как и другие аналогичные, применяются

вариативно, широко варьируются во временных параметрах, в характере

предъявления стимулов; изменяются режимы их последовательной или

одновременной подачи; включаются по-разному в алгоритмы решения

двигательных задач. Развитие произвольного внимания у спортсменов идет в

направлении от выполнения целей, которые ставит педагог совместно с

учениками, к целям, которые ставит сам ученик, обладающий самоконтролем

деятельности, внимательным отношением к себе и к другим.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.47.253 (0.094 с.)