Спортивно важных качеств личности спортсмена 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Спортивно важных качеств личности спортсмена



(НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ)

3.1. Методы и организация диагностики определения уровня

развития внимательности спортсменов групп начальной подготовки в

учебно-тренировочной деятельности

Диагностическая программа определения познавательного интереса

спортсменов и уровня внимательности на тренировочном занятии

предполагает следующие направления.

1. Опрос педагогов «Оценка уровня развития познавательного интереса

на тренировочном занятии» (таблица 1).

Таблица 1 – Индивидуальные особенности проявления интереса спортсменов

групп НП (8– 9 лет) на тренировочных занятиях (опрос тренеров)

Уровень ПИ Проявление познавательного интереса (ПИ) Дополнительный диагностический признак
1 балл интерес несформирован Отсутствие интереса Интерес практически не обнаруживается. Исключение составляет реакция на яркий, смешной, забавный материал Безразличное или негативное отношение к решению любых учебных задач Более охотно выполняет привычные действия, чем осваивает новые
2 балла низкий уровень Активность на новизну Интерес возникает лишь к новому материалу, касающемуся конкретных фактов, практических действий Оживляется, задает вопросы о конкретных фактах, включается в выполнение задания, но длительной устойчивой активности не проявляет
3 балла, низкий уровень Любопытство Интерес возникает к новому материалу, но не к способам решения Проявляет интерес и задает вопросы достаточно часто, включается в выполнение задания, но интерес быстро иссякает
4 балла, средний уровень Ситуативный учебный интерес Интерес возникает к способам решения новой частной единичной задачи Включается в процесс решения задачи, пытается самостоятельно найти способ решения и довести задание до конца, после решения задачи интерес исчерпывается
5 баллов, высокий уровень Устойчивый учебно-познавательный интерес Интерес возникает к общему способу решения задач, но не выходит за пределы изучаемого материала Охотно включается в процесс выполнения заданий, работает длительно и устойчиво, принимает предложения найти новые применения найденному способу
6 баллов, высокий уровень Личностное проявление интереса Устойчивый и избирательный интерес возникает независимо от внешних требований и выходит за рамки изучаемого материала Проявляется выраженное творческое отношение к решению задач, стремится узнать дополнительную информацию Имеется мотивированная избирательность интересов

На основе шкалы Г.Ю. Ксензовой «Определение уровня развития учебнопознавательного интереса» [43] выделены параметры наблюдения за

особенностями проявления познавательного интереса спортсменов групп

начальной подготовки (НП): отсутствие интереса; активность на новизну;

любопытство; ситуативный учебный интерес; устойчивый учебнопознавательный интерес; личностный учебно-познавательный интерес

2. Структурированное наблюдение педагога за индивидуальными

особенностями проявления познавательного интереса спортсменов и их

внимательности на тренировочных занятиях.

Цель: определение характера познавательного интереса и вида

внимательности на тренировочных занятиях уровня в зависимости от

проявления познавательного интереса спортсменов групп НП (8–9 лет).

Чтобы свести к минимуму влияние случайных факторов на поведение

спортсмена, наблюдение необходимо организовать не менее чем на пяти

тренировках в течение месяца (1 этап – после проведения диагностики свойств и

уровня внимания; 2 этап – после проведения занятий развивающей

направленности). Методика наблюдения за индивидуальными особенностями

проявлениями внимательности спортсменов на тренировочных занятиях

представляет собой шкалу с описанием поведенческих признаков,

характеризующих внимание спортсмена к учебным задачам и выраженность

его познавательного интереса (ПИ) в баллах. Единицы наблюдения за

проявлением познавательной активности:

1) поисковый вопрос как обращение в вопросительной форме,

направленное на поиск ответа в ситуации противоречия (ПВ): продуктивные,

идентификационные вопросы, вопросы-подсказки, вопросы-уточнения

(классификация Н.Б. Шумаковой);

2) другие проявления активности (ДПА): непоисковые вопросы,

невербальное проявление активности, спонтанная двигательная активность.

Бланк-сетка наблюдений представляет собой таблицу с указанием имен детей,

за которыми ведется наблюдение, и единиц наблюдения познавательной

активности на тренировке (таблица 2).

Таблица 2 – Форма бланка для определения вида познавательной активности в

форме вопросов вида внимательности на тренировочном занятии

 

 

Ф.И. у-ся

ПВ

Кол-во ПВ

ДПА

ВВ

ППВ ИПВ ПВП ПВУ
               

Примечание:

ПИ – поисковый вопрос: продуктивные (ППВ), идентификационные (ИПВ), вопросыподсказки (ПВП), вопросы-уточнения (ПВУ);

ДПА – другие виды активности: непоисковые вопросы, невербальное проявление

активности, спонтанная двигательная активность; ВВ – вид внимания

 

 

Процедура наблюдения:

1) регистрация на бланке-сетке единиц наблюдения (поисковый вопрос

(ПВ): продуктивные (ППВ), идентификационные (ИПВ), вопросы-подсказки

(ПВП), вопросы-уточнения (ПВУ); ДПА – другие виды активности:

непоисковые вопросы, невербальное проявление активности, спонтанная

двигательная активность).

2) определение вида внимательности (классификация В.Н. Стахова) на

основании выделенных единиц наблюдения за проявлением познавательного

интереса на тренировочном занятии действительная внимательность, кажущаяся

невнимательность; кажущаяся внимательность и действительная

невнимательность.

3. Анкетирование «Индивидуальные проявления внимательности в

поведении детей младшего школьного возраста» (для родителей)

Цель: определить индивидуальные особенности проявления

внимательности в поведении детей

Описание метода: анкета состоит из 11 вопросов, предполагающих сбор

информации по основным эмоционально-динамическим проявлениям

внимательности в свободном общении и деятельности по интересам. Обработка

анкеты количественная (по баллам) и качественная по выделенным параметрам

(Приложение).

4. Методика анализа вербального взаимодействия. Методика анализа

вербального взаимодействия в основе которой положены принципы

структурированного наблюдения в модификации А.А. Реана и Я.Л.

Коломинского может успешно использоваться для исследования

педагогической деятельности, ее закономерностей и факторов продуктивности

[38, 83]. Этот вариант методики позволяет провести конкретную

дифференциацию спортивной тренировки по содержательному

взаимодействию и определению его типа.

5. Педагогический мониторинг определения уровня развития

двигательных навыков.

Предполагается педагогическое тестирование по определению уровня

развития двигательных навыков (группы начальной подготовки: 1 год

обучения, группа НП-1, 6–8 лет; 2 год обучения, группа НП-2, 7–8 лет), которое

проводится в два-три диагностических этапа как исходный срез и итоговый

срез (через три-шесть месяцев).

Содержание педагогического тестирования определяется тренером с

учетом уровня физической подготовленности и требований вида спорта на

начальном этапе спортивной подготовки. Предлагаются задания для

определения уровня двигательных навыков определенного уровня сложности

(например, в игровой деятельности в теннисе – направление ударов и их виды,

подача с задней линии в квадрат, приемы подачи и выбор спортсменом места

приема подачи и вида удара и пр.). Разрабатывается оценочная шкала, например, максимальное количество баллов за 10 заданий – 100 баллов и

условия их определения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.107.90 (0.016 с.)