Развитие внимательности как спортивно важного качества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие внимательности как спортивно важного качества



личности спортсмена на начальном этапе спортивной подготовки

Современное ускорение и усложнение спортивной деятельности,

выполнение двигательных действий в условиях дефицита времени повышают

требования к аттенционным свойствам личности. Спортивно важные свойства

внимания – интенсивность его концентрации, устойчивость, быстрота

переключения, широта распределения – по-разному проявляются в

тренировочной и соревновательной деятельности. Для некоторых видов спорта

на первый план выдвигаются характеристики распределения и переключения

(единоборства, игровые виды спорта), для других, главной целью которых

являются наблюдение и контроль локомоций (стрельба, метание), значение

приобретает устойчивость, концентрация внимания.

Характеристики внимания в той или иной мере обусловлены

типологическими особенностями нервной системы: скорость переключения

внимания зависит от подвижности нервных процессов; устойчивость внимания

определяется силой возбудительного процесса; сила нервной системы является

основным фактором, определяющей возможность длительной

сосредоточенности. Лицам со слабым возбудительным процессом (при прочих

равных условиях) труднее, чем «сильным» справляться с учебными и

профессиональными задачами, требующими длительной сосредоточенности

внимания, постоянного наблюдения.

Ни одно из СВК не зависит в такой мере от внешних факторов, как

внимательность. Важно учитывать значение мотивационного, эмоционального

и волевого фактора для активизации внимания, направленности и привычки к

систематическому сосредоточенному труду. Монотония, например, сказывается

на устойчивости внимания резко отрицательно, а содержательность и

ответственность задачи повышают его устойчивость. При решении новых

учебных задач или при выполнении той же задачи в новых условиях педагогу

необходимо перестроить систему организации внимания на основе анализа

данных диагностики уровня развития основных свойств внимания.

Выделены следующие психологические условия организации

развивающей образовательной среды в спортивно-тренировочной

деятельности:

1) дифференциация уровня сложности заданий, их алгоритма выполнения

с учетом уровня развития базовых свойств внимания (устойчивость,

концентрация, переключение, распределение)

 

2) активизация и развитие свойств интеллектуального внимания –

использование перспективности и возвратного характера интеллектуального

внимания, дифференцирующего и целостного сосредоточения, распределения и

переключения внимания при согласовании собственных действий с действиями

других спортсменов;

3) учет и управление эмоционально-динамическими особенностями

интеллектуального внимания в процессе тренировочного занятия;

 Для характеристики внимательности используется классификации видов

внимания У. Джемса, Н.Ф. Добрынина:

– классификация внимания по объекту: 1) чувственное внимание,

объектом которого является ощущение; 2) интеллектуальное внимание – его

объектом является представление.

– классификации видов внимания по опосредованности процесса

внимания: 1) непосредственное внимание – его объект эмоционально

привлекателен, интересен непосредственно; 2) опосредованное внимание – его

объект сам по себе неинтересен, но связан ассоциативно с опытом личности,

его целеустремленностью – это апперцептивное внимание.

– классификации видов внимания по характеру и степени волевого

усилия: 1) пассивное, рефлекторное, непроизвольное, не сопровождающееся

волевым усилием; 2) активное, произвольное, сопровождающееся сложными

волевыми усилиями [26].

Произвольное внимание всегда апперцептивное, опосредованное. Виды

внимания, входящие в первую классификацию, могут быть произвольными

(активными), непроизвольными (пассивными), послепроизвольный вид

внимания и обосновал принцип значимости в объяснении внимания.

В учебно-спортивной деятельности востребовано интеллектуальное

внимание во всех его сложных проявлениях как произвольное (активное),

непроизвольное (пассивное), послепроизвольное. Происходит

интеллектуализация внимания наряду с формированием других когнитивных

процессов, когда опосредуется процесс внимания в первую очередь

мыслительными и мнемическими свойствами [92]. Особенностями внимания

юных спортсменов является сосредоточенность на точности выполнения

двигательных задач, пристальное внимание к элементам движений и действий,

то есть к определенным системам движения. Организация первого этапа

проявления интеллектуального внимания – предвнимания – позволяет

наблюдать и организовать интеллектуальную активность, деловую

заинтересованность, осознанную организованность движений и действий. На

этом этапе создания психологических условий организации тренировочной

деятельности основными психолого-педагогическими задачами являются:

1) определение периода предвнимания и его содержания с учетом уровня

развития основных свойств внимания спортсменов;

2) фиксирование прохождения спортсменами периода предвнимания и

целесообразное последовательное сокращение этого периода;

 

 

3) организация вторичного предвнимания, связанного с переключением

сосредоточения с одного вида упражнений на другой [92]. Так как для

интеллектуального внимания характерна перспективность и возвратный

характер предполагается при выполнении двигательных задач объяснить и

показать перспективность и значение упражнений для спортсмена (ответ на

вопрос «для чего?», а затем «как?»), а также дать ориентиры на

самостоятельное быстрое и точное выполнение игровых действий, достижение

которых возможно в процессе тренировочных занятий. Возврат внимания

(ответ на вопрос «как сделал?») означает сосредоточение на уже выполненном

упражнении, при этом ученик воссоздает образ выполненных движений и

анализирует их (осуществляется как повторное выполнение упражнения,

объяснение алгоритма выполнения задания), то есть происходит реконструкция

выполненного упражнения.

При формировании навыков выполнения отдельных элементов

спортивной деятельности востребованы такие качества интеллектуального

внимания, как дифференцирующее и целостное сосредоточение:

1) актуализируется дифференцирующее внимание к деталям упражнений,

путем уточнения соответствующих движений, ориентировки на лучшее их

выполнение;

2) активизируется сосредоточение и направляется внимание на

взаимосвязи между элементами игровой ситуации, что развивает целостное

внимание спортсмена;

3) анализируются центральные и подводящие элементы движений и

действий, определяются точки контроля для достижения слитности и

своевременности выполнения двигательных действий и движения.

При выполнении групповых заданий интеллектуальное внимание

проявляется как согласование собственных действий с действиями других

спортсменов (последовательное, параллельное, синхронное выполнение).

Для организации развивающей образовательной среды в спортивно-тренировочной деятельности необходимо использовать возможности

управления эмоционально-динамическими особенностями интеллектуального

внимания. Динамику внимания в процессе учебно-тренировочных занятий

раскрывают следующие явления: восходящее внимание, оперативная

подвижность внимания, спад внимания. В процессе тренировочного занятия в

период восходящего внимания характерно нарастающее углубление

сосредоточения, устойчивый и положительный сдвиг внимания на фоне

достигнутой рабочей формы сосредоточения. Это состояние побуждается и

поддерживается за счет непосредственной увлеченностью предметом занятия,

удачным выполнением двигательных задач, конструктивным взаимодействием

с другими субъектами спортивной деятельности, положительной оценкой

педагога [92].

Противоположным данному процессу является спад внимания,

выражающийся в быстром снижении концентрации сосредоточения и

отвлечении от выполнения работы, потере целеустремленности в процессе

 

реализации двигательных задач и интереса к занятию. Появляется

несобранность, торопливость в движениях. Спад внимания часто наступает

как результат неудачных попыток выполнения действий и движений, техникотактических трудностей и ошибок, вследствие нетактичного порицания, укора

педагога. Своевременное предупреждение приближающегося спада

внимания и устранение его возникновения является важной

педагогической задачей. Необходимо продумать содержание и

последовательность изложения заданий, их допустимую степень

трудности, темп и ритм деятельности, оперативное восстановление сил

спортсмена.

Во многих видах спорта востребовано такое качество внимания как

«маневренность» внимания – это качество необходимое в процессе восприятия,

анализа игровых ситуаций и выполнения спонтанных движений. В этой связи

важно диагностировать и развивать оперативную подвижность внимания,

основными признаками которой являются:

– форсированное переключение внимания и подчиненность его динамики

задачам анализа ситуации и реализации движений и действий;

– обоснованное отвлечение от второстепенных показателей, сочетаемое с

широким обозрением ситуации;

– непринужденность и легкость перестройки внимания в соответствии с

изменениями в обстановке и считывание релевантной информации;

– самостоятельное рациональное управление динамикой внимания.

Понимание и учет динамики внимания спортсмена с учетом специфики

вида спорта способствует более полному восприятию поступающей

информации в тренировочном процессе, что является одним из

психологических факторов расширения пропускной способности актов

сосредоточения и позволяет оперативно фиксировать большее количество

различных сведений о движениях за определенный отрезок времени.

Обобщая, отметим основные условия организации целенаправленной

работы по развитию основных свойств внимания спортсмена:

1. Создание педагогом оптимальной схемы распределения и

избирательности внимания при выполнении двигательных задач в учебно-тренировочной деятельности. Создание оптимальной схемы распределения

внимания при выполнении двигательных задач позволит учесть особенности

развития свойств внимания и динамику проявления внимательности в

деятельности. Согласование и конкретизация точек контроля за качеством

выполнения двигательных задач, развитие самоконтроля будет способствовать

развитию избирательности внимания. Развитие свойств внимания в

тренировочной деятельности – это не выработка высокого напряжения

внимания или развитие абстрактных его качеств. Предполагается создание

наиболее рациональной системы организации внимания в соответствии со

спецификой и требованиями вида спорта, в каждом двигательном действии и

операции с учетом задач и условий тренировочной и соревновательной

деятельности.

2. Развитие аттенционной сферы личности спортсмена как одна из

задач в формате общей психологической подготовки к спортивной

деятельности. Развитие аттенционной сферы личности спортсмена в формате

общей психологической подготовки к спортивной деятельности проводится

психологом как коррекционно-развивающая работа. Результатом

коррекционно-развивающей работы является повышение уровня развития

базовых свойств внимания (объем, устойчивость, концентрация, переключение,

распределение, избирательность), что позволит снизить уровень волевых

усилий при формировании двигательных навыков, предупредить пресыщение

деятельностью при повторении учебных упражнений, укрепить и расширить

познавательный интерес к занятиям. В свою очередь развитые базовые свойства

внимания, состояние внимательности как рабочее состояние при выполнении

двигательных задач служат основой для развития внимательности как

спортивно важного качества когнитивной сферы личности спортсмена.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.246.193 (0.029 с.)