Качеств личности спортсмена на начальном этапе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Качеств личности спортсмена на начальном этапе



спортивной подготовки

Научная новизна методики развития спортивно важных качеств личности

спортсмена на начальном этапе спортивной подготовки (Методика развитияНП) в том, что раскрыты связи познавательного интереса спортсмена и его

внимательности в спортивной деятельности как спортивно важного качества.

Представлено научно-теоретическое обоснование построения методики

развития спортивно важных качеств личности спортсмена на этапе спортивной

специализации на основе активизации психологического механизма «развитие

внимательности через расширение интереса к спортивной деятельности».

Методика развития-НП рассматривается как средство психологического

обеспечения спортивной деятельности и содержит совокупность приемов и

методов, направленных на развитие спортивно важных качеств личности,

совершенствование и оптимизацию систем регулирования

психофизиологического состояния и поведения спортсмена с учетом

актуальных спортивных задач.

Основываясь на вышеизложенных положениях, в Методике развития-НП

выделен как основной психологический механизм развития внимательности как

спортивно важного качества (СВК) личности через целенаправленное

формирование и развитие интереса к спортивной деятельности. Оптимальный

вариант выбора спортивной деятельности – наличие у человека

сформированного интереса к ней. Интерес, выполняет функцию мотива,

стимулятора личности в овладении профессиональными знаниями, навыками и

умениями. Однако интерес - динамическая категория, характеристики которой

могут быть качественно различными: от страстной вовлеченности в

деятельность до отсутствия интереса к ней. Такая крайне высокая (или низкая)

степень проявления интереса может привести к низкой эффективности

деятельности, или смене деятельности, что может оказаться для личности

травмирующим событием и даже привнести материальный ущерб государству

(вклад во многолетнюю подготовку спортсмена на этапах его спортивного

совершенствования значителен).

Зарождение профессионального интереса к деятельности у спортсмена

обусловлено воздействием внешних и внутренних факторов. Одна и та же профессиональная деятельность, отражаемая в сознании людей, не у всех

вызывает один и тот же эффект, что определяется внутренней структурой

личности, включающей способности, склонности, ценностные ориентации,

идеалы и т. д. Профессиональный интерес, представляющий собой сложное

личностное образование, имеет четырехкомпонентную структуру, включающую эмоции, мотивы, интеллект, волю [86].

    Эмоциональный компонент. Согласно гипотезе Л. С. Выготского и

С. Л. Рубинштейна внутренние действия субъекта происходят из внешних

путем интериоризации [17, 86]. Это положение имеет принципиальное значениев понимании механизма возникновения профессионального интереса.

Спортсмены на этапах становления спортивного мастерства, включаясь в

спортивную деятельность под руководством тренера, являются

непроизвольными наблюдателями его профессиональной деятельности.

Постоянное наблюдение, на первых порах непроизвольное, а в дальнейшем

произвольное, способствует возникновению у наблюдателя эмоционального

отношения к спортивной деятельности, к профессиональному спортивному

миру и это увлекает спортсмена.

    На этапе начальной подготовки влияет на юного спортсмена и

привлекательность других субъектов спортивной деятельности, и сама

деятельность, что, безусловно, может изменяться на последующих этапах

формирования интереса к определенному виду спорта. Далеко не всегда вид

спортивной деятельности выбирается целенаправленно, часто проявляется

эмоциональный компонент интереса, который обязательно включает степень

характер привлекательности деятельности. Уверенность в правильном ее

выборе и отсутствие желания сменить вид спорта укрепляется при

удовлетворенности результатами деятельности и поддержке педагога.

Мотивационный компонент. Положительные эмоции по отношению к

спорту вызывают возникновение мотивов, которыми субъект руководствуется

при выборе выбора вида спорта, что составляет мотивационный компонент

интереса. Каждому этапу формирования интереса спортивной деятельности

соответствует своя группа мотивов:

1) чувственно-эмоциональному (начальный период спортивной

подготовки) – мотивы выбора вида спортивной деятельности;

2) рациональному (период спортивной специализации) – мотивы

повышения уровня навыков и умений спортивной деятельности, выбор амплуа;

3) эмпирическому (период спортивного совершенствования) – мотивы

спортивного совершенствования.

 

 

Сформировавшиеся мотивы служат побудителями интеллектуальной и

волевой активности личности и в свою очередь качественно влияют на характеристики интереса к спортивной деятельности.

Интеллектуальный компонент профессионального интереса проявляется,

когда актуализируются мотивы выбора спортивной деятельности расширяется познание мира спорта и происходит внутреннее принятие спортсменом его особенностей. На чувственно-эмоциональном этапе интеллектуальный компонент проявляется в познании спортивной деятельности и поиске своего призвания; на рациональном – в целенаправленном обучении; на эмпирическом этапе – в совершенствовании двигательных способностей. Проявление субъектом интеллектуальной активности на всех этапах формирования интереса к спортивной деятельности обеспечивает его устойчивость в учебно-тренировочной и соревновательной деятельности. Волевой компонент обеспечивает функцию регуляции неблагоприятных состояний, возникающих на различных этапах спортивной деятельности. Развитая волевая сфера личности и мотивация спортивной деятельности представляют собой ресурс, обеспечивающий активность в овладении знаниями, навыками и умениями выбранной спортивной деятельности и сохранению интереса к ней.

Волевой компонент по-разному проявляется и имеет неодинаковую значимость на этапах формирования профессионального интереса. Функционирование волевого компонента обусловлено влиянием на него мотивационного и эмоционального компонентов и различается: 1) по степени и постоянству проявления волевых усилий в процессе спортивного совершенствования; 2) по характеру причин проявления волевых усилий при совершенствовании навыков и умений.

Обобщая, отметим, что интерес к спортивной деятельности спортсменов на этапах становления спортивного мастерства это сложное личностное образование, имеющее в структуре эмоциональный, интеллектуальный, мотивационный и волевой компоненты, возникающий под влиянием внешних и внутренних факторов, определяющих особенности развития СВК спортсмена. Одним из психологических механизмов развития СВК личности на этапе начальной спортивной подготовки является развитие внимательности спортсмена в учебно-тренировочной деятельности через расширение интереса к спортивной деятельности. Условием активизации данного психологического механизма развития СВК спортсмена является создание развивающей образовательной среды в учебно-тренировочной деятельности спортсменов, способствующей целенаправленному и своевременному развитию, совершенствованию и корригированию качеств личности. Основные компоненты Методики развития-НП: 1) информационно-аналитический модуль содержит: анализ психолого-педагогического проблемного поля спортивной подготовки; проведение мероприятий по психологическому просвещению и профилактике; планирование диагностической и коррекционно-развивающей работы (планирование программы информационно-аналитического содержания согласуется с администрацией учебно-спортивного учреждения с учетом спортивного и учебного графика спортсменов); 2) диагностический модуль: определение уровня развития психомоторных качеств, степени устойчивости интереса к спортивной деятельности и уровня развития свойств внимания с использованием аппаратурных методов, методов наблюдения, опроса, проективных методик; диагностическая программа должна содержать как минимум два среза –исходный и итоговый;

3) развивающий и корректирующий модуль предполагает применение

совокупности психологических методов и приемов развития СВК

психомоторной, когнитивной, мотивационно-ценностной, регуляционной,

поведенческой сфер личности – разрабатывается развивающая программа по

активизации психологического механизма «развитие внимательности через

расширение интереса к спортивной деятельности»; коррекционно-развивающая

программа реализуется в формате общей психологической подготовки не реже

двух занятий в неделю по 45 мин в течение учебно-тренировочного цикла.

Содержание практического этапа реализации Методики развития-НП

тренером и психологом в учебно-тренировочном процессе:

– совместная работа тренера с психологом по разработке

дифференцированных и частных программ развития внимательности через

активизацию познавательного интереса на основе диагностических данных;

– проведение тренировочных занятий развивающей направленности на

основе активизации интереса к спортивной деятельности в форме поисковых

вопросов через: организацию взаимодействия «тренер – предмет интереса (вид

спорта) – спортсмен»; разработку алгоритмов спортивных заданий;

индивидуальный подбор вида стимулирования интереса и самоконтроля

двигательных действий;

– совместная работа тренера и психолога по коррекции учебнотренировочного процесса и определения направлений развивающей работы

психолога в индивидуальной или групповой форме.

Содержание практического этапа реализации Методики развития-НП

психологом в формате общей психологической подготовки спортсменов:

1. Проведение психолого-педагогического анализа факторов,

вызывающих и поддерживающих внимательность спортсменов в учебно-тренировочной деятельности.

2. Проведение коррекционно-развивающих занятий с целью расширения

познавательного интереса и развития аттенционной сферы личности

спортсмена.

Психолого-педагогический результат: развитие базовых свойств

внимания, снижение уровня волевых усилий при формировании двигательных

навыков, предупреждение пресыщения деятельностью при повторении учебных

упражнений, укрепление и расширение познавательного интереса к занятиям. В

свою очередь развитые базовые свойства внимания и состояние

внимательности как рабочее состояние при выполнении двигательных задач –

основа для развития внимательности как СВК когнитивной сферы спортсмена.

3. Проведение комплексных (пятикомпонентных) развивающих занятий с

целью развития СВК психомоторной, когнитивной, мотивационно-ценностной,

регуляционной, конативной сфер личности. Предполагается подбор и

использование приемов и методов управления вниманием в тренировочной

деятельности (предупреждение утомляемости, «блуждающего» внимания,

пассивного внимания, снижения интенсивности внимания).

Психолого-педагогический результат: формирование навыка быстрого и

конкретного направления внимания на восприятие указанных предметов и

явлений; развитие оперативной подвижности внимания; развитие Я-концепции

спортсмена.

Ожидаемые результаты в развитии спортивно важных качеств

спортсменов при активизации психологического механизма «развитие

внимательности через расширение интереса к спортивной деятельности» на

основе внутренних и внешних детерминант:

1) целенаправленный интерес к спортивной деятельности и

определенному виду спорта;

 2) проявление интереса через постановку спортсменами поисковых

вопросов и расширение познавательных интересов соответственно задаче

развития полимотивированности спортивной деятельности;

3) влияние интереса к спортивной деятельности на развитие когнитивной,

психомоторной, регуляционной, и поведенческой сферы личности;

4) создание психофизиологической и психологической основы для

развития внимательности, формирование навыков наблюдательности и

саморегуляции эмоционального состояния;

5) повышение культуры телесности и психологической культуры

межличностного взаимодействия субъектов спортивной деятельности.

Эффект практического применения Методики развития-НП в

педагогическом процессе учебно-спортивного учреждения на основе

совместной работы психолога, педагога и спортсмена:

– проведение общей психологической подготовки комплексно с учетом

актуальной и ближайшей зоны развития спортсменов, систематизации

диагностической и коррекционно-развивающей работы психолога;

– установление степени соответствия индивидуально-психологических

особенностей личности спортсмена выбранному виду спортивной

деятельности;

– обеспечение условий для развития спортивно важных качеств

психомоторной, мотивационно-ценностной, когнитивной, регулятивной и

поведенческой сфер личности (проведение общей психологической подготовки,

тренировочных занятий развивающей направленности в субъект-субъектном

педагогическом взаимодействии);

– содействие дифференциации и индивидуализации учебно-тренировочного процесса на основе диагностических материалов.

Уровень развития свойств внимания, вида внимательности в

тренировочной деятельности, познавательного интереса спортсменов к занятиям

избранным видом спорта диагностируется в динамике на начальном и

завершающем этапе микроцикла спортивной подготовки и может быть

выражены на различных уровнях (низком, среднем и высоком).

Основные критерии для определения степени устойчивости интереса:

 

- высокий уровень: личностная стабильность интереса (ситуативная

независимость); готовность совершенствовать спортивно важные качества

личности; осознанность личностно значимых мотивов деятельности;

- средний уровень: потеря интереса при неуспехе, неудовлетворительном

результате, напряженности спортивной деятельности (ситуативная

зависимость); активное проявление доминирующих характеристик интереса;

- низкий уровень: эпизодические всплески интереса при высокой

стимуляции или успехе; слабое проявление качественных характеристик

интереса к спортивной деятельности.

Целостное влияние методики развития спортивно важных качеств

личности проявляется в том, что она охватывает основные сферы личности

(психомоторную, когнитивную, мотивационно-ценностную, регуляционную,

поведенческую), влияет на формирование Я-концепции личности спортсмена

(рисунок 1).

 

 

     
 


                      

 

 

 


Рисунок 1- Развитие спортивно важных качеств личности спортсмена

через механизм повышения устойчивости интереса к спортивной деятельности

(этап начальной спортивной подготовки)

 

Комплексность предлагаемой методики выражается в том, что

используемые методы и приемы по развитию внимательности основаны на

активизации интереса к спортивной деятельности в форме поисковых вопросов

и подчиняются единой цели развития СВК спортсмена.

Резюмируя, отметим, что определение вида внимательности в учебнотренировочной деятельности и привлечение активного внимания

(действительного внимания по В.И. Страхову) при помощи механизма

активизации познавательного интереса спортсменов в форме вопросов

позволяет практически реализовать развивающую функцию в учебнотренировочной деятельности. Подтверждается необходимость в создания

условий для проявления познавательных интересов в процессе познавательной

и двигательной активности в учебно-тренировочной деятельности юных

спортсменов. Расширение познавательных интересов в форме поисковых

вопросов активизируют функции внимания (селективную и регулирующую),

что в свою очередь оказывает влияние на развитие базовых свойств внимания

спортсмена (концентрации, устойчивости, распределения, переключения,

избирательности, объема), проявления внимательности как спортивно важного

свойства личности.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.142.115 (0.077 с.)