Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Качеств личности спортсмена на начальном этапе
спортивной подготовки Научная новизна методики развития спортивно важных качеств личности спортсмена на начальном этапе спортивной подготовки (Методика развитияНП) в том, что раскрыты связи познавательного интереса спортсмена и его внимательности в спортивной деятельности как спортивно важного качества. Представлено научно-теоретическое обоснование построения методики развития спортивно важных качеств личности спортсмена на этапе спортивной специализации на основе активизации психологического механизма «развитие внимательности через расширение интереса к спортивной деятельности». Методика развития-НП рассматривается как средство психологического обеспечения спортивной деятельности и содержит совокупность приемов и методов, направленных на развитие спортивно важных качеств личности, совершенствование и оптимизацию систем регулирования психофизиологического состояния и поведения спортсмена с учетом актуальных спортивных задач. Основываясь на вышеизложенных положениях, в Методике развития-НП выделен как основной психологический механизм развития внимательности как спортивно важного качества (СВК) личности через целенаправленное формирование и развитие интереса к спортивной деятельности. Оптимальный вариант выбора спортивной деятельности – наличие у человека сформированного интереса к ней. Интерес, выполняет функцию мотива, стимулятора личности в овладении профессиональными знаниями, навыками и умениями. Однако интерес - динамическая категория, характеристики которой могут быть качественно различными: от страстной вовлеченности в деятельность до отсутствия интереса к ней. Такая крайне высокая (или низкая) степень проявления интереса может привести к низкой эффективности деятельности, или смене деятельности, что может оказаться для личности травмирующим событием и даже привнести материальный ущерб государству (вклад во многолетнюю подготовку спортсмена на этапах его спортивного совершенствования значителен). Зарождение профессионального интереса к деятельности у спортсмена обусловлено воздействием внешних и внутренних факторов. Одна и та же профессиональная деятельность, отражаемая в сознании людей, не у всех
вызывает один и тот же эффект, что определяется внутренней структурой личности, включающей способности, склонности, ценностные ориентации, идеалы и т. д. Профессиональный интерес, представляющий собой сложное личностное образование, имеет четырехкомпонентную структуру, включающую эмоции, мотивы, интеллект, волю [86]. Эмоциональный компонент. Согласно гипотезе Л. С. Выготского и С. Л. Рубинштейна внутренние действия субъекта происходят из внешних путем интериоризации [17, 86]. Это положение имеет принципиальное значениев понимании механизма возникновения профессионального интереса. Спортсмены на этапах становления спортивного мастерства, включаясь в спортивную деятельность под руководством тренера, являются непроизвольными наблюдателями его профессиональной деятельности. Постоянное наблюдение, на первых порах непроизвольное, а в дальнейшем произвольное, способствует возникновению у наблюдателя эмоционального отношения к спортивной деятельности, к профессиональному спортивному миру и это увлекает спортсмена. На этапе начальной подготовки влияет на юного спортсмена и привлекательность других субъектов спортивной деятельности, и сама деятельность, что, безусловно, может изменяться на последующих этапах формирования интереса к определенному виду спорта. Далеко не всегда вид спортивной деятельности выбирается целенаправленно, часто проявляется эмоциональный компонент интереса, который обязательно включает степень характер привлекательности деятельности. Уверенность в правильном ее выборе и отсутствие желания сменить вид спорта укрепляется при удовлетворенности результатами деятельности и поддержке педагога. Мотивационный компонент. Положительные эмоции по отношению к спорту вызывают возникновение мотивов, которыми субъект руководствуется при выборе выбора вида спорта, что составляет мотивационный компонент интереса. Каждому этапу формирования интереса спортивной деятельности соответствует своя группа мотивов: 1) чувственно-эмоциональному (начальный период спортивной
подготовки) – мотивы выбора вида спортивной деятельности; 2) рациональному (период спортивной специализации) – мотивы повышения уровня навыков и умений спортивной деятельности, выбор амплуа; 3) эмпирическому (период спортивного совершенствования) – мотивы спортивного совершенствования.
Сформировавшиеся мотивы служат побудителями интеллектуальной и волевой активности личности и в свою очередь качественно влияют на характеристики интереса к спортивной деятельности. Интеллектуальный компонент профессионального интереса проявляется, когда актуализируются мотивы выбора спортивной деятельности расширяется познание мира спорта и происходит внутреннее принятие спортсменом его особенностей. На чувственно-эмоциональном этапе интеллектуальный компонент проявляется в познании спортивной деятельности и поиске своего призвания; на рациональном – в целенаправленном обучении; на эмпирическом этапе – в совершенствовании двигательных способностей. Проявление субъектом интеллектуальной активности на всех этапах формирования интереса к спортивной деятельности обеспечивает его устойчивость в учебно-тренировочной и соревновательной деятельности. Волевой компонент обеспечивает функцию регуляции неблагоприятных состояний, возникающих на различных этапах спортивной деятельности. Развитая волевая сфера личности и мотивация спортивной деятельности представляют собой ресурс, обеспечивающий активность в овладении знаниями, навыками и умениями выбранной спортивной деятельности и сохранению интереса к ней. Волевой компонент по-разному проявляется и имеет неодинаковую значимость на этапах формирования профессионального интереса. Функционирование волевого компонента обусловлено влиянием на него мотивационного и эмоционального компонентов и различается: 1) по степени и постоянству проявления волевых усилий в процессе спортивного совершенствования; 2) по характеру причин проявления волевых усилий при совершенствовании навыков и умений. Обобщая, отметим, что интерес к спортивной деятельности спортсменов на этапах становления спортивного мастерства это сложное личностное образование, имеющее в структуре эмоциональный, интеллектуальный, мотивационный и волевой компоненты, возникающий под влиянием внешних и внутренних факторов, определяющих особенности развития СВК спортсмена. Одним из психологических механизмов развития СВК личности на этапе начальной спортивной подготовки является развитие внимательности спортсмена в учебно-тренировочной деятельности через расширение интереса к спортивной деятельности. Условием активизации данного психологического механизма развития СВК спортсмена является создание развивающей образовательной среды в учебно-тренировочной деятельности спортсменов, способствующей целенаправленному и своевременному развитию, совершенствованию и корригированию качеств личности. Основные компоненты Методики развития-НП: 1) информационно-аналитический модуль содержит: анализ психолого-педагогического проблемного поля спортивной подготовки; проведение мероприятий по психологическому просвещению и профилактике; планирование диагностической и коррекционно-развивающей работы (планирование программы информационно-аналитического содержания согласуется с администрацией учебно-спортивного учреждения с учетом спортивного и учебного графика спортсменов); 2) диагностический модуль: определение уровня развития психомоторных качеств, степени устойчивости интереса к спортивной деятельности и уровня развития свойств внимания с использованием аппаратурных методов, методов наблюдения, опроса, проективных методик; диагностическая программа должна содержать как минимум два среза –исходный и итоговый;
3) развивающий и корректирующий модуль предполагает применение совокупности психологических методов и приемов развития СВК психомоторной, когнитивной, мотивационно-ценностной, регуляционной, поведенческой сфер личности – разрабатывается развивающая программа по активизации психологического механизма «развитие внимательности через расширение интереса к спортивной деятельности»; коррекционно-развивающая программа реализуется в формате общей психологической подготовки не реже двух занятий в неделю по 45 мин в течение учебно-тренировочного цикла. Содержание практического этапа реализации Методики развития-НП тренером и психологом в учебно-тренировочном процессе: – совместная работа тренера с психологом по разработке дифференцированных и частных программ развития внимательности через активизацию познавательного интереса на основе диагностических данных; – проведение тренировочных занятий развивающей направленности на основе активизации интереса к спортивной деятельности в форме поисковых вопросов через: организацию взаимодействия «тренер – предмет интереса (вид спорта) – спортсмен»; разработку алгоритмов спортивных заданий; индивидуальный подбор вида стимулирования интереса и самоконтроля двигательных действий; – совместная работа тренера и психолога по коррекции учебнотренировочного процесса и определения направлений развивающей работы психолога в индивидуальной или групповой форме. Содержание практического этапа реализации Методики развития-НП психологом в формате общей психологической подготовки спортсменов: 1. Проведение психолого-педагогического анализа факторов, вызывающих и поддерживающих внимательность спортсменов в учебно-тренировочной деятельности. 2. Проведение коррекционно-развивающих занятий с целью расширения
познавательного интереса и развития аттенционной сферы личности спортсмена. Психолого-педагогический результат: развитие базовых свойств внимания, снижение уровня волевых усилий при формировании двигательных навыков, предупреждение пресыщения деятельностью при повторении учебных упражнений, укрепление и расширение познавательного интереса к занятиям. В свою очередь развитые базовые свойства внимания и состояние внимательности как рабочее состояние при выполнении двигательных задач – основа для развития внимательности как СВК когнитивной сферы спортсмена. 3. Проведение комплексных (пятикомпонентных) развивающих занятий с целью развития СВК психомоторной, когнитивной, мотивационно-ценностной, регуляционной, конативной сфер личности. Предполагается подбор и использование приемов и методов управления вниманием в тренировочной деятельности (предупреждение утомляемости, «блуждающего» внимания, пассивного внимания, снижения интенсивности внимания). Психолого-педагогический результат: формирование навыка быстрого и конкретного направления внимания на восприятие указанных предметов и явлений; развитие оперативной подвижности внимания; развитие Я-концепции спортсмена. Ожидаемые результаты в развитии спортивно важных качеств спортсменов при активизации психологического механизма «развитие внимательности через расширение интереса к спортивной деятельности» на основе внутренних и внешних детерминант: 1) целенаправленный интерес к спортивной деятельности и определенному виду спорта; 2) проявление интереса через постановку спортсменами поисковых вопросов и расширение познавательных интересов соответственно задаче развития полимотивированности спортивной деятельности; 3) влияние интереса к спортивной деятельности на развитие когнитивной, психомоторной, регуляционной, и поведенческой сферы личности; 4) создание психофизиологической и психологической основы для развития внимательности, формирование навыков наблюдательности и саморегуляции эмоционального состояния; 5) повышение культуры телесности и психологической культуры межличностного взаимодействия субъектов спортивной деятельности. Эффект практического применения Методики развития-НП в педагогическом процессе учебно-спортивного учреждения на основе совместной работы психолога, педагога и спортсмена: – проведение общей психологической подготовки комплексно с учетом актуальной и ближайшей зоны развития спортсменов, систематизации диагностической и коррекционно-развивающей работы психолога; – установление степени соответствия индивидуально-психологических особенностей личности спортсмена выбранному виду спортивной деятельности; – обеспечение условий для развития спортивно важных качеств психомоторной, мотивационно-ценностной, когнитивной, регулятивной и поведенческой сфер личности (проведение общей психологической подготовки,
тренировочных занятий развивающей направленности в субъект-субъектном педагогическом взаимодействии); – содействие дифференциации и индивидуализации учебно-тренировочного процесса на основе диагностических материалов. Уровень развития свойств внимания, вида внимательности в тренировочной деятельности, познавательного интереса спортсменов к занятиям избранным видом спорта диагностируется в динамике на начальном и завершающем этапе микроцикла спортивной подготовки и может быть выражены на различных уровнях (низком, среднем и высоком). Основные критерии для определения степени устойчивости интереса:
- высокий уровень: личностная стабильность интереса (ситуативная независимость); готовность совершенствовать спортивно важные качества личности; осознанность личностно значимых мотивов деятельности; - средний уровень: потеря интереса при неуспехе, неудовлетворительном результате, напряженности спортивной деятельности (ситуативная зависимость); активное проявление доминирующих характеристик интереса; - низкий уровень: эпизодические всплески интереса при высокой стимуляции или успехе; слабое проявление качественных характеристик интереса к спортивной деятельности. Целостное влияние методики развития спортивно важных качеств личности проявляется в том, что она охватывает основные сферы личности (психомоторную, когнитивную, мотивационно-ценностную, регуляционную, поведенческую), влияет на формирование Я-концепции личности спортсмена (рисунок 1).
Рисунок 1- Развитие спортивно важных качеств личности спортсмена через механизм повышения устойчивости интереса к спортивной деятельности (этап начальной спортивной подготовки)
Комплексность предлагаемой методики выражается в том, что используемые методы и приемы по развитию внимательности основаны на активизации интереса к спортивной деятельности в форме поисковых вопросов и подчиняются единой цели развития СВК спортсмена. Резюмируя, отметим, что определение вида внимательности в учебнотренировочной деятельности и привлечение активного внимания (действительного внимания по В.И. Страхову) при помощи механизма активизации познавательного интереса спортсменов в форме вопросов позволяет практически реализовать развивающую функцию в учебнотренировочной деятельности. Подтверждается необходимость в создания условий для проявления познавательных интересов в процессе познавательной и двигательной активности в учебно-тренировочной деятельности юных спортсменов. Расширение познавательных интересов в форме поисковых вопросов активизируют функции внимания (селективную и регулирующую), что в свою очередь оказывает влияние на развитие базовых свойств внимания спортсмена (концентрации, устойчивости, распределения, переключения, избирательности, объема), проявления внимательности как спортивно важного свойства личности.
|
||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.142.115 (0.077 с.) |