Спортивно важных качеств личности спортсменов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Спортивно важных качеств личности спортсменов



ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ «СПОРТ ДЛЯ ВСЕХ»

МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ

СПОРТИВНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ СПОРТСМЕНОВ

(НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ, ЭТАП

СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ И СПОРТИВНОГО

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ)

Практическое пособие

 

 

г. Луганск

«РЦФЗН «Спорт для всех»

РАЗДЕЛ 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ СПОРТИВНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ СПОРТСМЕНА НА ЭТАПАХ СТАНОВЛЕНИЯ СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ МЕТОДИК РАЗВИТИЯ СПОРТИВНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ СПОРТСМЕНА НА ЭТАПАХ СТАНОВЛЕНИЯ СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА

 

Положения о профессионально значимых качествах личности

РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СПОРТИВНО ВАЖНЫХ

КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ СПОРТСМЕНА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ

СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ

МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ СПОРТИВНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ

ЛИЧНОСТИ СПОРТСМЕНА (НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД

СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ)

Общая характеристика методики развития спортивно важных

Влияние на развитие спортивно важных качеств личности

Познавательного интереса и определение возрастных особенностей

Его проявления

Категория интереса исследуется разными науками: философией, социологией, психологией, экономикой, юриспруденцией, политикой и др., то есть

является общенаучной категорией. У каждой науки в соответствии с ее целями,

предметом, методом изучения сложилось свое представление о категории

интереса. В целях исследования представляет интерес классификация С.Л.

Рубинштейна (2000):

- по содержанию (на что направлены интересы): а) по предмету; б) по

степени общности (более общие и частные);

- непосредственный и опосредованный (моральная, социальная сторона);

- по степени дифференцированности (определенность или

неопределенность);

- по объему (моно, био, полицентризм, широкие, узкие);

- по силе (активный, пассивный);

- по стойкости, длительности (устойчивый, неустойчивый). 

 

Понятие «интерес» не умозрительно, оно отражает объективно

существующие отношения личности, которые проявляются в результате

влияния реальных условий жизни и деятельности человека. Истоки интереса

лежат в общественной жизни. «Вне связи с общественной средой, вне

деятельности, - отмечает Г.И Щукина, - интерес человека не может

развиваться, поэтому изучение интереса, изолированного от реальных условий

его становления, не в состоянии обнаружить ни тенденций его развития, ни

возможностей управления им» (Г.И. Щукина, 2001).

Рассматривая интерес как вид отношения, как положительную направленность отношений человека к труду, к учению, общественной работе, из всей совокупности интересов выделим интерес к спортивной деятельности. Интерес подростков, юношей и девушек к спортивной деятельности предполагает, на наш взгляд, наличие у них таких качеств, как убежденность, высокий уровень

сознательного отношения к действительности, осознание социальной ценности

и общественной значимости спортивных достижений, активное стремление к

максимальному использованию своих возможностей на благо общества.

Анализ психолого-педагогической литературы и собственного опыта

опытно-экспериментальной работы подтверждают, что о наличии интереса к

спортивной деятельности можно судить по следующим показателям:

- позитивное отношение, которое выражается не только в готовности

выполнять деятельность, но и в активности в ней, в проявлении инициативы;

- наличие социальных, профессиональных и познавательных мотивов,

обуславливающих устойчивое позитивное отношение к выполняемой работе;

- стремление к совершенствованию знаний, умений й навыков, которое

выражается в активности, самосовершенствовании и готовности к

инновационной деятельности.

Процесс формирования интереса к спортивной деятельности длительный

и сложный. Он может проходить стихийно, неосознанно, может возникать и

угасать, расширяться и углубляться. Интерес развивается скачкообразно, в

зависимости от соответствия или несоответствия сферы деятельности

(объективных социальных условий) природе интереса (субъективным

условиям). Изменяя внешние условия, можно управлять интересом,

воспитывать его. Интерес активен, и изучаться он должен в тесной связи с

отношением к действию и мотивами, побуждающими к этому действию. Мотив

возникает через интерес, что побуждает субъекта к определенной

целенаправленной деятельности. «Мотивы деятельности, - отмечает она, -

определяются, прежде всего, интересами, чувствами и переживаниями,

связанными с материальными и духовными потребностями как одного

человека, так и коллектива или общества в целом» (З.Г. Сазонова, 1976, с.66).

Важность мотива выбора профессиональной деятельности в жизни

каждого человека подчеркивал А.Н. Леонтьев: «с некоторыми оговорками

можно сказать, что формирование мотивов есть формирование самой личности

[49, c. 39]. Мотивы деятельности человека формируются, поэтому «надо не

просто обучать деятельности, не только формировать деятельность, но и

 

формировать мотивы деятельности, от которых зависит ее место во внутренней

структуре его личности» [49, c. 42].

Интерес может являться условием достижение некоего блага, пользы:

интерес, который становится таковым благодаря своей способности

удовлетворять потребности субъекта. Иногда об интересах ошибочно говорят

как о прибыли [13], «…интересно – это когда хочется что-то найти, что-то

понять, что-то узнать из того, что составляет бесконечный мир вокруг нас. В

психологии интерес понимается как состояние, побуждающее к познавательной

деятельности. То есть это внутреннее напряжение, движущий момент, желание,

побуждающее нас к действию» [42, c. 178].

Интересы личности тесно связаны с потребностями. Не было бы

потребностей, мотивирующих поведение человека, не было бы и интересов,

направленных на поиск способов удовлетворения потребностей. Когда

материальные интересы вытесняют познавательный компонент деятельности,

говорят об узости интереса, в противовес которому развивающаяся личность

выходит за пределы материальных интересов к интересам духовным. Духовные

интересы – это мотивы роста, они имеют отдаленные цели, связанные со

стремлением обогатить и расширить жизненный опыт, актуализировать

личностный потенциал – проявить свои способности, развить задатки,

расширить кругозор, стать не только потребителем культуры человечества, но и

носителем культуры и ее созидателем. Мотивация роста предполагает не

столько возмещение состояний недостаточности, избегания неприятных

переживаний, сколько повышение психологического напряжения в стремлении

к эмоционально насыщенным переживаниям, обусловленным осознанной

значимостью выбранной цели. Духовные интересы побуждают к

совершенствованию мастерства в деятельности, представляющей для человека

интерес не как средство обеспечения существования, а как средство проявления

собственных способностей – познание себя через труд.

Духовные интересы реализуются разными людьми по-разному: для одних

важно знать понемногу о многом, быть осведомленным в разных областях

знания, культурной и общественной жизни. Другие же удовлетворяют свои

духовные интересы глубокой направленностью на постижение сути какого-либо явления, поиск истины в каком-то одном вопросе, глубокое изучение,

увлеченное созидание – посвящение всей жизни чему-либо значимому и

поэтому говорят о широких и глубоких интересах.

В интересе к тому или иному объекту различают непосредственный и

опосредованный интерес. Эти характеристики интереса взаимопереходящие:

опосредованный интерес может стать непосредственным и наоборот. Интересы

человека динамичны, и не только удовлетворение или неудовлетворение

потребностей меняет интересы. Познание себя, достижения человека в

социальном и профессиональном плане, изменение статуса и расширение

диапазона ролей – все, что происходит с человеком в его жизни и деятельности,

влияет на его интересы, как в равной мере интересы человека влияют на его

жизнь. Достижение интересов ведет человека к «вершинным переживаниям»

 

(по А. Маслоу) во время которых человек чувствует благоговение, восторг, что

отличает человеческую жизнь от биологического существования.

Интересы, достигшие высокого уровня развития, представляют собой

основу для формирования профессиональной направленности личности и

зрелого профессионального выбора, которая опосредована индивидуально психологическими особенностями, личностными потенциалами, имеет выраженную половую специфику. Процесс профессионального

самоопределения проходит ряд этапов: 1) детская игра (принятие разных

профессиональных ролей, их «проигрывание»); 2) подростковая фантазия,

когда подросток видит себя в мечтах представителем привлекательной для него

профессии; 3) в подростковом периоде и большей части юношеского

возраста, – предварительный выбор профессии, когда разные виды

деятельности анализируются и оцениваются с точки зрения интересов,

способностей, системы ценностей; 4) практическое принятие решения, выбор

профессии – определение квалификации будущего труда, необходимой

подготовки к нему, то есть, выбор конкретной специальности. Однако кроме

интересов, способностей и ценностных ориентаций важную роль в принятии

решения играет оценка своих объективных возможностей – материальных

условий, уровня учебной подготовки, состояния здоровья и пр.

Познавательная активность спортсмена распространяется и на

спортивную жизнь. Стремление к накоплению опыта и познавательная

активность спортсмена реализуется в двух основных видах деятельности:

тренировочной и соревновательной. Сегодня востребован спортсмен,

владеющий знаниями о формах, методах и средствах подготовки к спортивному

достижению, закономерностях и механизмах достижения высокого результата,

целеустремленный и способный к организации эффективной спортивной

практики. Стремление к цели всегда направлено личностным интересом.

Интерес в широком смысле – это особая познавательная направленность

человека на предметы и явления, связанная с положительными эмоциями, с

потребностями, влечениями и чувствами, значимостью и всегда

сопровождается как непроизвольным, так и произвольным вниманием.

Обычно познавательным интересом называют избирательную направленность личности, обращённую к познанию, к её предметной стороне и

процессу овладения знаниями. Еще К.Д. Ушинский (1824–1870) и Л. Н Толстой

(1828–1919) отмечали, что интерес играет ведущую роль в учебном процессе

(Л. Н Толстой, 1936): «…учение, лишенное всякого интереса и взятое только

силой принуждения… убивает в учении охоту учиться, без которой он далеко

не уйдет». Великий русский педагог разработал оригинальную систему

пробуждения любознательности и развития интереса к знаниям, связанную с

воспитанием внимания и утверждал, что учение, все взятое принуждением и

силой воли, способствует развитию сильных, но едва ли нравственных

характеров и развитых умов (К. Д. Ушинский, 2005).

Преодолеть трудности спортивных тренировок, достичь желаемых

спортивных результатов, легче на основе развития познавательной активности и

 

интереса к познанию закономерностей физического совершенствования человека в

спортивной деятельности. Интерес как индивидуальная особенность

направленности личности охватывает весь личностный потенциал. Интересами в

значительной степени определяются черты характера и способности. «Интерес, –

по мнению Л.А. Гордона, – будучи весьма важным мотивом человеческой

деятельности, выражая осознанную направленность личности, положительно

влияет на все психические процессы и функции, активизирует человеческие

способности, в результате чего человеческая деятельность становится более

энергичной, бодрой, полнокровной» [23].

В психологических и педагогических исследованиях в интересе

синтезируются многие личностные качества. Его сущность характеризуется,

стремлением проникать в глубину явлений (а не просто быть потребителем

информации о них), познанием, относительно устойчивым стремлением к

реализации своих интересов. В познавательном интересе соединяются

интеллектуальные, эмоциональные, волевые факторы (Г.И. Щукина, 2006). В

зависимости от доминирования того или иного структурного компонента

познавательного интереса выделяют различные его составляющие поэтому

познавательный интерес рассматривается различно:

– как избирательная направленность психических процессов человека на

объекты и явления окружающего мира;

– как тенденция, стремление, потребность личности заниматься именно

данной областью явлений, деятельностью, которая приносит удовлетворение;

– как избирательно наполненное активными помыслами, волевыми

устремлениями отношение к окружающему миру, его объектам и явлениям [13,

68, 86].

– интерес как мотив, лежащий в основе учебной деятельности,

придающий ей устремленный характер [17, 25, 49, 64]

– как внутренняя движущая сила учения, проявляющаяся в

целенаправленном состоянии ученика, обусловленном знаниями, умениями,

опытом творчества, характеризующаяся потребностью в знаниях, готовностью

к активному познанию как деятельность, приносящая удовлетворение [6, 88].

– направленность самостоятельного поиска, обсуждения проблем,

решения задач, высказывание предположения (Ш.А. Амонашвили, 1990).

– эмоционально окрашенная потребность, «прошедшая стадию

мотивации и придающую деятельности человека увлекательный характер»

(И.Ф. Харламов, 1999, с. 237).

Познавательный интерес признается значимым фактором учебного

процесса, влияние которого неоспоримо на создание развивающего характера

обучения и интенсивность протекания познавательной деятельности учащихся.

Установлены дидактические условия развития у учащихся познавательного

интереса – активизация познавательной деятельности учащихся, творческое

применение учителем принципов и методов обучения на основе

исследовательского подхода, развития у спортсменов потребности в

самообразовании и саморазвития (Г.И. Щукина, 2006, С. 16–27.)

 

Коррекцинно-развивающий модуль Методики развития-НП содержит

приемы и методы развития внимательности через расширение познавательного

интереса с использование личностной активности спортсмена. Эта активность

проявляется как познавательный интерес, выражаемый в форме поисковых

вопросов, что, во-первых, направляет внимание и заинтересованность в успехе

юного спортсмена в решении двигательных задач и, во-вторых, проявляется в

состояниях его действительной внимательности (классификация В.Н. Страхова)

в спортивной деятельности. Такая активность в свою очередь оказывает

влияние на развитие базовых свойств внимания (концентрации, устойчивости,

распределения, переключения, избирательности, объема) и внимательности как

спортивно важного качества личности спортсмена.

ПОДГОТОВКИ)

Выводы

 

Выбор направлений программы развития внимательности в процессе

тренировочной деятельности юного спортсмена осуществлен на основе учета

онтогенеза внимания и диагностических данных об уровне базовых свойств

внимания (устойчивость, концентрация, переключение, распределение).

Содержание программы развития внимательности в процессе тренировочной

деятельности юного спортсмена изложено на основании влияния трех

доминирующих факторов развития внимательности как спортивно важного

качества личности:

1) взаимодействие «тренер – предмет интереса–спортсмен»: изменение

внимательности, вызванного расширением субъект-субъектных отношений

«педагог – спортсмен» в условиях предметного общения на основе общего

интереса и взаимной ответственности;

2) алгоритм задания: изменения внимания в тренировочной деятельности,

направленного определенного вида инструкцией, содержащей алгоритм

выполнения задания после объяснения (объяснение-показ, объяснениеобоснование, объяснение-разъяснение) и согласование точек самоконтроля в

процессе выполнения задания;

3) самоконтроль: изменения внимания в процессе самостоятельной

деятельности – спонтанное его распределении в свободном выборе способов

выполнения заданий на основе организации самоконтроля.

Формирование внимания как самоконтроля в процессе учебной

деятельности включает в себя умение педагога рационально организовать

деятельность спортсмена. В процессе работы по развитию СВК спортсмена на

этапе начальной подготовки могут быть использованы различные методы

активизирующие развитие основных функций внимания (избирательной и

регулирующей) через постепенное развитие способности к самоуправлению

вниманием на основе расширения интереса к выполнению двигательных задач

в соответствии с целью деятельности.

 

Специализации

Развитие волевой регуляции в подростковом возрасте приводит к

формированию волевых качеств, позволяющих достигать поставленные цели и

преодолевать трудности, подчиняясь требованиям и правилам, вырабатывать

способы саморегуляции. Расширение самосознания, характерной чертой

которого является появление у подростка способности познать самого себя как

личность, обладающую особенными качествами, порождает у него стремление

к самоутверждению, самовыражению (т. е. стремление проявлять себя в тех

качествах личности, которые он считает ценными) и самовоспитанию.

Депривация указанных выше потребностей составляет основу кризиса

подросткового возраста (Л.И. Божович, 1995).

Кризис переходного периода протекает значительно легче, если уже в

этом возрасте у спортсмена возникают относительно постоянные личностные

интересы или какие-либо устойчивые мотивы поведения. Личностные интересы

в отличие от эпизодических (ситуативных) характеризуются своей

«ненасыщаемостью» - чем больше они удовлетворяются, тем более

устойчивыми и напряженными становятся (познавательные интересы,

эстетические потребности и пр.) Удовлетворение таких интересов связано с

активным поиском (созиданием) предмета их удовлетворения, что толкает

подростков к постановке новых целей, часто выходящих за пределы

сегодняшних требований. Психологические исследования свидетельствуют о

том, что важную роль в формировании устойчивости личности и ее

саморегуляции имеет ориентация субъекта на отдаленные цели [48, 49].

(Е.Р. Калитеевская)

На решающее значение перспективных целей для психологической

структуры и поведения субъекта обратил внимание К. Левин, который в своем

топологическом учении о личности доказывал, что цели, которые ставит перед

собой человек, его намерения, являются своеобразными потребностями

(«квазипотребностями»). И чем более широким является «жизненное

пространство», в которое включен человек, тем большее значение приобретают

отдаленные цели. Ценностные ориентации субъекта на: эти будущие цели

подчиняют себе промежуточные и тем самым определяют поведение, эмоции и

моральное состояние субъекта [46].

Наличие у подростка устойчивых личностных интересов делает его

целеустремленным, а, следовательно, внутренне более собранным и

организованным. Однако подростка характеризует не слабость воли, а слабость

целей [17]. Целенаправленность возникает не только на основе насыщаемых

интересов, но и в связи с другими устойчивыми мотивами, требующими

целевой организации поведения. Осознанные и устойчивые мотивы (мотивы

«второго порядка») изменяют весь внутренний облик подростка, становятся

доминирующими в структуре его мотивационной сферы и таким образом подчиняют себе все другие его потребности и стремления (Л.И. Божович, 1995).

В подростковом возрасте происходит коренная перестройка структуры волевой

активности. Подростки значительно чаще регулируют свое поведение на основе

внутренней стимуляции (самостимуляции). В то же время волевая сфера

подростков весьма противоречива, так как при значительно возросшей общей

активности подростка механизмы его волевой активности еще недостаточно

сформированы. Внешние стимуляторы (воспитательные воздействия и пр.) в

силу критичности подростков, их стремления к независимости воспринимаются

иначе, чем в младшем подростковом возрасте, поэтому не всегда вызывают

соответствующую волевую активность. Снижается дисциплинированность,

усиливается проявление упрямства, отчасти от того, что утверждается свое «Я»,

право на собственное мнение, на свою точку зрения, настойчивость

проявляется только в интересной работе (А.И. Высоцкий, 1979).

Приходящийся на этот возраст процесс полового созревания существенно

изменяет нейродинамику (увеличивает подвижность нервных процессов,

сдвигает баланс в сторону возбуждения), что тоже приводит к изменению

волевой сферы. Преобладание возбуждения над торможением затрудняет

применение запрещающих санкций, основанных на соображениях морали,

снижается выдержка, самообладание. Возрастает смелость (которая в этот

период вообще достигает наибольшего проявления). В то же время подростки

12–14 лет переоценивают уровень развития у себя волевых качеств, особенно

терпеливости и энергичности. У подростков 12 лет наблюдается дисгармония в

развитии волевых качеств. К 15 годам подростки в целом адекватно оценивают

развитие у себя основных волевых качеств. Но подростки склонны к

переоценке настойчивости, самостоятельности, целеустремленности [32]. Хотя

развитие воли продолжается на протяжении всей жизни человека, к концу

подросткового возраста основные волевые качества личности уже

сформированы.

Целеустремленность, как и другие волевые качества, приобретает

свойства широты, силы и устойчивости. Широта или узость

целеустремленности определяется через количество деятельностей, в которых

она отчетливо проявляется. Сила целеустремленности определяется уровнем

проявления волевого усилия, направленного на преодоление трудностей в

достижении цели. Главным признаком устойчивости целеустремленности

является степень постоянства проявления волевого усилия в достижении цели в

сложных ситуациях. Соотношение этих свойств у разных людей может быть

разным. Осознанность смысла вложенных усилий, инициативности создает у

человека четкое представление о перспективах, выборе, стратегии, тактики для

каждой конкретной ситуации, формировании конкурентоспособности,

личностных диспозиций (установок), как относительно устойчивых

детерминант поведения в разных сферах социально-профессионального

пространства.

Целеполагание - это сложный процесс перехода от представления о

желаемом или возможном к воплощению этого представления в объективно- реальном результате, то есть процесс определения, построения и достижения

цели, происходящий в форме свободного выбора в ситуациях

неопределенности. Активизация процессов целеполагания и

целеосуществления свидетельствует о субьектности личности. Способность к

целеполаганию – это интегративная, самоорганизующаяся, открытая система

личностных качеств, свойств и особенностей, обеспечивающих возможность

осуществления и степень успешности процесса целеполагания. Целеполагание

реализуется в регуляторной, проектировочной и побудительной функции.

Эффективность реализации регуляторной функции целеполагания определяется умением создать цель, процесс достижения и последствия ее реализации и

гибко адаптировать, изменить цель деятельности в соответствии с условиями.

Проектировочная функция целеполагания позволяет планировать свое будущее, определять главное направление жизненного пути, видеть перспективу своего развития, и реалистичностью, то есть субъект умеет соотносить уровень

сложности поставленной цели и вероятность ее достижения. Побудительная

функция целеполагания обеспечивается самостоятельностью в постановке и

выборе целей, устойчивостью при достижении целей, то есть способностью к

волевой регуляции процесса целеполагания.

Развитие целеустремленности, как и любого другого волевого качества,

имеет определенные психологические механизмы, которые кратко

представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Определение механизмов развития целеустремленности как

спортивно важного качества личности

 

Свойства целеустремленности Механизмы развития целеустремленности Спортивно важные качества личности
Широта. Устойчивость. Сила Активность в различных видах деятельности. Формирование целевых установок. Постоянство в проявлении волевого усилия. Наличие волевого усилия по степени проявления и их видов Самостоятельность в формировании и постановке целей (оперативные, стратегические). Готовность к волевым усилиям. Сохранение уровня притязаний. Способность к целеполаганию. Проявление и развитие волевых качеств. Готовность к выполнению деятельности необходимого уровня сложности

 

Современный спорт, ориентированный на конкурентоспособного,

целеустремленного спортсмена, требует от него широкого кругозора, высокой

культуры, предприимчивости, соответствующих установок, которые являются

мощными стимулами социально-личностного и профессионального развития.

Степень социализации и конкурентоспособность чаще оценивается по

доминирующим установкам субъекта на результат деятельности, способность

самостоятельно образовывать цели.

Содержание Методики развития-ССП акцентировано на развитие

целеустремленности через регуляцию уровня притязаний в спортивной

деятельности и активизацию данного психологического механизма в основных

сферах личности:

- развитие СВК мотивационно-ценностной сферы личности через

позитивную субъективную оценку результативности действий, их

целесообразности и согласование уровня притязаний в спортивной

деятельности;

- развитие СВК психомоторной сферы личности через стремление к

успешному выполнению спортивной задачи заданного уровня сложности;

- развитие СВК когнитивной сферы личности через приобретение ЗНУ в

соответствии с уровнем притязаний;

- развитие СВК регуляторной сферы через влияние на динамику уровня

притязаний;

- развитие СВК конативной сферы личности через принятие цели и

определения задач в соответствии с уровнем притязаний.

Выводы:

В подростковом возрасте целенаправленность как СВК спортсмена

возникает не только на основе насыщаемых интересов, но и в связи с другими

устойчивыми мотивами и неустойчивостью уровня притязаний в спортивной

деятельности, требующими целевой организации поведения. Осознанные и

устойчивые мотивы изменяют поведение подростков и юношей, так как

становятся доминирующими в структуре их мотивационной сферы. Волевая

сфера подростков весьма противоречива, они часто регулируют свое поведение

на основе внешней стимуляции. Перестройка структуры волевой активности

происходит посредством целенаправленной саморегуляции динамики уровня

притязаний спортсменов в тренировочной и соревновательной деятельности.

Диагностика целеустремленности как спортивно важного качества

личности предполагает его дифференциацию по характеру проявления свойств:

широты, устойчивости и силы.

Развитие целеустремленности может осуществляться посредством

личностной активности в различных видах деятельности и формирование

целевых установок; проявление целевых волевых усилий в спортивной

деятельности. Развитие целеустремленности в свою очередь приводит к

развитию таких спортивно важных качеств как самостоятельность в

формировании и постановке целей (оперативные, стратегические), готовность к

волевым усилиям, способность к целеполаганию и сохранению уровня

притязаний, проявление и развитие волевых качеств, готовность к выполнению

деятельности необходимого уровня сложности.

 

 

Спортивной специализации

Организационно-методический компонент включает: организационные

условия, психолого-педагогические и дидактические требования.

Организационные условия реализации методики развития спортивно

важных качеств личности спортсмена на этапе спортивной специализации:

1) проведение психологической подготовки в следующих

организационных формах: а) тренировочных занятий развивающей

направленности, в содержание которых включен компонент целенаправленного

развития СВК личности; б) общей психологической подготовки, включенной в

систему спортивной подготовки, которая проводится психологом автономно;

2) проведение педагогом учебно-тренировочного процесса развивающей

направленности как субъект-субъект-объектного взаимодействия.

Психолого-педагогические требования:

- психологическая подготовка спортсменов педагогически целесообразно

организована в условиях учебно-спортивного учреждения;

- содержание программы психологической подготовки соответствует

актуальной ситуации и ближайшей зоны развития личности спортсмена;

- целостность влияния структурных компонентов уровня притязаний

спортсменов в тренировочной и соревновательной деятельности на основные

личностные сферы (психомоторную, когнитивную, мотивационно-ценностную,

регуляционную, конативную);

- стимулирование познавательной активности спортсменов и активизация

стремления и желания достижения спортивных успехов происходит на

положительном примере и конструктивном анализе достигнутых результатов

спортивной деятельности в субъект-субъектом-объектном взаимодействии.

Дидактические требования предусматривают использование методов и

приемов работы, активизирующих наблюдательность и внимательность к

процессам формирования двигательных навыков, разработки алгоритмов

анализа собственных физических качеств и технико-тактических навыков;

методов, обеспечивающих развитие целеустремленности спортсмена через

регуляцию уровня притязаний в спортивной деятельности и постановки задач

совершенствования на индивидуально-личностном уровне.

 

 

Содержание диагностической программы методики развития

Специализации

Реализация диагностической программы предполагает выявление:

– количественных критериев сформированности структур Я-концепции

спортсменов на этапе спортивной специализации;

– качественных характеристик уровней сформированности навыка

целенаправленной регуляции динамики уровня притязаний спортсменов в

тренировочной и соревновательной деятельности (низкий, средний, высокий);

– разработки комплекса методик, использующихся в ходе контрольных

срезов и позволяющих осуществлять мониторинг динамики уровня притязаний

в спортивной деятельности.

Диагностическая программа содержит три блока:

 1) психофизиологическая диагностика (методики хронорефлексометрии,

стабилометрии, кинематометрии, теппинг-тест);

2) диагностика личностных качеств (проективные и опросные методы,

методы структурированного наблюдения;

3) методы матстатистики (сравнительный анализ выборок,

корреляционный анализ).

Диагностический модуль методики направлен на реализацию

диагностической программы определения уровня целеустремленности как СВК

и содержит психофизиологическое и психологическое тестирование, методы

наблюдения в учебно-тренировочной и соревновательной деятельности

спортсменов, методы опроса тренеров, спортсменов, методы математической

статистики.

Задачи диагностической программы:

– психофизиологическая диагностика: тестирование СВК (определение

уровня развития СВК психомоторной сферы личности – кинестетической

чувствительности, быстродействия, общей работоспособности, постуральной

устойчивости);

– психологическая диагностика: опросные и проективные методики

(определение уровня развития СВК когнитивной, волевой и эмоциональной

сферы личности; определение психологической осведомленности);

– перекрестный опрос тренера и спортсменов для определения параметра

«субъективная оценка результативности спортивной деятельности»;

– структурированное наблюдение за индивидуальными особенностями

проявления характера взаимодействия субъектов спортивной деятельности на

тренировочных занятиях;

– структурированное наблюдение игрового взаимодействия в игре

условиях товарищеских матчах и соревновательной деятельности;

– обработка данных исследования методами математической статистики

 

В диагностической программе определения СВК спортсменов на этапе

спортивной специализации используются следующие методы:

– метод опроса (определение отношение к себе, к другим, к спортивной

деятельности);

– метод структурированного наблюдения (анализ межличностного

взаимодействия, стратегий поведения, регуляции психического состояния);

– контент-анализ документов и результативности деятельности;

– экспериментальный метод (установление особенностей

функционирования психических и психофизиологических процессов,

влияющих на успешность спортивной деятельности);

– методы экспертной оценки (ранжирование, метод непосредственных

оценок, метод парного сравнения, метод последовательного сравнения);

– метод обобщения независимых характеристик (сбор и обобщение

факторов, характеризующих личность через особенности ее деятельности);

– метод анализа ошибочных действий (на основе классификации ошибок,

возникающих в процессе спортивной деятельности).

Методы обработки эмпирических данных:

– качественные методы анализа – экспертная оценка; сравнительный

анализ эмпирических данных; анализ ошибок;

– количественные методы анализа – статистический анализ; графический

анализ;

Интерпретационные методы:

– структурно-системный анализ, предполагающий психологический

анализ требований деятельности и возможностей субъекта;

– функционально-структурный анализ, предполагающий

психологический анализ функциональной структуры спортивной деятельности



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.220.114 (0.315 с.)