Поддерживающих внимательность спортсменов (младший школьный 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поддерживающих внимательность спортсменов (младший школьный



   возраст, начальный этап спортивной подготовки) в учебно-тренировочной

деятельности

 

1. Определение психологом характера внешнего стимула для

привлечения внимания (анализируется интенсивность, относительная и

абсолютная сила стимула, контрастность, внезапность появления,

экстенсивность, длительность стимула, прерывистость, движение неподвижность наблюдаемого объекта). Характером внешнего стимула можно

привлечь внимание (пассивно, вынужденно), но для удержания внимания

необходимо вызвать интерес к предстоящей деятельности.

2. Анализ психологом соответствия внешнего стимула психическому

состоянию переживаниям. С физиологической точки зрения это объясняется

возникновением очага возбуждения (доминанты по Ухтомскому),

притягивающего к себе возбуждения, идущие в том же направлении, и

тормозящего возбуждения, не соответствующие ему. Внимание связано с

чувствами, с тем, что вызывает и поддерживает чувства. Важно поддерживать

внимание не только занимательностью и новизной, но и активизацией

стремления познать, вызывая познавательный интерес.

3. Развитие когнитивной сферы личности спортсменов (сенсорных,

перцептивных, мнемических, имажинитивных, мыслительных процессов и

процессов представления) в формате общей психологической подготовки.

Определение уровня развития тех или иных свойств внимания должно

быть направлено не только на структурный анализ аттенционной сферы

личности спортсмена, но и для установления связей внимания с другими

психическими процессами, значение которых существенно в развитии

внимания. Важнейшим средством развития внимательности как спортивно

важного качества когнитивной сферы личности спортсмена является:

 

1) использование речи как средства регуляции внимания в конкретных

условиях тренировочной деятельности;

2) вербализация процессов восприятия спортивных движений;

3) анализ увиденных спортивных движений и действий и сличение их со

своими, только что выполненными и пр.

Активизация других психических процессов, значение которых

существенно в развитии внимания является важным психологическим

фактором поддержания, регулирования и повышения уровня

интеллектуального и волевого внимания спортсменов.

4. Учет влияния опыта личности на динамику проявления внимания.

С одной стороны, все, что связано с опытом, быстрее привлекает и удерживает

внимание, чем то, что не связано с ним. Существует влияние предшествующего

события на последующее (временная апперцепция), поэтому необходимо

анализировать отрицательный опыт, который может негативно влиять на

направленность внимания в деятельности, формировать мотивацию избегания

неудач.

5. Целенаправленная работа педагога и психолога по активизации

внимания и развитию основных его свойств. Основной педагогической задачей

является формирование готовности и интереса к деятельности, привычек ее

самоорганизации. Необходимо создать определенную установку на новую

деятельность, либо на организацию деятельности в новых условиях, сделать

предварительное сообщение о значимости предстоящей работы, что формирует

готовность к деятельности, развитие интереса к ней.

Опыт личности всегда связан с интересом. Но интерес направлен не к

тому, что старо и знакомо, а то, что ново. Интересно то, что ведет вперед

познание. Однако новое связано с прежними знаниями, опирается на них, либо

вытекает из старого. Для того, чтобы внимательно слушать и делать важно

понимать, а для процессов понимания важна связь нового с опытом.

Последовательность и логичность действий, понимание их целесообразности и

значимости – одно из сильнейших средств сохранения внимания.

В таблице 1 представлены основные причины повышения степени

напряжения при произвольном внимании, предложены приемы и методы

управлением внимания при решении психолого-педагогических задач развития

базовых свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение,

распределение) в процессе тренировочной деятельности.

Таблица 1 – Основные приемы и методы управлением внимания в

тренировочной деятельности спортсменов в состоянии напряжения при

произвольном внимании

 

Произвольное внимание Педагогические задачи Приемы и методы управления внимания
внимание захвачено ближайшей операцией, предметом наблюдения в настоящий момент узкое внимание: – формирование навыка наблюдения одновременно три и более явлений или предметов; – развитие распределения внимания – использование последовательного усложнения алгоритмов выполнения двигательной задачи: алгоритм в два- три шага; – анализ пространственно временных характеристик движения и действия
трудности сосредоточения внимания в процессе выполнения задания; быстрая утомляемость: – формирование навыка выполнения действий по алгоритму; – развитие устойчивости внимания – сообщение последовательности действий и повторение алгоритма выполнения задания ребенком; – использование краткосрочного отдыха в процессе выполнения задания
трудности при фиксации внимания на определенном предмете блуждающее внимание: – формирование навыков самоконтроля – развитие концентрации внимания – стимулирование выполнения задания до подачи инструкции; – сообщение значимости предстоящего действия
снижение активности, сосредоточения и произвольных усилий при трудностях выполнения заданий пассивное внимание:  – формирование навыка анализа выполненного задания; – развитие переключения внимания – безоценочное комментирование выполненного задания с подачей установки «ты можешь лучше это сделать…», «пробуй так…»; – активизация обратной связи
суетливость, нерешительные действия недостаточный исполнительный контроль с нарушением системы бдительности: – развитие уверенности в себе; – развитие избирательности внимания – стимулирование выполнения задания до подачи инструкции; – поддержание состояния готовности; – сообщение значимости предстоящего действия
снижение интенсивности произвольного внимания определение уровня снижения интенсивности внимания: 1) углубленная занятость деятельностью; 2) умеренная концентрация внимания на предмете деятельности, с незначительными отвлечениями; 3) слабая сосредоточенность, поверхностное восприятие объекта наблюдения; 4)низкий уровень концентрации внимания, который переходит в состояние несобранности, рассеянности; – подбор методов и приемов поддержания интенсивности внимания – создание и поддержка оптимистического настроения; – позитивные перцептивные установки в содержании инструкции; – методы апелляции к эмоциональной и волевой сфере личности; – методы драматизации и утрирования событий; – опора на позитивный опыт выполнения трудных заданий
проявление активного внимания особенности управления вниманием: – формирование навыка быстро и конкретно направить внимание на восприятие указанных предметов и явлений; – развитие оперативной подвижности внимания – считывание актуального психического состояния спортсмена; – использование конкретных сообщений о качестве выполнения действий

 

При отсутствии целенаправленной работы педагога и психолога по

активизации внимания и развитию основных его свойств в учебно-тренировочной деятельности вышеизложенные факторы могут негативно

влиять на внимательность спортсмена, ослабляя ее, повышая степень

напряжения при произвольном внимании в процессе выполнения заданий, что

осложняет выполнение спортивных задач и приводит к ошибочным

двигательным действиям.

 

 

4 .3. Практические рекомендации по предупреждению причин



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.248 (0.006 с.)