Диагностический модуль методики развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностический модуль методики развития



СПОРТИВНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ СПОРТСМЕНА НА

ЭТАПЕ СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

 

Организационно-методический аспект реализации методики

Развития спортивно важных качеств личности спортсменов на этапе

Спортивной специализации

Организационно-методический компонент включает: организационные

условия, психолого-педагогические и дидактические требования.

Организационные условия реализации методики развития спортивно

важных качеств личности спортсмена на этапе спортивной специализации:

1) проведение психологической подготовки в следующих

организационных формах: а) тренировочных занятий развивающей

направленности, в содержание которых включен компонент целенаправленного

развития СВК личности; б) общей психологической подготовки, включенной в

систему спортивной подготовки, которая проводится психологом автономно;

2) проведение педагогом учебно-тренировочного процесса развивающей

направленности как субъект-субъект-объектного взаимодействия.

Психолого-педагогические требования:

- психологическая подготовка спортсменов педагогически целесообразно

организована в условиях учебно-спортивного учреждения;

- содержание программы психологической подготовки соответствует

актуальной ситуации и ближайшей зоны развития личности спортсмена;

- целостность влияния структурных компонентов уровня притязаний

спортсменов в тренировочной и соревновательной деятельности на основные

личностные сферы (психомоторную, когнитивную, мотивационно-ценностную,

регуляционную, конативную);

- стимулирование познавательной активности спортсменов и активизация

стремления и желания достижения спортивных успехов происходит на

положительном примере и конструктивном анализе достигнутых результатов

спортивной деятельности в субъект-субъектом-объектном взаимодействии.

Дидактические требования предусматривают использование методов и

приемов работы, активизирующих наблюдательность и внимательность к

процессам формирования двигательных навыков, разработки алгоритмов

анализа собственных физических качеств и технико-тактических навыков;

методов, обеспечивающих развитие целеустремленности спортсмена через

регуляцию уровня притязаний в спортивной деятельности и постановки задач

совершенствования на индивидуально-личностном уровне.

 

 

Содержание диагностической программы методики развития

Спортивно важных качеств личности спортсменов на этапе спортивной

Специализации

Реализация диагностической программы предполагает выявление:

– количественных критериев сформированности структур Я-концепции

спортсменов на этапе спортивной специализации;

– качественных характеристик уровней сформированности навыка

целенаправленной регуляции динамики уровня притязаний спортсменов в

тренировочной и соревновательной деятельности (низкий, средний, высокий);

– разработки комплекса методик, использующихся в ходе контрольных

срезов и позволяющих осуществлять мониторинг динамики уровня притязаний

в спортивной деятельности.

Диагностическая программа содержит три блока:

 1) психофизиологическая диагностика (методики хронорефлексометрии,

стабилометрии, кинематометрии, теппинг-тест);

2) диагностика личностных качеств (проективные и опросные методы,

методы структурированного наблюдения;

3) методы матстатистики (сравнительный анализ выборок,

корреляционный анализ).

Диагностический модуль методики направлен на реализацию

диагностической программы определения уровня целеустремленности как СВК

и содержит психофизиологическое и психологическое тестирование, методы

наблюдения в учебно-тренировочной и соревновательной деятельности

спортсменов, методы опроса тренеров, спортсменов, методы математической

статистики.

Задачи диагностической программы:

– психофизиологическая диагностика: тестирование СВК (определение

уровня развития СВК психомоторной сферы личности – кинестетической

чувствительности, быстродействия, общей работоспособности, постуральной

устойчивости);

– психологическая диагностика: опросные и проективные методики

(определение уровня развития СВК когнитивной, волевой и эмоциональной

сферы личности; определение психологической осведомленности);

– перекрестный опрос тренера и спортсменов для определения параметра

«субъективная оценка результативности спортивной деятельности»;

– структурированное наблюдение за индивидуальными особенностями

проявления характера взаимодействия субъектов спортивной деятельности на

тренировочных занятиях;

– структурированное наблюдение игрового взаимодействия в игре

условиях товарищеских матчах и соревновательной деятельности;

– обработка данных исследования методами математической статистики

 

В диагностической программе определения СВК спортсменов на этапе

спортивной специализации используются следующие методы:

– метод опроса (определение отношение к себе, к другим, к спортивной

деятельности);

– метод структурированного наблюдения (анализ межличностного

взаимодействия, стратегий поведения, регуляции психического состояния);

– контент-анализ документов и результативности деятельности;

– экспериментальный метод (установление особенностей

функционирования психических и психофизиологических процессов,

влияющих на успешность спортивной деятельности);

– методы экспертной оценки (ранжирование, метод непосредственных

оценок, метод парного сравнения, метод последовательного сравнения);

– метод обобщения независимых характеристик (сбор и обобщение

факторов, характеризующих личность через особенности ее деятельности);

– метод анализа ошибочных действий (на основе классификации ошибок,

возникающих в процессе спортивной деятельности).

Методы обработки эмпирических данных:

– качественные методы анализа – экспертная оценка; сравнительный

анализ эмпирических данных; анализ ошибок;

– количественные методы анализа – статистический анализ; графический

анализ;

Интерпретационные методы:

– структурно-системный анализ, предполагающий психологический

анализ требований деятельности и возможностей субъекта;

– функционально-структурный анализ, предполагающий

психологический анализ функциональной структуры спортивной деятельности

на основе предшествующего структурно-системного анализа: выявляются

мотивационные, когнитивные, регуляционные, волевые процессы,

актуализируемые в процессе, т. е. определяются психологические механизмы,

обеспечивающие результативность и продуктивность спортивной деятельности.

Диагностическая программа позволяет выявить СВК основных сфер

личности спортсменов на этапе спортивной специализации, различия их

субъектных качеств на основе психофизиологических, психологических

данных эмпирического исследования в следующих практических направлениях:

1) как определение пригодности к спортивной игровой деятельности с

целью долгосрочного прогноза;

2) как уровень подготовленности спортсменов на этапе спортивной

специализации для краткосрочного прогноза;

2) как основу для определения перспективности в среднесрочном

прогнозе на этапах достижения спортивного мастерства.

Программа выстроена с соблюдением принципа педагогической

ценности. Результаты психодиагностического обследования спортсменов могут

быть использования для отбора наиболее одаренных спортсменов, для

корректировки психолого-педагогических условий спортивной подготовки

 

спортивного резерва, для целенаправленного построения процессов воспитания

и тренировки, индивидуализации и дифференциации физического и

психического развития во взаимосвязи и взаимообусловленности.

Блок «психофизиологический» предполагает диагностику

психофизиологического состояния спортсменов и позволяет охарактеризовать:

качества быстродействия; сенсомоторные и перцептивные качества,

определяющие прием и переработку игровой информации;

предрасположенность к развитию координационных способностей, общую

работоспособность спортсменов.

Блок «психологический» предполагает диагностику психического

состояния и уровня сформированности навыков и умений саморегуляции

психического состояния: измерение актуального и доминирующего

психического состояния, степени эмоциональной устойчивости и уровня

сформированности навыков саморегуляции в напряженных условиях.

Психологический блок программы предусматривает диагностику уровня

развития следующих качеств личности:

– особенностей развития мотивационной сферы личности спортсменов;

– особенности развития оперативного мышления, креативного принятия

решения;

– степень уверенности в себе;

– уровень развития быстроты и точности восприятия соревновательной

ситуации; особенности формирования наблюдательности;

– характеристику свойств внимания и уровень развития внимательности

как СВК спортсмена.

Блок «социально-психологический» содержит диагностические методики,

направленные на определение спортивно важных личностных и конативных

качеств, особенностей спортсменов и предполагает определение

доминирующих стратегий поведения и взаимодействия.

Обобщая, отметим, что реализация диагностической программы

предполагает выявление:

– количественных критериев сформированности структур Я-концепции

спортсменов на этапе спортивной специализации;

– качественных характеристик уровней развития психомоторной сферы

личности и личностных качеств спортсмена;

– разработки комплекса методик, использующихся в ходе контрольных

срезов и позволяющих осуществлять мониторинг динамики развития СВК

личности на этапе спортивной специализации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.168.16 (0.017 с.)