Отражение как всеобщее свойство материи. Формы отражения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отражение как всеобщее свойство материи. Формы отражения.



Отражение -- всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении в ходе взаимодействия особенностей отражаемого объекта или процесса. Основой и признаком отражения являются взаимодействие материальных систем и возникающие в ходе его адекватные внешним изменения (отпечаток, след и т.п.). Отражение связано с передачей вещества и энергии. Но главное состоит в воспроизведении одним явлением структурных особенностей другого (отображаемого) объекта.

Свойство отражения, характер его проявления зависят от уровня организации материи. Выделяется три основных уровня: отражение в неживой природе, на биологическом уровне и социальное.

В неживой природе отражение существует, проявляется в виде физико-химических взаимодействий (нагревание проводника, гистерезис, химические реакции). В живой природе оно выступает в формах раздражимости, чувствительности, восприятии представлений. У высокоразвитых животных появляется нервная система, которая регулирует и контролирует нее функции организма в его постоянном взаимодействии с внешней средой. Появляются рефлексы -- ответные приспособительные реакции организма на внешние воздействия -- безусловные и условные (инстинкты -- половой, пищевой, оборонный и т.д.). Системы условно-рефлекторных связей, формирующихся в коре больших полушарий головного мозга при поступлении в нее импульсов от внешних и внутренних раздражителей, образуют первую сигнальную систему (сами предметы) и вторую -- слова.

Если у животных отражение играет активную роль, обеспечивая приспособительный тип поведения и способствуя его развитию, то социальное отражение присуще человеку, обществу. Его основу составляет развитие, прежде всего трудовой, а также всей совокупной человеческой деятельности.

Социальное отражение (сознание) -- высшая форма отражения действительности, свойственная общественно развитому человеку и связанная с речью, идеальная сторона целеполагающей трудовой деятельности.

Понятие отражения тесно связано с понятием «информация». Наиболее употребительные определения информации сводятся к следующим: 1) сообщение, описание фактов; 2) новости, новые сведения; 3) уменьшение неопределенности в результате сообщения; 4) передача, основа связи и управления в живой природе и машинах. Всякая информация обладает тремя основными параметрами: содержанием, количеством, ценностью.

Представители кибернетики утверждают, что все процессы управления и связи в живой природе, обществе и машинах представляют собой процессы получения, хранения и передачи информации. Часто информацию называют «упорядоченным отражением». Информационный подход -- основа современной компьютерной революции. Проблема информации стала наиболее острой в условиях современности, когда в результате компьютерной революции функции передачи и хранения информации фактически переданы машинам.

Отражение как всеобщее свойство материи. Общепризнано, что отражение как всеобщее свойство материи существует лишь в непосредственной и неразрывной связи с движущейся материей. Поэтому особенно важно определить характер, содержание этой связи. Отражение -- это всеобщее свойство движущейся материи, которое выражается в способности любого объекта на воздействие извне отвечать определенным действием. Способность каждого предмета или явления реагировать тем или иным способом на воздействие извне сопровождается определенными изменениями своей структуры, в результате чего между отражаемым и отражающим объектами устанавливается соответствующее структурное отношение. Отражение заключается в воспроизведении особенностей отражаемого объекта. Поэтому отражение присуще: - всем телам неорганической природы, например, след, произведенный воздействием одного тела на другое; - простейшим организмам, например, у протоплазмы, “раздраженной” тем или иным способом, появляется мутность и возникают определенные видимые изменения структуры. Эта внешняя ответная реакция протоплазмы на раздражение извне обуславливается внутренними изменениями, происходящими в протоплазме, -- уменьшением дисперсных коллоидов, входящих в состав протоплазмы и ядра. Она свидетельствует о том, что противодействие отражающего объекта, возникающее в ответ на действие отражаемого, является сложным процессом, имеющем как внутреннюю, так и внешнюю стороны; - растениям, например, чувствительная мимоза свертывает свои лепесточки при приближении руки человека, комнатный цветок герань начинает очень сильно пахнуть, если до него дотронуться, и т.п.; - животным, например, ежик сворачивается “клубочком” при грозящей ему опасности, собака, находящаяся за оградой, начинает лаять на проходящего мимо человека и т.п.; - человеку, у которого отражение проявляется в раздражимости. Получение знаний об окружающей действительности связано с отражением (вспомните, как дети во всем стараются копировать взрослых): при сдаче экзамена или зачета студент должен выразить отраженные или трансформированные в его мозгу знания, ранее изложенные преподавателем, и о степени адекватности отражения свидетельствует полученная оценка и т.д. Психическое отражение -- это свойство высокоорганизованной материи.

Внутренние и внешние стороны отражения. Ответная реакция объекта на воздействия извне обуславливается внутренними изменениями. Понятия “внутреннее” и “внешнее” являются относительными, так как когда объектом исследования становятся более глубокие структурные элементы материального объекта, внутреннее оказывается внешним по отношению к процессам отражения, происходящим в этих более глубоких структурных уровнях. Например, действие звука большой мощности вызывает внутреннее изменение протоплазмы в виде денатурации ее белка. Сама же денатурация рассматривается по отношению к структурным изменениям ее белка, вызванным этим воздействием, уже как внешнее по отношению к внутреннему. Или, скажем, возбуждение мышцы при парабиозе связано с нарастанием в ней органических фосфорных соединений. Но этот процесс при сравнении с обуславливающим его явлением -- увеличением синтеза макроэнергетических фосфорных соединений в клетках мышечной ткани -- превращается из внутреннего во внешний. Для характеристики диалектического единства категорий “внутреннее” и “внешнее” интересной является та сторона, на которую одним из первых обратил внимание Т. Павлов. Он писал, что чем ниже спускаемся мы по ступеням эволюции отражения вообще как свойства всей материи, тем труднее отличить внешние ответные реакции тела от внутренних состояний -- следов или актуального отражения окружающей среды в испытывающем ее воздействие теле. Поскольку любой материальный объект внутренне противоречив, в нем самом имеется источник самодвижения и саморазвития. Самодвижение предмета как его внутреннее проявляется во внешней ответной реакции данного предмета на воздействие извне как в своем внешнем. С помощью этого внешнего материальный объект может вступать во взаимодействие с другими объектами окружающей среды.

Однако, по сравнению с внутренним самодвижением объекта, его внешняя ответная реакция представляет собой действие в совсем иного рода взаимодействии. Это взаимодействие происходит уже не между частями данного предмета, а между ними и другими материальными объектами в более общей системе связей, где уже данный предмет выступает как часть или элемент более сложной системы. Специфика такого процесса взаимодействия обусловлена характером ответной реакции и качественной характеристики взаимодействующих с ним тел. Поэтому внутреннее движение объекта определяется как одна форма движения, а взаимодействие его с иными объектами посредством внешней ответной реакции -- как другой вид движения.

Таким образом:

- нельзя говорить о том, что “внутреннее” и “внешнее” сливаясь в процессе отражения, неотделимы друг от друга. Здесь нужно различать момент перехода одной формы движения в другую, учитывать процесс дифференциации материи; - действие объекта представляет собой единство внутреннего и внешнего и является примером превращения одних форм движения в другие; - взаимодействие представляет собой единый процесс действия и противодействия, это сложное целое внутренних структурных изменений отражающего объекта и его внешней ответной реакции. Эта внешняя ответная реакция и есть проявление совершающегося в отражающем объекте процесса отражения; - отражение приводит к созданию специфического соответствия структур взаимодействующих материальных объектов;

- отражение -- определенная часть противодействия, которое вызывает внешнюю ответную реакцию отражающего и поэтому является необходимой частью любого взаимодействия.

Сознание как высшая форма отражения. Сущность сознания. Подходы к пониманию сознания в истории философии. Структура и функции сознания. Активный и творческий характер сознания. Сознание и мозг. Язык и его основные функции.

Сознание сформировалось как итог всех предшествующих способов существования и развития форм материи. В нем, следовательно, есть нечто от природы физических масс-энергетических взаимодействий, благодаря чему сознание реально становится в отношение к физической материи и оказывается способным ее понять. Вместе с тем сознание—это над-массэнергетическое взаимодействие, которое возникает с появлением химической формы материи и «опыт» которого каким-то сложнейшим, пока неизвестным нам способом, включен в природу человеческого духа.

Мысль возникает, далее, на основе биологических превращений и адаптации к среде, вбирая в себя их природу. От биологической формы материи человеческая мысль заимствовала приспособительный способ существования, ибо суть мышления во многом состоит в приспособлении к среде, непрерывном стремлении к соответствию с миром. Адекватность мысли действительности несет в себе «изобретение», возникшее вместе с жизнью. Мысль, ее логика несет в себе нечто существенное от естественного отбора, заимствуя в нем, например, процесс «проб и ошибок».

Наконец, черты будущей высшей формы отражения — человеческого сознания явственно проступают в раздражимости, физиологических процессах. Раздражимость представляет собой обобщенную биологическую оценку внешних агентов — мысль так же возникает на оценочной основе и по своей сути представляет собой оценку мира и самого человека под углом зрения объективной природы мира и природы человека, в интересах человеческого развития. На уровне раздражимости существует обобщение (генерализация) и обособление (концентрация возбуждения), анализ и синтез, прообразы индукции и дедукции. Все эти свойства получают далее предельное развитие в сознании. Они поднимаются на качественно новый, универсальный уровень благодаря появлению идеальной формы, которая сама представляет собой сложнейший продукт развития материи, ее внутренних противоречий.

Сознание выражает специфически человеческий производящий способ существования и имеет поэтому не приспособительную, а более радикальную, производящую природу, ибо человеческое сознание представляет собой мысленное производство человеческого существования и человеческой сущности.

Включая в себя «опыт», или, точнее, итог бесконечной эволюции материи, сознание становится в реальное отношение к бесконечному миру самой своей внутренней природой. Разумеется, это не означает, что сознание с момента своего возникновения уже таит в себе готовые знания о бесконечном числе вещей. Являясь итогом бесконечного развития материи, сознание получает только способность к бесконечному познанию, заложенную в природе сознания и реальном отношении сознания к бесконечному миру.

Исследование процесса возникновения сознания из всей предшествующей истории материи пока еще в самых общих чертах намечено марксистской философской наукой. И здесь мы также находимся еще в начале пути. Однако следует заметить, что задача такого исследования поставлена не частными науками, а прежде всего научной философией.

Структура сознания:

1. Интеллект - психические способности, знания и умения, необходимые для решения умственных задач. К интеллектуальным способностям относятся: свойства мышления (быстрота, системность, гибкость); свойства памяти (объем памяти, скорость запоминания и забывания, готовность к воспроизведению); свойства внимания (объем, распределенность, концентрация, устойчивость, переключаемость); свойства восприятия (наблюдательность, избирательность, способность узнавания).

Ядром, основным элементом сознания (интеллекта) выступают знания. Уже сама грамматическая структура слова «со-знание» говорит о том, что сознание тесно связано с областью человеческого знания, причем такой, которая понята многими (совместное знание). Без знания нет сознания. Уровень интеллекта зависит не только от эрудиции, компетенции, начитанности, владения методами и навыками умственной работы, но и от результата усвоения культуры, освоения духовных ценностей, созданных человечеством.

2. Мотивация - совокупность побуждений, определяющих целенаправленность действий человека. Источником активности человека являются его потребности. Центральным моментом является выбор цели. Большую роль здесь играют воображение, мечта. Мотивация может быть сильной, слабой, устойчивой и неустойчивой.

3. Чувственно-эмоциональная сфера (эмоции) - переживания человека, выражающие его субъективное отношение к тем или иным явлениям, ситуациям, к другим людям и к самому себе. В эмоциональную сферу входят: чувства, настроения, аффекты, переживания, эмоциональные стрессы. Эмоциональные механизмы сознания работают по принципу взаимной оценочно-когнитивной корреляции.

4. Воля - способность человека сознательно регулировать поведение и действовать, не отступая перед трудностями. В воле выражается «энергетическая», действенно-практическая сторона сознания. Волевое управление поведением предполагает свободу и ответственность. В сфере воли резюмируется содержание других сфер сознания.

5. Самосознание – это отражение собственного «Я». Это часть сознания человека, притом часть неординарная. Формирование самосознания начинается в раннем детстве с простейших актов самоощущения, самоузнавания. Самосознание строится на основании Я-концепции, которая включает в себя несколько различных «образов Я»: «реальное Я», «динамичное Я», «идеальное Я», «фантастическое Я», «воспринимаемое Я». Благодаря самосознанию обеспечивается саморегуляция, самоконтроль и самовоспитание личности.

Функции сознания: 1. Познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, память). На их основе формируется совокупность знаний об окружающем мире.                                                                                                                                                                                                               2. Различение субъекта и объекта (противопоставление себя окружающему миру, различение «Я» и «не Я»). Сюда входят самосознание, самопознание\самооценка.                                                                                                                                                                                            3. Отношения человека к себе и окружающему миру (его чувства, эмоции, переживания).                                                                                   4. Креативная (творческая) составляющая (сознание формирует новые образы и понятия, которых ранее не было в нем с помощью воображения,мышления\и\интуиции).                                                                                                                                                                                5. Формирование временной картины мира (память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего).                                        6. Формирование целей деятельности (исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и направляет человека на их достижение).

Активный характер сознания: Сознание связано с деятельностью, с активным воздействием на окружающий мир. Творческий характер сознания в практической деятельности человека проявляется в том, что благодаря сознанию человек познает законы объективной действительности и может что-то менять в окружающей среде. Таким образом, сознание выполняет следующие функции: познавательную, регулятивную, прогностическую, конструктивно-творческую, аксиологическая Активность ее заключается в том, что благодаря сознанию человек способен творить, превращать в форме идеальных образов, ставить цели, абстрагировать, опосредовать, обобщать, т.е. выделять себя как субъекта.

Мозг является органом сознания, а сознание в свою очередь является одной из функций мозга. Развитие функций сознания теснейшим образом связано с развитием мозга человека, который в свою очередь получил мощнейший толчок в развития в процессе развития трудовой деятельности человека и развитием речи и слова в процессе социального прогресса. Глобальный характер изменений, произошедших с человеком в процессе перехода к трудовой деятельности, адаптация к все более усложняющемуся ее характеру привели к тому, что над проекционными зонами, которые были непосредственно связаны с периферическими сенсорными и моторными аппаратами, развились богатые ассоциативными волокнами зоны, послужившие основой для более сложных синтезов. В связи с тем, что у человека основным органом сознательной деятельности выступает кора головного мозга, факт о наличии взаимосвязи между сознанием и мозгом опирается на ответ на вопрос о наличии взаимоотношений между психикой человека и корой больших полушарий головного мозга.

Абстрактное мышление может существовать только в языковой форме. Язык — «непосредственная действительность мысли» (Маркс). Язык представляет собой сложнейшую знаковую систему, имеющую словарный запас и грамматический строй. Основной единицей языка является слово. Слово — это материальное явление, имеющее три формы — звуковую, как основную, произносимую (речедвигательную) и видимую. Слово связано со значением, основным компонентом которого выступает понятие.

Язык как материальная знаковая система неразрывно связан с системой значений, которая в конечном счете представляет собой совокупность всех понятий, созданных обществом. Вместе с тем система значений имеет свою собственную единицу — отдельные значения, которые не полностью совпадают с понятиями (каждое — с определенным понятием). Таким образом, одна и та же область человеческой деятельности — мышление имеет две структуры. В гносеологическом и логическом планах она представляет собой систему понятий. В отношении к языку мышление выступает как система значений слов.

Неразрывная связь мышления и языка отнюдь не означает, что мышление является частью языка, как это утверждается в неопозитивистской философии языка, превращающей язык в некое целое, частями которого выступают все формы духовной культуры общества. Поскольку значение лишь связано со словом, но не является частью слова, язык так же связан с мышлением, но не включает его в себя как свою часть. Духовная культура общества, прежде всего мышление, представляет собой содержание, в то время как язык выступает в качестве формы, в которой это содержание непосредственно существует. Язык — материальное средство возникновения и существования мышления, духовной культуры вообще.

Духовная культура развивается по своим собственным законам, отличным от законов развития языка. Она находится в глубокой зависимости от общественно-экономических формаций и претерпевает глубокие изменения с преобразованием экономических, классовых, социальных устоев общества, в то время как язык остается более стабильным и не имеет классового характера. Мышление подчиняется законам логики, но не законам развития языка, хотя и зависит от последних.

Язык является средством формирования, сохранения и передачи мысли. Понятие, отделяясь от наглядных представлений, теряет опору в наглядности, образности и должно поэтому получить некоторую иную чувственно фиксируемую опору. Такой опорой, по оценке И.П. Павлова, становятся материальные явления, выступающие в качестве абстрактных раздражителей, не имеющих конкретного сходства с вещами, т. е. знаки. Слово, как материальное явление, становится «ядром конденсации» смысла (значения), выходящего за пределы наглядного образа. Одной из важнейших функций языка является сигнификативная функция (функция обозначения).

Мышление понятиями возникает на основе совместной трудовой деятельности людей как необходимое средство общения между ними. Поэтому оно должно было приобрести такую материальную форму, которая служила бы средством обмена мыслями между людьми. Коммуникативная функция является второй важнейшей функцией языка.

Природа и функции языка выражают глубинную социальную, родовую сущность человека. Язык — одно из важнейших средств развития родовой и индивидуальной сущности человека.

Различают естественные, стихийные, возникающие в ходе формирования и развития человеческого общества, и искусственные, специально создаваемые для целей познания, управления техникой и т. д. языки. Искусственные языки возникают и развиваются на основе естественных языков. В настоящее время на Земле насчитывается свыше 2500 естественных языков.

В силу абстрактности языкового знака язык обладает неограниченными возможностями развития, аналитической и синтетической деятельности, направленной на изменение языка. Благодаря этому язык становится средством бесконечного развития человеческой мысли, человеческой сущности вообще.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 1848; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.66.206 (0.017 с.)