Движение как атрибут материи. Подходы к пониманию движения в истории философии. Движение и покой. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Движение как атрибут материи. Подходы к пониманию движения в истории философии. Движение и покой.



ДВИЖЕНИЕ - способ, форма существования материи, ее существеннейшее и неотъемлемое свойство. Движение, как и материя, вечно, несотворимо и неразрушимо. Мир есть движущаяся материя. Материя без движения так же немыслима, как и движение без материи. Источник движения находится в самой материи, и движение, поэтому не нуждается в объяснении посредством первоначального толчка или “двигателя” в виде творца, бога и прочих таинственных сил.
Внутренним импульсом всякого движения являются противоречия, борьба противоположностей. Уже самый простой вид движения – перемещение тела в пространстве – есть противоречие: относительно движущего тела можно сказать, что оно в одно и то же время и находится в данном месте и не находится в нем. Диалектический материализм называет движением не только перемещение в пространстве, но всякое изменение вообще, наблюдаемое в природе и обществе.
Наличие движения, изменения – необходимое условие познания мира, начиная возможности элементарного акта ощущения кончая вопросом о возможности познания мира как сложной иерархии различных материальных систем. Простое признание движения в качестве атрибутивной характеристики материи -–еще недостаточное условие для выяснения возможностей ее познания. Движение должно быть конкретизировано, в содержание этого понятия вводится понятие покоя как момента движения.
Движение является одним из атрибутов материи, тем, без чего она не могла бы существовать. Известно, что заслуга в создании учения принадлежит Ф. Энгельсу. Но в 1873 году, когда Энгельс начал работать над «Диалектикой природы», где излагал свои идеи, такое учение уже существовало. Автором его был О. Конт, философ, ориентированный на позитивное, специальное знание. Конт считал, что между различными «сферами природы» существуют достаточно жесткие барьеры. Взаимодействие между ними сводится лишь к «координации» различных видов закономерностей. Энгельс основное внимание уделил связи, переходам между механической, химической, физической, биологической и социальной формами движения материи.

Энгельс определил движение через признак – движение вообще. Понятие движения раскрывается через противоположное ему понятие покоя. Материалистическая диалектика не отрицает покоя. Движение предполагает материальный субстрат, который изменяется. Это означает, что движение д.б. связано с чем-то сохраняющимся, относительно покоящимся. Диалектика рассматривает покой как относительный, а движение как абсолютное. Покой выступает как момент движения. Он относителен в двух смыслах: в пределах каждого покоящегося тела происходят непрерывные изменения, подрывающие покой «изнутри» и всякое состояние покоя рано или поздно сменяется новым состоянием относительного покоя. Всякое движение включает в себя моменты покоя, но не сводится к нему. Абсолютизация движения, доведенная до полного отрицания покоя – релятивизм. И обратное, полное отрицание движения и абсолютизация покоя – метафизика. Материя и движение едины. Нельзя представить материю в отрыве от движения. Но такие попытки существовали: отрыв материи от движения – механистический материализм и отрыв движения от материи – энергетизм (Оствальд), где энергия есть третье начало, которое объединяет сознание и материю. Мир – это единая материальная субстанция. Ее важнейшим способом существования является процесс развития. Материальное единство мира выражается поэтому в единстве мирового процесса развития, т.е. в едином закономерном мировом процессе. Субстанциальное единство мира проявляется в его процессуальном единстве. Известные современной науке 4 основные формы материи выступают в качестве ступеней единого бесконечного мирового процесса развития. ∞ социальная биологическая химическая физическая ∞ Каждой форме материи характерен свой вид движения: Ф-физический, Б – биологический… и т.п. Форма материи – совокупность материальных объектов и систем, обладающих определенным качественным единством, проявляющихся в объективных свойствах и специфическом для данной формы материи способе существования. Общие принципы классификации: Каждая форма материи имеет свой субстрат, свой способ существования, каждая выше стоящая материя включает ниже стоящее. Высшее не сводится к механической сумме низшего. Высшее – качественный скачок.
Движение неотъемлемая сущность материи.Движение абсолютно.покой относителен.Покой это равновение движения элементов в системе.
Понятие движения и покоя. Основные формы движения,их взаимосвязь и качественная специфика.

 При всей ограниченности взглядов на сущность материи философов-материалистов древнего мира, они были правы в том, что признавали неразрывность материи и движения. У Фалеса изменения первичной субстанции - воды - вели к образованию различных вещей; у Гераклита диалектична идея о вечных изменениях огня; Демокрит и другие атомисты исходили из того, что атомы непрерывно движутся впустоте.

 Позднее, в условиях господства метафизических и механических

воззрений в философии, хотя и поверхностно, но признавалась неразрывность материи и движения. Именно английский философ Д.Толанд вXIII в. высказал убеждение, что "движение есть способ существования материи". Эта мысль была подхвачена и развита французскими материалистами.

 Само понятие "движение", как и понятие "материя", есть абстракция. Нет движения как такового, а есть движение конкретных материальных предметов.

 На основе развития частных наук, анализа философских идей своих предшественников создатели диалектико-материалистической философии углубили понимание сущности движения, его непрерывной связи с материей, пространством и временем. Диалектический материализм утверждает, что материя без движения так же немыслима, как и движение без материи.

 Философы, мыслящие метафизически, если они понимали движение как только механическое, видели причину движения во внешних обстоятельствах. На этой основе возникла идея первотолчка (Ньютон), которая вполне могла совмещаться с признанием какой-то загадочной силы и даже с существованием бога.

 С точки зрения диалектического материализма причины движения материи существуют внутри нее, определяются ее внутренней противоречивостью, наличием таких противоположностей, как изменчивость и устойчивость, притяжение и отталкивание, противоречием между старым и новым, простым и сложным и т.д. Таким образом, движение есть результат внутренней активности материи, единство противоречий, есть ее самодвижение. Раздвоение единого на противоположности и борьба между ними раскрывают источник самодвижения материи.

Концепция самодвижения материи есть логический вывод из самой сущности диалектики, основными принципами которой являются принципы всеобщей связи и развития. Диалектико-материалистическая концепция движения преодолевает механистическое и метафизическое понимание движения как только простого перемещения предметов друг относительно друга, как движение по замкнутому кругу с возвратом в исходное положение, как только чисто количественные или только качественные изменения. С диалектико-материалистической точки зрения любой предмет, находящийся в состоянии покоя относительно одних тел, находится в движении по отношению к другим телам. Более того, внутри каждого предмета происходят непрерывные изменения и процессы, взаимодействия их внутренних частей (элементарных частиц, полей), переход частиц в поля и наоборот, что и является внутренней причиной их изменений, причиной того, что любая вещь в каждый момент времени является той же и в то же время уже другой. Из сказанного следует, что "движением называются всякие изменения и процессы во Вселенной, начиная от простого перемещения и кончая мышлением". И это бесконечный процесс, в этом суть, в этом основа и причина существования бесконечного многообразия вещей, объединяемых общим понятием "материя". Как видим, если предположить невозможным отсутствие движения, то материя представляла бы собой лишенную всякой определенности, мертвую, безжизненную, полностью лишенную активности массу. Именно благодаря движению материя дифференцируется, происходит непрерывное возникновение и уничтожение всего многообразия предметов и явлений. Движение - способ существования материи, и, следовательно, быть, существовать значит быть вовлеченным в процесс изменения, в движение. А это значит, что движение абсолютно, как и материя. Но это не исключает признания относительности движения в различных конкретных случаях. Например, механическое движение одного предмета относительно другого или взаимопревращение конкретных элементарных частиц данного состояния по отношению к другому их состоянию. Так, аннигиляция электрона и позитрона ведет к появлению двух протонов. Здесь мы видим различие конечного результата по отношению к начальному состоянию элементарных частиц.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 630; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.97.64 (0.005 с.)