Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет и структура диалектикиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Диалектика - составная часть, или концепция, диалектического материализма - наиболее общей философской науки. Важнейшим или базовым понятием диалектики выступает категория развития. Развитие - одно из трех, наряду с материей и человеком, узловых понятий диалектического материализма. Диалектика - это наиболее полное и глубокое учение о развитии. Ее нередко определяют также как науку о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Диалектика связана с решением второго крупнейшего вопроса философии - о развитии. Научная диалектика - одно из важнейших приобретений философской мысли за два тысячелетия ее развития. Являясь теорией развития объективного мира и человеческой мысли, диалектика представляет собой фундаментальный способ мышления (входящий в состав материалистического образа мысли), бесконечно развивающийся и совершенствующийся. Поэтому недостаточно знать, что говорит диалектика о развитии мира и мысли, необходимо научиться мыслить диалектически. В структуре диалектики различают обычно следующие разделы: 1. Общий характер диалектики как науки. 2. Основные принципы диалектики. 3. Основные законы диалектики. 4. Некоторые узловые категории диалектики. Эта структура выражает традиционный план изложения содержания диалектики, хорошо освоенный в философской научной и учебной литературе. В этом плане диалектика представлена как наиболее общее и абстрактное учение о развитии безотносительно к конкретным ступеням эволюции объективного мира, или, иначе, как абстрактно-всеобщее учение о развитии. Однако диалектика имеет и второй, более сложный план, или уровень построения, который в идеалистической форме был намечен Гегелем, а на основе материалистического понимания мира - классиками марксизма. В этом плане диалектика представляет собой описание не развития вообще, законов развития вообще, а единого закономерного процесса развития материи, составленного последовательностью основных форм материи. Это - конкретно-всеобщая теория развития, опирающаяся на абстрактно-всеобщую теорию диалектики, но идущая дальше, к объяснению реальных ступеней развития мира и человеческой сущности. Объективная и субъективная диалектика Диалектика имеет всеобщий, универсальный характер, т.е. присуща бесконечному миру. Развитие мира по диалектическим законам никогда не начиналось и никогда не прекратится, т.е. бесконечно. Вместе с тем диалектика, согласно Энгельсу, выступает в двух формах: объективной и субъективной. Объективная диалектика - диалектика развития объективного мира, т.е. природы и материальной основы общественной жизни. Субъективная диалектика - диалектика развития субъективного мира, прежде всего - человеческого мышления. Субъективная диалектика - отображение объективной, причем всегда неполное. Абсолютное совпадение субъективной диалектики с объективной возможно только при абсолютно полном познании мира, т.е. в бесконечном развитии мысли. Однако, будучи всегда неполной, субъективная диалектика, достигая уровня научной теории развития, способна схватить наиболее общие и принципиальные черты объективной диалектики. Почему и как это возможно - часть поставленной нами ранее философской проблемы как возможно достоверное научное мировоззрение. Субъективную диалектику можно представить более расчлененно, различив в ней диалектику логического мышления (диалектическую логику) и диалектику познания в целом. В этом плане диалектика выступает в трех формах: объективной диалектики, логики и теории познания. Впервые такое различение ввел Гегель. Ленин считал необходимым сохранить и углубить эту трактовку диалектики и в научной материалистической философии. Диалектика, как и философская наука в целом, выступает в качестве теории, т.е. объяснения развития в природе, обществе и мышлении, и метода, т.е. способа, подхода к познанию и изменению мира. Диалектическая теория лежит в основе диалектического метода, поскольку подход к познанию и действию определяется теоретическим пониманием мира. Сведение диалектики к методу и отрицание материалистического метода - одна из крупнейших ошибок, еще не до конца изжитая философской наукой. В своих трудах В.И.Ленин, вслед за Марксом и Энгельсом, всегда уделял большое внимание вопросу о единстве диалектики, логики и теории познания материализма. Это было связано с тем центральным, стрежневым положением, которое занимает эта проблема в марксистской философии. Характеризуя марксизм и его научный метод, его философию, Ленин прямо подчеркивал, что суть дела заключается в признании, что диалектика и есть теория познания марксизма. Ленин показывал, что в основном произведении марксизма – “Капитале” Маркса – применена в одной науке (политической экономии) логика, диалектика и теория познания материализма в их единстве, в их тождестве. Самое понятие “диалектический материализм”, так же как и понятие “материалистическая диалектика” и “марксистская диалектическая логика”, предполагает единство и неразделимость диалектики, логики и материалистической теории познания. В самом деле, в диалектическом материализме, а значит, и в материалистической диалектике все вопросы философского материализма, материалистической теории познания становятся и решаются с помощью последовательного применения диалектического метода, а все вопросы диалектики и логики – исходя из философских посылок материализма. Применение диалектики в исследовании процесса отражения и процесса развития познания составляет существо марксистско-ленинской теории отражения и вместе с тем марксистской диалектической логики. Невозможно исследование и правильное освещение какого-либо вопроса марксистской философии, если не исходить из единства диалектики, логики и теории познания материализма. Это означало бы, например, рассмотрение вопроса диалектики вне материализма, т.е. не с позиции материализма, и тогда не могло быть и речи о диалектико-материалистической постановке вопроса; точно так же это означало бы рассмотрение вопросов материализма вне диалектики, т.е. не с позиции материализма, и тогда не могло бы быть и речи о диалектико-материалистической, т.е. марксистской постановке вопроса; точно также это означало бы рассмотрение вопросов материализма вне диалектики, т.е. не с позиции применения диалектического метода, и тогда опять-таки не моглор бы быть и речи о диалектико-материалистической, т.е. марксистской постановке вопроса; наконец, это означало бы рассмотрение вопросов логики вне диалектики и вне материализма, как это делала традиционная (кантовская) формальная логика, и тогда это также была бы не диалектико-материалистическая, т.е. не марксистская постановка вопроса. Короче говоря, признать единство, логики и теории познания материализма – значит признать, что для марксиста недопустимо даже пытаться ставить какие-либо философские вопросы либо как чисто гносеологические, отвлекаясь полностью от вопросов метода познания (от диалектики), либо как чисто логические, отвлекаясь полностью и от теории познания материализма и от диалектического метода, как это допускается в классической формальной логике. Но единство диалектики, логики и теории познания имеет в марксизме еще и тот смысл, что последовательное проведение материалистической концепции необходимо приводит логически к признанию диалектического взгляда на мир, последовательное проведение принципов диалектики и принципов материализма приводит с неизбежностью к диалектическому материализму, к материалистической диалектике и вместе с тем к марксистской диалектической логике. Положение о единстве диалектики, логики и теории познания в качестве особого теоретического вопроса Ленин разрабатывал в своих философских произведениях. Но он разрабатывал это положение и тем, что, следуя классическому образу, данному Марксом в “Капитале”, применял диалектический метод, материалистическую теорию познания и диалектическую логику в их единстве в своих исторических, социально-политических и экономических исследованиях. Здесь в первую очередь следует назвать труды Ленина “Что такое “друзья народа”…”, “Развитие капитализма в России”, “Что делать?”, “Две тактики…” и многие другие. Во всех этих трудах диалектика применяется к конкретному анализу конкретных проблем революционного движения и общественных наук, причем применяется к конкретному анализу конкретных проблем революционного движения и общественных наук, причем применяется в ее неразделенном единстве с логикой марксизм и материалистической теорией познания. Но творческое применение того или иного положения или принципа марксистского учения, в том числе и марксистской философии, к анализу и решению конкретных задач науки и общественной жизни есть вместе с тем и его развитие, движение вперед, обогащение новым конкретным материалом. Названные труды Ленина служат примером такого развития и конкретизации положения о единстве диалектики, логики и теории познания. Принципы диалектики. Философское учение о диалектике осуществляется в плане онтологическом и гносеологическом. Философское учение о диалектике в онтологическом плане иногда называют объективной диалектикой, в гносеологическом – субъективной диалектикой. Соответственно этому различают онтологические принципы диалектики и гносеологические принципы диалектики. Онтологические принципы диалектики представляют собой положения, в которых отражаются общие свойства, общие связи и отношения, присущие явлениям объективного мира (живая, неживая природа, общество). Наличие таких свойств, связей и отношений выявляется в процессе экспериментальных и теоретических исследований, проводимых в различных областях науки. Каждый принцип диалектики предстаёт как результат обобщения данных, получаемых во всех специальных науках. К числу исходных онтологических принципов диалектики относятся следующие: 1. Принцип всеобщей взаимосвязи явлений, сущность которого в том, что все вещи, явления в мире находятся во всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности, так что не существует абсолютно изолированных тел; каждое тело взаимосвязано непосредственно или опосредованно с другими телами в мире. Взаимодействие и взаимообусловленность явлений в мире происходит по связям различной природы. Данные современной науки указывают на то, что всё многообразие существующих материальных систем различной природы на различных уровнях неживой и живой природы находится в постоянной взаимосвязи и взаимодействии. Ни один материальный объект не является абсолютно изолированным, независящим от всего остального мира, но всегда находится во взаимной связи и взаимодействии с другими объектами. Они связаны, прежде всего, пространственными и временными отношениями, находятся на определённых расстояниях друг от друга, объёмы одних тел взаимосвязаны с объёмами других тел; разрушение, деградация одних объектов даёт начало, рождение другим. 2. Принцип развития: в движении и развитии находятся явления всех сфер действительности (живой, неживой природы, общества, процессов мышления). Категорию «развитие» следует отличать от категорий «движение», «прогресс». В соответствии с логикой, различения понятий следует проводить по содержанию, по объёму и по степени абстрагирования. По содержанию все три категории фиксируют изменение. В онтологическом плане содержание данных категорий оказывается однородным и различие их здесь возможно только по объёму и степени абстрагирования. По объёму предельно широкой категорей является «движение». Обобщённое определение этой категории было дано Ф. Энгельсом: «Движение, рассматриваемое в самом общем смысле слова, т. е. понимаемое как способ существования материи, как внутреннее присущий материи атрибут, обнимает собой все происходящие во вселенной изменения и процессы, начиная от простого перемещения и кончая мышлением». 3. Принцип системности: каждый объект в мире представляет собой определённую систему взаимосвязанных частей и элементов, обладает определённой структурой и предстаёт как нечто единое. Три рассмотренных онтологических принципа диалектики приемлемы как в философских школах объективного идеализма, так и в философии диалектико-материалистической. Однако в диалектико-материалистической философии принимается ещё один принцип. 4. Принцип материального единства мира: не существует сверхъестественных миров, существует только естественный материальный мир, все происходящие в мире явления и процессы, какими бы диковинными они не казались, представляют собой проявления свойств того или иного вида материи. Понятия «категория» и «закон». Типы законов. Законы диалектики. Закон единства и борьбы противоположностей. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Закон отрицания отрицания. Находящемуся в постоянном движении и развитии миру соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? Если нет, значит, мышление не связано с бытием. Если да, значит, есть диалектика понятий и познания, имеющая объективное значение” Понятия категорий и законов в их соотношении и заключают в себе такую “диалектику познания”. Даже самая простая мысль: “Черный автомобиль подъехал к подъезду” - заключает в себе такие понятия, как “предмет” (автомобиль, подъезд), “качество” (черный), “движение” (подъехать). Если мы, воспринимая объекты, не подводим их под какие - либо понятия, категории, то мы вообще обречены на то, чтобы бессмысленно смотреть на вещи. Категориальный строй мышления выступает в качестве необходимой предпосылки и условия всякого познавательного акта. Категории диалектики формируются на определенных ступенях исторического развития общества. Постепенно знание человечества об универсальных связях бытия углубляется, обогащается, приводится в систему. Так обстояло дело, например, с познанием связей качественных и количественных характеристик предметов. Начиная с наивных догадок, оно со временем достигло зрелого выражения. Были разработаны специальные философские понятия (качество, количество, мера, скачок) и с их помощью сформулирован соответствующий закон. По мере развития материальной и духовной культуры человеческое мышление обогащается новыми категориями. Знания о категориальных отношениях, результаты осмысления действующих в мире универсальных связей вызревают, кристаллизуются, шлифуются, хранятся в языке. Таким образом, из стихийно работающего категориальный аппарат превращается в продуманный, осознанный. Это придает диалектическому мышлению как явлению культуры огромную силу, делает возможным познание, освоение, сознательное применение диалектики при решении разнообразных теоретических и практических задач. Говоря о категориях диалектики, нельзя не сказать о том, что они имеют характерные черты, а именно, во - первых, они связаны так, что каждая из них может быть осмыслена лишь как элемент системы категорий. Нельзя, к примеру, понять материальную и духовную реальность посредством одной категории “материя”, не прибегая к категориям “движение”, “развитие”, “пространство”, “время” и многим другим. Иначе мы не выйдем за пределы простой констатации реальности. Для осмысления реальности мы вынуждены привлечь весь строй философских категорий и понятий, где одно характеризуется через другое, в единстве с другим, то сливаясь в целое, то расходясь. Во - вторых, в категориях диалектики тесно связаны объективное знание о соответствующей форме связи явлений (причинность, закон и другие) и форма мысли - познавательный прием, посредством которого постигается, осмысливается такая связь. И чем совершеннее понятийные средства, способы осмысления определенных связей, тем успешнее может в принципе осуществляться их реальное открытие, истолкование. Одно предполагает другое. Философы говорят в связи с этим о единстве онтологического (объективное знание бытия) и гносеологического (познавательные приемы) смысла категорий. Понятие закона Одной из наиболее важных форм связей является закон. «...Понятие закона есть однаиз ступеней познания человеком единства и связи, взаимозависимости и цельности мирового процесса». Отношение к проблеме закона - один из важнейших критериев оценки мировоззрения. Важнейшие признаки закона можно свести к следующим. Во-первых, закон есть повторяющаяся связь. Обнаружение повторяемости в явлениях - первый признак существования законов. Так, фиксация фактов превращения одних видов энергии в другие в строгих соотношениях привела к открытию закона сохранения энергии. Повсеместно наблюдаемая в живой природе гибель наименее приспособленных особей подготовила вывод Дарвина о существовании закона естественного отбора. Обобщение повторяющихся черт в исторических явлениях привело Маркса к открытию законов истории. Однако повторяемость как таковая еще не является достаточным признаком закона. В действительности мы встречаемся с разнообразными формами повторяемости, которые не имеют ранга законов и называются просто регулярностями. Опросы общественного мнения обнаруживают повторяемость определенных оценок того или иного события, которая отнюдь не является законом. Существует повторяемость на уровне явления, не затрагивающая его сущности. Во-вторых, закон представляет собой внутреннюю, существенную связь, момент или сторону сущности. Закон сохранения энергии, периодический закон Менделеева, закон естественного отбора, закон соответствия производственных отношений производительным силам - все они суть сущностные связи действительности. В-третьих, будучи стороной сущности, закон представляет собой необходимую связь, действует в определенном круге явлений с необходимостью. Наиболее важной чертой закона является то, что он определяет соответствующий ему круг явлений. В связи с этим следует уточнить традиционное в философской литературе определение закона как формы связи, которое отражает лишь одну сторону закона. Закон не сводится к связи, он представляет собой частицу или сторону сущности, имеет как функциональную (связь), так и субстратную стороны. Закон - своего рода «сила» или тенденция, определяющая течение реальных процессов. Закон - выражение активности материи, а не только связи явлений. Так, естественный отбор - принудительная тенденция живого, выражение глубинной тенденции жизни к самосохранению. Различают объективные законы, т.е. законы объективного мира, и законы духовного, субъективного мира, которые неверно определять как объективные законы. Весь опыт естественных, общественных и технических наук свидетельствует об объективном характере законов природы и материальной основы общественной жизни. Опираясь на эти свидетельства, диалектический материализм отвергает объективно-идеалистическую концепцию закона как выражения движущего духовного начала мира, субъективно-идеалистическую трактовку закона как удобного, сокращенного описания регулярных последовательностей ощущений, за которыми не скрывается какой-либо объективной реальности. Различают, далее, законы природы и общества. Главная особенность законов общества состоит в том, что они суть законы деятельности людей, обладающих сознанием и осуществляющих свою деятельность при большем или меньшем участии сознания. Тот факт, что человеческие поступки всегда преследуют более или менее осознаваемые цели, создает иллюзию, что сознание является конечной причиной человеческого поведения и, следовательно, истории. Эта иллюзия выступает в качестве первоисточника еще прочно укоренившихся у многих людей религиозных и идеалистических представлений. Одно из крупнейших открытий научной философии заключается в установлении того фундаментального факта, что взгляды людей в конечном счете определяются их материальным бытием. В современном естествознании большое значение приобрело различение динамических, или однозначных, и вероятностных, или статистических (стохастических), законов. Для динамических законов характерна строгая последовательность событий, в которой предыдущее однозначно определяет последующее. Переход одних форм энергии в другие однозначно определяется законом сохранения энергии, который не имеет вероятностного характера. Однозначной является и связь общественно-экономических формаций, если рассматривать «типический» путь исторического процесса. Из капитализма однозначно следует коммунистическое общество. Естествознанию ХIХ в. были известны преимущественно динамические законы. В науке XX в. преобладает, по-видимому, интерес к статистическим, вероятностным законам. Рядом ученых высказывалось мнение, что вероятностные законы — наиболее фундаментальные законы мира, в основе которого лежат флуктуационные, вероятностные процессы. Мир, с этой точки зрения, по своей фундаментальной природе — вероятностный мир. Это представление остается чрезвычайно спорным. Вероятностные законы связаны с таким аспектом реальности, в котором последняя выступает в виде множества событий. Рассматриваемая же в плане крупных ступеней развития действительность оказывается подчиненной скорее динамическим, однозначным законам. Химический мир возникает из физического по вероятностным (в известном плане) и однозначным законам. Таким же является возникновение жизни из химизма, общественной жизни из биологической. Развитие имеет одновременно вероятностную и однозначную детерминированную природу. Источником и содержанием всякого движения и развития являются противоречия, борьба противоположностей. Закон вскрывает причину, источник движения и развития, дальше которого теоретический анализ не обнаруживает никаких иных, более фундаментальных законов развития. Этот закон Лениным был оценен как ядро диалектики. В гнездо категорий закона входят 2 центральные категории – противоречия и единства. На определенном уровне рассмотрения действительности двумя сторонами выступают качество и количество. На этом уровне обыденного сознания обнаруживаются различие и сходство. Дальнейший теоретический анализ – диалектическое мышление под отношениями сходства и различия обнаруживает более глубокие, фундаментальные отношения – противоречия и единство. Во всяком различии заключено противоречие. Противоречие – это отношение взаимоисключения, взаимоотрицания взаимно предполагающих сторон. Главным источником развития являются внутренние противоречия вещей. В свою очередь важнейшей формой внутренних противоречий выступает противоречие предмета с самим собой, т.е противоречие, в котором в качестве одной из «сторон» выступает предмет в целом, а другой – то новое, более сложное, что постоянно выходит за рамки предмета, постоянно его превосходит. В определении противоречия можно выделить 2 части: Первая, важнейшая, указывает на специфический для противоречия признак, составляющий собственно противоречие, - отношение взаимоисключения, взаимоотрицания. Противоречие – это отрицание, исключение. Отрицание – дух противоречия. Противоречия имеют всеобщий, универсальный характер. Они присущи всем предметам, явлениям, процессам, существуют в них непрерывно, от начала до конца развития. Существуют антагонистические и неантагонистические противоречия. Антагонистические – противоречия враждебных общественных сил, классов, имеющих в корне противоположные цели и интересы. Способы разрешения противоречий: последовательная классовая борьба, социальные революции. Неантагонистические – противоречия таких классов, социальных сил, жизненные условия которых определяют общность их коренных целей и интересов. Например, между трудящимися классами – рабочими и крестьянством. Раскрытие противоречий является внутренней стороной всякого познания. Высшая ступень – раскрытие внутренних противоречий. 1 ступень составляет знание, основанное на обнаружении различий. 2 ступень обнаруживает противоречия, но схватывает их еще в парадоксальной форме, когда стороны противоречия осознаются в огрубленном виде. Например, парадоксы Зенона. 3 ступень схватывает противоречия в их действительной сущности. Единство – отношение взаимного предполагания взаимоисключающих сторон. Единство непосредственно обусловливает целостное качество, природу, сущность вещи. Категория противоположности имеет 3 основных значения: Прежде всего, противоположности – стороны или носители противоречия. Рабочий класс и буржуазия – противоположности, а отношения между ними - противоречие и единство. Во-вторых, противоположность есть отношение противоположностей. Рабочий класс и буржуазия – противоположные классы, находящиеся в отношении противоположности (и единства). В-третьих, отношение противоположности не совпадает с отношением противоречия. Если противоречие не охватывает главные, основные стороны вещей, а затрагивает лишь второстепенные, то принято говорить о противоречиях, а не о противоположности между вещами. Этот закон, в силу которого всем вещам, явлениям, процессам свойственны внутренние противоречия, противоположные стороны и тенденции, находящиеся в состоянии взаимосвязи и взаимоотрицания. Борьба противоположностей дает внутренний импульс к развитию, ведет к нарастанию противоречий, разрешающихся на известном этапе исчезновения старого и возникновения нового. Закон перехода количества в качество выражает такую взаимозависимость характеристик материальной системы, при которой количественные изменения на определенном этапе приводят к качественным, а новое качество порождает новые возможности и интервалы количественных изменений. Само название «переход количества в качество» нуждается в осознании материалистичности своего содержания и соотнесенности только с этим содержанием. Дело в том, что Гегель, указывавший на описание зависимости качества от количественных изменений еще в античной философии и приводивший немало фактов перехода одного качества в другое в результате количественных изменений, говоря о «переходе количества в качество», прежде всего имел в виду их переход как понятий: понятие качества у него переходило (переливалось) в понятие количества и наоборот. Отсюда и название закона, идущее от Гегеля. Если кто-то захочет уловить буквальный смысл формулировки закона, связывая соответствующие понятия с материальными явлениями, то он не придет ни к чему, кроме несуразного представления вроде перехода «двух килограммов» в «груши» и наоборот. Выражение «переход количества в качество» имеет единственный рациональный смысл: переход одного качества в другое на основе количественных изменений, и только в этом смысле оно и будет нами употребляться. Изменения качества в своей основе имеют прибавление или убавление вещества, энергии, структурных или (и) информационных компонентов системы. Преобразование качества может наступать от замены элементов одной природы теми или иными элементами другой природы или в результате изменения структуры при прежнем составе элементов. Система может получать энергию извне или отдавать ее во внешнюю среду; при одном и том же количестве энергии она может перераспределяться в рамках самой системы. В целостных системах к количественной стороне относится также информационное содержание систем, изменение информации. Примером действия рассматриваемого закона может служить явление трисомии, когда во время редукционного деления имеет место нерасхождение хромосом и в клетках тела индивидуумов оказывается вместо двух три хромосомы. Трисомия по хромосоме 21 обусловливает отклонения в развитии человека от нормы, а именно: полное слабоумие, врожденный порок сердца, характерные дефекты лица (синдром Дауна); частота этого заболевания у детей, кстати, повышается с возрастом их матерей, особенно после 35 лет. Из химии известно, что прибавление или «убавление» одного атома приводит к качественному изменению природы вещества (ОН — гид-роксильная группа, Н2О — вода, Н2О2 — перекись водорода). Закон отрицания отрицания. Данный закон утверждает, что в процессе развития каждая последующая ступень является, с одной стороны, отрицанием предшествующей ступени (через «снятие», отрицание каких-то свойств и качеств), а с другой — отрицанием самого этого отрицания, так как на новой ступени и в новом качестве воспроизводит в изменившемся предмете некоторые свойства и качества ступени, подвергшейся отрицанию ранее. Иными словами, в любом развитии (регрессивном или прогрессивном) на любом уровне бытия всегда диалектически сочетаются моменты разрушения старой системы и моменты преемственности, т. е. сохранения свойств старой системы в рамках вновь возникшей при обогащении их новым качеством. Закон отрицания отрицания фиксирует очень важную сторону развития — обязательное наличие в нем элементов поступательности и одновременно цикличности, обратимости и необратимости. Любая система в своем нынешнем и развитом состоянии несет в себе черты своего прошлого. Они модифицируются в рамках новой целостности, но при этом могут сохранять и определенную автономность в виде соответствующих свойств, частей и элементов новой системы. К примеру, в организме человека существуют и неорганические соединения, и растительные и животные клетки. В современной культуре сохраняются ценности и верования, уходящие корнями в глубокую древность. Никакая новая целостность не может эффективно функционировать и обновляться без сохранения и воспроизводства этапов и черт своей истории. В методологическом плане в законе отрицания отрицания трансформируется важнейший диалектический принцип единства логического и исторического. Данный принцип подхода к предмету утверждает, что система в своем развитом состоянии несет черты своей истории, а потому не может быть систематически и целостно понята вне обращения к этой истории. С другой стороны, именно в развитом состоянии предмета, в логике его функционирования следует искать ключ к рациональной реконструкции его истории и, следовательно, к истории его познания. Реализация этого требования особенно необходима, когда предметом исследования становятся сложноорганизованные и развивающиеся системы живой природы, общества, сферы духа. Учитывая вышеизложенное, правомерно рассматривать закон отрицания отрицания как закон диалектического синтеза. 27. Парные категории диалектики: сущность и явление, причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность, форма и содержание, единичное, особенное, общее. Сущность и явление. Развитие познания есть непрестанное движение мысли от поверхностного, видимого, от того, что является нам, ко все более глубокому, скрытому - к сущности. Сущность же обладает подлинной действительностью только вследствие определенных форм своего самообнаружения. Как листья, цветы, ветви и плоды выражают во внешнем виде сущность растения, так, например, и этические, политические, философские, научные, эстетические идеи выражают сущность определенного общественного строя. Какова общественная система в своей сущности, таковы и формы ее проявления во внутренней и внешней политике, в характере народного волеизъявления, в формах правосудия, в производительности труда и т. п. Явление, как правило, выражает лишь некую грань сущности, один из ее аспектов. Например, многие проявления злокачественной опухоли (рака) изучены достаточно подробно, но сама ее сущность пока остается во многом еще зловещей тайной. Сущность скрыта от взора человека, явление же лежит на поверхности. (Мудрый Прутков недаром призывал: “Зри в корень!”) Сущность, следовательно, есть нечто сокровенное, глубинное, пребывающее в вещах, их внутренних связях и управляющее ими, основание всех форм их внешнего проявления. Явление же - это внешние, наблюдаемые, обычно более подвижные, изменчивые характеристики того или иного предмета, относительно самостоятельной области объективной реальности. Явление и сущность - диалектически связанные противоположности. Они не совпадают друг с другом. Иногда их несовпадение носит ярко выраженный характер: внешние, поверхностные черты предмета маскируют, искажают его суть. В таких случаях говорят о видимости, кажимости. Примером видимости может служить мираж - зрительное видение, возникающее из - за искривления лучей света атмосферой. Ценообразование может заметно искажать отношения стоимости, проявлением которого оно в принципе служит.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 385; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.105.4 (0.012 с.) |