Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общественное бытие и общественное сознание.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Общественное бытие и общественное сознание - две стороны, материальная и духовная, жизни общества, находящиеся между собой в определенной взаимосвязи и взаимодействии. Общественное бытие - совокупность материальных и духовных условий жизни общества, главными и определяющими из которых являются производство материальных благ и производственные отношения; реальный процесс жизнедеятельности людей. Общественное сознание - это взгляды, представления, идеи, политические, юридические, эстетические, этические и др. теории, философия, мораль, религия и др. формы сознания. До марксизма господствующим в философии воззрением было представление об определяющей роли сознания в жизни общества. В действительности же сознание есть не что иное, как отражение в духовной жизни людей их о.б. Не сознание определяет жизнь, а жизнь определяет сознание. Марксизм не только объяснил этот решающий для понимания жизни людей факт. Он показал также, что взаимоотношения о.б. и о.с. не просты, а сложны, подвижны и развиваются вместе с развитием и усложнением общественной жизни. Если на первых ступенях истории о.с. формируется как непосредственное порождение материальных отношений людей, то в дальнейшем, с расчленением об-ва на классы, возникновением политики, права, политической борьбы, о.б. воздействует определяющим образом на сознание людей через множество промежуточных звеньев, каковыми являются государство и государственный строй, правовые и политические отношения и т.п., также оказывающие огромное влияние на о.с. О.с. и его многообразным формам, при всей их зависимости от о.б., присуща относительная самостоятельность. Последняя выражается в том, что изменения в материальной жизни об-ва никогда не создают заново продукты о.с., ибо духовные представления - научные, философские, художественные и прочие идеи - зависят от накопленного ранее материала и подчиняются определенной внутренней логике своего развития. Кроме того, изменения в материальных отношениях не могут вызывать мгновенного, автоматического изменения о.с., т.к. духовным представлениям людей свойственна значительная сила инерции и только борьба между новыми и старыми представлениями приводит закономерно к победе тех, к-рые вызываются решающими потребностями изменившейся материальной жизни, нового бытия. В то же время необходимо видеть и учитывать большую роль о.с. и его воздействия на развитие самого о.б. Общественное сознание тем сильнее воздействует на общественное бытие, чем точнее его отражает. Общественное сознание представлено в различных формах, в которых выражена специфическая направленность отражения действительности. Она зависит от объекта отражения и его целей. Среди форм общественного сознания можно выделить: Экономическое сознание; Политическое сознание; Правовое сознание; Нравственное сознание; Художественное сознание; Религиозное сознание; Научное сознание. Во всех формах общественного сознания происходит объединение каждого отдельного человека с некоторой общностью людей или со всем обществом в целом, при чем строится такое объединение на базе общего решения специфических вопросов организации жизни, устройства социальных институтов, организации процесса познания и т.д. Формы общественного сознания, поэтому, всегда тесно связаны с определенного типа общественными отношениями: экономическими, политическими, нравственными, эстетическими, отношениями между членами научного сообщества и др. Уровни общественного сознания. Общественное сознание представляет собой сложное системное образование, включающее различные уровни и формы. Как и всякое общее понятие, общественное сознание может делиться на виды по различным основаниям. Если взять в качестве основания глубину и обоснованность отражения объективного мира, включая общественное бытие, то общественное сознание делится на так называемое обыденное и теоретическое. Обыденное, или обиходное, сознание отражает общественное бытие поверхностно, фиксируя его внешние, случайные признаки. Оно руководствуется здравым смыслом, популярной индукцией, а более всего житейским опытом, практикой, и в этом его сильная сторона. Но здравый смысл буксует там, где человек сталкивается с нестандартной, противоречивой ситуацией. Здесь уже требуется теоретическое сознание — глубинный системным анализ, проникновение в закономерную сущность явлений. Иными словами, надо призвать на помощь науку, и не науку вообще, а специализированное научное знание. Идеалистич-ое понимание истоии делится на 2 течения: натурализм и собственный идеализм. Натурализм- главное в чел-ке - мысль, разум, но это существо матер-ое (природное). Собст-ый идеализм - чел-к полностью духовное (его тело подчинено душе). Идеалистич-ое понимание истории – главным является сознание, которое опред-ет: а)бытие людей, их жизнь. б)эк-ий строй общ-ва. в)ход истории. Гл-ый аргумент- чел-ая деят-ть управл-ся мы-слью. Гл-ая причина- деление труда на умственный и физич-ий. Мысль элиты упр-ет общ-ом. Чем чел-к отлич-ся от животного - чел-к –это животное, делающее орудие. Идеалистическое понимание: вплоть до 40х г 19 в идеализм в понимании чела был ед т.зр. Базовые положения: 1. общ сознание определ. хар-р общ бытия 2. общ сознание опр-т хар-р общ отношений; 3. решающая роль личности, т.е. в истории все решает личность. Идеализм делит всех людей на великих личн и "толпу", они надел против. кач-вами. Великая лич – чел-к, порожд новую великую идею. Аргументы этого взгляда: вообще все сводится к одному: 1. идеализм исходит из факта осмысленности чел жизни, любой человек перед действиями должен осознать идею, понять ее => есть нравственное осознание, имеется план => сознание первично. Откуда план? Идеализм не отв на?; 2.идеи общества должны пройти через гос-во, чтобы появились действия => в обществе главное право и политика; 3.люди сознательные существа, и действие есть только тогда, когда есть идея. Причины этого взгляда: 1. все мыслители принимали явления за сущность, т.е. смотрели поверхностно; 2. было сильное разделение общества на мыслителей и трудящихся. Но мыслили лишь немногие, остальные были носителями идей => отрыв идей от действий. Т.е. сначала предполагалось существование идеи, а потом действий. И, главное, труд, производственные отношения не достигли той степени зрелости, чтобы считать их первыми (т.е. нельзя явно выделить их в пространстве и времени, они еще не отдалены от бытия). Даже на сегодн день больш мыслителей идеалисты: 1. цивил подход; 2. технократ подход; 3. иррацион. напр.4. биологизатор. Концепции
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.76.183 (0.01 с.) |