Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общественное бытие и общественное сознание.

Поиск

Общественное бытие и общественное сознание - две стороны, материальная и духовная, жизни общества, находящиеся между собой в определенной взаимосвязи и взаимодействии. Общественное бытие - совокупность материальных и духовных условий жизни общества, главными и определяющими из которых являются производство материальных благ и производственные отношения; реальный процесс жизнедеятельности людей. Общественное сознание - это взгляды, представления, идеи, политические, юридические, эстетические, этические и др. теории, философия, мораль, религия и др. формы сознания. До марксизма господствующим в философии воззрением было представление об определяющей роли сознания в жизни общества. В действительности же сознание есть не что иное, как отражение в духовной жизни людей их о.б. Не сознание определяет жизнь, а жизнь определяет сознание. Марксизм не только объяснил этот решающий для понимания жизни людей факт. Он показал также, что взаимоотношения о.б. и о.с. не просты, а сложны, подвижны и развиваются вместе с развитием и усложнением общественной жизни. Если на первых ступенях истории о.с. формируется как непосредственное порождение материальных отношений людей, то в дальнейшем, с расчленением об-ва на классы, возникновением политики, права, политической борьбы, о.б. воздействует определяющим образом на сознание людей через множество промежуточных звеньев, каковыми являются государство и государственный строй, правовые и политические отношения и т.п., также оказывающие огромное влияние на о.с. О.с. и его многообразным формам, при всей их зависимости от о.б., присуща относительная самостоятельность. Последняя выражается в том, что изменения в материальной жизни об-ва никогда не создают заново продукты о.с., ибо духовные представления - научные, философские, художественные и прочие идеи - зависят от накопленного ранее материала и подчиняются определенной внутренней логике своего развития. Кроме того, изменения в материальных отношениях не могут вызывать мгновенного, автоматического изменения о.с., т.к. духовным представлениям людей свойственна значительная сила инерции и только борьба между новыми и старыми представлениями приводит закономерно к победе тех, к-рые вызываются решающими потребностями изменившейся материальной жизни, нового бытия. В то же время необходимо видеть и учитывать большую роль о.с. и его воздействия на развитие самого о.б. Общественное сознание тем сильнее воздействует на общественное бытие, чем точнее его отражает. Общественное сознание представлено в различных формах, в которых выражена специфическая направленность отражения действительности. Она зависит от объекта отражения и его целей. Среди форм общественного сознания можно выделить: Экономическое сознание; Политическое сознание; Правовое сознание; Нравственное сознание; Художественное сознание; Религиозное сознание; Научное сознание. Во всех формах общественного сознания происходит объединение каждого отдельного человека с некоторой общностью людей или со всем обществом в целом, при чем строится такое объединение на базе общего решения специфических вопросов организации жизни, устройства социальных институтов, организации процесса познания и т.д. Формы общественного сознания, поэтому, всегда тесно связаны с определенного типа общественными отношениями: экономическими, политическими, нравственными, эстетическими, отношениями между членами научного сообщества и др. Уровни общественного сознания. Общественное сознание представляет собой сложное системное образование, включающее различные уровни и формы. Как и всякое общее понятие, общественное сознание может делиться на виды по различным основаниям. Если взять в качестве основания глубину и обоснованность отражения объективного мира, включая общественное бытие, то общественное сознание делится на так называемое обыденное и теоретическое. Обыденное, или обиходное, сознание отражает общественное бытие поверхностно, фиксируя его внешние, случайные признаки. Оно руководствуется здравым смыслом, популярной индукцией, а более всего житейским опытом, практикой, и в этом его сильная сторона. Но здравый смысл буксует там, где человек сталкивается с нестандартной, противоречивой ситуацией. Здесь уже требуется теоретическое сознание — глубинный системным анализ, проникновение в закономерную сущность явлений. Иными словами, надо призвать на помощь науку, и не науку вообще, а специализированное научное знание.
35.Материалистическое и идеалистическое понимание общества и истории.

Идеалистич-ое понимание истоии делится на 2 течения: натурализм и собственный идеализм. Натурализм- главное в чел-ке - мысль, разум, но это существо матер-ое (природное). Собст-ый идеализм - чел-к полностью духовное (его тело подчинено душе). Идеалистич-ое понимание истории – главным является сознание, которое опред-ет: а)бытие людей, их жизнь. б)эк-ий строй общ-ва. в)ход истории. Гл-ый аргумент- чел-ая деят-ть управл-ся мы-слью. Гл-ая причина- деление труда на умственный и физич-ий. Мысль элиты упр-ет общ-ом. Чем чел-к отлич-ся от животного - чел-к –это животное, делающее орудие.

Идеалистическое понимание: вплоть до 40х г 19 в идеализм в понимании чела был ед т.зр. Базовые положения: 1. общ сознание определ. хар-р общ бытия 2. общ сознание опр-т хар-р общ отношений; 3. решающая роль личности, т.е. в истории все решает личность. Идеализм делит всех людей на великих личн и "толпу", они надел против. кач-вами. Великая лич – чел-к, порожд новую великую идею. Аргументы этого взгляда: вообще все сводится к одному: 1. идеализм исходит из факта осмысленности чел жизни, любой человек перед действиями должен осознать идею, понять ее => есть нравственное осознание, имеется план => сознание первично. Откуда план? Идеализм не отв на?; 2.идеи общества должны пройти через гос-во, чтобы появились действия => в обществе главное право и политика; 3.люди сознательные существа, и действие есть только тогда, когда есть идея. Причины этого взгляда: 1. все мыслители принимали явления за сущность, т.е. смотрели поверхностно; 2. было сильное разделение общества на мыслителей и трудящихся. Но мыслили лишь немногие, остальные были носителями идей => отрыв идей от действий. Т.е. сначала предполагалось существование идеи, а потом действий. И, главное, труд, производственные отношения не достигли той степени зрелости, чтобы считать их первыми (т.е. нельзя явно выделить их в пространстве и времени, они еще не отдалены от бытия). Даже на сегодн день больш мыслителей идеалисты: 1. цивил подход; 2. технократ подход; 3. иррацион. напр.4. биологизатор. Концепции



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.76.183 (0.01 с.)