Чувственное познание и его формы. Логическое познание и его формы. Проблема критерия истины в философии. Практика и ее роль в процессе познания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чувственное познание и его формы. Логическое познание и его формы. Проблема критерия истины в философии. Практика и ее роль в процессе познания.



Большинство фил систем нового времени выделяли 2 основных этапа: Чувственное и рациональное. Их роль и значение в поц познания определялись разными фил по разному. Рационалисты (Декарт, Спиноза, Лейбниц, Кант, Гегель) приписывали решающее значение рац познанию, не отрицая и знач чувств познания в кач механизма связи разума с вн миром. Сторонники эмпиризма считали чувств познание главным и даже единственным источником знаний(Гоббс, Локк).

Ч познание явл начальным этапом познания. Во-первых в истор плане: разделение физ и умственного труда и выдел последнего в отдельный вид деятельности - сравн поздний этап истории. Во-вторых, такая деят. Является начальной в том смысле, что на ее основе осущ контакт чел с миром мат объектов. Она предпосылка без кот др формы познав деятельности не могут сущ.

Для познания объектов данного типа необход функционирование органов чувств, нервной системы, мозга, благодаря чему возникает ощущ, восприятие мат объектов. такая форма деятельности назыв чувств деятельностью или чувств познанием. Необходимо подчеркнуть зависимость чувств познания от непосредственной чувств- практ деятельности и, во-вторых, целостность чувственного освоения мат объекта. Однако можно выделить и отдельные, функционир в рамках этой целостности элементы ч позн.Чел организм имеет экстрарецепторную систему, направленную на внешнюю среду (5 органов чувств) и интрорецепторную систему, связанную с сигналами о внутреннем состоянии организма.При этом острота органов чувств человека не может соперничать с животными. Правда, она может совершенствоваться в процессе практики, но в ограниченных пределах. Расширения диапазона чувст --- построение приборов разного рода, приспособлений. Есть три формы чувственного отражения: ощущение, восприятие и представление.

Ощущения может рассм как простейший и исходный элемент чувств познания. Установлено, что с точки зрения "информ способности" на первом месте стоят зрение и осязание, а затем слух, вкус, обоняние. Ощущение явл субъективным, идеальным образом предмета, так как отражает, преломляет воздействие предм через призму чел сознания. Например боль от ожога (в огне нет боли). Ощущ не просто фиксирует воздействие объектов, сущ независимо от чел, на чел организм.

В ощущ. начинает отражаться связь ощущающего субъекта с окруж миром с кот практически взаимодействует субъект. Ощущ т.о. стоит у истоков отражения и фиксирования объективной сист отношений, в кот реально вступает и реально включен чел. Ощущ зависят и от состояния органов чувств и всего организма. Но, несмотря на эту двойную зависимость ощущ и от объекта и от субъекта, в процессе практич функционирования сознания у чел выработалась способность оценивать и повседневно использовать объект информацию, поставляемую ощущ. Абсолютизирование субъективности в ощущениях ведет к субъект идеализму.

Хотя мы при помощи разл органов чувств ощущ пространств форму, цвет, вкус, запах, в то же время действует чувств способность синтезирования ощущений, превращения их в восприятие, обладающее особым свойством: благодаря восприятию предмет дается сознанию именно в своей целостно-предметной форме, т.е. в виде объективной, независимой от сознания целостности. Именно благодаря включению в восприятие отдельное ощущ приобретает качество субъективного образа объект мира.

Восприятие- целостный образ мат предмета, данного посредством наблюдения. Воспр не есть механ сумма ощущений. Восприятие сущ как форма такого активного синтеза разнообр проявлений предмета, кот неразрывно связана с другими актами познав и практической деятельности (опытом), предшеств данному конкр наблюдению. Например, хоть мы можем непосредственно ощущ только часть дома, но наше восприятие синтезирует в целостный образ дома и те части, кот в данный момент мы не ощущаем. Есть общая структура предмета.

Представление. Благодаря многокр работе механизмов восприятия мы в нашем сознании, в нашей памяти можем удерживать целостный образ предмета и тогда, когда предмет непосредственно не дан нам. Отсутствие непосредственной связи с отражаемым предметом, целостный образ предмета, но при отсутствии предмета. ОТорванность от наличной ситуации, некоторая обобщенность и усредненность образа, часть подробностей не сохраняется, все больше общих черт и сторон, те происходит накладка на конкретный образ ранее воспринимавшихся аналогичных образов.Здесь происходит подключение воображения, при этом возникает возможность и неудачных образов. В сфере представлений большую роль играет практика и деятельность человека, связанные с практикой ценности, цели и интересы.

Эмоции - комплексная форма челов чувственности. Эмоции, подобно всем др формам чувственности, с одной стор заключают в себе аспекты объект отражения реальных связей, в кот включен человек, с др стороны, они фиксируют объект отношение чел к миру. Эмоции всегда вкл в себя момент оценки явления.

Чувств познание с самого начала имеет специфически человеческий, т.е. соц-истор характер. Конечно, в чувств познании чел имеет место непосредств взаимодействие вн предмета и органов чувств. Однако мы не можем обнаружить в реальной познав деятельности субъекта чувств познания в совершенно обособл, так сказать чистом виде. - вне общения с др людьми, вне влияния того мира культуры, в кот включен человек. Проц чувств восприятия очень сложны. Мы смотрим на предмет и наше видение связано с нашим отношением к этому предмету, мы восприн его как красивый или безобразный, полезный или вредный... Когда мы видим человека, воспринимаем его действия и поступки или наблюдаем общ события, механизм восприятия еще больше усложняется "Красота". "справедливость", Прогрессивность" и многие др понятия, связанные с ними отношения и установки включаются в процесс наблюдения, восприятия таких объектов.

Функционирование органов чувств - необходимая предпосылка познания, без нее невозможно. Пока все функционирует нормально, мы можем не замечать их роли. Но их роль стан очевидной при их повреждении. Примеры, когда люди от прир лишенные возможности слышать или видеть, способны быть вполне полноценными людьми, развив в себе способности познания и рац мышления говорят о внутренней мощи чел разума. А вот индивиды, выросшие со зверями - практически теряют способность к познанию. Это означает, что челов чувственно -практ деятельность и неразрывно соединенное с нею чувственное познание по самой сущности являются социально-историческими явлениями.

В челов чувст восприятии есть еще 1 важный элемент, кот присущ только человеку. Чел способен наглядно представить не только то, что видел собств глазами, едва ли не большая часть его опыта включает образы, кот почерпнуты из описаний. Т.е. индив опыт чел м.б. до определенной степени заменен результатами опыта ряда его предшественников. В наш век в связи с развитием средств м информ. эта способность чел, пользоваться чувств опытом др людей стала почти неограниченной. Здесь также становится очевидным универсальное значение языка с его возможностью предавать конкретные образы при помощи слов.

Локк: с самого начала мы имеем на одной стороне вещи, а на др - человека, совершенно лишенного знания. Вещи прир воздействуют на его органы чувств и вызыв в организме ответную реакцию - сначала в виде самостоятельно сущ ощущений. Последующее комбинирование разнообр ощущ дает чел восприятие предмета в целом. (комбинация белого цвета, сладости и особой формы частичек приводит к возникновению целостного восприятия сахара) Многократно воспринимая предм, челов закрепляет восприятие в памяти, он может припоминать восприятие и образ в отсутствии предмета - так возникает представление. Т.е ощущ, восприятия, представления предстают в виде совершенно независимых, последовательно примыкающих друг к другу реальных этапов познав деятельности. Мышление лишь надстраивается над рез и формами чувств познания.

Логическое познание – познание сущности вещей, явлений, процессов.

3 формы логического познания:

1) Понятие  - основная форма, элемент логического познания, отражение существенных сторон вещи. Не имеет наглядного характера.

2) Суждение - это связь понятий, или, точнее, форма мысли, в которой утверждается или отрицается что-либо относительно предмета мысли. (Может быть утвердительным, отрицательным; единичными, особенными.)

3) Умозаключение - связь суждений (форма мысли, в которой из одного или несколько суждений выводится новое суждение, содержащее новое знание).

Законы логического познания:

1) закон тождества: “А есть А”: заключается в том, что бы предмет мысли оставался в процессе мышления одним и тем же.

2) закон противоречия: требует, чтобы в одном и том же предмете в одно и тоже время не высказывались две противоположные мысли: “А не есть А”.

3) закон исключающего 3-го: истинным можно считать лишь одно из 2-х противоречащих высказываний о предмете, исключая истинность какого-то 3-го высказывания: “А есть либо В, либо не В”.

4) закон достаточного основания требует, чтобы всякая мысль была обоснована другими мыслями, истинность которых доказана.

“Если есть В, то есть его основание А”.

К логическим процессам относятся: анализ - расчлене­ние целого на части, синтез - соединение ранее выделенных частей в це­лое, абстрагирование - отвлечение от ряда свойств, обобщение - установ­ление общих свойств объектов, индукция - рассуждение от частного к об­щему, дедукция - рассуждение от общего к частному,

В системе методов научного познания в каждую историческую эпо­ху на первое место выдвигается один из них. В XX веке таким методом стало моделирование. Модель - это заместитель изучаемого объекта, его односторонняя картина, т.к. модель воспроизводит лишь часть свойств. Поэтому при всех условиях модель проще объекта изучения, и, следова­тельно, в силу простоты, она служит эффективным источником информа­ции об объекте. Упрощение в научном моделировании имеет цель отде­лить существенное от несущественного, т.е. выделить свойства, интере­сующее нас в «чистом виде». Статистические, графические, математиче­ские, кибернетические, системные, биологические модели позволяют представить наглядно изучаемые свойства, а, представив, лучше понять законы функционирования изучаемого объекта.

Способом «бытия мира» является движение в его абсолютной характеристике. Способом «бытия в мире» является конкретная форма движения. Способом бытия человека является его жизнедеятельность. В процессе деятельности человек осваивает мир с учетом своих потребностей-интересов, делает себя, обеспечивая свою определенность. Поскольку человек существо общественное, то его жизнедеятельность предполагает жизнедеятельность других людей, сливается в общественной практике.

Практика — это целенаправленная деятельность людей по освоению природных и социальных объектов в границах среды обитания.

По своему содержанию и способу осуществления практика носит общественный характер. Она обусловлена опытом человечества в его историческом развитии. Будучи основным способом бытия человека, условием его самореализации и самоутверждения в мире, практика воплощает потребности, цель, мотив, проект деятельности человека, а также акт деятельности и ее результат.

Общественная практика находится в единстве с познавательной деятельностью человека. Она является источником познания, источником первичной информации и его движущей силой, ибо задает цель познанию и обеспечивает его необходимой информацией, подлежащей обработке, систематизации и обобщению; формирует субъект познания, ориентирует его направленность; реализует активное отношение человека к действительности и на уровне ее осознания, и на уровне ее освоения.

Характер и направленность отношения субъекта к объекту определяется прежде всего реальными потребностями и интересами субъекта. Потребность, как внутренний побудительный импульс, обуславливает активное отношение субъекта к объекту (человека к миру). Через призму потребностей субъект осознает и осваивает объект его интереса, формирует свое практическое отношение. Практика выступает как всеобщий способ его бытия, как воплощенное единство мотива, цели и результата, как органическая связь настоящего, прошлого и желаемого, должного и возможного.

Богатство возможностей обеспечивает практике статус подтверждать объективное содержание знания, быть критерием истины бытия в мире.

Существует много претензий относительно критерия истины. Это принцип «экономии мышления» у эмпириокритиков (истинно то, что мыслится экономно); принцип полезности у представителей школы прагматизма (истинная такая теория, которая полезна, выгодна); принцип конвенционализма (истинно то, что соответствует условному соглашению); принцип общезначимости (истинно то, что соответствует мнению большинства) и т.д.

В действительности та или другая теория истинна не потому, что она полезна, удобна, а потому что она соответствует реальности. А это соответствие проверяется и подтверждается только практикой.

Выписав кредит доверия практике, следует помнить и о ее собственных проблемах. Это проблема соотношения индивидуальной и общественной практики.

Индивидуальная практика ограничена личным опытом, а общественная практика имеет социокультурную обусловленность, ее возможности также ограничены исторически определенным уровнем развития общества. Кроме того, взаимосвязь индивидуального и общественного в практике не устраняет ее субъективность, не снимает различие между практическим и непрактическим в деятельности человека. А поэтому практика, сохраняя свою собственную неопределенность, не может быть абсолютным критерием истины, что не исключает ее активного использования в процессе освоения бытия в мире, не забывая о принципе конкретности истины.

Что есть критерий истины в праве? С чем сравнивать закон, чтобы сказать, хороший он или плохой, справедливый или нет. Тогда мы вспоминаем, что основным критерием истины во все времена является и остается бытие. Т.е. действительность. Она представлена в виде неопределенного множества законов, приказов, постановлений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.63.87 (0.019 с.)