Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 5. Организационно-правовые основы физического воспитания студенческой молодежи России.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Физическое воспитание студентов осуществляется с учетом основополагающих законодательных, инструктивных и программных документов, определяющих основную направленность, объем и содержание учебных занятий по физической культуре в высшей школе, в соответствии с государственными стандартами, которые представляют требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по дисциплине "Физическая культура и спорт". Физическая культура и спорт как образовательная дисциплина призвана развивать целостную личность, ее духовные и физические начала в рамках здорового стиля жизни, воспитывать готовность полноценно использовать свои возможности в профессиональной деятельности, в создании неотъемлемого элемента образовательного пространства вуза – необходимой социокультурной комфортной среды. Свои образовательные и развивающие функции физическая культура наиболее полно осуществляет в целенаправленном процессе физического воспитания, где в его рамках рассматривается развитие физических способностей студентов как развитие элементов культуры особых личностных качеств. Целью физического воспитания студентов вузов является формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности. Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач. ü понимание социальной роли физической культуры в развитии личности и подготовке её к профессиональной деятельности; ü знание научно-биологических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни; ü формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом; ü овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре; ü обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность студента к будущей профессии; ü приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей. Учебные занятия по физической культуре проводятся 2 раза в неделю по 2 часа в виде теоретических, практических (учебно-тренировочных и методико-практических) и контрольных уроков. На кафедре физического воспитания разработана балльно - рейтинговая система оценки успеваемости студентов, основными компонентами которой являются: посещаемость учебных занятий, выполнение требований теоретического и практического разделов учебной программы, активность на учебных занятиях, в физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятиях. Кафедра физического воспитания осуществляет учебную, научную, учебно-методическую, массовую - оздоровительную, физкультурную и спортивную работу. Курс "Физическая культура и спорт" предусматривает обязательный теоретический раздел учебной программы, который излагается в форме лекций и практический раздел, который состоит из двух подразделов: методико практического и учебно-тренировочного. Система практических знаний, имеет методическую и учебно-тренировочную направленность. Контрольный раздел завершается выполнением студентами контрольных заданий и тестов, характеризующих степень освоения практического материала. В теоретический и практические разделы рабочей программы по физической культуре в ВУЗе включается в содержание системы специальных знаний, умений, навыков и средств акцентированного развития жизненных, прикладных психофизических качеств предусматривается формирование целостного отношения к ним. Для проведения практических занятий по физической культуре студенты распределяются по направлениям физкультурной деятельности, представленным в рабочей программе. Распределение студентов по учебным отделениям проводится в начале учебного года, с учетом пола, состояния здоровья (мед. заключения), физического развития, физической и спортивной подготовленности, интересов студента. Внеучебная работа по физкультуре и спорту в ВУЗах проводится студенческими спортивными клубами. Студенческие спортивные клубы при участии кафедры физического воспитания создают в учебных группах, на курсах, факультетах и в ВУЗе спортивные команды и секции по различным видам спорта проводят спортивные соревнования, праздники и вечера. Одной из основных задач клуба является привлечение студентов, аспирантов, преподавателей и сотрудников ВУЗа к регулярным занятиям физической культурой, спортом и туризмом с целью их всестороннего развития, повышения спортивного мастерства. Тема 6. Физическая подготовка студентов в образовательном процессе.
6.1. Разновидности физической подготовк и Физическую подготовку принято подразделять на общую физическую подготовку (ОФП) и специальную физическую подготовку (СФП). Общая физическая подготовка – это процесс совершенствования физических качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека, её цель – достижение высокого уровня общей работоспособности занимающихся.ОФП способствует повышению функциональных возможностей, общей работоспособности, является базой и фундаментом для специальной подготовки и достижения высоких спортивных результатов в избранной сфере деятельности или виде спорта. Средствами ОФП являются разнообразные физические упражнения – ходьба, бег, передвижения на лыжах, плавание, гребля, подвижные и спортивные игры и т.д., используются для общего (разностороннего) физического развития спортсмена, активизации восстановительных процессов в организме после объемной или интенсивной нагрузки, а также для создания эффекта переключения от одного вида работы к другому. Задачи ОФП: 1. Достичь гармоничного развития мускулатуры тела и соответствующей силы мышц; 2. Приобрести общую выносливость; 3. Повысить быстроту выполнения разнообразных движений, общие скоростные способности; 4. Повысить подвижность суставов и эластичность мышц; 5. Улучшить проявление ловкости в самых разнообразных (бытовых, трудовых, спортивных) действиях, умение координировать простые и сложные движения; Специальная физическая подготовка – это процесс воспитания физических качеств, обеспечивающих преимущественное развитие тех двигательных способностей, которые необходимы для конкретной спортивной дисциплины (вида спорта) или вида трудовой деятельности, рациональное использование знаний, средств, методов и условий, позволяющих направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень его готовности к спортивным достижениям. Спортивная подготовка обеспечивает необходимую степень готовности к спортивным достижениям. Однако готовность к достижению спортивных результатов характеризуется не только соответствующим уровнем развития физических качеств (физическая подготовленность), но и уровнем технической, тактической, психологической подготовленности спортсмена. Теоретическая подготовка спортсмена вооружает его специальными знаниями, имеющими отношение к спортивной деятельности. Она включает знания по истории, теории и методике спорта вообще и данного вида в частности, физиологии и психологии, гигиене и биомеханике физических упражнений, врачебному контролю, правилам организации и судейства спортивных соревнований. Техническая подготовка направлена на изучение и совершенствование техники движений, свойственных данному виду спорта, изменения правил соревнований, использование различного спортивного инвентаря и условий внешней среды. Тактическая подготовка вооружает спортсмена способами и формами ведения борьбы в процессе соревнований. Морально-волевая подготовка - направлена на воспитание у занимающихся нравственных черт и волевых качеств.
6.2. Методические принципы физического воспитания: Методические принципы физического воспитания совпадают с общедидактическими, и это оправдано, ибо физическое воспитание - один из видов педагогического процесса и на него распространяются общие признаки педагогики: сознательность и активность, наглядность, доступность, систематичность, динамичность. Однако в сфере физического воспитания эти принципы конкретизируются и наполняются содержанием, отражающем специфику процесса. Методические принципы физического воспитания: ü Принцип сознательности активности. Этот принцип предусматривает формирование осмысленного отношения и устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями. Это обеспечивается определенной мотивизацией, например, желанием укрепить здоровье, внести коррекцию в телосложение, достичь высоких спортивных результатов. В качестве мотива может быть просто желание активно отдохнуть или получить хорошую оценку по физической культуре. В любом случае важно, чтобы был сформирован четкий личный мотив занятий физическими упражнениями и развился устойчивы интерес к ним. ü Принцип наглядности. Наглядность - необходимая предпосылка освоения движения. В процессе учебно-тренировочного занятия главное - создать правильное представление, образ двигательного задания или отдельного элемента перед попыткой выполнить его. Непосредственная наглядность - это показ двигательного задания самим преподавателем или наиболее подготовленным занимающимся. Но ее можно дополнить и пособиями, и техническими средствами, и имитационными действиями с помощью предметов, и образными выражениями. Принцип наглядности должен присутствовать не только на этапе первоначального обучения, но и на других этапах технического совершенствования двигательного действия или спортивного мастерства. ü Принцип доступности и индивидуализации. Этот принцип обязывает строго учитывать возрастные и половые особенности, уровень подготовленности, а также индивидуальные различия в физических и психических способностях занимающихся. Доступность не означает отсутствие трудностей в учебно-тренировочном процессе, а предполагает посильную меру этих трудностей, которые могут быть успешно преодолены. Полное соответствие между возможностями и трудностями при мобилизации всех сил занимающегося и означает оптимальную меру доступности. Границы доступности изменяются по мере развития физических и духовных сил занимающихся: что было недоступным на одном этапе подготовки, становится в дальнейшем легко выполнимым. В соответствии с этим должны изменятся и требования, предъявляемые к их возможностям. ü Принцип систематичности - это прежде всего регулярность занятий, рациональное чередование нагрузок и отдыха. Принцип систематичности при проведении учебно-тренировочных занятий во многом обеспечивает преемственность и последовательность в освоении учебного материала, обеспечивает непрерывность учебно-тренировочного процесса при оптимальном чередовании нагрузок и отдыха. Повторяемость и вариантность в применении различных упражнений и заданий в оптимальных временных отрезках также является обязательным составляющим принципа непрерывности. Фактор повторяемости в физическом воспитании выражен в большей мере, чем в других видах воспитания. Не меньшее значение имеет и вариативность, т.е. видоизменение упражнений, динамических нагрузок, обновления формы содержания занятий без изменения их целевой направленности. ü Принцип динамичности, или постепенного повышения требований, заключается в постановке все более трудных заданий по мере выполнения предыдущих. Это выражается в постепенном усложнении двигательных задач, в нарастании объема и интенсивности нагрузок (при соблюдении принципа доступности). При реализации принципа динамичности предусматривается регулярно обновлять учебный материал, а также увеличивать объем и интенсивность нагрузок. Без обновления упражнений не овладей. широким кругом умений и навыков - координационной основой для освоения новых. более сложных двигательных заданий. Важно подчеркнуть тесную взаимосвязь рассмотренных методических принципов, поскольку, в конце концов, они отражают отдельные стороны и закономерности одного и того же процесса физического воспитания. Отсюда следует, что ни один из указанных принципов не может быть реализован в полной мере, если игнорируются другие.
6.3. Методы физического воспитания: Для решения задач физического воспитания используется множество различных методов, как специфического, так и неспецифического характера. К специфическим методам (характерные для физического воспитания) относятся: ü метод строго регламентированного упражнения; ü игровой метод; ü соревновательный метод. К неспецифическим методам относятся общепедагогические методы словесного и сенсорного воздействия, используемые в единстве со специфическими методами. Метод строго регламентированного упражнения – это метод, характерным отличием которого является выполнение каждого упражнения в строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой. Использование данного метода позволяет: ü избирательно воздействовать на различные части тела; ü строго дозировать нагрузку; ü осуществлять индивидуальный подход; ü избирательно развивать отдельные физические качества; ü использовать физические упражнения в занятиях с любым контингентом; Условно методы строго регламентированного упражнения можно разделить на две группы: ü методы обучения двигательным действиям; ü методы, направленные преимущественно на развитие физических качеств. Методы обучения двигательным действиям разделяют на методы целостного и расчлененного упражнения. Метод целостного упражнения заключается в многократном повторении двигательных действий целиком. Метод расчлененного упражнения предполагает расчленение системы движений на относительно самостоятельные части, которые разучиваются с последующим соединением в единое целое. К методам, направленным преимущественно на развитие физических качеств, относятся: равномерный, переменный, повторный, интервальный, круговой и т.д. Равномерный метод заключается в выполнении упражнения с относительно постоянной интенсивностью. При использовании переменного метода производится непрерывная работа меняющейся интенсивности. Повторный метод характеризуется выполнением одних и тех же упражнений в чередовании с интервалами отдыха, во время которых обеспечивается достаточно полное восстановление работоспособности. Интервальный метод отличается от повторного тем, что одна и та же нагрузка выполняется с жестко заданными интервалами для отдыха, которые по мере возрастания тренированности сокращаются. Круговой метод позволяет использовать как отдельные движения, так и их комплексы, объединяющие разнородные физические качества. Для каждого вида упражнений устанавливается место, которое называется станцией. На каждой из них занимающийся выполняет одно из упражнений. Игровой метод – это метод, в основе которого лежит определенным образом упорядоченная игровая двигательная деятельность. Признаками игрового метода являются: ярко выраженные элементы соперничества и эмоциональности в игровых действиях; изменчивость условий ведения борьбы, условий выполнения движений; высокие требования к творческой инициативе в движениях; отсутствие строгой регламентации в характере движений и их нарушение; комплексное проявление разнообразных двигательных навыков и качеств. Соревновательный метод – это метод, основой которого является стимулирование и активизация деятельности занимающихся с установкой на победу или достижение максимального результата. Данный метод, как правило, связан с большими, а не редко предельными физическими нагрузками, что обусловливает осторожное его использование в процессе физического воспитания. Обязательным условием его применения – подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться. Методы словесного и сенсорного воздействия основаны на использовании слова и чувственной информации. Слово играет необходимую роль в осмыслении, самооценке и саморегуляции действий занимающихся. К методам словесного воздействия относятся: ü рассказ, объяснение, беседа, лекция (передача знаний); ü распоряжения, указания, команды (управление деятельностью занимающихся); ü оценка, разбор, замечания (анализ и оценивание деятельности занимающихся). Посредством сенсорных ощущений (зрительные, слуховые, мышечные) обеспечивается наглядность в восприятии изучаемых упражнений, их отдельных сторон, характеристик и условий выполнения. Основными методами сенсорного воздействия являются: ü непосредственный показ (целостное представление о самом двигательном действии); ü демонстрация наглядных пособий (видеозапись, различных муляжей, многообразных схем, рисунков и т.д.); ü световая сигнализация; ü звуковая сигнализация.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 422; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.19.136 (0.01 с.) |