Тема 5. Организационно-правовые основы физического воспитания студенческой молодежи России. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Организационно-правовые основы физического воспитания студенческой молодежи России.



  Физическое воспитание студентов осуществляется с учетом  основополагающих законодательных, инструктивных и программных документов, определяющих основную направленность, объем и содержание учебных занятий по физической культуре в высшей школе, в соответствии с государственными стандартами, которые представляют требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по дисциплине "Физическая культура и спорт".    

  Физическая культура и спорт как образовательная дисциплина призвана развивать целостную личность, ее духовные и физические начала в рамках здорового стиля жизни, воспитывать готовность полноценно использовать свои возможности в профессиональной деятельности, в создании неотъемлемого элемента образовательного пространства вуза – необходимой социокультурной комфортной среды. Свои образовательные и развивающие функции физическая культура наиболее полно осуществляет в целенаправленном процессе физического воспитания, где в его рамках рассматривается развитие физических способностей студентов как развитие элементов культуры особых личностных качеств.

    Целью физического воспитания студентов вузов является формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности. 

    Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач.

ü понимание социальной роли физической культуры в развитии личности и подготовке её к профессиональной деятельности;

ü знание научно-биологических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни;

ü формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;

ü овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре;

ü обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность студента к будущей профессии;

ü приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

Учебные занятия по физической культуре проводятся 2 раза в неделю по 2 часа в виде теоретических, практических (учебно-тренировочных и методико-практических) и контрольных уроков.

    На кафедре физического воспитания разработана балльно - рейтинговая система оценки успеваемости студентов, основными компонентами которой являются: посещаемость учебных занятий, выполнение требований теоретического и практического разделов учебной программы, активность на учебных занятиях, в физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятиях.

     Кафедра физического воспитания осуществляет учебную, научную, учебно-методическую, массовую - оздоровительную, физкультурную и спортивную работу.

  Курс "Физическая культура и спорт" предусматривает обязательный теоретический раздел учебной программы, который излагается в форме лекций и практический раздел, который состоит из двух подразделов: методико практического и учебно-тренировочного. Система практических знаний, имеет методическую и учебно-тренировочную направленность.

  Контрольный раздел завершается выполнением студентами контрольных заданий и тестов, характеризующих степень освоения практического материала.

  В теоретический и практические разделы рабочей программы по физической культуре в ВУЗе включается в содержание системы специальных знаний, умений, навыков и средств акцентированного развития жизненных, прикладных психофизических качеств предусматривается формирование целостного отношения к ним.

  Для проведения практических занятий по физической культуре студенты распределяются по направлениям физкультурной деятельности, представленным в рабочей программе. Распределение студентов по учебным отделениям проводится в начале учебного года, с учетом пола, состояния здоровья (мед. заключения), физического развития, физической и спортивной подготовленности, интересов студента.

     Внеучебная работа по физкультуре и спорту в ВУЗах проводится студенческими спортивными клубами. Студенческие спортивные клубы при участии кафедры физического воспитания создают в учебных группах, на курсах, факультетах и в ВУЗе спортивные команды и секции по различным видам спорта проводят спортивные соревнования, праздники и вечера.

  Одной из основных задач клуба является привлечение студентов, аспирантов, преподавателей и сотрудников ВУЗа к регулярным занятиям физической культурой, спортом и туризмом с целью их всестороннего развития, повышения спортивного мастерства.

Тема 6. Физическая подготовка студентов в образовательном процессе.

 

    6.1. Разновидности физической подготовк и

    Физическую подготовку принято подразделять на общую физическую подготовку (ОФП) и специальную физическую подготовку (СФП).

    Общая физическая подготовка – это процесс совершенствования физических качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека, её цель – достижение высокого уровня общей работоспособности занимающихся.ОФП способствует повышению функциональных возможностей, общей работоспособности, является базой и фундаментом для специальной подготовки и достижения высоких спортивных результатов в избранной сфере деятельности или виде спорта.

    Средствами ОФП являются разнообразные физические упражнения – ходьба, бег, передвижения на лыжах, плавание, гребля, подвижные и спортивные игры и т.д., используются для общего (разностороннего) физического развития спортсмена, активизации восстановительных процессов в организме после объемной или интенсивной нагрузки, а также для создания эффекта переключения от одного вида работы к другому.

Задачи ОФП:

1. Достичь гармоничного развития мускулатуры тела и соответствующей силы мышц;

2. Приобрести общую выносливость;

3. Повысить быстроту выполнения разнообразных движений, общие скоростные способности;

4. Повысить подвижность суставов и эластичность мышц;

5. Улучшить проявление ловкости в самых разнообразных (бытовых, трудовых, спортивных) действиях, умение координировать простые и сложные движения;

    Специальная физическая подготовка – это процесс воспитания физических качеств, обеспечивающих преимущественное развитие тех двигательных способностей, которые необходимы для конкретной спортивной дисциплины (вида спорта) или вида трудовой деятельности, рациональное использование знаний, средств, методов и условий, позволяющих направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень его готовности к спортивным достижениям.

Спортивная подготовка обеспечивает необходимую степень готовности к спортивным достижениям. Однако готовность к достижению спортивных результатов характеризуется не только соответствующим уровнем развития физических качеств (физическая подготовленность), но и уровнем технической, тактической, психологической подготовленности спортсмена.

Теоретическая подготовка спортсмена вооружает его специальными знаниями, имеющими отношение к спортивной деятельности. Она включает знания по истории, теории и методике спорта вообще и данного вида в частности, физиологии и психологии, гигиене и биомеханике физических упражнений, врачебному контролю, правилам организации и судейства спортивных соревнований.

Техническая подготовка направлена на изучение и совершенствование техники движений, свойственных данному виду спорта, изменения правил соревнований, использование различного спортивного инвентаря и условий внешней среды.

Тактическая подготовка вооружает спортсмена способами и формами ведения борьбы в процессе соревнований.

Морально-волевая подготовка - направлена на воспитание у занимающихся нравственных черт и волевых качеств.

 

  6.2. Методические принципы физического воспитания:

  Методические принципы физического воспитания совпадают с общедидактическими, и это оправдано, ибо физическое воспитание - один из видов педагогического процесса и на него распространяются общие признаки педагогики: сознательность и активность, наглядность, доступность, систематичность, динамичность. Однако в сфере физического воспитания эти принципы конкретизируются и наполняются содержанием, отражающем специфику процесса.

    Методические принципы физического воспитания:

ü Принцип сознательности активности. Этот принцип предусматривает формирование осмысленного отношения и устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями. Это обеспечивается определенной мотивизацией, например, желанием укрепить здоровье, внести коррекцию в телосложение, достичь высоких спортивных результатов. В качестве мотива может быть просто желание активно отдохнуть или получить хорошую оценку по физической культуре. В любом случае важно, чтобы был сформирован четкий личный мотив занятий физическими упражнениями и развился устойчивы интерес к ним.

ü Принцип наглядности. Наглядность - необходимая предпосылка освоения движения. В процессе учебно-тренировочного занятия главное - создать правильное представление, образ двигательного задания или отдельного элемента перед попыткой выполнить его. Непосредственная наглядность - это показ двигательного задания самим преподавателем или наиболее подготовленным занимающимся. Но ее можно дополнить и пособиями, и техническими средствами, и имитационными действиями с помощью предметов, и образными выражениями.

  Принцип наглядности должен присутствовать не только на этапе первоначального обучения, но и на других этапах технического совершенствования двигательного действия или спортивного мастерства.

ü Принцип доступности и индивидуализации. Этот принцип обязывает строго учитывать возрастные и половые особенности, уровень подготовленности, а также индивидуальные различия в физических и психических способностях занимающихся. Доступность не означает отсутствие трудностей в учебно-тренировочном процессе, а предполагает посильную меру этих трудностей, которые могут быть успешно преодолены. Полное соответствие между возможностями и трудностями при мобилизации всех сил занимающегося и означает оптимальную меру доступности.

  Границы доступности изменяются по мере развития физических и духовных сил занимающихся: что было недоступным на одном этапе подготовки, становится в дальнейшем легко выполнимым. В соответствии с этим должны изменятся и требования, предъявляемые к их возможностям.

ü Принцип систематичности - это прежде всего регулярность занятий, рациональное чередование нагрузок и отдыха. Принцип систематичности при проведении учебно-тренировочных занятий во многом обеспечивает преемственность и последовательность в освоении учебного материала, обеспечивает непрерывность учебно-тренировочного процесса при оптимальном чередовании нагрузок и отдыха. Повторяемость и вариантность в применении различных упражнений и заданий в оптимальных временных отрезках также является обязательным составляющим принципа непрерывности. Фактор повторяемости в физическом воспитании выражен в большей мере, чем в других видах воспитания. Не меньшее значение имеет и вариативность, т.е. видоизменение упражнений, динамических нагрузок, обновления формы содержания занятий без изменения их целевой направленности.

ü Принцип динамичности, или постепенного повышения требований, заключается в постановке все более трудных заданий по мере выполнения предыдущих. Это выражается в постепенном усложнении двигательных задач, в нарастании объема и интенсивности нагрузок (при соблюдении принципа доступности). При реализации принципа динамичности предусматривается регулярно обновлять учебный материал, а также увеличивать объем и интенсивность нагрузок. Без обновления упражнений не овладей. широким кругом умений и навыков - координационной основой для освоения новых. более сложных двигательных заданий.

  Важно подчеркнуть тесную взаимосвязь рассмотренных методических принципов, поскольку, в конце концов, они отражают отдельные стороны и закономерности одного и того же процесса физического воспитания. Отсюда следует, что ни один из указанных принципов не может быть реализован в полной мере, если игнорируются другие.

 

6.3. Методы физического воспитания:

    Для решения задач физического воспитания используется множество различных методов, как специфического, так и неспецифического характера.

К специфическим методам (характерные для физического воспитания) относятся:

ü метод строго регламентированного упражнения;

ü игровой метод;

ü соревновательный метод.

К неспецифическим методам относятся общепедагогические методы словесного и сенсорного воздействия, используемые в единстве со специфическими методами.

Метод строго регламентированного упражнения – это метод, характерным отличием которого является выполнение каждого упражнения в строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой.

Использование данного метода позволяет:

ü избирательно воздействовать на различные части тела;

ü строго дозировать нагрузку;

ü осуществлять индивидуальный подход;

ü избирательно развивать отдельные физические качества;

ü использовать физические упражнения в занятиях с любым контингентом;

Условно методы строго регламентированного упражнения можно разделить на две группы:

ü методы обучения двигательным действиям;

ü методы, направленные преимущественно на развитие физических качеств.

Методы обучения двигательным действиям разделяют на методы целостного и расчлененного упражнения. Метод целостного упражнения заключается в многократном повторении двигательных действий целиком. Метод расчлененного упражнения предполагает расчленение системы движений на относительно самостоятельные части, которые разучиваются с последующим соединением в единое целое.

К методам, направленным преимущественно на развитие физических качеств, относятся: равномерный, переменный, повторный, интервальный, круговой и т.д. Равномерный метод заключается в выполнении упражнения с относительно постоянной интенсивностью. При использовании переменного метода производится непрерывная работа меняющейся интенсивности. Повторный метод характеризуется выполнением одних и тех же упражнений в чередовании с интервалами отдыха, во время которых обеспечивается достаточно полное восстановление работоспособности. Интервальный метод отличается от повторного тем, что одна и та же нагрузка выполняется с жестко заданными интервалами для отдыха, которые по мере возрастания тренированности сокращаются. Круговой метод позволяет использовать как отдельные движения, так и их комплексы, объединяющие разнородные физические качества. Для каждого вида упражнений устанавливается место, которое называется станцией. На каждой из них занимающийся выполняет одно из упражнений.

Игровой метод – это метод, в основе которого лежит определенным образом упорядоченная игровая двигательная деятельность.

Признаками игрового метода являются: ярко выраженные элементы соперничества и эмоциональности в игровых действиях; изменчивость условий ведения борьбы, условий выполнения движений; высокие требования к творческой инициативе в движениях; отсутствие строгой регламентации в характере движений и их нарушение; комплексное проявление разнообразных двигательных навыков и качеств.

Соревновательный метод – это метод, основой которого является стимулирование и активизация деятельности занимающихся с установкой на победу или достижение максимального результата. Данный метод, как правило, связан с большими, а не редко предельными физическими нагрузками, что обусловливает осторожное его использование в процессе физического воспитания. Обязательным условием его применения – подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.

Методы словесного и сенсорного воздействия основаны на использовании слова и чувственной информации.

Слово играет необходимую роль в осмыслении, самооценке и саморегуляции действий занимающихся. К методам словесного воздействия относятся:

ü рассказ, объяснение, беседа, лекция (передача знаний);

ü распоряжения, указания, команды (управление деятельностью занимающихся);

ü оценка, разбор, замечания (анализ и оценивание деятельности занимающихся).

    Посредством сенсорных ощущений (зрительные, слуховые, мышечные) обеспечивается наглядность в восприятии изучаемых упражнений, их отдельных сторон, характеристик и условий выполнения.

Основными методами сенсорного воздействия являются:

ü непосредственный показ (целостное представление о самом двигательном действии);

ü демонстрация наглядных пособий (видеозапись, различных муляжей, многообразных схем, рисунков и т.д.);

ü световая сигнализация;

ü звуковая сигнализация.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 356; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.39.32 (0.043 с.)