Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 66. Формирование идеологической ориентации в современной РоссииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Спектр политических предпочтений в современном российском обществе характеризуется многообразием политических устремлений. Прежнее идеологическое единство, основанное на ценностях коммунистической идеологии, сменилось пестрой мозаикой течений, партий, движений, которые пропагандируют различные, часто противоположные, идеалы. Если в самом начале преобразований, в 1991 г., по результатам обследования, проведенного ВЦИОМ, 56% опрошенных хотели бы построить общество по типу "шведского социализма", соединив лучшие черты капитализма и социализма, то после событий августа 1991 г. спектр политических настроений населения резко качнулся вправо - к ценностям либерализма. Однако в современном российском обществе практически не оказалось ни экономических, ни социальных (наличие многочисленного среднего класса), ни политических (правовое государство, гарантирующее права и свободы личности), ни историко-психологических (наличие традиций суверенитета личности и ее автономности) предпосылок для закрепления этой тенденции. Более того, начальный этап реформ, когда происходило усвоение либеральных ценностей, породил возвратные движения, заметно снизил интерес к идеологии либерализма. Дело в том, что декларация ценностей свободы, индивидуализма сопровождалась стремительным обнищанием широких слоев населения, нарастанием имущественного неравенства. Не удивительно, что люди оказались не в состоянии усвоить либеральные ценности, привыкнуть к новым стандартам жизни. Недостаточно критическое перенесение на российскую почву западных моделей рыночных преобразований в виде политики монетаризма, невмешательства государства в экономическую и в значительной мере в социальную сферы создало предпосылки для активизации иных настроений, в частности консервативных, которые нередко стали выступать в таких вариациях, как монархизм. Кроме того, дискомфорт, который испытало большинство населения, оказавшись в условиях "криминального рынка", вновь востребовал ценности социальной защищенности, справедливости, равенства, поиска форм национальной идентичности. На вербальном уровне идеологические предпочтения российских граждан делятся, как показывали опросы общественного мнения в 1995 г., на четыре основные группы:
- сторонниками продолжения рыночных реформ (демократической либеральной идеологии) считали себя 17,2% опрошенных; - идеологии "русских националистов", ищущих самостоятельный "русский путь", - 10,5; - коммунистической идеологии - 14; - идеологии "центризма" (приверженцев сочетания различных идей, стремящихся избегать крайностей) - 17,2; - не определились в своей позиции - 41% опрошенных. Вопрос 67. Роль политической коммуникации в формировании политической культуры общества В переводе с латинского понятие "коммуникация" означает "связь". Под политической коммуникацией подразумеваются средства общения и связи между субъектами политических отношений (индивидами, партиями, государствами и т. д.). Существуют различные типы коммуникаций. Основная из них - коммуникация "лицом к лицу". Этот тип коммуникации позволяет эффективно формировать общественное мнение и вести диалог, осуществлять прямой политической контакт без каких-либо посредников. Но сложность современного общества и развитие техники снизили значение данного типа. В наше время главенствующее положение принадлежит такому типу политической коммуникации, как средства массовой информации (СМИ), представляющему собой совокупность газет, журналов, издательств, информационных агентств, радио- и телеорганизаций,. которые обеспечивают удовлетворение информационных интересов и потребностей массовой аудитории. В современной политической коммуникации при продвижении информации можно выделить два этапа: на первом этапе политической коммуникации происходит передача и восприятие информации, а на втором - осознание, интерпретация данной информации. В условиях политических режимов, ориентированных на либерально-демократические ценности, СМИ, как минимум, внешне стремятся отстаивать общественные интересы. Пресса, радио, телевидение выполняют функции "сторожевого пса", охраняя общественные интересы. Они предупреждают, например, о спаде в экономике, росте наркомании и преступности или коррупции в коридорах власти. Учитывая широчайшие манипуляционные возможности СМИ, власти стремятся контролировать их любыми методами. Ведь в современном мире тот, кто контролирует информацию, может решающим образом влиять не только на политическое сознание общества, но и на его политическое поведение.
Политическая элита в состоянии резко увеличить свое влияние, расширить свою популярность, продлить свое пребывание у власти именно за счет хотя бы относительной информационной монополии. Организация информационного потока "сверху вниз" усиливает власть, укрепляет государство и его институты. Следует отметить, что власти, политические группировки всегда стремятся контролировать СМИ, но не всегда добиваются этого в полкой мере. Примером относительной свободы СМИ от политической опеки может служить Западная Европа. Здесь официальными органами государства либо политических партий выступает лишь часть прессы, например газета "Форверст" и журнал "Нойе Гезельшафт" - в ФРГ, газеты "Юманите" и "Матэн" - во Франции, "Фольксштимме" - в Австрии и т. д. Большинство же печатных органов западноевропейских СМИ предпочитают подчеркивать свою независимость от государства и партийных группировок.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.119.149 (0.007 с.) |