Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема № 6. Эстетика как наука, ее предмет и задачиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Эстетика (от греч. aisthetikos – чувствующий, относящийся к чувственному восприятию). В научный обиход этот термин ввел немецкий философ Александр Баумгартен (1714 – 1762), опубликовавший в. 1750г. работу «Эстетика, предназначенная для лекций». Под эстетикой А. Баумгартен понимал философскую науку в чувственном познании, постигающем и создающим прекрасное и выражающемся в образах искусства. Таким образом, в поле зрения философа находились два явления: красота, отождествляемая им с «совершенством чувственного познания» и искусство, как наивысшее ее выражение. Предмет эстетики исторически подвижен и изменчив. На каждом новом историческом этапе ее развития обнаруживается неполнота сложившихся представлений об эстетическом отношении человека к миру и к самому себе. Одним из создателей философской эстетики Нового времени считают Иммануила Канта (1724 - 1804). Сердцевиной кантовской эстетики является его учение об эстетическом суждении, основу которого составляет внутреннее чувство, возникающее в свободной игре познавательных сил рассудка и воображения. В соответствии с этим за эстетикой закрепляется статус науки, предмет которой, по мнению Канта, ограничивается рамками «учения о внешних чувствах». Г.Ф.В. Гегель отводит эстетике место учения об идее прекрасного в природе, обществе, искусстве. Искусство, по Гегелю, есть ни что иное, как самосознание абсолютного духа в виде созерцания. Становлению эстетики как «философии прекрасного» и «философии искусства» способствовали работы Ф. Шиллера (1759 - 1805), Ф. Шеллинга (1785 – 1854). Связь эстетики с искусством отмечается еще Аристотелем. Но очевидным является и то, что эстетическое как специфическое отношение человека к миру, окружающей действительности, не исчерпывается прекрасным и его художественным отражением в искусстве. Эстетика проявляет интерес и к многочисленным его разновидностям – трагическому, комическому, возвышенному, низменному, безобразному, ужасному и др., представленным не только в формах искусства, но и в жизни, в реальной действительности. Предметом эстетики является: 1. все формы существования красоты в природе, обществе, искусстве; 2. все формы чувственного восприятия, созерцания красоты человеком;
3. все формы творчества по законам красоты. Эстетика – это философская дисциплина, которая тесным образом связана с различными отраслями гуманитарного знания. Прежде всего, можем отметить взаимосвязь между такими специфическими сферами общественной жизни, а также формами их оценок как этика и эстетика. Эта взаимосвязь принадлежит к числу основных закономерностей исторического развития искусства, определяющих и выражающих его социальную функцию и смысл. Этика и эстетика проявляется в явлениях духовной жизни общества, в поступках в поведении личности. Любое общественное явление, поступок или мотив одновременно может быть оценен, с одной стороны как прекрасное или безобразное, с другой – как добро и зло. Не существует каких-либо изолированных «эстетических свойств» действительности, равно как и особых, предметно-обособленных «факторов» морали. Нравственная и эстетическая ценность есть отражение в моральном и эстетическом сознании универсальных потребностей, способностей и целей человека как существа общественного, т.е. потребностей и способностей, которые реализуются в любой сфере человеческой деятельности и познания – в труде и быте, в науке и политике, в искусстве и поведении. Эстетическая оценка как оценка духовных и физических возможностей, творческих способностей человека применима к любой области человеческой жизни, в том числе и к морально-этической. В свою очередь, этическое содержит в себе предпосылки выступать в качестве эстетического. Это обусловлено «вездесущностью» морали. Однако в общественной жизни, в поведении человека, в искусстве возможны случаи несовпадения этического и эстетического, что проявляется как несовпадение, несоответствие формы содержанию поступков людей и т.д. Положительно оценивая нравственное значение того или иного поступка, мы иногда сознательно пренебрегаем формой его проявления, или наоборот. Например, положительно характеризуя поведение человека с точки зрения соблюдения им норм этикета, мы не отмечаем при этом уровень его нравственного развития. В сфере художественного творчества идея единства этического и эстетического реализуется во взаимоотношениях искусства и морали. Герцен справедливо называл искусство «эстетической школой нравственности». Оно является специфическим способом осмысления моральных проблем. Художественной анализ и раскрытие автором темы произведения происходит на основе определенного единства этических и эстетических оценок, таким образом, можно отметить основные задачи эстетики:
1) Изучение процесса эстетического познания действительности человеком; 2) Выработка эстетических оценок различных явлений общественной жизни и поведения человека; 3) Познание законов художественного освоения мира человеком; законов художественного творчества; 4) Целостное освоение мира, всех форм существования красоты в природе, обществе, искусстве; 5) Формирование эстетического сознания человека и общества в целом.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 716; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.153.110 (0.011 с.) |