Разновидности формы м музыкальный язык.
Похожие статьи вашей тематики
Слово «месса» (франц. – «messe», позднелатинское - «missa», латин.- «missio» -- «освобождаю» или «отпускаю») использовалось в церковном обиходе с IV века, означая отпущение грехов. С конца VI века оно стало применяться в качестве названия культового ритуала римской католической службы (обедни). Само слово взято из заключительной фразы богослужения - «Ite, missa est», которую можно перевести как «идите, отпущено» - составлявшей текст последней части ранней (до XV в.) мессы. Что же касается музыки, то вначале она сопровождала лишь вечерние и утренние службы, но вскоре стала вводиться и при обеднях (окончательный вариант последних установился при папе Григории с 590 г.). В музыке месса представляет собой циклическое вокальное или вокально-инструментальное произведение на текст определённых разделов одноименного главного богослужения католической церкви. Совершается на латинском языке и имеет два типа: обычная Месса (missa ordinarium) и особая Месса (missa proprium), которая проводится в праздничные дни и в некоторые воскресения.
Традиционная, обычная месса, имеет 5 частей: I. Kyrie eleison (Господи, помилуй) II. Gloria (Слава) III.Credo (Верую) IV.Sanctus (Свят) Benedictus (Благословен) V.Agnus Dei (Агнец Божий)
Содержание всего цикла имеет обобщённый характер: «Kyrie eleison» и «Agnus Dei» – выражение просьбы, мольбы о прощении; в «Gloria» и «Sanctus» – хвала и благодарность; в центральной, «Credo», – исповедание веры.
Состав и текст частей складывался на протяжении нескольких веков и в окончательном варианте утвердился в начале XI столетия. Часть «Kyrie eleison» известна ещё с античных времён, текст «Credo» начал разрабатываться ещё на Никейском соборе (325г.), Sanctus формировался в течение II-V вв. Заключительная часть «Agnus Dei» была введена в мессу в VII-VIII вв., и лишь в начале XI века -- «Gloria». Со временем сложились виды мессы: messa brevis (короткая месса, традиционно состоящая из «Kyrie» и «Gloria»), Requiem (вечный покой) -- заупокойная месса, где нет частей «Gloria» и «Credo», но вводятся новые: «Requiem aeternam», «Dies irae», «Tuba mirum», «Lacrimosa», «Offertorio» и др; missa solemnis (торжественная месса)
Эволюция жанра мессы
Процесс становления мессы в музыкальном отношении был длительным. Ранний её вид – одноголосная григорианская (хоральная) месса в виде разрозненных частей без приурочения их к событиям и праздникам, позже, с XI века, появились первые многоголосные обработки. Распространение органума (сначала свободного, затем мелизматического) дало новый толчок для дальнейшего развития. В XII-XIII веках в технику многоголосного письма мастера парижской школы Нотр-Дам (Перотин) внесли модальную ритмику, метризацию вертикали в 3-4-хголосии и т.д. XIV век (Г.де Машо, Й.Чикониа) – ориентация на консонантную вертикаль, выровненность ритмического пульса, имитации, канон – всё это обозначило новое мышление, в котором проявляются законы диалектики, требующие единства в разнообразии и разнообразия в единстве, законы, действующие в «классическом стиле» контрапункта XV-XVI веков.
В эпоху Возрождения месса стала одним из ведущих монументальнейших жанров. Существуя и развиваясь наряду с мотетом, мадригалом и др., она синтезировала в себе как средневековые традиции музыкального воплощения, так и новые, привнесённые Ренессансом, вобрала черты светских жанров.
Композиторы разных школ хоровой полифонии писали мессы, привнося в жанр множество как национальных, так и индивидуальных особенностей. Таковы представители нидерландской школы – Н. Окегем, Я. Обрехт, Г. Дюфаи, Ж. Депре; римской – Дж. Палестрина, Ф. Анерио, Г. Аллегри; венецианской – Андреа и Джованни Габриэли, А. Виллаэрт; французской – К. Жаннекен, Аркадельт; испанской – К. Моралес, Ф. Герреро и мн.др
Хоровая месса, достигшая расцвета в творчестве композиторов Нидерландской школы, представлена несколькими разновидностями, отличными по композиционной технике, текстовой основе, литургической функции. В большинстве месс применялась техника письма на cantus firmus, им могла быть литургическая или светская мелодия. Выделяются 2 типа месс: мессы-парафразы, в основе которых - одноголосный напев (духовный или светский, оригинальный или заимствованный), и мессы-пародии, в которых обрабатывался многоголосный источник ("L'homme arme" Дюфаи, "Je suis desheritee" Лассо, "Malheur me bat" Жоскена Депре). Нидерландские композиторы выработали многообразные приёмы развития cantus firmus; он проводится не только в теноре, но и в др. голосах, колорируется, звучит полностью или вводится отдельными фразами, рассредоточиваясь по всей композиции. Эволюция мессы в творчестве композиторов Нидерландской школы шла от ранних месс, сочетавших несколько напевов на разноязычные тексты ("Ессе ancilla Domini" Дюфаи, "L'homme arme" Тинкториса), к латиноязычным мессам Жоскена Депре с имитационной разработкой голосов, в форме вариационного цикла с кульминацией в последней части. Композиторы Нидерландской школы обращались также к жанру заупокойной мессы (1-й многоголосный реквием создан Окегемом). Мотет у нидерландских композиторов эволюционировал от изоритмической разновидности (Дюфаи) к многоголосным хоровым произведениям на латинский текст, состоящему из 2-3 разделов сквозного имитационного развития, охватывающего все голоса. Как и светская шансон, мотет мог быть не только самостоятельным произв.. но и моделью для других композиций, в частности месс. В структурах месс и мотетов отражается характерное для стиля нидерландских композиторов внимание к числовой музыкальной символике. Особенно ярко стилистические черты Нидерландской школы различимы в каноне, достигшем вершины своего развития в 15-16 вв. Творческие установки нидерландских мастеров созвучны идеям эстетики Возрождения.
В XVI в. влияние венецианской школы с е с её тяготением к красочности, яркости породило определённое направление, связанное с искусством и техникой построения многохорных композиций. Расширение жанрововыразительной сферы произошло путём введения инструментов, которые не только дублируют партии хора (как это было ранее у композиторов Нидерландов), но и имеют самостоятельные разделы. Это были орган, медные духовые и ударные (впервые применил литавры Дж. Габриэли). Зарождение монодических форм (предпосылки оперы, оратории) намечает новые рубежи в развитии музыкального искусства, где всё большее значение начинает приобретать гармония и осуществляется постепенный переход от модальной системы мышления к тональной, функциональной системе, от контрапункта к генерал-басу.
Новой эпохой как для музыки вообще, так и для мессы в частности, стала эпоха Барокко.
Ярчайшим представителем этого времени стал И. С. Бах. Месса в его творчестве приобрела черты кантаты с её самостоятельными, законченными как хоровыми, так и сольными номерами, ярким оркестровым сопровождением, многоплановостью фактуры («Высокая месса» h-moll, «Пять латинских месс», мессы brevis и мн.др.).
Также известны и интересны органные мессы Ф. Куперена, духовная музыка Г. Пёрсела, Г. Шютца и т.д.
В церкви мессы Баха никогда не звучали. Причины этого кроются не только в большой сложности и масштабах произведений. Кантаты, на основе которых Бах создал мессы brevis и Страсти, не уступающие по сложности мессе h-moll, во время богослужения звучали неоднократно. По-видимому, музыка баховских месс не соответствовала сложившимся традициям обиходной практики каждой из конфессий. Ограничивая первоначальный вариант «Высокой» мессы только Kyrie и Gloria, но создавая все мессы в торжественном стиле, Бах ориентируется на оба типа богослужения – лютеранского и католического.
Шедевром творчества И. С. Баха является Месса h-moll, в которой композитор отходит от обрядовой традиции, развернув освященный церковью шестичастный цикл в монументальную композицию из двадцати четырех номеров, объединенных в четыре части. В Мессе не запечатлены картины жизни, повествования. Сфера мессы — человеческие идеалы в их эстетически и этически обобщенном выражении. Впервые идея восхождения от страданий к радости получила обобщенную форму. Две образные сферы — страдания и действия, радости — в развитии стремятся в противоположных направлениях, композиция построена как цикл циклов, в основе которого находится избранный круг музыкальных образов. Это значит, что содержание глубоко и многообразно, как часть баховской картины мира.
Не востребованная Церковью, самодостаточная музыка баховских месс привлекла к себе внимание значительно позднее в среде музыкантов и любителей музыки. Интерес к Мессе h-moll возникает во второй половине XVIII века. Короткие мессы стали известны лишь в XIX веке. Одна из причин отсутствия интереса к этим произведениям кроется в критическом отношении к ним А.Швейцера, авторитет которого повлиял на оценку малых месс (brevis) великого мастера музыкантами последующих поколений
Недооценка этих сочинений мотивировалась тем, что музыкальный материал
Коротких месс в значительной степени представляет собой автопародии.Хотяв настоящее время вопрос о ценности произведений, созданных методомпародий – одним из ведущих принципов поэтики эпохи Барокко, уже не обсуждается. Проблема не в том, что в произведении используется уже звучавшая ранее музыка, а в том, как она освоена в новом ситуационном и художественном контексте.
Среди других жанров, «месса» занимает особое положение в хоровом творчестве Баха. Месса - это многочастное произведение для хора, солистов и оркестра. Музыкальная форма мессы развилась из песнопений церковной службы, она состоит из шести разделов:
Kyrye eleison (Господи, помилуй), Gloria (Слава), Credo (Верую), Sanctus (Свят), Benedictus (Благословен) и Agnus Dei (Ангел Божий).
Кроме четырех коротких месс, состоящих из двух частей — Kyrie и Gloria, Бах создал также полный цикл католической мессы.
Это «Высокая месса» или месса (дата создания - 1748 - 1749 год).) «h-moll» (, которая включает в себя 24 номера. Она принадлежит к высшим достижениям ораториального жанра и является одним из величайших и грандиозных творений Баха.В «Высокой мессе»
композитор отходит от обрядовой традиции, развернув освященный церковью шестичастный цикл в монументальную композицию из двадцати четырех номеров, объединенных в четыре части. В Мессе не запечатлены картины жизни, повествования.
Титульный лист автографа Баха с заголовком Missa
Форма мессы
I. Kyrie
1. Kyrie eleison — Господи, помилуй. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)
2. Christe eleison — Христос, помилуй. Дуэт (soprano I,II)
3. Kyrie eleison — Господи, помилуй. 4- голосный хор (Soprano, Alto, Tenor, Bass)
II. Gloria
1. Gloria in excelsis Deo — Слава в вышних Богу. 5- голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)
2. Et in terra pax — И на земле мир. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)
3. Laudamus te — Хвалим Тебя. Ария (soprano II)
4. Gratias agimus tibi — Благодарим Тебя. 4-голосный хор (Soprano, Alto, Tenor, Bass)
5. Domine Deus — Господи Боже. Дуэт (soprano I, tenor)
6. Qui tollis peccata mundi — Взявший грехи мира. 4-голосный хор (Soprano II, Alto, Tenor, Bass)
7. Qui sedes ad dexteram Patris — Сидящий одесную Отца. Ария (alto)
8. Quoniam tu solus sanctus — Ибо Ты Один свят. Ария (bass)
9. Cum Sancto Spiritu — Со Духом Святым. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)
III. Credo
1. Credo in unum Deum — Верую во единого Бога. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)
2. Patrem omnipotentem — Отца Вседержителя. 4-голосный хор (Soprano, Alto, Tenor, Bass)
3. Et in unum Dominum — И во единого Господа. Дуэт (soprano I, alto)
4. Et incarnatus est — И воплотился. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)
5. Crucifixus — Был распят. 4- голосный хор (Soprano II, Alto, Tenor, Bass)
6. Et resurrexit — И воскрес. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)
7. Et in Spiritum Sanctum — И в Духа Святого. Ария (Bass)
8. Confiteor — Исповедую [единое крещение]. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)
9. Et expecto — И чаю [воскресения мертвых]. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)
|