Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Переход от беззвуковых упражнений к звуковым.

Поиск

· Активный вдох, задержка, длинный активный выдох на “с”. В конце упражнения – сброс оставшегося воздуха.

· Короткие активные выдохи на “ф” - хорошая тренировка для диафрагмы.

 

 

Звуковые упражнения.

· Продолжительное пение с закрытым ртом на примарном тоне на mf. На этом упражнении хорошо отрабатывать все виды атаки (особенно мягкую)

· Упражнение, аналогичное первому, на гласные “ю”, “ё”, “я”, далее – cresc., dim.

· Тянуть один звук на слоги “ми”, “ля”. Дирижер тактирует на 2/4, делая постепенное cresc. и sub. p, добиваясь гибкого, естественного нарастания звука. Важно почувствовать зависимость усиления силы звука от напряжения мышц живота.

· Гаммообразные упражнения. В диапазоне от секунды до децимы. Следить за плавным соединением звуков. Усложняется техника дыхания.

· Упражнения в разных штрихах (особенно полезно – staccato). От одного звука, до разнообразных попевок. Активизирует дыхание.

· Упражнения на скачки. Увеличивает объем дыхания.

· Упражнения на цепное дыхание.

 


* Из книги: Менабени А., “Методика обучения сольному пению”, М., “Просвещение”, 1987

* Из книги: Анисимов А., “Дирижер-хормейстер”, Л., “Музыка”,1976

Звукообразование

 

Часто бывает так, что, взяв единообразно дыхание, хор начинает петь, а единства, слитного звучания не получается. Внимательно прислушиваясь к певцам (а в процессе работы с хором опытный хормейстер должен знать достоинства и недостатки каждого из них), можно заметить, что звуковая позиция, положение звука у многих певцов различные.

Единство звука для всех певцов имеет очень важное значение в хоровом пении. Многие педагоги по постановке голоса и хормейстеры не без основания употребляют термин “ позиция ” звука. В своей работе они добиваются выработки у певцов хора единой, так называемой “близкой, высокой позиции” звука. Ученые-физиологи, исследуя этот вопрос, пришли к заключению, что “ высокая позиция ” звука является наиболее правильной. Такая позиция обеспечивает чистоту интонирования, яркость, сочность и полетность звучания голоса. Используя соответствующие записывающие аппараты с помощью вибродатчика, ученые установили, что “звуки, богатые высокими обертонами и, в частности, имеющие хорошо выраженную певческую форманту, квалифицируются термином “высокая позиция”, а звуки, объективно той же высоты, но слабо выраженные высокими составляющими – термином “низкая позиция”. В процессе нахождения и ощущения такой высокой позиции звучания решающую роль играет участие (вибрация) верхних резонаторов. При звучании верхних резонаторов получается легкий, звенящий, очень богатый высокими обертонами звук. Близкое произношение и образование гласных звуков придает пению хорошую дикцию. И наоборот, вибрационное ощущение только в грудной полости делает звучание глухим, массивным, похожим на гудение. При таком пении гласные буквы почти невозможно различить, настолько они похожи друг на друга, слова не разобрать. “Высокая позиция звука связана с интенсивной вибрацией верхних резонаторов всех лицевых тканей, с этой точки зрения высокая позиция – не только чисто акустическое понятие, но в определенной мере и физиологическое, т.к. наряду с другими ощущениями вполне закономерно вызывает ощущение интенсивной вибрации, хорошей озвученности верхних резонаторов певца”. *

Голоса всех певцов хора, обладающих различными индивидуальными тембрами (красками) при едином принципе дыхания, звукообразования, звуковедения (подробнее о звуковедении см. в главе “Музыкальная артикуляция”), произношения гласных и согласных во время певческого процесса, сливаясь, образуют общий ровный тембр звучания хора.

В хоровой практике и в методической литературе существует большое количество разнообразных терминов, характеризующих ту или иную позицию звука, характер звучания голоса: близкий, далекий, плоский, прикрытый, собранный, разбросанный, матовый, звонкий, твердый, мягкий, насыщенный, пустой, тупой, острый, с носовым или горловым призвуком, грудной, головной, напряженный, тяжелый, густой, легкий, прямой, большой, маленький, камерный, энергичный, устойчивый, волевой, опертый, вялый, дряхлый, неустойчивый, серый, цветистый, бытовой, классически-академический и ряд других. Такие и им подобные термины в какой-то степени могут характеризовать определенное, присущее данному хору, хоровой группе или партии звучание и в конечном счете определяются манерой произношения текста, определенным принципом звукообразования, позиции звука, не говоря уже о принципах дыхания, умения пользоваться резонаторами и др.

 

 

В хормейстерской практике академических хоров существует давно сложившееся мнение, что основной звук хора, основная звуковая позиция должны характеризоваться такими понятиями, как “прикрытый”, “собранный” звук, “близкое слово”, “звук, опертый на дыхание” с правильным и многообразным использованием всех резонаторов и др. Вместе с тем следует избегать таких понятий, характеризующих позицию звука, как “белый звук”, “звук с особым горловым или носовым призвуком”, “форсированный звук”, “далекую (глубокую) позицию” образования букв и произношения слов. Позиция звука, манера произношения текста в конечном счете характеризуют определенный тон, звучание данного хора, его манеру пения. Важно, чтобы общая позиция, единство звучания в хоре было достигнуто. В одном хоре она может быть более близкой, звонкой, в другом – более собранной, прикрытой, широкой, во всех случаях она должна обеспечивать ровное, красивое, мягкое звучание. Чем выше и совершеннее степень владения определенной вокальной системой, определенной позицией, тем шире возможности использования безграничных красок звучания хора.

Атака звука

 

Наше ухо способно различать особенности звучания в первый момент воспроизведения звука. Этот начальный момент работы голосовых складок и дыхания принято называть атакой, или способом взятия звука.

Атака звука определяется различными вариантами взаимодействия голосовых складок и дыхания по времени, а также степенью напряжения и сближения голосовых складок. Различают следующие виды атак:

1. Твердая атака. Голосовые складки плотно смыкаются до начала вдоха. Различают крайне утрированную твердую атаку, так называемую “каркающую”, с сильным жестким призвуком, возникающим от судорожного пересмыкания, резкого захлопывания голосовой щели. Эта атака встречается у необученных певцов, вредна для голосовых мышц и потому совершенно непригодна для голосообразования.

2. Мягкая атака. Момент смыкания голосовых складок почти совпадает с началом выдоха. Выдох незначительно опережает неплотное закрытие голосовой щели. Такого плотного смыкания и напряжения голосовых складок нет. Закрытие голосовой щели совпадает с моментом начала звучания, призвуки не возникают. Мягкая атака может быть различной в зависимости от степени смыкания (сближения) голосовых складок. В отдельных случаях, при более плотном смыкании голосовых мышц она может приближаться к твердой атаке.

3. Придыхательная атака. Смыкание голосовых складок значительно отстает от начала выдоха. Поэтому звуку предшествует шум выдыхаемого воздуха (придыхание). Пение при такой атаке часто сопровождается сиплым призвуком, так как смыкание голосовых складок в этом случае имеет наименьшую степень и происходит утечка воздуха. Придыхательная атака рассматривается самостоятельно и как крайняя разновидность мягкой атаки.

Точно разграничить все приведенные виды атак звука нельзя, поскольку они различаются только на слух, являются слуховыми ощущениями. Определение их границ зависит от тонкости и натренированности нашего слуха.

Различным видам атак можно научить. Обученный певец сознательно меняет способы подачи звука. Это очень важно, ибо способ подачи звука связан с воспроизведением определенного регистра. Так, твердая атака, при которой голосовые складки плотно смыкаются, обусловливает образование грудного регистра. А мягкая атака, при которой плотного закрытия голосовой щели не происходит, создает условия для образования головного и смешанного регистров. Атака, организуя работу голосовых складок в начальный момент голосообразования, определяет все последующее звучание.

Произвольно меняя способ взятия звука, мы тем самым можем влиять на характер работы голосовых складок. Поэтому атака является важнейшим средством сознательного воздействия на работу голосовых складок, не подчиненных нашей воле непосредственно.

В вокально-педагогической практике используется мягкая и твердая атаки, придыхательной атакой пользуются в исключительных случаях. Применение того или иного вида атаки определяется индивидуальными особенностями учащегося. Если у него вялая подача звука (вялое смыкание складок) и даже придыхательная атака, то целесообразно на некоторое время для активизации голосовых складок пользоваться более твердой атакой. И наоборот, если наблюдается жесткая подача звука (пересмыкание голосовых складок) и “горление” (горловой призвук звучания), то полезно вначале применять наиболее мягкую атаку, граничащую с придыхательной. Но применение такой атаки должно быть осторожным, чтобы не вызвать “подъездов” к звукам.

Атака является выразительным средством в пении. Вариация видов атак позволяет передать различные настроения. Лирические настроения обычно связаны с применением более мягкой атаки, драматические эмоции выражаются при помощи более твердой атаки звука. В моменты наибольшего звукового напряжения уместно использование твердой атаки; в моменты более спокойного и тихого хорового звучания пользуются приемом мягкой атаки.

В клиросной практике применяется почти исключительно мягкая атака.

В начале ХХ века в хоровых произведениях Гречанинова, Кастальского, Чеснокова и многих других композиторов появился прием пения “закрытым ртом”, придающий хоровому звучанию особую мягкую, “бархатистую” краску.

 

Распевание

 

Отработка единых вокальных принципов в хоровом коллективе проводится, как правило, при распевании. Распевание проводится в начале хоровых занятий, оно не только разогревает голосовой аппарат, подготавливая его к работе. Распевание – основная форма работы для отработки всех элементов вокальной техники.

До Глинки основной в развитии голоса считался западноевропейский инструментальный метод – обучение пению по аналогии с музыкальным инструментом, т.е. обработка голоса происходила на всем диапазоне, начиная с нижнего регистра, кончая верхним.

Глинка применил систему, благодаря которой, нижние и верхние звуки развивались прежде всего укреплением центра диапазона голоса, если же у певца не звучит средний регистр, – нужно найти другие хорошо звучащие ноты, и от них развивать голос.

Хормейстер должен помнить о постепенности развития голоса. Постепенность должна соблюдаться во всем: в динамике (от средних нюансов к крайним), в технике (от простого к сложному), в диапазоне, в темпах (от медленного впевания к быстрому); особенно важно избегать чрезмерно больших звуков в верху диапазона.

Упражнения располагают в определенном порядке: от простых к сложным, от пения с “закрытым ртом” к “открытому”, от пения легким звуком до динамически и темброво-насыщенным, от середины диапазона к краям. Переход к более сложным упражнениям осуществляется только после стабильного овладения предыдущего этапа, важно хорошее закрепление. По строению и характеру материала упражнения бывают шести типов:

1. на выдержанном звуке;

2. гаммообразные;

3. арпеджиообразные;

4. упражнения на разные скачки;

5. вокализы;

6. отрывки из произведений;

 

Любой тип может быть использован для отработки всех элементов вокальной техники: дыхания, атаки, дикции, артикуляции, динамики, развития диапазона, выравнивания регистров, выработки кантилены.

О применении фонетического метода вокальной работы см. следующую главу.

 


* Из книги: Анисимов А., “Дирижер-хормейстер”, Л., “Музыка”,1976

* В.Морозов, “Вокальный слух и голос”, Л., 1965

* Из книги: Менабени А., “Методика обучения сольному пению”, М., “Просвещение”, 1987

* Шамина “Работа с самодеятельным хоровым коллективом”

Дикция

Пение – вид музыкального искусства, в котором музыка органически связана со словом. Поэтому пение еще иначе называют омузыкаленной речью. В ее образовании, как и в обычной речи, принимают участие органы надставной трубы. Эта часть голосового аппарата, формирующая звуки речи, называется артикуляционным аппаратом, а органы, входящие в его состав – артикуляционными органами. К ним относятся: ротовая полость с языком, мягким нёбом, нижней челюстью, глотка, гортань. Работа этих органов, направленная на создание звуков речи (гласных и согласных), называется артикуляцией.

*Руководитель хора должен постоянно заботиться о развитии гибкости и подвижности артикуляционного аппарата поющих, добиться активности, легкости и свободы в работе отдельных его частей (языка, губ, челюсти), без чего не может быть хорошего, ясного произношения слов текста.

В особенности важно отметить необходимость непрерывной работы над однотипным формированием гласных (а, о, у, э, и, ы) в каждой хоровой партии и в хоре в целом; такая однотипность гласных, их единый характер способствует наилучшему звучанию, совершенствуя хоровой ансамбль.

Особенное внимание следует обращать на трудные для произношения в пении согласные, как, например, к, п,,т, ф, х, а также с, ш, ц, г, щ. Первые из них в наибольшей степени прерывают вокальную линию и должны быть произносимы очень крепко и очень кратко; вторым свойственна особая характерность, резко выделяющая их среди других согласных; коротко и осторожно произносить следует, в особенности, шипящие согласные с и ш.

Согласные в конце слов должны быть всегда отчетливы и ясны. Если слог оканчивается на согласную, то она относится к последнему слогу: “но-чка те-мная”, “ся-де-тсо-лнце” и т.п. Большое стечение согласных в одном слоге следует произносить скоро, легко и четко.

Дирижер должен воспитать в хоре сознательное отношение к словесному тексту изучаемого произведения и его художественному содержанию и далее – к овладению всеми средствами выразительной его передачи. Хорошо выработанная дикция облегчит дирижеру достижение этой важной цели.

Рассмотрим более подробно артикуляцию, а также роль гласных и согласных звуков в певческом звукообразовании.

Гласные в пении

Гласные звуки зарождаются в гортани при взаимодействии голосовых складок и дыхания. Образовавшиеся при этом звуковые волны изливаются через ротоглоточный канал свободно. Формирование согласных звуков происходит иначе. Они образуются в ротовой полости (язык, мягкое нёбо, губы) создают препятствия потоку дыхания и звуковых волн, при этом образуются шумы, которые мы и называем согласными звуками.

Музыкальными звуками могут быть только такие звуки, в которых ясно выражен основной тон. Во многих согласных звуках основной тон или отсутствует, или выражен слабо. Певческий звук как музыкальный звук несовместим с “шумовой” природой согласных. Гласные звуки имеют ясно выраженный основной тон и потому могут петься. Кроме того, пение связано с распевом, т.е. с непрерывно льющимся звуком. Образование гласных тоже происходит при непрерывном потоке звуковых волн. Все это говорит о том, что гласные звуки являются основой пения. Пение вне связи с гласными звуками невозможно, ибо тогда оно превращается в крик.

 

 

Гласные являются как бы оболочкой, в которую облекается певческий звук. Поэтому воспитание певческого голоса начинается с работы над формированием вокальных гласных. На этих звуках вырабатываются все основные вокальные качества голоса. От вокально правильного формирования гласных зависит художественная ценность певческого голоса.

Образование гласных звуков связано с присутствием и усилением определенной, различной для каждого гласного звука области обертонов, называемой формантой гласного звука.

Звук, образованный на уровне голосовых складок, индифферентный, не имеет признаков определенного гласного. Преобразование этого индифферентного звука в определенный гласный происходит в надскладочных полостях. При помощи специально уложенного для каждого гласного звука языка ротоглоточный канал разделяется на две полости нужного объема и формы соединяющего их отверстия. Каждая из этих полостей усиливает определенную область обертонов, т.е. создает одну из двух основных формант гласного. Все форманты в детском и женском голосе выше, чем в мужском.

Чем выше форманта гласного, тем звучней гласный. По этому признаку основные гласные звуки нашей речи делятся на звонкие и глухие. Верхние форманты гласных “и” и “э” самые высокие из всех формант гласных, поэтому эти гласные отличаются наибольшей звонкостью – звонкие гласные. Гласный “а” занимает среднее положение, а гласные “о” и “у” относятся к глухим гласным. Учет этих свойств гласных звуков, как мы увидим дальше, имеет определенное значение в вокальной педагогике.

Значительная разница по высоте между формантами звонких и глухих гласных создает пестроту в общем фоне звучания вокальной речи, несовместимую с художественными требованиями. Это явление обычно наблюдается у необученных певцов, поющих “пестрым” звуком, и происходит от того, что гласные звуки в пении они формируют так же, как и в речи.

Певческие гласные отличаются от речевых. Они округляются или притемняются, т.е. все гласные приобретают общую форманту около 517 кол/сек, близкую по звучанию к гласному “о”. Усиливается звонкость гласных, для чего практически при образовании глухих гласных “о”, “у” и гласного “а” добиваются усиления высоких формант – выше 2000 кол/сек, характерных для звонких гласных. Тем самым речевые глухие гласные приближают к звонким. Оба эти приема (округление звонких гласных и приближение глухих гласных к звонким) выравнивают певческие гласные по звучанию и объединяются под общим названием нейтрализации гласных в пении.

Таким образом, для всех певческих гласных на всем диапазоне голоса характерно усиление двух формант – выше 2000 кол/сек м 500 кол/сек, названных высокой и низкой певческими формантами.

Высокая певческая форманта придает звонкость, “полетность”, собранность, “металл”, “близость” голосу. Она соответствует области наибольшей чувствительности нашего уха, хорошо воспринимается им с дальних расстояний и потому обусловливает важное качество певческого звука – “полетность”, т.е. делает голос хорошо слышимым на дальнем расстоянии вне зависимости от силы звука.

 

 

Опыты с изъятием высокой певческой форманты в магнитофонных записях профессиональных певцов показали, что певческие голоса теряют блеск и силу, становятся глухими, “непевческими”, похожими на голоса пожилых людей. Высокая певческая форманта ниже в мужских голосах (2100 – 2800 кол/сек), выше у женщин (3000 – 3500 кол/сек) и детей (10-13 лет – до 4000 кол сек).

Низкая певческая форманта помимо округления создает впечатление мощности и полноты звучания.

Акустический строй (форманты) гласных звуков и особенности их формирования существенно влияют на звучание певческого голоса. Таким же свойством обладают и согласные. Способ воздействия на певческий голос и работу голосового аппарата при помощи фонем (отдельных звуков речи – гласных и согласных) называется фонетическим методом вокального обучения. Он является наиболее распространенным и эффективным в вокальной педагогике. Применяя этот метод, необходимо конкретно знать, как тот или иной гласный или согласный влияет на голос и на работу артикуляционных органов, а через них и на весь голосовой аппарат. С этой целью рассмотрим гласные звуки.

В русском языке в соответствии с алфавитом различают шесть основных (и, ы, э, а, о, у) и четыре йотированных (е, ё, я, ю), т.е. сложных гласных звуков.

 

Гласный “и” самый звонкий из всех гласных звуков. Он настраивает на головное резонирование, помогает собрать и приблизить звук, применяется при глухом, затемненном фоне звучания. При произнесении “и” гортань поднимается, поэтому он противопоказан при зажатом, горловом тембре. В связи с тем, что форманта этого гласного близка к высокой певческой форманте, она помогает усилению последней на других гласных; способствует созданию активной атаки. Гласный “и” образуется при значительном сокращении голосовых складок, активизирует их смыкание и потому показан при сипе, особенно если этот призвук присутствует как остаточное явление мутации.

Гласный “ы” по артикуляционному укладу неудобен для пения. Его артикуляция связана напряжением корня языка и потому он может вызвать, а если это уже есть, то увеличить зажим горла и горловые призвуки. Если учесть, что гласный “ы” в русском языке близок к “и”, представляет собой своеобразный вариант этого гласного, то и в пении, приближая звучание “ы” к “и”, можно уменьшить неудобство его артикуляции.

Гласный “э” по артикуляционному укладу не всегда удобен. Целесообразно применять его в случаях, когда голос звучит на этом гласном лучше, чем на остальных. У низких мужских голосов гласный “э” бывает удобен при формировании головных звуков. Он способствует активной атаке.

Гласный “а” занимает среднее положение между звонкими и глухими гласными, легко поддается округлению. При его произнесении ротоглоточный канал принимает наиболее правильную рупорообразную форму, положение гортани близко к певческому. Из-за всех этих качеств “а” часто применяется как основной гласный звук для выработки вокального звучания. Он помогает лучше других гласных освободить артикуляционый аппарат, выявить природный тембр голоса.

Гласный “о” способствует хорошему поднятию мягкого нёба, наводит на ощущение зевка и положения глотки при округлении звука, помогает снятию горления и зажатия. Рекомендуется при чрезмерно близком, резком и плоском звучании.

Гласный “у” самый глубокий и “темный” гласный, поэтому не применяется при углубленном и глухом общем фоне звучания. При произнесении этого звука больше, чем на всех других гласных поднимается мягкое нёбо, расширяется ротоглоточная трубка. “У” активизирует голосовые складки, значительно стимулирует работу губ, наводит на ощущение прикрытия в верхнем регистре мужских голосов. Этот гласный показан при работе с детскими голосами: активизирует вялое мягкое нёбо, губы и голосовые складки, помогает изжить плоское, чрезмерно близкое звучание. Широко применяется в вокально-хоровой работе, т.к. хорошо выравнивает звучание отдельных партий и хора в целом.

Йотированные гласные (е, ё, я, ю) – сложные, т.к. состоят из двух звуков, образованных из согласного (см. ниже) “и краткого” и гласных: “э”, “о”, “а”, “у” – “е”(йэ), “ё”(йо), “я”(йа), “ю”(йу).

При пении йотированных гласных первый звук мгновенно сменяется вторым, тянущимся звуком. Необходимо следить, чтобы после быстрой смены артикуляции с “и краткого” на основной гласный не искажалось звучание последнего. Применение йотированных гласных способствует созданию более собранного, близкого, яркого и высокого звучания соответствующих простых гласных звуков, а также активизации голосовых складок в момент атаки. При горлении и зажатости эти гласные следует применять осторожно.

Согласные в пении

Как мы уже говорили, согласные звуки возникают в ротовой полости. Они делятся на глухие (к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ) и звонкие (б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р). Глухие, “безголосые”, согласные образуются без участия голосовых складок от колебания выдыхаемого воздуха и состоят из одних шумов. Звонкие, “голосовые”, согласные образуются из ротовых шумов и голоса. В них достаточно ясно выражен основной тон (высота звука). При преобладании голоса гад шумом возникают т.н. сонорные согласные, или полугласные (л, м, н, р). Если же шум превалирует над голосом, то образуются остальные звонкие согласные (б, в, г, д, ж, з).

Гласные и согласные образуются одними и теми же органами. Активное произношение согласных вызывает усиленное сокращение мышечных стенок ротоглотки, превращая ее тем самым в резонатор с относительно твердыми стенками, отчего увеличивается звонкость гласных в пении. Вот почему чем более четко произносятся согласные, тем ярче звучит голос.

Один и тот же гласный меняет свое окончание в зависимости от следующего за ним согласного. При переходе с согласного на гласный установка губ, языка, мягкого нёба для гласного подготавливается уже при звучании предшествующего согласного. А следующий за согласным гласный как бы сохраняет отпечаток артикуляционного уклада предыдущего согласного. Это свойство широко используется в вокально-педагогической практике (фонетический метод). При этом учитываются следующие особенности образования согласных звуков: участие голоса (глухость или степень звонкости согласных звуков), место образования – уклад (передний, средний, задний), положение артикуляционных органов и степень их напряжения, активизация участвующих органов, напор воздушной и звуковой струи. В каждом отдельном случае, в зависимости от сочетания этих свойств отбирают полезный гласный звук для соединения с последующим гласным.

В вокальных упражнениях в основном применяются звонкие согласные, т.к. на этих звуках работают голосовые складки и они имеют высоту звучания.

Согласные звуки в зависимости от того, какие органы участвуют в их образовании, делятся на губные (б, м, п), язычные (д, л, р, т, ц, ч), нёбные (м, н). По месту образования в ротовой полости согласные бывают заднего (к, г), среднего (х, ш, р) и переднего (все кроме указанных) уклада. Согласные заднего уклада могут помочь при исправлении чрезмерно близкого, “белого” звучания.

Положение артикуляционных органов при образовании различных согласных звуков может благоприятно или, наоборот, отрицательно влиять на последующий вокальный гласный. При согласных “к”, “г” значительно сокращаются мышцы мягкого нёба, и оно при этом хорошо поднимается. Эти согласные помогают удерживать мягкое нёбо поднятым, способствуют его активизации. В то же время они связаны с напряжением корня языка, их применение может еще больше усугубить имеющийся горловой призвук. Губные согласные (б, м, п) хорошо активизируют губы, а губно-язычные (ж, в, ф) и язык.

Образование взрывных согласных (т, п) связано со значительным напором дыхательной струи. Эти согласные могут быть использованы для активизации дыхательной функции. А согласные “б”, “д”, “р”, образуемые при большом сопротивлении артикуляционных органов току не только дыхательной, но и звуковой струи, могут служить средством стимуляции не только дыхания, но и голосовых складок. Они же, особенно согласный “д”, формируют твердую атаку.

Сонорные согласные “л”, “м”, “н”, “р” как полугласные могут вокально звучать, поэтому имеют исключительно важное значение для певческого голосообразования и широко применяются в вокальных упражнениях. Они помогают найти головное резонирование. Кроме того, “л” активизирует кончик языка, тем самым делая его гибким и свободным, способствует собранному звучанию, образованию мягкой атаки; “л”, “м” как согласные переднего уклада приближают звук; “м”, “н” – нёбные, или носовые согласные, образуются при опущенном мягком нёбе, усиливают резонирование носовой полости, они не применяются при вялом, малоподвижном мягком нёбе и, особенно при носовом призвуке; “р” – рокочущий согласный, он хорошо активизирует дыхание и сокращение голосовых складок.

Интенсивность и согласованность работы артикуляционных органов определяет качество произнесения звуков речи, разборчивость слов, и или дикцию.

Активная, четкая, правильная и согласованная работа артикуляционных органов создает отчетливую, хорошую дикцию. Вялость в работе артикуляционных органов является причиной плохой, неудовлетворительной дикции. А несогласованная работа артикуляционных органов порождает искаженную дикцию. В этом случае страдает содержание, становится трудно понять смысл того, о чем поют. Кроме того, плохая дикция ведет к снижению художественно ценных качеств певческой речи.

Вокальная речь имеет свои особенности. “Носителями” вокального звука являются гласные. Поэтому в выпеваемом слоге гласные удлиняются. Они занимают почти всю длительность интонируемого звука (в обычной речи произношение гласных и согласных равно по времени.). Согласные максимально укорачиваются, но произносятся предельно четко и ясно. В связи с этой особенностью меняется сущность певческой дикции. Если речевая дикция зависит целиком от ясного и четкого произношения согласных, то певческая дикция зависит и от формирования гласных.

Вокальная речь отличается от обычной и по акустическому строю. Диапазон обычной речи мал. Диапазон звуков, воспроизводимых в пении, может простираться на две и более октавы.

 

 

Работа над дикцией

Причиной невнятного произношения может быть вялость, малоподвижность языка, губ, зажатость нижней челюсти, неправильное открытие рта, скованность мышц шеи и лица. Для тренировки артикуляционного аппарата рекомендуются такие упражнения:

· “Пятачок” - вытянуть губы вперед и совершать ими вращательные движения.

· “Шпага” - при сомкнутых губах хорошо открыть рот, языком “колоть” щеки.

· Для раскрепощения нижней челюсти использовать гласный “а” и слоги с ним.

· Для активизации губ – упражнения с губными согласными “б”, “п”, м”, с гласными “о”, “у”, “и” (очень хорошо сочетание “и-у”).

· При вялости языка – слог “ля” (внимание на кончик языка), слоги с согласными “р”, “ц”, “ч”.

· Полезно выразительно читать текст произведения в заданном музыкальным материалом ритме.

· Выделять в тексте особо трудные слова, прочитывать их с утрированием.

· Произведения с активным произношением предварительно пропевать на слоги “бра”, “дри”, “гри” и т.п.

· Использовать для тренажа различные скороговорки.

 

* Из книги: Менабени А., “Методика обучения сольному пению”, М., “Просвещение”, 1987

* Из книги: Дмитревский Г.А., “Хороведение и управление хором”, М., Музгиз, 1957

* Из книги: Менабени А.Г., “Методика обучения сольному пению”, М., “Просвещение”, 1987

* Из книги: Менабени А.Г., “Методика обучения сольному пению”, М., “Просвещение”, 1987

Музыкальная артикуляция

Термин звуковедение применяется для обозначения различных видов голосоведения мелодии (кантилена, партаменто, маркато, легато). Звуковедение вместе с голосообразованием входит в понятие вокальной техники.

Понятие звуковедения тесно связано с понятием артикуляции (articulo (лат.) – расчленяю). Под артикуляцией в музыке понимается способ произнесения мелодии с той или иной степенью расчлененности или связанности тонов. Этот способ конкретно реализуется в штрихах.

Артикуляция в хоровом пении применяется в 2-х значениях:

1. как работа органов речи, направленная на произнесение звуков;

2. как одно из средств осуществления фразировки;

 

Музыкальная и речевая атикуляция объединены естетвенно в пении. Хормейстер может работать в отдельности в каждой из них.

Штриховая техника является элементом артикуляции.

Шкала степеней слитности и расчлененности условно разделяется на 3 зоны:

1) слитность звуков – legato;

2) расчлененность звуков – non legato;

3) краткость звуков – staccato;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 12931; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.198.148 (0.012 с.)