Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Элементы вокально-технической культуры хораСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Хор – коллективное вокальное искусство. Руководитель хора имеет дело прежде всего с певцами, их голосами. Первая заповедь руководителя – образцово организовать состав хора, его группы в вокально-звуковом отношении. Певцы, приходя в коллектив, обладают различными голосами. Манера пения, привычки и навыки в пользовании дыханием, произношении текста также бывают различны, индивидуальны. Перед хормейстером встает первая и одна из самых трудных задач: выработать у всего хора единство вокально-хоровых принципов. “Первая задача руководителя хора должна состоять в том, чтобы добиться единообразного звукообразования, твердой нормы произношения и звучания элементов речи, особенно гласных. Большая часть затруднений в отношении чистоты и точности звука лежит не в чисто музыкальной области, как это полагают, а гораздо скорее в области чисто вокальной технологии ”. Автор этих слов – немецкий хормейстер и педагог Франц Майергоф – утверждал, что он “видит в правильном звукообразовании основу хорового пения и ставит вопрос о звукообразовании впереди всех вопросов, таких, как музыкально-теоретическое образование хора, достижение точности интонации, пение с листа и т.п.”. Педагогические задачи в выработке этих навыков во многом схожи с практикой педагога по индивидуальной постановке голоса, но отличаются и усложняются тем, что хормейстер-педагог и участники хора имеют дело с коллективом: хормейстер со всем хором, его партиями, отдельными певцами, а певец (участник хора) с ближайшими соседями-певцами определенной хоровой партии, в которой он находится, а в конечном счете, со всем хором, с его общим звучанием. * Из книги: Анисимов А., “Дирижер-хормейстер”, Л., “Музыка”,1976 Дыхание
Дыхание является энергетическим фактором, от которого зависит сила и длительность звука, его тембровые краски. Певческое дыхание, как и обычное, слагается из фазы вдоха и выдоха, но во многом и отличается от обычного дыхания: 1. Обычное дыхание непроизвольно, а певческое – осознанный, регулируемый процесс. 2. Фонация происходит в фазе выдоха, из-за чего выдох значительно удлиняется, а вдох укорачивается. 3. Изменяется не только ритм, но и темп обычного дыхания, дыхательных движений в минуту становится гораздо меньше. 4. Количество вдыхаемого воздуха неравномерно в зависимости от певческих задач. 5. Для воспроизведения звука требуется создание значительного давления воздуха под голосовыми складками и, следовательно, в полости грудной клетки. В связи с этим работа дыхательных мышц становится более интенсивной.
В зависимости от того, какие из органов участвуют в дыхании, можно говорить о типах дыхания. Различают следующие типы дыхания. 1. Костальное (ключичное, верхне-грудное, грудное). Активно работают мышцы верхнего отдела грудной клетки, плечевого пояса, шеи. Дыхание поверхностное, мышцы шеи напряжены, движения гортани ограничено и потому затруднено голосообразование. Этот тип дыхания неприемлем для пения. 2. В старо-итальянской вокальной школе (до начала XIX -го века) было распространено грудное дыхание, при котором наиболее активно работают мышцы грудной клетки, особенно ее верхнего отдела, диафрагма малоподвижна, живот при вдохе втянут. 3. Косто-абдоминальное (смешанное, грудо-брюшное) дыхание. Активны мышцы грудной и брюшной полостей, а также диафрагма. 4. Абдоминальное (брюшное, диафрагматическое) дыхание. При этом типе дыхания активно сокращаются диафрагма и мышцы брюшной полости, в частности видимые мышцы брюшной стенки, при относительном покое стенок грудной клетки Деление дыхания на отдельные типы является условным, в значительной мере теоретическим, на практике же чистых типов дыхания и резких границ между ними нет. Мужчинам присуще “низкое” дыхание, близкое к брюшному. А женщины дышат более “высоко” и их дыхание ближе к грудному типу. Грудной тип дыхания характерен и для детей младшего школьного возраста. Эти особенности следует учитывать при вокальном обучении. В вокально-педагогической практике наиболее удобным считается нижнереберно-диафрагматическое дыхание, т.е. смешанное дыхание при котором высоко поднимаются и расширяются при вдохе нижние ребра, а остальная часть грудной клетки почти неподвижна, активна диафрагма и мышцы брюшной полости. Хорошо ощущаются движения передней стенки живота. Такое дыхание не является каким-то особым, певческим, и возникает в результате приспособления дыхания к пению.
Голосообразованию предшествует вдох. Эта фаза дыхания регулируется сознательно. Во время певческого вдоха, в отличие от обычного вдоха, происходит не только наполнение легких воздухом, но и подготовка голосового аппарата к голосообразованию. Певческий вдох берется бесшумно, достаточно глубоко, с ощущением полузевка. При вдохе не следует стараться набирать большое количество воздуха, так как тогда затрудняется подача звука и сам процесс голосообразования. Шум при вдохе создается от трения проходящего воздуха о недостаточно раздвинутые складки и вместе с этим малорасширенное русло трахеи и бронхов. Помимо того, что он создает неприятный посторонний шум во время пения, такой вдох вреден для голосовых складок. Вызывая сухость, он отрицательно отражается на их работе и, следовательно, на качестве воспроизводимого звука. Для устранения этого недостатка необходимо постоянно фиксировать внимание певца на шуме, сопровождающем вдох. Добиваться бесшумного вдоха помогает зевок и спокойное, глубокое дыхание. Чтобы вдох был достаточно глубоким и полным, его надо брать в нижний отдел грудной клетки и при этом энергично поднимать и расширять нижние ребра. Такое движение значительно увеличивает объем грудной клетки и потому обеспечивает нужный запас дыхания (полнота вдоха). Кроме того, поднятые и расширенные нижние ребра растягивают прикрепленную к ним диафрагму и тем самым создают наилучшие условия для ее работы – длительного сокращения с наименьшим напряжением. В противоположность описанному, поверхностный вдох часто бывает шумным, при нем мало увеличивается объем грудной клетки и не обеспечивается нужный запас дыхания. Вдох рекомендуется брать одновременно через рот и через нос. Вдох через нос при закрытом рте легче наводит на ощущение полноты и глубины вдоха, но осуществим только при пении упражнений. При правильном образовании певческого звука мягкое нёбо почти целиком отделяет носоглотку от глотки, т.е. находится в поднятом состоянии, близком к зевку. Зевок подготавливается во время вдоха и оказывает большое влияние на певческое звукообразование. При нем расширяется полость глотки, увеличивается ее резонаторная способность и, следовательно, возрастает сила звука. Высоко поднятое мягкое нёбо при таком состоянии глотки создает условия для правильного формирования певческого звука (его округления и высокой позиции). В вокальной практике принято говорить о полузевке, чем подчеркивается тот факт, что певческий зевок меньше обычного. Надо следить, чтобы с самого начала обучения вдох сочетался с “настройкой” ротоглотки на полузевок. Певческий вдох и выдох разделяются мгновенной паузой – остановкой дыхания, после чего начинается выдох. Мгновенная задержка дыхания перед непосредственным воспроизведением звука является моментом фиксации положения вдоха или, иначе, вдыхательной позиции. Под вдыхательной позицией или установкой, следует понимать не только находящуюся в положении вдоха грудную клетку, но и особую подготовку ротоглоточного канала, установленного в положении полузевка. Основными задачами правильного певческого выдоха являются: экономное расходование дыхания (т.е. воздуха, набранного при вдохе), создание необходимого для нормальной работы голосовых складок давления в подскладочном пространстве, плавный выдох. Под экономным расходованием дыхания понимается постепенная его подача, при которой максимально больший процент воздуха превращается в звуковые волны. Умение расходовать дыхание так, чтобы оно все без остатка превращалось в звук, определяет мастерство владения певческим дыханием. Необученные певцы, набирая обычно большое количество воздуха при вдохе, расходуют его уже на первых звуках музыкальной фразы. В связи с этим у них значительная часть дыхания расходуется бесполезно. Умение поддерживать необходимое для голосообразования подскладочное давление выдыхаемого воздуха называется опорой дыхания. Опора должна быть пластичной, гибкой, упругой, чтобы обеспечить быстрое изменение подскладочного давления в зависимости от сменяющихся звуков. Опора дыхания является составной частью певческой опоры. Понятие “опора дыхания” обычно употребляется для конкретизации одной из сторон голосообразования, а именно – работы дыхательных мышц. Взаимодействие дыхания и голосовых складок определяет опору звука. Певческая опора зависит не только от согласованной работы голосовых складок и дыхания, но и от правильной функции органов надскладочного отдела голосового аппарата. Вокалисты различают, кроме оптимального, еще вялое и форсированное дыхание. В первом случае, как определяет само название, дыхательные мышцы работают вяло, вдох недостаточно глубокий и полный, выдох осуществляется без активного взаимодействия дыхательных мышц, отчего не создается нужное для фонации подскладочное давление (опора дыхания). При таком дыхании работа голосовых мышц не может быть полноценной, они быстро утомляются, страдает сила, тембровая окраска звука и опора. Форсированное дыхание связано с чрезмерной активизацией дыхательных мышц; вдох обычно шумный, с перебором дыхания; выдох характеризуется значительным напором выдыхателей. Голосовые складки, чтобы противостоять чрезмерному подскладочному давлению, перенапрягаются. Звук становится форсированным: крикливым, маловыразительным, бедным по тембру, сила звука снижается. Голосовые складки во время фонации превращаются в эластичный затвор, стоящий на пути выдыхаемого воздуха. От организации этого затвора – от степени сближения голосовых складок, сокращения мышц и их упругости зависит расход дыхания. При вялом, недостаточном смыкании складок происходит большой расход выдыхаемого воздуха. Дыхание становится коротким, опора дыхания - недостаточной. Звук теряет интонационную устойчивость, обретает сиплый призвук, теряет “собранность”. Для осуществления певческого дыхания важно правильное положение корпуса (певческая установка). Нужно следить за тем, чтобы была выпрямлена спина и хорошо прогнут поясничный отдел позвоночника. У начинающего петь прежде всего необходимо ликвидировать вредные дыхательные движения, которые могут помешать успешному развитию певческого дыхания. Таким движением является привычка поднимать плечи при вдохе; это неразрывно связано с поверхностным ключичным дыханием. Надо отучать и от порывистых, судорожных вдохов, которые довольно часто наблюдаются у детей. Иногда уже в начале пения музыкальной фразы заметно быстрое “спадение” (оползание) стенок грудной клетки. Это недопустимо, ибо указывает на то, что поющий не сохраняет вдыхательной позиции во время пения и потому опора отсутствует. Певческое дыхание воспитывается постепенно и систематично. Элементы певческого дыхания, особенно вдоха, на начальном этапе усваиваются учащимися пению сознательно. Учащийся должен прежде всего понять поставленные перед ним задачи, осознать все элементы фонационного дыхания (взятие дыхания, задержку вдоха и сохранение состояния вдоха во время пения музыкальной фразы), запомнить связанные с ними ощущения, затем путем постоянных упражнений научиться их правильно выполнять. На первых порах надо научиться в замедленном темпе, сознательно контролируя себя, готовиться к подаче звука. Вначале даются короткие упражнения в медленном темпе, не требующие большого запаса дыхания, длительного выдоха и большой опоры. Нужно следить, чтобы после окончания музыкальной фразы, после снятия звука сохранялось в некоторой степени вдыхательное положение грудной клетки, оставался “резерв дыхания”. При таком явлении каждый новый вдох как бы наслаивается на предыдущий, певческая установка перед новым вдохом полностью не утрачивается. Это позволяет быстро организовать новый вдох. Для развития певческого дыхания, опоры, не следует прибегать к изолированным от звука дыхательным упражнениям, т.к. работа дыхательных мышц во время пения тесно связана с работой гортани и верхних резонаторов. Основным критерием певческой опоры является качество воспроизводимого звука. Звук собранный, богатый тембровыми красками, хорошо несущийся, округленный вокалисты определяют как опёртый звук. В противоположность ему неопёртый звук беден по тембру, вялый, тусклый, недостаточно “полетный”, несобранный, ниже оптимальной силы.
Дыхание в хоре Начинается работа с хором. Дирижер поднял руку, призвал хор к вниманию. Взмах руки перед началом пения для взятия дыхания, вслед за которым следует звучание хора (вступление). Опытный хормейстер зрительно (наблюдая за певцами) и по первому звуку хора услышит свойственные каждому певцу приемы дыхания (вдоха) с определенными достоинствами и недостатками. Вот удобный момент для краткого изложения хору своих требований к выработке единого принципа взятия дыхания перед началом пения. Н.М.Данилин, отрабатывая этот элемент (дыхание в начале пения и единовременное вступление хора), по существу, очень мало что говорил и объяснял певцам. Но, поднимая руку, привлекая внимание певцов, он определенным четким движением руки показывал момент взятия дыхания (ауфтакт) и после едва уловимой задержки опускал руку в определенную точку, требуя одновременного звучания всего хора. Показывая рукой сначала без пения хора все три элемента дирижерского жеста, он говорил: “Внимание!” (энергичный, волевой жест), “Дыхание!” Четкий жест (ауфтакт) дирижера в самом начале пения хора должен обеспечить не только темп, характер музыки, но и организовать единое хоровое дыхание, единовременное вступление всего хора. Игнорирование и недооценка (а иногда и непонимание) этого важнейшего момента как руководителем хора. Так и певцами часто приводит к тому, что не получается единого общего приема дыхания, единовременного звучания всего хора, во вступлении хор “качается”. Единые принципы дыхания следует сохранять и в процессе исполнения всего произведения – при смене дыхания всем хором (общехоровое дыхание) или отдельными партиями. Если в определенном отрезке исполняемой музыки нет пауз, во время которых певцы могут спокойно взять дыхание, то смена его по смыслу текста и музыкальной логике все равно должна происходить быстро, единовременно и единообразно. В хоровой литературе (а особенно в богослужебном пении) часто встречаются произведения и отдельные эпизоды в тех или иных партиях, которые должны исполняться без общей, заметной для всего хора смены дыхания. Длительное пение на большом певучем штрихе достигается с помощью так называемого цепного дыхания, обеспечивающего непрерывное звучание хора или отдельных партий на необходимый и по существу на неограниченный период исполнения без смены дыхания. Достигается такое звучание на основе неодновременной смены (правильнее, подхвата) дыхания певцами. Пение на цепном дыхании удается тогда, когда хормейстер-дирижер предупреждает хор и соответственно показывает (поддерживает) рукой, что определенная фраза, период, куплет исполняется на цепном дыхании. При этом хормейстер советует всем певцам быстро подхватывать дыхание в любое время, но избегать смены дыхания на каких-то законченных мелодических фразах и не делать его перед сильными долями такта, а главное, не доводить до последних границ использования запасов дыхания. Обычно такой совет и соответствующий показ рукой дает хорошие результаты. Отдельные певцы подхватывают дыхание в разное время совершенно незаметно для общего беспрерывного звучания хора. Остается добавить, что вступление каждого певца после взятия дыхания должно быть на нюанс тише общего хорового звучания. В условиях конкретной партитуры регенту следует глубоко разобраться в необходимости того или иного вида хорового дыхания. Как литературная, разговорная, так и музыкальная речь приобретает выразительность и ясность лишь в том случае, если она будет иметь логические остановки в соответствующих местах. В письменном ее изложении пользуются различными знаками препинания. В музыкальной речи пользуются цезурой. В зависимости от характера произведения, характера звука в нем, меняется и характер дыхания: при медленном темпе, спокойной, ровной динамике, дыхание берется спокойно, фразы отделяются сравнительно длинными цезурами, при скором темпе, взволнованном характере – меняется и характер дыхания. Цезура (лат.) в музыке – граница между музыкальными построениями; в пении – короткая смена дыхания, а также смысловая остановка без смены дыхания (подробнее о цезурах – в главе “музыкальная артикуляция”). Цезура, так же как и другие знаки дыхания, имеет огромное значение в хоровом пении и исполнении: она указывает на правильное построение литературной и музыкальной фразы, предложения.
В партитуре момент взятия дыхания обозначается следующими знаками: - обозначает, что отдельной хоровой партии, группе голосов или всему хоровому коллективу надлежит взять полное дыхание. , - означает, что отдельной партии, группе голосов или всему составу хора нужно взять менее полное (более короткое) дыхание. - (лига) – может поставить регент над нотным станом или над тактовой чертой в случае необходимости цепного дыхания. Дыхание может быть техническое и логическое. Разное сочетание таких параметров, как полнота, глубина, сила и интенсивность, соотношение скорости вдоха и выдоха при разной их мере и градации, дает неисчерпаемое количество видов дыхания, которыми можно пользоваться для разнообразных образно-художественных целей. Задача. Проанализируйте две хоровые партитуры с точки зрения работы над дыханием.
Дыхательные упражнения Упражнения для развития дыхания могут быть беззвуковыми и звуковыми. Если дыхательные мышцы вялые, расслабленные – необходимо применение беззвуковых упражнений, помогающих развитию определенных мышц. Беззвуковые упражнения приносят пользу при условии, если не являются самоцелью, а применяются как физическая зарядка перед пением. Такими упражнениями в течение первого полугодия работы надо начинать буквально каждое занятие. Они придают мышцам упругость и выносливость, помогают осознать организацию процесса вдоха и выдоха, не отвлекаясь на момент формирования звука. Первоначальный навык – умение взять правильный вдох носом, бесшумно. Начать надо с глубокого, равномерного, спокойного вдоха, расширяющего низ грудной клетки. В первых упражнениях – вдох полный, в последующих (звуковых) – разной полноты. Полезно сразу уяснить разницу в характере вдоха, задержки, выдоха при разных атаках. Беззвуковые упражнения. · Тренаж вдоха. Представить букет цветов, сделать спокойный вдох носом, вспомнить приятный аромат. Небольшая задержка. Выдох. · “Испугайся” – упражнение полезно для развития опоры дыхания, диафрагмы, мышц брюшного пресса. · Упражнение на тренировку брюшного пресса: активные движения передней стенки живота (“выпячивание” – при вдохе, “втягивание” – при выдохе). Необходимо следить за тем, чтобы при вдохе не поднимались плечи, не напрягались мышцы шеи. · Очень полезны упражнения парадоксальной дыхательной гимнастики вокального педагога Стрельниковой. “Накачивание насоса” – акцентирование внимания на физических движениях (приседания, наклоны) снимает мышечный зажим органов дыхания. · Тренаж выдоха. “Дуем на свечу” - стараемся сохранить ровность (равномерность) выдоха, чтобы воображаемая свеча не потухла.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.218.134 (0.009 с.) |