Демография в БАССР и в Башкортостане 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Демография в БАССР и в Башкортостане



 

В общем, и это уже было отмечено, и до, и после того, тоже эпохального события образования «Большой Башкирии» много со всем этим, начиная уже с АБССР, упражнялись большевики. Выяснять, сколько же, в конечном счете, было выведено из республики башкир по декретам ВЦИК от 14 июня и 17 августа 1922 года, и прочим процедурам большевиков «кройки и шитья» республики мы не станем. Но, на оценку, сколько же, татар, башкир, мишар и тептяр вошло в республику после декрета от 14 июня 1922 года, и несколько ранее, есть у нас намерение подвигнуться. Ну, и при этом, предаться некоторым другим подсчётам, расчётам.

И здесь тоже уместно вспомнить Н.В. Гоголя с тем, что и подсчитано многое уже до нас, чем мы ранее,   яяяяя и воспользовались. В соответствии с нашими Таблицами 14 и 15, дополняя их данными по остававшейся в Уфимской губернии части Златоустовского уезда[302], имеем следующее таблицу:

Таблица 21.(см. Приложение).

Напомним, что цифры по Стерлитамакскому уезду, это данные переписи 1917 года, а по остальным уездам результаты переписи 1920 года. Заметим также, что кроме большинства переданных 18 ноября 1920 в состав Башкиской республики остававшихся в Уфимской губернии волостей Стерлитамакского уезда, пять волостей остались во вне её[303]. Однако не будем пытаться уточнять данные по этому уезду. На фоне общих цифр, это не может повлиять на качество обсуждаемого вопроса. Тем более что и в общем, представленные в таблице цифры, используются только в оценочных рассуждениях.

 

Выше мы по уездам, кроме Златоустовского, приводили дополнительные данные по населению из работ М.И. Роднова не вошедшие в указанные в таблице категории, но скажем так, относящиеся, в общем-то, именно к этим категориям. Приведем это и по Златоустовскому уезду: мусульмане/магометане – 8 242, припущенники – 975, татары-тептяре – 7, или в итоге 9 224 человек.

Таблица 21, даёт нам оценку переведённых из состава Уфимской губернии в Башкирскую республику представленных категорий населения. Напомним, что помимо включенных в эти категории людей, наличествовали и иные, но близкие им. По Золотоустовскому уезду, как только было представлено, это 9 224 человек, по Белебеевскому уезду было – 25 017, Бирскому – 11 974, Стерлитамакскому – 3 152, Уфимскому – 4 799, или в итоге 54 166 человек. Как соотносятся 365 635 башкир вошедших в Башкирскую республику с численностью выведенных из неё, мы не знаем, да и столь ли важно это, ведь территориально это различные группы. А вот совокупный состав представленных в таблице категорий населения и тех, кто по уездам Уфимской губернии проходил несколько отдельной строкой, уже оказавшихся территориально на Северо-Западе БАССР, очень и сугубо интересен.

Если принять во внимание, что по переписи 1926 года, т.е. всего лишь через четыре года, численность татар в БАССР 461 871 человек, то получается, что эта цифра, более чем на 90% определяется численностью татар уездов бывшей Уфимской вошедших в БАССР в 420 283 человек. Как уже отмечалось нами, башкирские гуманитарии очень «плачутся» по ранее бытовавшим, но «пропавшим» башкирам Мензелинского уезда, плюсуя к этому таковых же, башкир Бугульминского, Елабужскского, Сарапульского и других уездов, сопредельных Северо-Западу нынешнего Башкортостана. Так они, и по пропавшим к 1939 в БАССР мишарям и тептярам тоже «плачутся»[304]. А мы им подскажем, что «пропало» к 1939 году, и то, преимущественно тюркское население, отмеченное М.И. Родновым отдельной строкой, и как было подсчитано нами, общим числом в 54 166 человек. Так может, хотя бы эти люди нашлись к 1939 году в башкирском самосознании. Башкиры по переписи 1939 года исчисляются в 671 188 человек, и относительно данных 1926 возросли на 7,25%, что ниже, причём даже значительно, средней цифры прироста населения БАССР в 18,50%, или всего лишь на 45 343 человек. Нет, не вобрал башкирский народ даже этих людей, т.е. они сами, как и те «пропавшие» мишаре и тептяре, получается, не осознавали себя башкирами, и не знали себя таковыми. Татары же по переписи 1939 года, относительно той же переписи 1926 года увеличились на 68,28%, или на 315 359 человек. А вот в этой величине с лихвой охватываются бытовавшие по переписи 1926 года, и мишаре численностью в 135 960 человек, и 23 920 тептяр, и те иные, числом в 54 166. Если высчитать прирост численности татар к 1939 году относительно общей их всех и татар численности 675 917 человек в 1926 году, то получается величина в 101 313 человек, или в относительных цифрах 14,99%. И цифры, в общем-то, уже сходятся. Относительный прирост численности татар, подсчитанный таким образом, вполне согласуется со средней цифрой прироста населения республики в 18,50%. Ну, а то, что этот прирост численности татар в процентах выше, причём даже чуть более чем в два раза прироста башкир, можно объяснить только тем, что отмеченный нами процесс «выхода из башкир» не был закончен только временами переписи 1920 года.

Здесь же, как в случаях с Мензелинским, Бугульминским, Елабужским, Сарапульским и другим уездами, сложно притянуть к объяснению произошедшего всякие разные причины. Влияние административного ресурса, могло быть только в пользу башкир, своя республика, своя администрация. Ассимиляционные же процессы, как в тех уездах, так и на Северо-Западе республики, не могли быть такими скоротечными, почти как горение пороха. Эти процессы между двумя родственными народам башкирами и татарами, причём на общей территории проживания, в зонах непосредственного их контакта, конечно же, были, но в протяженном и длительном времени. Мы и этого несколько касались, описывая совместное бытие двух народов. К уже сказанному, в продолжении последнего, и что помимо общей территории Северо-Запада республики, все перечисленные здесь нами башкиры, татары, мишаре, тептяре, и те иные, это народ общей и единой культуры, и, в общем-то, единого языка. Называй, не называй этот язык северо-западным диалектом башкирского языка, он, этот язык татарский.

Тем не менее, по временам 1920 года согласно Таблице 21 на будущем Северо-Западе республике числилось 365 635 башкир, что относительно татар, мишар, тептяр и тех иных составляло чуть более пятидесяти процентов, 50,30%. В общем же по республике в целом, уже по данным переписи 1926 года, башкиры числом 625 845 вполне значительно превышали численность татар в 461 871 человек. К 1939 году, ситуация кардинально изменилась, татары числом 777 230 стали превышать численность башкир в 671 188 человек. Могло ли это удовлетворять сотворителей Большой Башкирии? Однако было не этого, впереди была большая война.

 

А уже по её прошествии, в переписи 1959 года татар в БАССР «понизили» в численности, и даже естественный их прирост им, как бы запретили. Ладно, в период между 39 и 59 годом была большая война, но ведь и башкиры, как и татары, и как многие другие народы СССР никак не отсиживались по домам, однако численность башкир тогда вполне значительно возросла, а татар упала. Перед переписью 1970 года было не до этого. Хрущева на Брежнева в 1964 году тогда поменяли, а будет ли всё же властвовать Леонид Ильич, ещё было не очень понятно. Когда же всё в верхах стабилизировалось, утряслось, то в 1979 году татар в республике вновь «понизили» в численности.

Спросят, зачем это было надо? Так ведь большевики уже на заре своей власти настроились на создание общности «советский народ». А ведь по примитивному мышлению, человеческие общности, если надо строить, создавать по тому же означенному мышлению, лучшее строить, по мнению авторов таких идей, из наиболее одинаковых индивидуумов, а лучшее из, и вообще обезличенных субъектов. Или хотя бы из измельчённых, раздробленных их этнических общностей. По всему Союзу включая Среднюю Азию и Кавказ стараться в этом, это всё же случай тяжёлый.

А в РСФСР всё было как будто бы проще, но татары, пусть и не так значимо были представлены как русские, но они были в этой советской республике вторым по численности народом, да ещё и с особо устойчивым своим этническим самосознанием. Не с пустого же места, журналистка Юлия Масленникова, которая гордится тем, что она «просто москвичка», в своей статье “Второе пришествие татар?” в газете «Вечерняя Москва» от 3 июля 1997 года, писала, что даже уже тогда, и даже в Москве, именно татары хотят оставаться сами собой, татарами.

Оно бы и ничего, и даже правильно заботиться об общности населения, как же без общей скрепы народов государства. Однако общность «советский народ» пытались строить на примитивнейшем русификаторстве населения, в этническом его обезличивании, включая даже собственно и русский народ. Теперь же, в современной России озаботились россиянской общностью, россиянством, а относительно недавно Институт этнологии и антропологии им. Миклухо-Маклая РАН взялся и вообще за задачу создания ли российской гражданской нации, или только утверждению закона об таковой нации. Не знамо, как это последнее будет реализовываться именитым институтом, но нынешние попытки создания уже россиянской общности, «россиян»,  это те же старания русификации населения. В СМИ это бывает, доходит до полного абсурда. Ладно, ещё, когда по ТВ говорят, «наши игроки проявили истинно русский характер, и особенно отличился вратарь Хабибуллин», может и русский, какой этот вратарь Хабибуллин. И даже то, что часто в игроках премножество разных кучерявеньких и очень странно смуглых «русских». Однако когда называют русскими освобожденных из Гуантаномо, плененных американцами в Афганистане россиян, но никак не русских и с нерусскими фамилиями, как же, это можно понимать?

Воистину, действительно «умом Россию не понять». И как же при всём, при этом, не «понятном» забыть про татар. Это, конечно же, не забыто. Татары по-прежнему, как и в РСФСР второй по численности народ в России, и очень неудобный народ в деле их переделывания. Хотя история русификаторства имеет большой опыт и большой набор методов и средств, тем не менее, русифицировать любой народ с устойчивым самосознанием очень не просто, и татары не исключение, если не сказать про татар большего. Однако для татар БАССР и Башкортостана, в деле их русификации было и есть большое подспорье, это его предварительная «башкиризация». В том, что это было и наличествует, и то, что это вред для обоих народов, и татар, и башкир, нет сомнений.

Если раньше всё это в республике контролировалось преимущественно из Москвы, то в постперестроечные времена, озаботившись уже россиянской общностью, россиянством, это в Башкортостане частично было отдано на откуп местным властям, которые очень и очень активно взялись за это. Раньше помимо переписей, ещё и паспортной системой в республике старались «понизить» численность татар. Сейчас уже нет пятой графы в паспорте, но появились другие методы и средства в стараниях башкиризации татар, в попытках убедить татар Северо-Запада республики, что они башкиры. Даже профессора бывало по деревням и селам Северо-Запада РБ разъезжали с лекциями, а то даже и научно-практические конференции проводили по селам. Например, в марте 2007 в селе Верхние Татышлы состоялась такая конференция на тему «Этнокультурные и языковые особенности северо-западного региона республики Башкортостан». С докладом об этнической истории северо-западных башкир на конференции выступил доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой этнологии и истории РБ Башгосуниверситета (к сожалению, ныне покойный) Р.З. Янгузин. Опять же, были и есть большие старания Салавата Хамидуллинна на канале телевидения БСТ с его передачей «Историческая среда». И недавние его и компани стахановские старания по написанию томов «История башкирских родов», метко названных на сайте МедиаКорСеть (МКС) «Многотомной зажигалкой».

В общем, стараются земляки, и, причём очень стараются. Наверное, башкир хочут они побольше сотворить, и может дедовские методы естества забыли? А ведь такое искусственное смешение народов и обусловленное этим размытие этнического их самосознания плохо сказывается на всех составляющих подобных процессов. Часто приходилось слышать от представителей русского народа, да какие мы уже русские, ну, или читать, как у упомянутой журналистки Масленниковой, у которой этническое самосознание «простой москвички». А разве всё это есть хорошо? Никак нет, и это всем здравомыслящим русским, и не только русским людям общеизвестно. И если даже для многочисленного русского народа вся та русификаторская политика «большевиков» по отношению к другим народам сказалась тяжелым бременем, что же говорить о башкиризаторстве, и о башкирском народе, никак не такой большой численности.

С достаточной уверенностью можно сказать, что ту пресловутую башкиризацию именно «большевики» и затеяли, ну, и продолжили тоже. Та же передача в 1922 году Уфимской губернии, населённой помимо русских преимущественно татарми в лоно, ими же признанного, узаконенного Башкурдистана, помимо целей экономического спасения практически мертворожденного этого образования, наверняка, предполагала, и эту цель тоже, нивелировать татар, и, прежде всего среди близкородственного, но менее численного народа. Но, ведь все эти старания, никак же, не для увеличения численности башкирского народа, а как раз для попыток создания, некоего того, что сейчас умудрённые башкирские, и некоторые другие гуманитарии «радостно обнаруживают» на Северо-Западе республики. «Обнаруживают» же они, население «с двойной идентичностью». Для простого человеческого сознания, эта «двойная идентичность» конечно же, очень непонятная ипостась, но умудрённость позволяет в этом преимущественно «находить» в разной степени подтатаренных, но не дотатаренных башкир. И к тому же «обнаруживать», что язык этого населения «двойной идентичности», включая и чересполосно проживающих с ними татар, это непременно северо-западный диалект «башкирского» языка.

Про вред всего этого для татар в республике и говорить нечего, это действительно вред. Даже простое переписывание татар башкирами, такое искусственное уменьшение их списочной численности, это никак не простое бумаготворчество. И даже наоборот, это основа, это база в делах «башкиризации» татар. Особо же надо подчеркнуть, что самый большой вред эта пресловутая башкиризация татар в РБ наносит нашей сельской глубинке, животворным родникам, как и для любого народа, татарским деревням и другим небольшим населенным пунктам республики. Именно там особо старались и стараются башкиризаторы. Если по переписи 2002 года татар в республике в целом и общем «понизили» на 11,60%, то на селе чуть ли не в два раза больше, на 19,63%. В давнем уже разговоре на эти темы с ведущим научным сотрудником Института этнологии и антропологии РАН, он оговорился, что башкиризация татарам не грозит. Автор здешних строк, дерзнул ему специалисту сказать, что и сам это знает, но добавил, мы, же знаем, что грозит. Смолчал учёный, мы поняли друг друга. А вот земляки башкирские гуманитарии не понимают этого.

И возвращаясь к хронологии, и повторяясь, отметим, что после переписи 1979 года, в середине 80-х годов наступили перестроечные времена с гласностью и демократией, и с переписью 1989 года, когда численность башкир впервые после переписи 1926 года резко упала, а татары ещё более резко приросли. В некотором смысле повторилась ситуация переписи 1920 года. Ну, а по переписи 2002 года, «восстановившей историческую справедливость», отыгрались с лихвой, и даже более чем, татар «понизили» в республике по численности до третьего места. Однако будем всё же закругляться со своим повествованием. Здесь же в заключение, приведём только данные переписей в республике:

Таблица 22. (см. Приложение).

Ну, и учиним по этим данным графическую наглядность:

Рис. 5. (см. Приложение).

Чем не американские горки, ой пардон, башкирско-татарская чехарда переписей.

И совсем уже под занавес, представим ещё одну наглядность из других своих изысков:

Диаграмма распространённости диалектов башкирского языка (см. Приложение).

Численные данные этой диаграммы таковы:

Таблица 23. (см. Приложение).

В диаграмме и таблице представлены данные по распространенности соответствующих диалектов в «сельской» местности, т.е.по районам без учета населения больших городов. С юрматинским и куваканским диалектами башкирского языка всё понятно, а вот с «северо-западным» диалектом на котором говорят северо-западные башкиры и татары, и, в общем-то, на одном и том же языке, есть, нет, не вопрос, а нечто другое. Это его наибольшая распространённость. И вот населению с этим языком, навязывается обязательность изучения башкирского языка, основанному на куваканском диалекте, и это при том, что башкиры и татары разных регионов Башкортостна вполне прекрасно понимают друг друга. Зачем?

Заключение

Список использованной литературы:

 

1. А.А. Валидов – организатор автономии Башкортостана. У истоков федерализма в России (1917-1920). Документы и материалы. Ч.1 – Уфа: Китап, 2005. – 392 с.

2. Азнабаев Б.А. Копия жалованной грамоты Иона Васильевича башкиру Уранской волости Авдуаку Санбаеву // Вест. Башкирского ун-та. 2009. Т.14, № 3, -С. 1034-1036.

2. Алтон С.Доннелли. Завоевание Башкирии Россией 1552-1740. Страницы истории империализма. – Уфа: Ватан, 1995. – 288.

3. Асфандияров А.3. История сел и деревень Башкортостана и сопредельных территорий. Уфа: Китап, 2009. – 744 с.

4. Асфандияров А.З. Аулы мензелинских башкир. - Уфа: Китап, 2009. - 600 с.

5. Асфандияров А.З. Башкирия после вхождения в состав России (вторая половина XVI – первая половина XIX в.), Уфа: Китап, 2006. – 504 с.

6. Асфандияров А.З. Башкирия после вхождения в состав России (вторая половина XVI –первая половина XIX в.). – Уфа: Китап, 2006. – 504 с.

7. Башкирия/Башкортостан: пространство, фронтир, механизмы выживания: по страницам зарубежной историографии / Всемирный конгресс татар, Исполнительный ком., Центр этнологического мониторинга; [сост. и предисл. канд. ист. наук И. В. Кучумова]. Уфа: ДизайнПолиграфСервис, 2010. – 198.

8. Бердин А.Т. Призрак «Уфимской Атлантиды»: как он создается. — Уфа: РИО РУНЦ МО РБ, 2007. — 247 с.

9. Вахитов Р.Ш. Под крыло двуглавого орла. – Уфа: Китап, 2007. – 376 с.

10. Георги И.-Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов: их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, упражнений, забав, вероисповеданий и других достопамятностей/ И.-Г. Георги; предисл. и прим. В.А. Дмитриева. – Перепеч. с изд. 1799 г. с испр. и доп.; изд. 2-е. – СПб.: Русская симфония, 2007. – 808 с.

11. Гумеров Ф.Х. Сост. ЗАКОНЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ О БАШКИРАХ, МИШАРЯХ, ТЕПТЯРЯХ И БОБЫЛЯХ. Сборник документов и материалов. – Уфа: Китап, 1999.

     12. Еникеев 3. И., Еникеев А. 3. История государства и права Башкортостана. - Уфа: Китап, 2007. - 432 с.

 13. Еникеев З.И. Образование автономной Республики Башкортостан: историко-правовые предпосылки // Сто лет Уральскому государственному юридическому университету (1918–2018 гг.): в 2-х тт. / под ред. проф. А.С. Смыкалина. Екатеринбург: Уральский государственный юридический университет, 2019. Т. 1. С. 638-659.

14. Заки Валиди Тоган Воспоминания: Книга 1. –Уфа: Китап, 1994. – 400 с.

15. Заки Валиди Тоган Воспоминания: Книга 2. –Уфа: Китап, 1998. – 362 с.

16. Западные башкиры по переписям 1795-1917 гг. Асфандияров А.3., Абсалямов Ю.М., Роднов М.И. – Уфа: Китап, 2001. – 712 с.

17. Исследователи-путешественники о Башкортостане. XVIII век /Сост., предисл., коммент. В.В. Сидорова. – Уфа: Китап, 2007. – 288 с.

18. История административно-территориального деления Республики Башкортостан (1708–2001). Сборник документов и материалов. Уфа: Китап, 2003. – 536 с.

19. История башкирского народа: в 7 т., Т. V / гл. ред. М.М. Кулышарипов; Ин-т истории, языка и литературы УНЦ РАН. - Уфа.: Гилем, 2010. - 468 с: ил. 

20. История Башкирской АССР. Учебное пособие для средней школы. — Уфа: БКИ, 1966.— 208 с.

21. История татар Западного Приуралья. Том I. Кочевники Великой Степи в Пруралье. Татарские средневековые государства. Коллективная монография. – Казань: Институт истории им. Марджани АН РТ, 2016. – 464 с.

22. Исхаков Д.М., Измайлов И.Л. Этнополитическая история татар (III – середина XVI вв.). – Казань: РИЦ «Школа», 2007. – 356 с.

23. Исхаков С.М. Российские мусульмане и революция (весна 1917 г.–лето 1918 г.). 2-е изд. испр. и доп. – М.: Издательство «Социально-политическая МЫСЛЬ», 2004. – 600 с.

25. Ишбердина Г.Н. Формирование мировоззрения А.-З. Валидова/ Г.Н. Ишбердина. – Уфа: Гилем, 2006. 132 с.

26. Касимов С.Ф. Автономия Башкортостана: становление национальной государственности башкирского народа (1917— 1925 гг.). Уфа: Китап, 1997, 352 с.

27. Коростелев А.Д. Этническая идентичность тюрко-мусульманского населения Южного Урала: Фиксация в статистических источниках XVIII–XX вв. // Взаимодействие этносов на Южном Урале. Комплексные этнолого-антропологические исследования. – Уфа: Восточный университет, 2006.

28. Кузеев Р.Г. Башкирские шежере о присоединении Башкирии к Русскому государству // Собрание научных трудов: в 7 т. Т. 1 / ИЭИ УНЦ РАН; [предисл. А. Б. Юнусовой]. – Уфа: Китап, 2015. – 360 с.

29. Кузеев Р.Г. Историческая этнография башкирского народа. Уфа. БКИ, 1798. 264 с.

30. Кузеев Р.Г. КАК ОПРЕДЕЛИТЬ НАЦИОНАЛЬНУЮ ПРИНАДЛЕНОСТЬ? // Собрание научных трудов: в 7 т. Т. 1 / ИЭИ УНЦ РАН; [предисл. А. Б. Юнусовой]. – Уфа: Китап, 2015. – 360 с.: ил.

31. Кузеев Р.Г. Новые источники о присоединении Башкирии к Русскому Государству // Собрание научных трудов: в 7 т. Т. 1 / ИЭИ УНЦ РАН; [предисл. А. Б. Юнусовой]. – Уфа: Китап, 2015. – 360 с.

32. Кузеев Р.Г. Очерки по истории Башкирской АССР. // Собрание научных трудов: в 7 т. Т. 1 / ИЭИ УНЦ РАН; [предисл. А. Б. Юнусовой]. – Уфа: Китап, 2015. – 360 с.: ил.

33. Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. Этнический состав, история расселения/ Р.Г. Кузеев. – 2-е изд., доп. – Уфа: ДизайнПолиграфСервис, Наука, 2010. – 560 с.: ил.

34. Кузеев Р. Г. ЧИСЛЕННОСТЬ БАШКИР И НЕКОТОРЫЕ ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В БАШКИРИИ В XVI – XX ВВ. // Собрание научных трудов: в 7 т. Т. 3 / ИЭИ УНЦ РАН. – Уфа: Китап, 2015. – 512 с.: ил.

35. Кузеев Р.Г., Юлдашбаев Б.Х. 400 лет вместе с русским народом: Присоединение Башкирии к русскому государству и его ист. значение / Р.Г. Кузеев, Б.Х. Юлдашбаев. – Уфа: Башкнигоиздат, 1957. – 115 с.

36. Кулбахтин И.Н., Кулбахтин Н.М. Наказы народов Башкортостана в Уложенную комиссию 1767-1768 гг. –Уфа: Китап, 2005. – 272 с.

37. Кучумов И.В. Конструктивистские заметки об одной книге // Антонов И.В. Башкиры в эпоху средневековья (очерки этнической и политической истории). – Уфа: ИП Галиуллин Д.А., 2012.

38. Кучумов И.В. Образ Башкирии в русской культуре и русская региональная идентичность // Большая ложь историков Башкортостана (К вопросу о формировании сословия «башкир-вотчинников» в северо-западном Приуралье). – Казань: Изд. «Яз», 2010. – 256 с.

39. Материалы по истории Башкортостана. Оренбургская экспедиция и башкирские восстания 30-х годов XVIII в. / Авт.-сост. Н.Ф.Демидова. Т. VI. - Уфа: Китап, 2002. – 768 с.       

40. Мизун Ю.В., Мизун Ю.Г. Ислам и Россия. М.: “Вече”, 2004. – 368 с. 

41. Мизун Ю.В., Мизун Ю.Г. Ханы и князья. Золотая Орда и русские княжества. Ислам и Россия. – М.: Вече, 2005. – 336 с.   

42. Миронов Б.Н. Российская империя: от традиции к модерну: в 3-х т. / Б.Н. Миронов. – Т. 1. СПб.: Дмитрий Буланин, 2014.

43. Навеки с Россией. Сборник документов и материалов: в 2 ч. Ч.1. – Уфа: Китап, 2007. – 472 с.

44. Населенные пункты Башкортостана. Ч. I. Уфимская губерния, 1877. – Уфа: Китап, 2002. – 432 с.

45. Национально- государственное устройство Башкортостана (1917-1925 гг.). Документы и материалы: В 4 т./ Авт.- сост. Б.Х. Юлдашбаев Т. 1. — Уфа: Китап, 2002.— 608 с.

46. Национально- государственное устройство Башкортостана (1917-1925 гг.). Документы и материалы: В 4 т./ Авт.- сост. Б.Х. Юлдашбаев Т. 2. Ч. 1 — Уфа: Китап, 2002.— 680 с.

47. Национально- государственное устройство Башкортостана (1917-1925 гг.). Документы и материалы: В 4 т./ Авт.- сост. Б.Х. Юлдашбаев Т. 3. Ч. II — Уфа: Китап, 2006.— 624 с.

48. Национально- государственное устройство Башкортостана (1917-1925 гг.). Документы и материалы: В 4 т./ Авт.- сост. Б.Х. Юлдашбаев Т. 4. Ч. I — Уфа: Китап, 2008.— 608 с.

49. Обретая себя: проблемы идентичности тюркского населения Урало–Поволжья на страницах зарубежных исследований / Центр этнологического мониторинга Института истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан; Авторизованные пер. с англ. и франц.; Сост. к. истор. н. И. В. Кучумов; Под ред. к. истор. н. И. М. Габдрафикова. Казань: Мастер Лайн, 2006. 132 с. (Башкортостан в зарубежных исследованиях).

50. Орлов С.А. Ликвидация Уфимской губернии: как это было? / С.А. Орлов; Центр этнол. Мониторинга Ин-та истории им. Ш. Марджани АН РТ— Казань, 2006. 72 с.

51. Очерки по истории Башкирской АССР, Том 2. (Советский период) — Уфа: БКИ, 1966.— 642 с.

52. Подольный Р.Г. Пути народов. Научно-художественная литература. Научн.ред.и послесл.С.А. Арутюнова. Москва, «Дет. лит.»,1975, 208.

53. Протонации Южного Урала и Среднего Поволжья во французских репрезентациях XVIII–начала XX в. / От-деление ист.-филол. наук РАН; под ред. д.и.н. Ф.Г. Сафина; сост., науч. ред. и прим. к.и.н. И.В. Кучумов; пер. с франц. к. фи-лол. н. Л.Ф. Сахибгареевой. СПб.: ООО «Своё издательство», 2015. 144 с.

54. Профессор Мажитов: «Прекратите искажать Историю в политических целях!» // Майдан: общественно-политический портал Республики Башкортостан. 13.12.2013. URL: http://maidanrb.blogspot.com/2013/12/blog-post_1036.html. (дата обращения: 20.05.2020).

55. Пушкарева Т.А. Национальная идея и её реализация в Республике Башкортостан.// Евразийство и национальная идея. Материалы межрегионалной научной конференции. Под редакцией акад. АН РБ Ф.С. Файзуллина – Уфа, «Аэрокосмос и ноосфера», 2005. 344 с.  

56. Рамазанова Д.Б. Там где течё река Ик… // «Идель». – 1993. – № 9-10. – С. 66-78.

57. Роднов М. И. Спор о цифре: численность башкирского народа во второй половине XIX – начале XX вв. // Этностатистические траектории Южного Урала. Динамика расселения народов Башкирии: Сб. статей / Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН. М.: Изд-во РУДН, 2006. – 229 с.

58. Роднов М.И. Крестьянство Белебеевского уезда по переписи 1920 года: этнический состав. – Москва: ИЭА РАН, 2009. – 121 с.

59. Роднов М.И. Крестьянство Стерлитамакского уезда по переписи 1917 года. Уфа, 2009. 132 с.

60. Роднов М.И. Население Уфимского уезда по переписи 1920 года: справочник / ИИЯЛ УНЦ РАН. СПб.: ООО "Свое издательство", 2014. 144 с.

61. Роднов М.И. Население Уфимской губернии по переписи 1920 года: этнический состав (Бирский, Златоустовский и другие уезды). – Москва: ИЭА РАН, 2014. – 178 с.

62. Тагиров И.Р. «Очерки истории Татарстана и татарского народа (ХХ век.) – Казань: Татар. кн. изд-во, 1999. – 468 с.

63. Тольц В.С. Материалы М.К. Любавского по истории Башкирии // Из истории феодализма и капитализма в Башкирии. Уфа. 1971. – С. 223.

64. Томашевская Н.Н. От социального пространства к социальному времени: Опыт этнической истории башкирского этноса в новое время. Уфа: Китап, 2002. – 240 с.

65. Усманов А. Н. Добровольное присоединение Башкирии к Русскому государству. – 2-е изд., испр. и доп. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1982. – 336 с.

66. Хамидуллин С.И., Таймасов Р.С. Образование «Большой Башкирии». Как это было... – Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2008. – 88 стр.

67. Этностатистические траектории Южного Урала. Динамика расселения народов Башкирии: Сб. статей / Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН. М.: Изд-во РУДН, 2006. – 229 с.

68. Юлдашбаев А.М. Кому нужен "татаро-башкирский вопрос?" – Уфа: Принт+, 2005. – 128 с.

69. Юлдашбаев Б.Х. ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ БАШКИРСКОЙ НАЦИИ (дооктябрьский период). – Уфа: Башкирское книжное издательство, 1972. – 336.

70. Янгузин Р.З., Хисамитдинова Ф.Г. Коренные народы России. Башкиры. – Уфа: Китап, 2007. – 352 с.

 

 

Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. Этнический состав, история расселения. – Москва, Наука, 1974.

 

 


[1] Еникеев 3. И., Еникеев А. 3. История государства и права Башкортостана. - Уфа: Китап, 2007. - 432 с.

[2] Там же. – С. 66-69.

[3] Еникеев З.И. Образование автономной Республики Башкортостан: историко-правовые предпосылки // Сто лет Уральскому государственному юридическому университету (1918–2018 гг.): в 2-х тт. / под ред. проф. А.С. Смыкалина. Екатеринбург: Уральский государственный юридический университет, 2019. Т. 1. С. 638-659.

 

[4] Юлдашбаев А.М. Кому нужен "татаро-башкирский вопрос?" – Уфа: Принт+, 2005. – 128 с. – С. 4.

[5] Там же. – С. 72.

[6] Там же. – С. 98-99.

[7] Там же. – С. 48.

[8] Миронов Б.Н. Российская империя: от традиции к модерну: в 3-х т. / Б.Н. Миронов.

– Т. 1. СПб.: Дмитрий Буланин, 2014. – С. 96. (Со ссылкой на: Kivelson V. Claiming Siberia: Colonial Possession and Property Holding in the Seventeenth and Early Eighteenth Centuries // Peopling the Russian Periphery... P. 37—77.).

[9] Там же. – С. 145. (Со ссылкой на: Туровский Р. Бремя пространства как политическая проблема России: Какая территориально-политическая модель в наибольшей степени соответствует особенностям российской географии? // Логос. 2005. № 2. С. 124 –171.).

[10] Там же. – С. 145.

 

[11] Пушкарева Т.А. Национальная идея и её реализация в Республике Башкортостан.// Евразийство и национальная идея. Материалы межрегионалной научной конференции. Под редакцией акад. АН РБ Ф.С. Файзуллина – Уфа, «Аэрокосмос и ноосфера», 2005. 344 с. – С. 56-64.

 

 

[12] См., например: Янгузин Р.З., Хисамитдинова Ф.Г. Коренные народы России. Башкиры. – Уфа: Китап, 2007. – 352 с. – С. 103.

[13] Юлдашбаев А.М. Указ. соч. – С. 48.

 

[14] Навеки с Россией. Сборник документов и материалов: в 2 ч. Ч.1. – Уфа: Китап, 2007. – 472 с. – С. 261.

[15] Асфандияров А.3. История сел и деревень Башкортостана и сопредельных территорий. Уфа: Китап, 2009. – 744 с. – С. 361-362.

[16] Асфандияров А.З. Аулы мензелинских башкир. – Уфа: Китап, 2009. – 600 с. – С. 4.

[17] Там же. – С. 5.

[18] См., напрмер: Янгузин Р.З., Хисамитдинова Ф.Г. Указ. соч. – С. 92.

[19] Асфандияров А.З. Аулы мензелинских башкир. – С. 4.

[20] Западные башкиры по переписям 1795-1917 гг. Асфандияров А.3., Абсалямов Ю.М., Роднов М.И. – Уфа: Китап, 2001. – 712 с.

[21] См., например: Башкирия/Башкортостан: пространство, фронтир, механизмы выживания: по страницам зарубежной историографии / Всемирный конгресс татар, Исполнительный ком., Центр этнологического мониторинга; [сост. и предисл. канд. ист. наук И. В. Кучумова]. Уфа: ДизайнПолиграфСервис, 2010. – 198; Обретая себя: проблемы идентичности тюркского населения Урало–Поволжья на страницах зарубежных исследований / Центр этнологического мониторинга Института истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан; Авторизованные пер. с англ. и франц.; Сост. к. истор. н. И. В. Кучумов; Под ред. к. истор. н. И. М. Габдрафикова. Казань: Мастер Лайн, 2006. 132 с.;

Протонации Южного Урала и Среднего Поволжья во французских репрезентациях XVIII–начала XX в. / От-деление ист.-филол. наук РАН; под ред. д.и.н. Ф.Г. Сафина; сост., науч. ред. и прим. к.и.н. И.В. Кучумов; пер. с франц. к. фи-лол. н. Л.Ф. Сахибгареевой. СПб.: ООО «Своё издательство», 2015. 144 с.

 

[22] Еникеев З.И. Указ. соч. – С. 640.

[23] Там же.

[24] Там же. – С. 641.

[25] Там же.

[26] Асфандияров А.З. Башкирия после вхождения в состав России (вторая половина XVI – первая половина XIX в.), Уфа: Китап, 2006. – 504 с. – С. 11.

[27] Рамазанова Д.Б. Там, где течё река Ик… // «Идель». – 1993. – № 9-10. – С. 67.

[28] Р.Г. Кузеев, Б.Х. Юлдашбаев. 400 лет вместе с русским народом: Присоединение Башкирии к русскому государству и его ист. значение / Р.Г. Кузеев, Б.Х. Юлдашбаев. – Уфа: Башкнигоиздат, 1957. – 115 с.

[29] Там же. – С. 5.

[30] Там же. – С. 6.

[31] Там же.

[32] Там же.

[33] Там же. – С. 7.

[34] Там же. – С. 10-11.

[35] Там же. – С. 11.

[36] Там же.

[37] Там же.

[38] Там же. – С. 12.

[39] Там же.

[40] Там же. – С. 13.

[41] Там же. – С. 14.

[42] Там же. 

[43] Там же. – С. 15.

[44] Там же. – С. 16-17.

[45] Там же. – С. 17.

[46] Там же. 

[47] Там же. – С. 18.

[48] Там же. – С. 18-19.

[49] Там же. – С. 20.

[50] Там же. – С. 20-21.

[51] Там же. – С. 22-23.

[52] Там же. – С. 23.

[53] Там же. – С. 23-24

[54] Там же. – С. 24.

[55] Там же. 

[56] Там же. – С. 25-26.

[57] Там же. – С. 27-28.

[58] Там же. – С. 28.

[59] Там же. – С. 31.

[60] Там же. – С. 32.

[61] Там же. – С. 34-35.

[62] Там же. – С. 35.

[63] Там же. 

[64] Там же. – С. 38.

[65] Там же.

[66] Там же.  – С. 36.

[67] Там же. – С. 38.

[68] Там же. – С. 39.

[69] Там же.

[70] Там же. – С. 39-40.

[71] Там же. – С. 40.

[72] Профессор Мажитов: «Прекратите искажать Историю в политических целях!» // Майдан: общественно-политический портал Республики Башкортостан. 13.12.2013. URL: http://maidanrb.blogspot.com/2013/12/blog-post_1036.html. (дата обращения: 20.05.2020).

[73] Там же.  

[74] Подольный Р.Г. Пути народов. Научно-художественная литература. Научн. ред. и послесл.С.А. Арутюнова. Москва, «Дет. лит.»,1975, 208.

[75] Там же. – С. 13.

[76] Янгузин Р.З., Хисамитдинова Ф.Г. Указ. соч. – С. 10.

[77] Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. Этнический состав, история расселения/ Р.Г. Кузеев. – 2-е изд., доп. – Уфа: ДизайнПолиграфСервис, Наука, 2010. – 560 с.: ил. – С. 12.

[78] История татар Западного Приуралья. Том I. Кочевники Великой степи в Приуралье. Татарские средневековые государства. Коллективная монография. – Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2016. – 464 с.

[79] Янгузин Р.З., Хисамитдинова Ф.Г. Указ. соч. – С. 5-19.

[80] Там же. – С. 21.

[81] Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа… – С. 16.

[82] Там же. – С. 28.

[83] Там же. – С. 377.

[84] Там же. – С. 461.

[85] Там же. – С. 477.

[86] Там же. – С. 13

[87] Там же.

[88] Там же. – С. 98.

[89] Асфандияров А.З. Башкирия после вхождения в состав России (вторая половина XVI –первая половина XIX в.). – Уфа: Китап, 2006. – 504 с. – С. 9-18.

[90] Кучумов И.В. Образ Башкирии в русской культуре и русская региональная идентичность // Большая ложь историков Башкортостана (К вопросу о формировании сословия «башкир-вотчинников» в северо-западном Приуралье). – Казань: Изд. «Яз», 2010. – 256 с.

– С. 52.

[91] Там же. – С. 77-78.

[92] Кучумов И.В. Конструктивистские заметки об одной книге // Антонов И.В. Башкиры в эпоху средневековья (очерки этнической и политической истории). – Уфа: ИП Галиуллин Д.А., 2012. – С. 10.

[93] Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа… – С. 93.

[94] Там же.

[95] Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа… – С. 93-94

[96] Там же. – С. 101.

[97] Исхаков Д.М., Измайлов И.Л. Этнополитическая история татар (III – середина XVI вв.). – Казань: РИЦ «Школа», 2007. – 356 с. – С. 75.

[98] Кузеев Р.Г. Историческая этнография башкирского народа. Уфа. БКИ, 1798. 264 с. – С. 7.

[99] Кузеев Р.Г. Историческая этнография башкирского народа. Уфа. БКИ, 1798. 264 с. – С. 40.

[100] Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа… – С. 101.

[101] Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа… – С. 94.

 

[102] Усманов А. Н. Добровольное присоединение Башкирии к Русскому государству. – 2-е изд., испр. и доп. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1982. – 336 с. – С. 71-72.

[103] Там же. – С. 73.

[104] Там же. – С. 74.

[105] Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа… – С. 298.

[106] Там же. – С. 298.

[107] Там же.

[108] Юлдашбаев Б.Х. ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ БАШКИРСКОЙ НАЦИИ (дооктябрьский период). – Уфа: Башкирское книжное издательство, 1972. – С. 72.

[109] Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа… – С. 345.

[110] Там же. – С. 477.

[111]  Кузеев Р.Г. Очерки по истории Башкирской АССР. // Собрание научных трудов: в 7 т. Т. 1 / ИЭИ УНЦ РАН; [предисл. А. Б. Юнусовой]. – Уфа: Китап, 2015. – 360 с. – С. 48.

[112] Там же. – С. 30-31.

[113] Томашевская Н. Н. От социального пространства к социальному времени: Опыт этнической истории башкирского этноса в новое время. Уфа: Китап, 2002. – 240 с. – С. 22.

[114] Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. Этнический состав, история расселения. – Москва, Наука, 1974. – С. 426.

[115] Там же.

[116] Там же.

[117] Там же.

[118] Там же.

[119] Томашевская Н. Н. Указ. соч. См., например: С. 124,130.

 

[120] Кузеев Р.Г. Башкирские шежере о присоединении Башкирии к Русскому государству // Собрание научных трудов: в 7 т. Т. 1 / ИЭИ УНЦ РАН; [предисл. А. Б. Юнусовой]. – Уфа: Китап, 2015. – 360 с. – С. 65-76. 

[121] Кузеев Р.Г. Новые источники о присоединении Башкирии к Русскому Государству // Собрание научных трудов: в 7 т. Т. 1 / ИЭИ УНЦ РАН; [предисл. А. Б. Юнусовой]. – Уфа: Китап, 2015. – 360 с. – С. 313-328.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.176 (0.178 с.)