Демография в уфимской губернии начала хх века 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Демография в уфимской губернии начала хх века



 

В Уфимской губернии после переписи 1897 года со Столыпинских реформ начался обратный тому бытовавшему башкирскому демографическому взрыву процесс. Но не столь из-за того, что правильные стали ставить вопросы в переписях по этничности, а прежде всего, из-за того что сословные привилегии на землю стали сходить на нет, и сословие башкир стало постепенно терять свою привлекательность. Хотя, и правильные вопросы повлияли на это тоже, причём уже даже по переписи 1897 года, что по этой переписи коснулось тептярей из чувашей, фино-угорских народов. И это, прежде всего тот пресловутый вопрос о родном языке. Если по VIII ревизии 1834 года практически всё нерусское население было учтено преимущественно только в трех основных сословных категориях: тептяре с бобылями, башкиры и мещеряки, то по переписи 1897 года, наряду с сословными категориями был учтен и родной язык респондентов. По этой переписи, как в математике таковое трактуется, было осуществлено, первое приближение, сделать более реальной оценку этничности населения Южного Урала. И это было проделано вопросами о родном языке и вероисповедании в опросном листе этой переписи. Башкирский, татарский, и «объявившийся» по этой переписи в крае мещеряцкий, это однозначно тюрские языки. А как с тептярским языком, если соответствующее сословие часто трактуется этнической солянкой носителей разных, и в частности не тюркских языков? Подсказку даёт Р.Г. Кузеев. Он писал, что подавляющую часть тептярей к концу XIX в. (не менее 90 %) и раньше составляли татары, а угро-финский элемент в тептярской группе был очень малочислен[251]. Учитывая это, и преобладающее по сравнению с фино-горскими народами тюрко-мусульманское окружение, в лице татар, башкир и мещеряков, тоже одназначно каким был этот тептярский язык. Чувашский язык тоже тюркский, хотя и очень не понимаемый иными тюркскими народами. И  да, и чуваши, и фино-угорские народы в крае, в общем-то, могли знать языки своих тюркско-мусульманских соседей, и указывать их родными. Однако в опросном листе переписи 1897 года, пред двенадцатым пунктом с вопросом о родном языке седьмым стоял вопрос о вероисповедании. Думается, таким образом, фино-угорские народы и чуваши этой переписью были выведены из сословия тептярей. Забегая вперёд, заметим, что в последующих переписях тептяре из этих народов, практически не упомнинаются.

А по Подворной переписи 1912-1913 гг. население, наряду и с сословным признаком, было учтено уже, и собственно в этнической категории, как народность. И что интересно при этом, прежнее, в общем-то, сугубо сословное звание тептярей оказалось тоже выделено в таковую этническую категорию. Если по более ранним временам писали о тептярях, как об этнической солянке, состоящей помимо тюрков-мусульман, ещё и из фино-угорских народов и чувашей, то уже по переписи 1897 года, эти иноэтничные составляющие тептяр были уже выделены в собственные этнические категории. Кто же тогда по этой переписи 1912-1913 тептяре? Получается, что эти тептяре, скажем так, уже преимущественно некоторый «сухой остаток», в лице тюрко-мусульман, которые по этой переписи были сгруппированы в четырех условных этнических категориях, обозначенных как народности: башкиры, татары, мещеряки и тептяре. Почему в условных категориях, а потому что они имели, и сохраняли ещё и сословный характер. Например, в том же тептярском звании могли оставаться и татары, и башкиры, и некоторая часть мещеряков. Вместе с тем, как уже вполне подробно былс рассмотрено ранее в историческом времени в крае происходил достаточно массовый выход иноэтничного населения в звание башкир, и хотя в меньшей мере, выход, и в мещеряки. Думается вопрос о том, кому же именно выход в башкирское и мещеряцкое звание был более доступным, излишен. Перепись 1912-1913 гг., таким образом, оказалась, как бы вторым приближением к более реальной оценке этничности населения края, и тюрки-мусульмане по этой переписи были отделены от иных и обозначены в четырех  категориях, обозначенных как народности. А вот здесь уже, кто есть, кто в действительности в этих категориях по реальной этничности по тем временам было, всё же намного сложнее выяснить, да, в общем-то, и не ставилось такой задачи. Само же население ещё как бы было не готово к этому. Но вскоре это произошло, и триггером этому послужил «Декрет о земле» большевиков 1917 года, отменивший всякие сословия и сословные привилегии на землю. В результате же произошёл просто обвал башкирской демографии.

Однако этот произошедший обвал, как только не пытаются, и геноцидом большевиками башкирского населения в гражданской войне, и ассимиляцией башкир татарами, и всяк прочим разным. Например, А.З. Асфандияров ничтоже сумняще, объяснял, что, мол, всего лишь за 29 лет с 1987 года к переписи 1926 года 200 тыс. башкир Бугульминского, Мензелинского, Елабужского и Сарапульского уездов были ассимилированы татарами[252]. Особо же большие стенания башкирских гуманитариев о башкирах Мензелинского уезда, который в 1920 году вошёл в состав образованной Татарской АССР. Р.З. Янгузин писал, что по переписи 1920 г. в Мензелинском уезде проживало 156 789 башкир, а по переписи 1926 года там оказалось их всего лишь 1 752 человек[253]. К слову, во первых заметим, Янгузин не мог знать результатов переписи 1920 года, а во вторых, как было в Мензелинском уезде по этим годам, вообще, нет ни каких полнеценных данных. Сохранившиеся результаты этой переписи 1920 года по уездам Уфимской губернии только относительно недавно были введены в научный оборот М.И. Родновым. По Мензелинскому же уезду он пишет: «Когда в 1920 г. большевики приняли решение передать Мензелинский уезд Уфимской губернии в новообразованную Татарскую советскую республику, в начале 1920-х гг. из Уфы в казанский архив отправили большую партию документов, которые там, по всей видимости, затем… сдали в макулатуру. У полумиллионного населения Мензелинского уезда просто стёрли память»[254].

А как же по этим данным переписи 1920 с утверждением «Рукописи не горят»? Есть и другой вопрос, и уже более серъёзный. Как сведения переписи 1920 года по Мензелинскому уезду могли быть переданы в начале этого года, тогда как перепись проводилась не в начале, а в конце этого года? В предисловии редактора к этой работе М.И. Роднова прописано: «Таким образом, на момент переписи, проводившейся в сентябре, а кое-где затянувшейся до октября, по состоянию на 28 августа 1920 г., от шести уездов Уфимской губернии дореволюционной конфигурации в её составе оставались полностью Белебеевский и Бирский и частично Уфимский, Стерлитамакский и Златоустовский уезды»[255]. И, предваряя это, написано: «27 мая 1920 г. в связи с образованием Автономной Татарской Социалистической Советской Республики ей был полностью передан Мензелинский уезд Уфимской губернии».

Насчёт же тех данных, которыми оперируют иные, как результатами переписи 1920 года М.И. Роднов указывает, что это данные справочника «Список населённых пунктов Башреспублики». Справочника, составленного БашЦСУ в 1926 г. (Т.е. опубликованного в 1926 году – И.Г.) на комбинированных сведениях из разных источников накануне готовившейся переписи. Роднов, и, наверное, не без основания продолжает: «при подготовке к следующей переписи 1926 г. составители этого статистического сборника, по сути, произвольно, в угоду собственным (или заказчика) представлениям, мягко говоря, корректировали итоги переписи 1920 г. главным образом по «тюрко-татарам»[256]. От себя же добавим, что составители этого Спроавочника наверняка постарались ещё ранее, и, в общем-то, не в целях подготовки к переписи 1926 года, а уже в подготовке к и обоснованию расширения Декретом ВЦИК от 14 июня 1922 года границ АБССР за счёт упраздняемой Уфимской губернии.

Однако, и по этому  Справочнику незадача с Мензелинским уездом, и в нём нет сведений по этому уезду. И, вроде всё правильно, как же им быть, если время публикации этого справочника 1926 год, а уезд уже с мая 1920 года в ТАССР, а не в Башреспублике. Однако при составлении этого справочника они вполне могли быть, поскольку, «В основу показаний о преобладающей национальности для тюрко-татар по селениям Уфимской губернии взяты данные земской переписи 1911-1912 гг (1912-1913 гг. – поправляет М.И. Роднов)». И.Р. Тагиров писал: «Нашлись статисты, которые подобрали необходимые «данные» для того чтобы показать неправомерность включения ее(Уфимскую губернию – И.Г.) в состав новой республики. Они были представлены во ВЦИК. Это – данные о составе населения Уфимской и Казанской губерний. По уездам Казанской губернии вопросов не возникает, поскольку они составлены на осно­ве переписи 1897 года и данных за 1913 год. А цифры по Уфимской губернии, по словам "статистов", взяты из каких-то документов за 1912 год. Возможно, этих данных и в природе не существовало, поскольку не указан источник ин­формации» [257]. Существовали, существовали, и получается что это было из тех же стараний составителей того Справочника. Приведённые там же Тагировым округлённые цифры процентного соотношения национальностей в Уфимской губернии этих «статистов» вполне близки округлённым данным Подворной переписи 1912-1913 гг. по Уфимской губернии, а некоторые просто совпадают. И, пожалуйста, этими же «статистами»приведены и данные по Мензелинскому уезду, согласно которым в уезде проживало 32,8% башкир, и 19,8% татар, что тоже вполне согласуется с данными той Подворной переписи 1912-1913 гг.  Обращаясь непосредственно к данным этой подворной переписи, приведём цифры численности башкир и татар в этом уезде, они соответственно равны 154 324, и 90 403 человек. При общей тогдашней численности населения уезда 458 239 человек, относительные округлённые цифры в процентах таковы, 33,7% башкир, и 19,7% татар. Ну, а те «статисты», либо округляли не умело, либо свершали нечто другое, ведь и время по этим данным они указывали иное 1911-1912 гг. К слову следует, добавить, что те «статисти» забыли наверное представить по этому уезду численность крещёных татар 26 008, и тептяр в 36 783 человек. Нет, мы не станем приписывать всех этих тептяр к татарам, но вместе с татарами эти две отмеченные группы, в общем, числом в 153 194 человек были сравнимы по численности с башкирами. И, отдельно отметим, что, в общем, соотношение численности татар и башкир в Уфимской губернии по Подворной переписи 1912-1913 гг., это только по данным этой переписи, а то, что это в реальности было не так, выясниться уже по переписи 1920 года, т.е. всего лишь через семь лет.

 Нет полновесных сведений по этой переписи 1920 года и по Стерлитамакскому уезду. Однако по этому уезду сведения переписи 1917 года сохранились, и они введены в научный оборот им же, М.И. Родновым[258]. А по Мензелинскому уезду документы и по этой переписи 1917 года не наличествуют. Может тоже были отправлены из Уфы в казанский архив на макулатуру? Роднов, в общем-то, так и пишет, что среди отправленных из Уфы в Казань архивных материалов находились подворные карточки сельскохозяйственных переписей 1917 и 1920 гг.[259]

В общем, какова же была численность башкир в Мензелинском уезде по переписи 1920 года, и по переписи 1917 года тоже, не известна. Однако если Асфандияров писал, что к 1926 году башкиры Мензелинского уезда были ассимилированы татарами, то Янгузин сетует на отрицательную роль государственно-административного аппарата тогдашней ТАССР в проведении переписи населения, когда де башкиры были искусственно записаны татарами[260]. Позволим себе не согласиться ни с первым, ни со вторым. Какие-то самостоятельные шаги в национальных вопросах, влиянии на результаты переписей для руководства ТАССР были тогда, пожалуй, совершенно не мыслимы, тем более что уже в разгаре была борьба с султангалаеевщиной. А ассимиляция башкир татарами в Мензелинском уезде, причём даже не за 29 лет, а всего лишь за 6 лет после передачи уезда в 1920 году в ТАССР не могла произойти по определению. Вспомнил об этом Анвар Закирович в другой своей работе: «По Подворной переписи 1912-1913 гг. в 18 волостях из 31 только Мензелинского уезда насчитывалась 151 тысяча башкир. Через 7-8 лет в 1920 г. их не стало вообще. Такой процесс не постепенного, а мгновенного исчезновения башкирского населения из этнографической карты ТАССР требует объективного объяснения»[261]. Вот только с объяснениями этого у него, как и у многих башкирских гуманитариев плохо. И надо заметить, что Анвар Закирович, констатирует действительно мгновенное исчезновении башкир в Мензелинском уезде. В 1920 году уезд передали в ТАССР, и по его же словам уже по этому году их, башкир в уезде не стало вообще.

 

Мы ещё вернёмся к данным переписей 1917 и 1920 гг., ведь результаты  этих переписей по другим уездам Уфимской губернии М.И. Родновым были опубликованы.

 

А как уже было объявлено нами, мы же озадачились более только особенностями башкирской демографии.

 

Продолжая далее, представим ещё одну таблицу:

Таблица 14. (см. Приложение).

А здесь в каждой парной строке с названиями уездов, в первой представлены данные переписи 1920 года[262],[263],[264], а во второй те же выше приведённые результаты Подворной переписи 1912-1913 гг. За каждой такой парой строк с названиями уездов вновь представлены результаты прироста в разах соответствующей категории населения. Нет, где величина прироста меньше единицы, там всё же убыль, а не прирост. Если пересчитать по уездам отношение численности башкир в 1920 году к их численности по предшествующей переписи 1912-1913 гг., а не как в таблице в соответствии с хронологической последовательностью, то всё становится нагляднее. В Бирском уезде численность башкир уменьшилась в 1,65 раз, в Белебеевском уезде в 2,43 раза. По Уфимскому уезду уменьшение численности башкир по данным Таблицы 14  в 5,19 раз, не корректны, поскольку у этого уезда к переписи 1920 года были территориальные потери. Можно несколько подкорректировать эти цифры численностью башкир по переписи 1912-1913 гг. в 32 325 человек отошедших от уезда районов. Тогда к временам переписи 1920 года численность башкир прежней территории Уфимского уезда оценивается численностью примерно в  50 920 человек, а убыль же величиной порядка в 2,74 раза.

Вместе с тем, если по ранее бытовавшим башкирам Мензелинского уезда, плюсуя к этому таковых же башкир Бугульминского, Елабужскского, Сарапульского и других уездов, сопредельных Северо-Западу нынешнего Башкортостана очень «плачутся»  башкирские гуманитарии, очень, то обвал численности башкир по этим означенным уездам они вроде, как и не «замечают». Не «замечают» они, в общем-то, и резкого прироста татар в этих уездах.

 

Прежде чем продолжить далее, остановимся на некоторых данных переписи 1920 года, не вошедших в эту Таблицу 14. М.И. Роднов в указанных выше его публикациях совместно с означенными в таблице категориями населения на тех же страницах приводит, но отдельной строкой, как бы дополнительные данные к этому.

Бирский уезд: это мусульмане/магометане – 5 548, башкиро-татары – 2 524, мишари-татары – 1 662, татаро-башкиры – 1 113, татаро-тептяри – 516, государственные крестьяне [из мусульман] – 153, башкиро-тептяре – 130, тептяро-башкиры – 106, мусульмане-тептяре – 11, припущенники [из мусульман] – 189, тептяре-мишаре – 3, крещёные татары – 19.

Мы за Роднова им перечисленных, если он их указал отдельно, здесь и далее, не рискнем соотносить к указанным в таблицах категориям населения. Заметим только, что эти перечисленные вполне существенный довесок численностью в 11 974 человек, составляющий 5,78% от численности татар в уезде по этой переписи 1920 года.

Белебеевский уезд: мусульмане/магометане – 10 989, башкиро-татары – 1 792, татаро-мишаре – 918, тептяре-мишаре – 432, прочие – 285 (ясашные – 269, мещане – 10, дворяне – 6), кряшен – 8 129, крещёные татары – 2 472.

В итоге – 25 017 человек, что в относительных цифрах очень даже не мало – 12,07% от численности татар этого уезда по переписи 1920 года.

Уфимский уезд: татаро-мишаре – 2 289, ново-башкиры-тептяре – 949, башкиро-тептяре – 428, ново-башкиры - мишаре – 391, татаро-тептяре – 263, магометане/мусульмане – 364, башкиро-мишаре – 42, мишари-татары – 29, припущенники (мусульмане) – 22, тюмены – 11, тептяре-ново-башкиры – 6, ново-башкиры-татары – 5. Итого – 4 799 человек. К слову, на том фоне, что татар в этом уезде по прежней переписи 1912-1913 гг. было всего лишь только 1 182 человек, то по переписи 1920 года эти перечисленные находятся в отношении 10,06% от численности татар.

 

Кем далее определятся перечисленные, это вопрос истории, мы же обратим внимание ещё на одну особенность переписи 1920 года. Только в Бирском уезде, М.И. Роднов обнаруживает целых 76 человек в категории «удмурты-тептяре». По двум другим уездам им не встречены тептяре, ни из фино-угорских народов, ни из чувашей. По переписи 1917 года Роднов в Бирском уезде всё же ещё находил 1 659 тептяр- марийцев и 275 тептяр-удмуртов[265], а в Белебеевском и Уфимском уездах нет. Похоже, эти народы ранее, чем тюркоязычные, или всё же вернее, татароязычные тептяре подались, возвратились в свои этносы.

И здесь надо оговориться. Похоже, у М.И. Роднова возникла ошибка. В Уфимском уезде, указанные им 18 595 башкир к указанной им же общей численности население уезда, составляли 4,39%, а не 7,92%.

А подытоживая здесь приведеное по этим трём уездам ведь можно сказать, что опять как-то татары «виноваты» в уменьшение численности башкир, именно они, татары существенно приросли по численности в этих уездах.

С Мензелинским уездом по переписям 1917, 1920 гг., как уже было отмечено многое, или практически ничего не известно, но, и со Стерлитамакским уездом по 1920 году тоже. Но по этому, Стерлитамакскому уезду есть сведения, введённые в научный оборот, им же, М.И. Родновым по переписи 1917 года[266]. И они также в сравнении с данными 1912-1913 гг. по этому уезду таковы:

Таблица 15. (см. Приложение).

Этот уезд, напомним, был особо башкирским, и мало был подвержен миграционным процессам. И получается, что никаких особенностей по башкирам в этом уезде не случилось. Башкиры в этом уезде, даже приросли немного, как в абсолютном, так, и в относительном значениях.

Приведем и здесь те дополнительные данные от М.И. Роднова по этому, Стерлитамакскому уезду: мусульмане – 2 084, башкиро-тептяре – 681, алаторы – 344, татаро-тептяре – 27, киргизы 16. Итого – 3 152, что к численности татар по Подворной переписи составляло 6,74%.

И так получается, что в этом уезде татары к 1917 году приросли в численности, и приросли в 1,87 раза, и кроме естества, похоже, ещё и «за счёт» мещеряков и тептярей, которые в этом уезде вполне упали по численности, мещеряки в 1,53 раза, а тептяре в 2,37 раза. А вот за счёт башкир, тогда, похоже, нет, а как стало к 1920 году неизвестно.

Здесь к слову надо заметить, что М.И. Родновым были проанализированы данные переписи 1917 года и по другим уездам, и частности по Бирскому, Белебеевскому и Уфимскому уездам. Итоговые данные этой переписи по этим уездам им были представлены в уже упомянутых здесь его работах по переписи 1920 года совместно с её данными. Соответственно по Бирскому[267], по Белебеевскому[268], и Уфимскому[269]. А по первым двум уездам там же были им представлены и результаты Подворной переписи 1912-1913 гг.

Используя уже приведённые данные предшествующих ревизий и переписей, включая и эту перепись 1920 года, представим графически динамику численности башкир по северо-западным уездам бывшей Оренбургской губернии, вошедшим в 1865 году в состав вновь образованной Уфимской губернии:

Рис.3. (см. Приложение).

Численные данные этой динамики таковы:

Таблица 16. (см. Приложение).

По Подворной переписи 1912-1913 гг. в численности татар и башкир, нами были учтены соответственно крещеные татары и крещёные башкиры. Златоустовский уезд, как уже отмечалось выше, выпадает из нашего сквозного анализа. Цифры численности башкир Уфимского уезда по 1920 году, как было уже отмечено, мы несколько подкорректировали данными переписи 1912-1913 гг. отошедших от этого уезда районов.

По представленным графикам особо наглядно видно, что Подворная перепись 1912-1913 лишь несколько «скорректировала», смягчила по сравнению с переписью 1897 года предшествующий башкирский демографический взрыв по уездам Уфимской губернии. По всем этим уездам, кроме Мензелинского, башкиры даже понизились в численности. Почему так произошло в Мензелинском уезде, что они по сравнению с другими уездами губернии даже повысились в своей численности по этой переписи не понятно. А можно ли это выяснить, нам пока не известно, и потому только запишем это вновь как «на ум пошло».

Перепись 1917 года показала, что этот процесс уменьшения численности башкир ещё более ускорился, тогда как большевики, коим некоторыми башкирскими гуманитариями вменяется некий геноцид башкирского народа, ещё, не только не пришли к власти, а никто и не думал тогда, что именно они станут новой властью в Российской империи. А по 1920 году, действительно были виноваты уже пришедшие к власти большевики, но никаким не геноцидом башкир, а прежде всего своим «Декретом о земле», принятым 8 ноября 1917 года, и полностью отменившим любые привилегии на землю. И тогда к 1920 году произошёл обвальный процесс уменьшения численности башкир. А, в общем, уже после переписи 1897 года со Столыпинских реформ начался обратный тому башкирскому демографическому взрыву процесс. Но не из-за того, что правильные стали ставить вопросы в переписях по этничности, а из-за того что сословные привилегии на землю стали сходить на нет, и сословие башкир стало терять свою привлекательность.

К 1920 году уменьшилась и численность некоторых других категорий населения. Однако знаменитый закон сохранения никто не отменял, будем искать пропавших башкир и прочих убывших к 1920 году. Сразу же надо оговориться, что этот обвал численности башкир и некоторых других в уездах Уфимской губернии к 1920 году произошёл на фоне значительного увеличения численности татар.

В «Предисловии редактора» уже к работе[270] А.Д. Корестелев пишет: «резкое сокращение доли мишарей и тептярей и, соответственно увеличение доли татар на этой территории произошло в первой половине1920-х гг. ». Под территорией им, по-видимому, понимается вся Уфимская губерния, поскольку именно с упоминания этого региона начинается его текст, а не отдельно Белебеевский уезд, собственно к которому обращена та работа. Далее, он уточняет, что это всё же, в особо значительной степени произошло между 1917 и 1920 гг. И надо отметить, приводит некоторые объяснения, предположения к этому, почему же так произошло. Их вполне премного, но, в общем-то, не очень понятно, как все они могли существенно повлиять на произошедшее. А вот о самом важном, о «Декрете о земле» большевиков может, забыл этот специалист. Забывает, наверное, он, и о тогдашнем значительном сокращении доли башкир в регионе.

Обратим внимание ещё на одно интересное заявление А.Д. Корестелева в этом его предисловии: «на протяжении XIX и XX столетий в отношении значительной части тюркского мусульманского населения данного региона статистика неоднократно фиксировала изменения этнической идентификации ». То объявляют, что как только ступала нога человека на территорию некоего исторического Башкортостана, так он становился башкиром, а то, вот и таковое объявляют, мол, де, фиксировалось неоднократное изменение этнической идентификация населения. Американец Дмитрий Горенбург тоже обнаруживает нечто подобное, и по советским, и по нынешним временам, и публикует статью с названием: «Татары – башкиры – снова татары: изменения этнической идентичности в Башкортостане»(Вестник Евразии, №4, 2004 г.). И надо, как бы к слову, заметить, что этот американец, как раз вполне активно ссылается, и на работы А.Д. Корестелева.

Опять же, под эгидой именитого Института этнологии и антропологии им. Миклухо-Маклая РАН, где, как раз трудится Александр Дмитриевич Корестелев, для татар, как никому в России обьявляется, предлагается целое сонмище всякого разного определений и доопределений, а для татар Башкортостна, ещё даже, и некая ипостась, как двойная идентичность. Сказать, чудны дела твои Господи не получается, поскольку не Богово это.

Мы же здесь, скажем только по своему настоящему повествованию о прошедших временах, что не обнаружили никаких массовых изменений этничности населением края, а отмечали только наличествование изменчивых цифр его учёта. Вот в этом, мы и стараемся последовательно и дотошно разбираться. 

Продолжая далее, отметим и даже подчеркнём, что в работах М.И. Роднова приводятся очень красноречивые цифры, что наряду с мещеряками и тептярами, значительная «трансформация» в татар к 1920 году, и даже в большей степени, происходила всё же, и более всего, и из башкир. Представим это, включая к этому и данные Подворной переписи 1912 -1913 гг. от него же Роднова (так думается, будет точнее, чем у Р.З. Янгузина) по трём уездам Уфимской губернии в сравнительном порядке по годам:

Таблица 17. (см. Приложение).

Таблица 18. (см. Приложение).

Таблица 19. (см. Приложение).

По Уфимскому уезду данные Подворной переписи 1912-1913 гг. М.И. Родновым не приведены, они взяты нами всё же от Янгузина[271]. По этому же уезду подкорректированы данные переписи 1920 года цифрами численности соответствующих категорий населения по переписи 1912-1913 гг. отошедших от уезда районов. В последней колонке таблиц нами добавлены значения прироста или убыли соответствующих категорий населения по переписи 1920 года относительноПодворной переписи 1912-1913 гг.

И ведь так получается, что по переписи 1917 года в этих уездах произошёл отток населения и из башкир, и из татар, а мишаре и тептяре даже вполне приросли в своей численности. Башкирами оставаться, числиться тогда было уже менее привлекательным как ранее, сословные привилегии на землю уже со Столыпинских реформ стали сходить на нет, хотя и не сразу. Но, и инерцию, консервативность населения, ранее пребывавшего в соответствующих категориях, и в частности в башкирском сословии, не стоит исключать. А вот татарами числиться по тем временам, наверное, было, скажем так, не очень комфортно.

Часто пишут про воспоминания С. Саид-Галиева про одно совещание с Лениным, в котором тот озвучил два интересных вопроса.

Первый, по воспоминаниям, примерно такой: «Ну, а кто же так недавно выгонял с побоями из башкирских деревень татарских учителей и даже мулл, как колонизаторский элемент, башкирская интеллигенция или сами крестьяне?». Мы не станем вдаваться в выяснения того, кто стоял, или что стояло тогда за распрями между родственными народами, но получается, что они тогда проявлялись.

Второй вопрос вождя был такой: «А кто сформировал полки и бригады из башкирских крестьян и сумел их повести в бой против кого угодно?». Есть такое крылатое выражение времён тех дальних «Приходят красные, грабят, приходят белые грабят». А кто знает, как было в этом смысле с теми вооруженными отрядами, которые заявляли «Мы не красные, мы не белые, мы башкиры»?

И если простые башкирские «крестьяне» бывали так не дружелюбны к татарам, то башкиры под ружьём разве должны были быть более мирными к ним? В марте 1919 года было заключено то эпохальное «Соглашение центральной Советской власти с Башкирским правительством о Советской Автономии Башкирии»[272]. О советскости этой автономии по тем временам говорить особо не приходится, но этим соглашением был узаконен Башкурдистан, автономия которого была объявлена 15 ноября 1917 года. И, в общем-то, были установлены границы этой автономии, и, в частности, границы с оставшейся частью Уфимской губернии. И как бы к слову, надо добавить, что перед самой переписью 1920 года был разгромлены войска Колчака, и большевики ещё более укрепились во власти в крае. Да, и башкирские вооруженные формирования к тем временам уже вполне даже «покраснели».

Самым же важным событием уже после переписи 1917 года, приведшим к уменьшению численности башкир, и некоторых других категорий населения, и, в общем-то, к устранению сословности тоже, стало принятие пришедшими к власти большевиками одного из самых первых «Декрета о земле». Этот декрет полностью отменил всякие сословные привилегии на землю, и, предыдущий башкирский демографический взрыв вполне резко рухнул, как бы вовлекая в это и некоторые другие категории населения.

По представленным таблицам видно, что, похоже, татары действительно по временам переписи 1917 года предпочитали «не быть», не числиться  татарами. А вот по переписи 1920 года, ситуация кардинально меняется, что наглядно видно по последней колонке этих таблиц. Численность же башкир по этим уездам просто обрушилась. Как уже говорилось, последнее, бывает, пытаются объяснить геноцидом большевиками башкирского народа, но ведь они, башкиры не потерялись. Они, и уменьшившееся в численности мишаре и тептяре вполне находятся в увеличившейся численности татар, что наглядно видно в последней колонке представленных таблиц, как говорится, цифры сходятся.

В Бирском уезде «потерянные» башкиры и тептяре, находятся в численности татар, и в несколько возросших относительно 1912-1913 гг. в численности мишар (мещеряков). К слову заметим, этот уезд был как раз наиболее мещеряцким в Уфимской губернии.

В Белебебеевском уезде все «потерянные» башкиры, мишаре и тептяре полностью находятся в приросте численности татар.

И да, есть ещё довесок в положительном сальдо татар, в Бирском уезде татар и мишар больше «потерявшихся» башкир на 3 856 челдовек, а в Белебеевском только татар на 3 935 человек. Так ведь естественный прирост никто не отменял.

На Уфимском уезде здесь отдельно с цифрами не будем останавливаться, поскольку по прежней его территории пришлось ограничиться только оценками по временам переписи 1912-1913 гг. Тем не менее, следует заметить, что и в этом уезде «потерянные» тоже вписываются в число возросших по численности.

Так что, подытоживая сказанное, можно вполне уверенно констатировать, не было никаких чудес, или явлений в значительном приросте татар Уфимской губернии в начале ХХ века. Наряду с их обычным, как и у всех народов, естественным приростом, был ещё просто бурный «возврат» их в свой родной этнос. Мы в здешней работе проследили действительно некое явление взрывоподобно нарастающего «необъяснимого» прироста башкир с рубежа XVIII – XIX вв. до начала XX века. А вот обратный татарский демографический взрыв, это никак не явление, а логический и закономерный процесс, нет, даже не возврата, а просто «объявления» татарами, что они никем иным, чем татары, и не становились, а только числились иными. И как мы, показали, по сохранившимся данным уездов, динамика этого обратного прироста татар была даже более чем взрывоподобной, свершилось это в основном уже к 1920 году, т.е. всего лишь за 7 - 8 лет. Ой, пардон, даже более скоротечно и особо обвально, всего лишь за три года со времён переписи 1917 года.

Учиним наглядность по динамике численности и татар:

Рис.4. (см. Приложение).

Численные данные этого таковы:

Таблица 20. (см. Приложение).

Сказать, что очень впечатляет эта динамика, мало, но не будем про впечатления, про эмоции. Обращает внимание сугубо высокий прирост численности татар в Мензелинском уезде произошедший к временам Подворной переписи 1912-1913 гг. Неизмеримо больший по сравнению с другими уездами. У нас нет этому объяснений, но по отсутствию данных по этому уезду двух последующих переписей, приходит мысль об этом, как об «оборванной песне». Может всё же не память населения этого уезда, как пишет М.И. Роднов, стёрли, а проделали нечто другое. И да, пишут же, как уже мы отмечали, что к переписи 1926 года в ТАССР было учтено всего лишь 1 752 башкира. Так это может с отголосков той «оборванной песни», т.е. её продолжения. И нас не оставляет вопрос, неужели всё же «потерялись» документы переписей 1917 и 1920 гг. по этому уезду?

И да, по ходу нашего повествования, мы обнаруживали и потери «прочих», т.е. чувашей и фино-угорских народов. Это в основном происходило с вхождением их в сословие тептярей и бобылей, и несколько, конечно же, и с «выходом в башкиры», хотя последнее в очень нечастых случаях. К началу ХХ века, к временам уже той же Подворной переписи 1912-1913 гг. они в большинстве своём уже «нашлись» в своих этносах, во всяком случае, в означенных уездах, и в целом по Уфимской губернии. М.И. Роднов по переписи 1917 года ещё находил 1 659 тептяр-марийцев и 275 тептяр-удмуртов, а по переписи 1920 года им отмечены только 76 человек в категории «удмурты-тептяре». Да, и колебания численности этих народов по переписям 1912-1913, 1917 и 1920 гг. весьма умеренны и вполне объяснимы.

Остающееся к времени переписи 1920 года население в мишарах и тептярах, найдётся, определится позднее в татарах и башкирах. Когда? Ну, может к переписи 1939 года. А далее? А далее наладятся американские горки «Татары – башкиры – снова татары – и вновь башкиры – и опять башкиры» увиденные даже американцем, Дмитрием Горенбургом.

Итак «утерянные, пропавшие» башкиры и некоторые другие категории населения в Бирском, Белебевском, и в Уфимском уездах преимущественно находятся в возросшей численности татар. С достаточной уверенностью мы можем сказать, что тому подобно к 1920 году произошло, и в Мензелинском уезде, и даже в Стерлитамакском тоже, хотя в последнем, наверное, всё же в меньшей степени. Можно по этим двум уездам сделать и количественные оценки этого, и это было нами проделано, но здесь не будем приводить результатов этих оценок, объясняться с ними. Важны даже не столь количественные, а сколько качественные характеристики. Согласно которым, остающиеся вне Башкурдистана, автономия которого была провозглашена 15 ноября 1917 года, и узаконенного, признанного большевиками 20 марта 1919 года, территории Уфимской губернии были наиболее татарскими, включая в это и мишар, и пусть даже только частично остающихся тептяр, нежели башкирскими. И в Златоустовском уезде этой губернии к 1920 году проявилась подобная же ситуация. Башкиры численностью в 6 536 человек были почти вполовину меньше численности 11 096 татар, уступали и численности категории мусульмане/магометане 8 242, и на общем фоне наличествующих в уезде тюрко-мусульман 28 104 не дотягивали даже до 30%[273].

 

Образование «Большой Башкирии»

 

Перейдём же сами к творчеству, к деяниям самих большевиков в дальнейшем преобразовании «Малой Башкирии», АБССР, и далее, в образовании «Большой Башкирии», БАССР, и, в общем, к тем событиям, что тогда происходили. Однако, прежде, оговоримся, что в образовании соседней ТАССР они, Ленин, Сталин и, в общем, их компания творчества особого не проявили. Кроме, как всяческого, хотя часто, и, преимущественно скрытого, препятствования татарскому национальному движению в реализации их планов, как изначально на платформе национально-культурной автономии, затем в идее национально-территориальной автономии Урало-Поволжья или Татаро-Башкирии, а потом и отдельно Татарии. Образование же «Большой Башкирии», БАССР это тоже, в общем-то, проект VS Татарии, ТАССР, Татарстану. Если в этом особо усердствовали сами большевики, то, и башкирское правительство вполне проявлялось в этом. З.И. Еникеев в перечислении активных деяний по руководству республикой этого правительства, отмечает, и то, что оно «вело борьбу против реализации проектов по созданию совместной государственности с казанскими татарами в виде Урало-Волжского штата и Татаро-Башкирской республики»[274]. В последнем есть, некоторое лукавство, или может только ошибочность. После того Соглашения от 20 марта 1919 года, идеи Идель-Уральского штата уже были в прошлом, а по Татаро-Башкирской республике означенная борьба шла уже только против её такового названия. Об этом чуть позднее, а сейчас о другом.

 

Пишут, что Заки Валиди и башкирское национальное движение в целом, уже изначально ориентировалось на реализацию «Большой Башкирии», и даже в больших очертаниях, чем позднее получили. И, например, вспоминают, что на III Учредительном Курултае (Съезде) Башкурдистана от 8-20 декабря 1917 было заявлено, объявлено: «Для введения автономного управления в западной Башкирии, а именно: в западных частях Уфимской, Самарской и Пермской губерний – должны быть созваны там не позже января 1918 года уездные съезды. На этих съездах мусульмане западно



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 266; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.108.9 (0.06 с.)