Певческий диапазон и тесситура. Развитие диапазона 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Певческий диапазон и тесситура. Развитие диапазона



 

ТЕССИТУРА (ит. tessitura - ряд тонов в диапазоне голоса)

Под певческой тесситурой понимается звуковысотный диапазон произведения и степень его соответствия диапазону певца.

Тесситуру различают низкую, среднюю, высокую, узкую и широкую.

Низкая тесситура характеризуется преобладанием в произведении нот нижнего диапазона певца.

Средняя тесситура характеризуется преобладанием в произведении нот среднего диапазона певца.

Высокая тесситура характеризуется преобладанием в произведении нот верхнего диапазона певца.

Узкая тесситура - характеризуется узким диапазоном нот в произведении.

Широкая тесситура - характеризуется широким диапазоном нот в произведении.

Приведение тесситуры произведения в соответствие с рабочим диапазоном певца возможно путём транспонирования произведения (для узкой тесситуры).

Пение в неудобной тесситуре ведёт к деградации и преждевременному изнашиванию голоса.

ДИАПАЗОН (гр. dia pason (chordon) - через все (струны)) - совокупность звуков (тонов), которые могут быть воспроизведены данным голосом.

Чаще всего говорят о высотном (мелодическом), или тоновом диапазоне, который определяется как интервал между самым низким и самым высоким звуком (тоном) в пределах возможностей данного голоса.

Высотный диапазон зависит от многих факторов: возраста, анатомо- физиологических особенностей голосового аппарата, эмоционального и физического состояния человека, степени его обученности - в процессе целенаправленной работы над голосом диапазон его расширяется. Большой высотный диапазон необходим для расширения выразительных и изобразительных возможностей голоса, мелодичности речи.

Различают также диапазон динамический и диапазон тембральный.

Динамический диапазон. Он представляет собой ряд градаций силы или громкости голоса. Так называемая «динамическая шкала». Динамический диапазон прямо не связан с абсолютной силой или громкостью. Например, голос, который может увеличивать звучность от едва слышного до умеренно громкого будет по динамическому диапазону шире, чем тот, который воспринимается в пределах от громкого до не очень громкого.

При этом надо избегать форсирования звука, когда голос искажается и находится на грани срыва. В музыке, пении и отчасти в сценической речи принято обозначать градации громкости итальянскими терминами - в порядке возрастания: пианиссимо (pp), пиано (p), меццо-пиано (mp), меццо-форте (mf), форте (f), фортиссимо (ff).

Тембральный диапазон - это разнообразие тембров, звуковая "палитра" голоса, определенный набор специфически звучащих красок голоса. Известно, что каждый человек обладает индивидуальным, присущим только ему тембром, который обусловлен особенностями функционирования речевого аппарата. Но речевой аппарат достаточно пластичен и может гибко перестраивать свою работу. При известной тренировке удается произвольно расширять и сужать глотку, опускать и поднимать гортань /с размахом до нескольких см/, менять режим смыкания голосовых складок. Чем больше вариантов артикуляции усваивает человек, тем разнообразнее в тембровом отношении звучит его голос, тем шире его тембральный диапазон, а это обеспечивает более точное решение вокальных задач.

Работа над тембром является центральной задачей при постановке голоса. Умение сформировать адекватный певческой задаче тембр голоса - одно из важнейших профессиональных умений.

 

Тема 10

Диапазоны голосов

 

Детские голоса:

· дискант (мальчики), детское сопрано (девочки): до первой - ля второй;

· альт: соль малой - ми второй.

 

Женские голоса:

· колоратурное сопрано: до первой - соль-ля третьей

· сопрано: до первой - до третьей

· меццо-сопрано (иногда говорят просто "меццо"): ля малой - ля второй;

· контральто (иногда этот голос называют альтом, иногда различают женский альт и контральто, как более низкий тогда, чем альт): фа малой - фа второй.

 

Мужские голоса:

· контр-тенор (обычно поют фальцетом): соль малой - ми второй (контртенора-сопранисты могут вписываться в диапазон сопрано);

· тенор: до малой - до второй;

· баритон: ля большой - ля первой;

· бас: фа большой - фа первой.

 

Тема 11

Певческая артикуляция

 

Артикуляция - это работа органов речи. В речевой артикуляции принимают участие следующие органы: язык, губы, зубы, мягкое и твёрдое небо, глотка, мышцы нижней челюсти. В ротоглоточном канале выделим две области: ротовую и глоточную.

Как известно, звуки в русском языке делятся на гласные и согласные. Как и где формируются согласные? По месту произнесения и механизму формирования различают несколько видов согласных.

- В ротоглоточном рупоре образуются шумовые каналы. Если шумовой канал полностью перекрывается, а затем резко размыкается, то возникают взрывные согласные: п, к.

Если образуется сужение в виде щели, то формируются согласные: с, ф.

При глухих согласных: ц, к, т, с, ф, ч, ш - гортань не включена в работу, их источник - шум.

При произнесении звонких согласных: в, з, б, д, л - вместе с шумовым источником работает и голосовая щель, в гортани возникают вибрации.

На губах образуются б, п;

согласные с, т, л, д - в передней части ротовой полости;

р - в средней части;

к, г, х - в задней части ротовой полости.

Такие звуки, как к, ж, г поднимают гортань, поскольку язык поднимается. Твердые согласные д, т и взрывные вызывают смыкание голосовой щели по типу твердой атаки.

Если произносятся л, то это способствует мягкой атаке, придыхательной - произнесение согласных х, ф, с.

При артикуляции гласныхменяется положение языка и подъязычной кости.

На гласной «И» гортань смещается вверх, надгортанник тоже, и вход в гортань открывается.

На гласных «А», «О» язык отодвинут назад, вход в гортань прикрывается надгортанником.

На гласной «У» язык отодвинут назад и вниз, в нижней части глотки образуется полость, корень языка смещается вперед и над гортанник, следуя за языком, приоткрывает вход в гортань.

Эти данные раскрывают воздействие артикуляции на положение гортани и надгортанника, что меняет характер работы голосовых связок и соответственно изменяет тембр голоса.

При произнесении различных согласных изменяется и импеданс- противодавление в ротоглоточном канале по отношению к подсвязочному давлению. Все звонкие согласные произносятся при наличии больших сужений или перекрытий в ротоглоточном канале, т. е. при большом импедансе. Разные звуки создают разное давление под связками и потому возникает разный импеданс, от которого также зависит работа связок.

Импеданс возрастает в ряду гласных: а-о-е -у -и; «А» имеет наименьший импеданс, «И» - наибольший, «А» - наиболее громкий звук, «И» и «У» - наименее громкие. Импеданс - защитный механизм гортани, позволяющий снять подсвязочное давление и облегчить работу связок.

 

Тема 12



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 667; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.60 (0.009 с.)