МДК.02.02 «Методика преподавания эстрадного пения» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

МДК.02.02 «Методика преподавания эстрадного пения»



МДК.02.02 «Методика преподавания эстрадного пения»

Специальности 53.02.02 Музыкальное искусство эстрады (по видам), специализации «Эстрадное пение»

 

Тема 1

Строение органов голосообразования и их роль в пении

 

В певческом процессе участвуют следующие органы и системы человека:

· Мышцы живота - участвуют в процессе певческого дыхания.

· Диафрагма- мышца, отделяющая грудную полость от брюшной. При вдохе - опускается, при выдохе - поднимается в исходное куполообразное положение. Функции диафрагмы - дыхательная, опорная (служит нижней опорой певческому дыханию).

· Лёгкие - состоят из пористой ткани, напоминающей губку. Сами наполняться воздухом не могут - только с помощью диафрагмы, действующей как насос. Функция - дыхательная.

· Крупные бронхи - разветвления, идущие от трахеи (дыхательного горла), имеют хрящевое строение, по ним воздух поступает в лёгкие. Функции: дыхательная, резонаторная.

· Трахея - дыхательное горло, имеет хрящевую структуру. Функции -дыхательная, резонаторная.

· Гортань - расширенная полость трахеи в шейном отделе. Спереди защищена щитовидным хрящом, сзади - шейными позвонками. В гортани расположены голосовые связки, которые крепятся двумя подвижными черпаловидными хрящами. Функции: звукообразовательная, защитная, резонаторная.

· Надгортанник - представляет собою подвижный хрящ в виде лепестка, который играет роль клапана между трахеей и глоткой. Функции: защитная, резонаторная.

· Глотка - является путем, по которому проходит воздух из полости носа в гортань и обратно, является частью верхних дыхательных путей, соединяя полость носа с гортанью. Функции: дыхательная, резонаторная, артикуляционная.

· Ротовая полость - простирается от зубов до входа в глотку. Нёбо отделяет ротовую полость от полости носа, соединённые носоглоткой. В голосообразовании участвуют все органы ротовой полости: зубы, язык, твёрдое и мягкое нёбо, а также губы. Функции: дыхательная, резонаторная, артикуляционная.

· Носовая полость, назальные пазухи, гайморовы полости - относятся к головным резонаторам, соответственно и функции: резонаторная, дыхательная.

· Лобные пазухи - расположены в лобной лицевой части, несут резонаторную функцию.

 

Работа перечисленных органов осуществляется под управлением ЦНС. Слух осуществляет контроль за звукоизвлечением.

 

Тема 2

Тема 3

Режим и гигиена певца

 

Гигиена голоса (от гр. hihieinos - целебный, приносящий здоровье) - совокупность мер по сохранению высокой работоспособности голосового аппарата.

В гигиене голоса выделяют четыре основных компонента: гигиена дыхания (здесь центральный момент - вдох через нос), гигиена питания (пища и напитки не должны травмировать слизистую оболочку глотки и гортани), психогигиена (предписывается избегать переутомления и чрезмерных эмоций), певческий режим.

Доказано, что курение и потребление алкоголя отрицательно сказывается на звучании голоса.

Эффективное функционирование голосового аппарата невозможно без общего укрепления организма. Поэтому укрепление голоса тесно связано с занятиями физкультурой, закаливанием, правильной организацией труда и отдыха.

Голосовой аппарат быстрее изнашивается при монотонном звучании речи, а также при злоупотреблении крайними участками диапазона.

Не меньший вред приносят форсирование громкости и противоположная манера - вялое, тусклое звучание (голос без «опоры»).

Нерациональная работа голосового аппарата, ведущая к его порче, иногда обусловлена дефектами слуха. В частности, люди с пониженной слуховой чувствительностью говорят, как правило, гораздо громче, чем того требует определенная речевая ситуация.

Голос - это инструмент, заключенный в тело. Поэтому его звучание во многом зависит от физической формы и психологического самочувствия человека.

Занимаясь постановкой голоса, придется соблюдать кое-какие несложные правила:

1. Спать не менее семи часов.

2. Не допускать ни чувства голода, ни излишней сытости. Есть минимум за один час до пения.

3. Беречь от переохлаждения руки и ноги; в мороз ниже -6°С носить шапку.

4. Воздерживаться от употребления алкоголя, так как он приводит к отеку голосовых связок, а значит, мешает их подвижности в работе.

5. Воздерживаться от курения - оно вызывает постоянные симптомы фарингита, сушит слизистую голосового аппарата. Голос сипнет, понижается способность связок растягиваться, уменьшается голосовой диапазон.

6. Перед вокальной нагрузкой не рекомендуется употреблять в пищу продукты раздражающие слизистую оболочку горла и способные вызвать першение (излишне острое, солёное и т.д.)

Голосовой аппарат можно считать здоровым, когда слизистая хорошо увлажнена. У начинающих певцов самая распространенная болезнь - фарингит, воспаление слизистой глотки. К фарингиту может привести неправильный вдох ртом при пении, пение без опоры дыхания (на горле), резкое колебание температур, пыль, спиртное, постоянное раздражение слизистой курением, острой пищей, горячими или слишком холодными напитками.

Некоторые правила гигиены голоса:

· нагрузка на голосовой аппарат должна соответствовать степени его тренированности;

· перед началом занятий необходимо разогреть певческий аппарат распевками и упражнениями;

· занятия с начинающими не должны превышать 15- 20 минут непрерывной певческой нагрузки;

· недопустимо задавать сложный репертуар, который может спровоцировать срыв голосового аппарата;

· недопустимо форсированное звучание голоса, злоупотребление высокими нотами, криком, неумеренной речевой нагрузкой и т.д.;

· недопустимы большие речевые нагрузки или пение во время болезни;

· необходимо избегать резкой смены температуры, а также жары, холода, духоты, пыли и т.п.;

· с разгоряченным голосовым аппаратом нельзя выходить на улицу в холодное время года, необходимо несколько остыть;

· в случае болезни органов голосового аппарата необходимо своевременно обращаться к врачу фониатру.

 

Тема 4

Тема 5

Опора певческого звука

 

Опора певческого звука - важнейшее ощущение в пении, неотъемлемое качество профессионально поставленного вокального голоса, характеризующегося звонкостью, не утомляемостью, гибкостью и управляемостью, ощущением устойчивости голосообразования.

Чувство опоры развивается постепенно в процессе освоения верного голосообразования. В начале занятий пением оно, как правило, у ученика отсутствует.

При потере чувства опоры - звук сейчас же ощущается в гортани, он, как говорят, «садится на связки».

Редко, но бывает и так, что опора работает естественно от природы.

Поскольку опора является субъективным ощущением певца, можно говорить только о совокупности правильных певческих установок, приводящих ученика к этому ощущению в процессе систематических занятий с преподавателем.

Но обычно именно преподаватель определяет, что звук стал опёртым и просит ученика запомнить ощущения на будущее. Это совсем не просто для начинающего, так как приходится концентрироваться на огромном количестве чувств и "прислушиваться" к тому, на что раньше никогда не обращал внимания.

В общем, опору нужно рассматривать, как совокупность певческих ощущений, ведущих к наиболее качественному результату при минимальных затратах энергии. Можно сравнить это ощущение с удержанием некоторого тонуса дыхательных мышц.

У певца развиваются в основном те ощущения, к анализу которых его приучает педагог.

Одним из основных приёмов, способным натолкнуть многих певцов на нахождение ощущения опертого голосообразования, является задержка дыхания перед началом пения. Эта задержка сопровождается легким

сужением входа в гортань, которое позволяет сбалансировать надсвязочное и подсвязочное давление на голосовые связки, создать верный импеданс и тем самым снять значительную часть нагрузки с голосовых связок.

Применение приема «задержки» создает ощущение «опоры дыхания», которое, при сохранении его в последующем процессе пения, в свою очередь создаст условия для выработки «опоры звука».

При выработке «опоры звука» действия певца сводятся к следующему: после произведенного вдоха и задержки дыхания опускается нижняя челюсть; одновременно поднимается нёбная занавеска, что дает правильную рупорообразную форму верхнего отдела голосового аппарата, так называемую

«высокую певческую позицию»

Затем производится активная и точная (без въездов) атака звука.

Воздух ни в коем случае не должен быть сразу весь выдохнут, его нужно ровно столько, сколько требуется для озвучивания органов-резонаторов.

Этому поможет постоянный самоконтроль певца.

В образовании «опоры звука» огромную роль играет применение прикрытого голосообразования, устойчивое, свободно фиксированное положение гортани и нижнереберно-диафрагмальный тип дыхания с обязательным участием брюшных мышц. На слух присутствие «опоры звука», основанной на дыхании, подтверждается наличием яркого, сконцентрированного (упругого) звучания, отсутствие этих качеств говорит об отсутствии «опоры».

Таким образом, можно сказать, что «опора звука» - это взаимодействие «опоры дыхания» с работой голосового и артикуляционного аппарата.

Или шире - «опора звука» является результатом гармоничного взаимодействия всех частей голосового аппарата: спокойного, глубокого, неперегруженного вдоха; равномерного расходования воздуха - выдоха; правильного положения гортани; четкого, активного смыкания связок - атаки; активной артикуляции ротоглоточной полости, особенно ее заднего отдела - глотки.

Условия, необходимые для создания певческой опоры:

1. Правильная осанка.

2. Развитие свободного проточного выдоха при правильной задержке дыхания.

3. Развитие дыхания с участием диафрагмы.

4. Развитие грудного и головного резонирования.

5. Сформированность вокальной позиции.

 

Тема 6

Атака певческого звука

 

Под певческой атакой понимают взаимодействие струи выдыхаемого воздуха с голосовыми связками. В зависимости от характера взаимодействия выделяют три типа атаки:

1. Твёрдая. Связки смыкаются до начала выдоха. Звук получается твёрдый, яркий, металлический. Напоминает крик. Используется в основном в припевах, в ярких музыкальных фрагментах, в рок-вокале.

2. Мягкая. Смыкание связок и подача дыхания происходят одновременно. Звук рождается мягкий, льющийся, полнотембровый. Это базовое звукоизвлечение, основа легато (связного пения) и кантиленного пения.

3. Придыхательная (аспиратная). Связки смыкаются уже при начавшемся выдохе.

Изначально придыхательная получила распространение в джазовом вокале как попытка подражания саксофону. Служит основой субтонового пения.

 

Тема 7

Тема 8

Три теории звукообразования

 

Мяотатическая теория (1898)

Немецкий физиолог Геринг Эвальд (1834-1918) выдвинул модель голосообразования, в соответствии с которой «эластические подушечки» совершают последовательные движения - расхождения и схождения в горизонтальной плоскости в результате механизма коротких рефлексов. В своей теории Г.Эвальд впервые указал на участие в голосообразовании нервных элементов и дал фонации чисто физиологическое обоснование.

Тема 9

Тема 10

Диапазоны голосов

 

Детские голоса:

· дискант (мальчики), детское сопрано (девочки): до первой - ля второй;

· альт: соль малой - ми второй.

 

Женские голоса:

· колоратурное сопрано: до первой - соль-ля третьей

· сопрано: до первой - до третьей

· меццо-сопрано (иногда говорят просто "меццо"): ля малой - ля второй;

· контральто (иногда этот голос называют альтом, иногда различают женский альт и контральто, как более низкий тогда, чем альт): фа малой - фа второй.

 

Мужские голоса:

· контр-тенор (обычно поют фальцетом): соль малой - ми второй (контртенора-сопранисты могут вписываться в диапазон сопрано);

· тенор: до малой - до второй;

· баритон: ля большой - ля первой;

· бас: фа большой - фа первой.

 

Тема 11

Певческая артикуляция

 

Артикуляция - это работа органов речи. В речевой артикуляции принимают участие следующие органы: язык, губы, зубы, мягкое и твёрдое небо, глотка, мышцы нижней челюсти. В ротоглоточном канале выделим две области: ротовую и глоточную.

Как известно, звуки в русском языке делятся на гласные и согласные. Как и где формируются согласные? По месту произнесения и механизму формирования различают несколько видов согласных.

- В ротоглоточном рупоре образуются шумовые каналы. Если шумовой канал полностью перекрывается, а затем резко размыкается, то возникают взрывные согласные: п, к.

Если образуется сужение в виде щели, то формируются согласные: с, ф.

При глухих согласных: ц, к, т, с, ф, ч, ш - гортань не включена в работу, их источник - шум.

При произнесении звонких согласных: в, з, б, д, л - вместе с шумовым источником работает и голосовая щель, в гортани возникают вибрации.

На губах образуются б, п;

согласные с, т, л, д - в передней части ротовой полости;

р - в средней части;

к, г, х - в задней части ротовой полости.

Такие звуки, как к, ж, г поднимают гортань, поскольку язык поднимается. Твердые согласные д, т и взрывные вызывают смыкание голосовой щели по типу твердой атаки.

Если произносятся л, то это способствует мягкой атаке, придыхательной - произнесение согласных х, ф, с.

При артикуляции гласныхменяется положение языка и подъязычной кости.

На гласной «И» гортань смещается вверх, надгортанник тоже, и вход в гортань открывается.

На гласных «А», «О» язык отодвинут назад, вход в гортань прикрывается надгортанником.

На гласной «У» язык отодвинут назад и вниз, в нижней части глотки образуется полость, корень языка смещается вперед и над гортанник, следуя за языком, приоткрывает вход в гортань.

Эти данные раскрывают воздействие артикуляции на положение гортани и надгортанника, что меняет характер работы голосовых связок и соответственно изменяет тембр голоса.

При произнесении различных согласных изменяется и импеданс- противодавление в ротоглоточном канале по отношению к подсвязочному давлению. Все звонкие согласные произносятся при наличии больших сужений или перекрытий в ротоглоточном канале, т. е. при большом импедансе. Разные звуки создают разное давление под связками и потому возникает разный импеданс, от которого также зависит работа связок.

Импеданс возрастает в ряду гласных: а-о-е -у -и; «А» имеет наименьший импеданс, «И» - наибольший, «А» - наиболее громкий звук, «И» и «У» - наименее громкие. Импеданс - защитный механизм гортани, позволяющий снять подсвязочное давление и облегчить работу связок.

 

Тема 12

Тема 13

Смешанное звукообразование у академических и эстрадных певцов

 

Все не поставленные голоса имеют регистровое строение. более или менее различимое на слух.

Чтобы голос звучал однородно, педагог по вокалу работает над сглаживанием регистров, постепенно добиваясь смешанного звукообразования.

Смысл сглаживания регистров в том, что головное звучание проникает в область грудного регистра. И наоборот: грудное звукоизвлечение - распространяется в пределы, отведенные природой для головного звука. Регистры как бы совмещаются, образуя смешанное звучание.

 

Если слияние грудного и головного тембров осуществлено в достаточной степени, то граница между регистрами становится почти незаметной или исчезнет.

Основной метод - работа над вокальными упражнениями. Разумеется, речь идет о правильном, целенаправленном использовании упражнений, постепенно подводящих голос к однородному звучанию на всем диапазоне.

В работе над сглаживанием регистров следует сначала определить переходные звуки, которые можно определить по некоторому изменению тембра и неудобству, возникающему при пении.

Существует два метода сглаживания:

1. Первый метод:

Наложение головного регистра на грудной.

При этом методе обучающийся упражняется в пении на опоре дыхания сначала в головном регистре, постепенно распространяя это звучание на переходные и нижележащие ноты грудного диапазона, т.е. поёт упражнения методом «сверху-вниз». При этом средний регистр носит явный оттенок головного звучания.

2. Второй метод:

Округление и прикрытие.

Для того что бы сгладить регистры и сделать переходные ноты удобными и незаметными их надо округлить и прикрыть. Достигается это следующим образом. Двигаясь из грудного регистра в головной и подходя к переходным звукам, певец должен вообразить, что он вместо звука «А», не меняя формы рта и не подтягивая гортани, произносит «О», а на последней переходной ноте, можно даже вообразить, что произносится «У» без изменения формы рта.

В работе над закруглением звука вначале можно дать упражнение без пения: чередуя звуки «А» и «О», произнести их несколько раз, не изменяя формы губ и не двигая челюстью. На развитие этого ощущения существует упражнение: не меняя положения губ мысленно произносить звук «О», что дает изменение резонаторной полости, что нужно при округлении звука.

Потом следует перенести это упражнение на пение. При прикрытых звуках голос звучит более собранно, «отраженно».

Над закруглением звука сначала надо работать не на переходных нотах, а на средней тесситуре, чтобы приучить мышцы к эластичности и научить ученика управлять резонаторной полостью.

В эстрадном вокале зачастую используется микстовоезвучание в среднем и верхнем регистре.

Микстом, называется голос, составленный из любой пропорции грудного и головного звучания.

Он может приближаться к фальцету, если в его состав входит преимущественно головной звук и мало грудного. Может походить на грудной - при обратном соотношении.

Лучшие певцы, у которых окраска голоса на всем диапазоне достаточно однородная, используют преимущественно «промежуточные» звучания, то есть, поют, как правило, смешанным звуком.

Слиянию грудного и головного резонирования у певцов - мужчин может способствовать фальцет. Полезно научиться петь фальцетом на всем диапазоне, рассматривая это как этап к овладению смешанным звуком.

Для такой цели удобно использовать нисходящие гаммы и арпеджио, идущие в пределы грудного регистра. При этом нужно стремиться сохранять тембровую окраску и «позицию» верхнего звука.

У средних и низких женских голосов микст является главным фондом, но их грудной регистр значительнее и интереснее по сравнению с высокими голосами. Этот грудной регистр и нужно плавно связать с регистром, смешанным - с микстом.

Грудной регистр не обучавшихся пению отличается грубостью и резкостью, он должен быть и может быть смягчен через влияние на него лежащих выше звуков смешанного, микстового регистра; поэтому подход сверху будет наиболее оправданным при соединении этих регистров у женских голосов. Идти от хорошо звучащих нот микстового регистра вниз, распространять характер их звучания на переходные ноты и немного ниже их, заходя за границу перелома, за границу грудного регистра, - это значит облегчить появление более мягкого характера звуков грудного регистра при более мягком, облегченном грудном резонансе.

Следует начинать упражнение для сглаживания регистра таким образом: найти примарный тон данного голоса (обычно это бывает «ре», «до-диез» «до» второй октавы) и, спускаясь вниз на гласной А, попросить ученика эти пять нот петь, проводя каждый следующий звук как бы «поверх» предыдущего. При этом надо крепко, упруго держать мягкое небо и при спуске книзу слегка опускать гортань, а звук «выдвигать вперед». Чем ниже спускается голос к грудному регистру, тем ниже следует опускать гортань, как бы открывая ход грудному резонированию.

Таким образом грудной регистр будет все ярче и ярче окрашиваться грудным звучанием. При этом эластичном состоянии аппарата перелома не произойдет. Спускаясь в тональности по полутонам вниз, надо строго придерживаться этого правила, которое всегда помогает.

Выработка однотембрового голоса со смешанным характером звучания очень трудная задача для самодеятельного певца.

В традициях академического пения при микстовании регистров заметно преобладание головного механизма.

В эстрадном пении голос певца заучит более натурально, приближенно к естественному тембру (так называемая «речевая позиция»), и смешение регистров происходит с преобладанием грудного механизма звукоизвлечения.

Конечным же результатом должна являться уравновешенность, однотембренность голоса на всем диапазоне.

 

Тема 14

Тема 15

Тема 16

Тема 17

Горловое звучание

Это, пожалуй, один из наиболее часто встречающихся дефектов голосоведения. При пении «горлом» голосовые связки испытывают что-то вроде спазма, они теряют способность свободной вибрации, фазы смыкания и размыкания связок по времени становятся практически одинаковыми, и даже фаза смыкания может превосходить фазу размыкания. В женских голосах горловое звучание в грудной части диапазона приводит к жесткому, напряженному тембру. Если есть «горлинка» в верхней части диапазона, то верхи звучат без вибрации, излишне прямолинейно, резко, сдавленно, пронзительно. В мужских голосах этот дефект чаще связан с применением открытого звучания без прикрытия. Пение «горлом» также бывает связано с форсировкой звука. Снять горловое звучание очень трудно. Главное - правильно определить его причину. Бывает, что этот дефект можно устранить работой над дыханием, укрепляя и углубляя опору. Возможно и применение мягкой или придыхательной атак. В иных случаях горловое звучание приобретает чрезмерно прикрытый голос, - тогда нужно отказаться от этого приема и наладить голосоведение на более открытом звуке, а затем перейти к более верной технике прикрытия.

Тусклое звучание голоса

Оно возникает из-за излишнего применения приема «прикрытия», в результате которого звук запрокидывается назад, в затылок. Возможна и другая причина - плохое смыкание связок. В этом случае стоит перейти к упражнениям на твердую атаку.

Зажатия или зажимы

Некоторые виды зажима выявляются при наблюдении за поведением ученика в процессе пения: зажим корпуса, шеи, рук, нижней челюсти. Другие же можно услышать в голосе: зажим языка, зажимы в мышцах ротоглоточного канала. Мышечная скованность тела снимается правильной установкой корпуса, поющего: ученик должен стоять прямо, голову держать так, чтобы шея и позвоночник создавали прямую линию без перегибов (голову не запрокидывать назад и не наклонять сильно вперед), поясницу немного прогнуть, плечи развернуть, грудь слегка приподнять, руки свободно расположить вдоль тела. Помимо этого, целесообразно предложить ученику походить во время пения, поделать небольшие наклоны, повороты шеи. Эти легкие, небольшие по амплитуде движения помогут снять зажимы тела, а на голосоведение при правильной его организации влиять не будут.

Зажим нижней челюсти и языка сказывается на голосоведении. При этом дефекте слышится звук напряженный, тусклый, заваленный назад, ход вверх осуществляется «поддаванием» воздушной струи под связки. Устраняется зажим челюсти и словесным объяснением о ее работе, и показом педагога, пением упражнений на «а», а также путем пения упражнений с чередованием гласных, а и с объяснением уклада языка на разных гласных.

Зажатость (иными словами, тот же «горловой призвук») звука зависит от неправильной работы голосовой щели, смыкание которой происходит слишком долгое время. В этом случае следует перейти к придыхательной атаке и начать постепенный переход к мягкой атаке. Для снятия этого зажатия рекомендуется и овладение приемом прикрытия звука, пение на у и о. У мужчин к исправлению работы голосовой щели ведет и пение фальцетом, поскольку при таком пении связки смыкаются не полностью, а между ними остается веретенообразная щель.

Дефекты дикции

Они могут быть связаны с природными нарушениями речи (шепелявость, картавость и т.д.), с вялой работой артикуляционного аппарата, с искажением

слов при пении. Всем известны актерские упражнения для развития дикции, неплохо было бы к ним прибегнуть и на уроках вокала. Скороговорки помогают активизировать работу губ и языка в пении, но приходится наблюдать за тем, как хорошо проговаривающие скороговорки люди в пении становятся беспомощными. Это вполне объяснимо, так как формирование гласных и согласных в пении и речи различно. Думается, что более целесообразными для устранения дефектов дикции все-таки будут вокальные упражнения, приравнивающие произнесение разных гласных и согласных, и постоянное внимание педагога к четкому произнесению согласных.

Сип

Сип, или, как говорят еще, «песок», в голосе появляется, к сожалению, не так уж и редко. Нечистый, стертый тембр может быть приобретен в результате неверной эксплуатации певческого аппарата. Не следует насильно подтягивать голос певца к той или иной вокальной партии. Напротив, нужно каждую партию подтягивать к голосу, делать ее удобной для него. Не следует петь того, что не по голосу, потому что это разрушает полноценность голоса и пения. Все голоса индивидуальны: нужно освобождать и вскрывать природу голоса, не стремясь к несвойственным ей качествам».

В этом высказывании определено сразу несколько причин осиплости:

· во-первых, пение не своим голосом в том смысле, что тип голоса выявлен неверно или сам поющий считает себя обладателем не свойственного ему голоса;

· во-вторых, пение не в своей тесситуре, что связано, конечно, с первой причиной;

· в-третьих, пение не своего репертуара, что следует из двух вышеназванных причин, и, наконец,

· в-четвертых, большая певческая нагрузка при непоставленном голосе.

Всё это приводит к стиранию середины голоса, быстрому изнашиванию связок, которые рано начинают терять эластичность, а голос - красоту естественного тембра и силу. Последствия печальны: фонастения, хроническое несмыкание, болезни связок и всего голосового аппарата, потеря голоса.

Причиной сипа может быть и постоянное применение придыхательной атаки, то есть вялая работа связок и дыхания. Устранить этот вид сипа можно, прибегнув к твердой атаке, используя упражнения на стаккато с пропеванием этой фигуры сразу же на легато и обращая пристальное внимание на работу опоры дыхания.

Сип в голосе может быть слышен и в период физиологических изменений - таких, как мутация. В этом случае нужно сократить голосовую нагрузку или снять ее вовсе на время, рекомендуемое врачом-фониатром.

Нарушения вибрато

Наиболее частые случаи - тремоляция, «качка», «прямой голос».

Тремоляция, или «барашек», в голосе возникает при слишком частом вибрато (чаще, чем 6-7 колебаний в секунду). Для устранения этого дефекта нужно обратить внимание на снятие излишних напряжений, чтобы гортань могла работать свободно.

Для голосов без вибрато, т. е. «прямолинейным», можно рекомендовать обратиться к упражнениям на трели и к упражнениям, развивающим беглость.

"Качка" (менее 6-7-ми колебаний в секунду) голоса возникает от потери верной координации в работе голосового аппарата, переутомления мышц в результате перенапряжения или из-за снижения тонуса нервно-мышечной системы у стареющих певцов. В этом случае следует прибегнуть к упражнениям на ряд последовательных нот в пределах квинты и ноны, выбрав темп, при котором голос не качается. Эти упражнения нужно петь продолжительное время.

Форсировка

Форсированный голос звучит напряженно, надсадно и нарочито громко. Для людей с большим объемом голоса громкое его звучание - естественный процесс, при котором голос не теряет красоты вибрато. «Раз утраченная нежность голоса не возвращается никогда», - писал педагог М. Гарсиа. Форсировка приводит к детонации, искажает тембр. При таком пении теряется полетность звука, а с ней и способность «пробивать» зал, хотя поющему кажется, что его голос звучит необыкновенно сильно и, как считают неопытные певцы, должен быть хорошо слышен на фоне оркестра и в зале. В случае такого дефекта можно порекомендовать перейти на более лирический репертуар, который бы не провоцировал петь «большим» голосом на эмоциональном подъеме.

Очень часто возникает ситуация, когда вокалист оказывается в акустически неудобных условиях: пение в заглушённой комнате, где много мягкой мебели, поглощающей звук. Певец начинает кричать, форсировать звук. В результате голосовые складки перенапрягаются, и голос перестает подчиняться вокалисту. В лучшем случае придется несколько дней молчать. При подключении же верхних резонаторов голос не только будет звучать громче, но и ощущения, возникающие при его работе, создадут дополнительные источники контроля над голосом. Форсирование звука чаще всего возникает, когда вы пытаетесь перенести заботу о громкости с резонаторов на дыхание.

Второй вид форсировки возникает в том случае, когда человек, недавно занявшийся пением, берет на себя непосильно большие нагрузки. Например, пытается спеть высокую ноту или поет слишком долго.

В качестве совета: пока вокальный аппарат не окрепнет, не форсируйте события - пойте в середине вашего диапазона и не более 30-40 минут в день, лучше с перерывами на отдых. Если после ваших занятий голос сел, и вам трудно говорить - сократите занятие на 10 минут. Если это не помогло, продолжайте сокращать ваши занятия до нахождения оптимального времени.

В начале обучения необходимость петь упражнения, как правило, не ставится под сомнение. Действительно, на упражнениях можно спокойно освоить базовые приемы пения. Они обычно подобраны так, чтобы, вызывая наименьшие трудности при исполнении, вырабатывать правильные певческие навыки. Упражнения постепенно ведут нас от простого к сложному. Когда же появляются первые успехи, начинающий певец зачастую перестает уделять упражнениям достаточно внимания, и в результате оказывается отброшенным назад не некоторое время. Неокрепший еще вокальный аппарат быстро расстается с верными певческими навыками, как только певец теряет бдительность. Скорее всего, правильная координация вернулась бы к нему, если бы он был в состоянии «посидеть на вокальной диете», то есть не петь некоторое время ничего, кроме упражнений, а затем медленно добавлять выученный старый репертуар и только потом начать снова подъем к заветной вершине.

Фальшивая интонация

Этот дефект голосоведения возникает по ряду причин, которые могут быть, впрочем, взаимосвязаны. Не будем подробно рассматривать природный дефект слуха, связанный с нарушениями в слуховом аппарате.

В музыкальные учебные заведения часто поступают люди, не имеющие начальной музыкальной подготовки. Но в пении такие люди могут обладать необыкновенной выразительностью и красивым тембром, и абсолютно чистой интонацией. Традиционное развитие слуха таких людей происходит в процессе обучения путем приобретения теоретических знаний.

Положение рта в пении, работа челюстей, языка, мягкого нёба и гортани, мышечная незакрепощенность, артикуляция связаны с чистотой интонации. Несогласованность в работе всех частей организма, принимающих участие в голосообразовании, - причина нечистой интонации; поэтому верно поступают педагоги, которые в процессе обучения гармонически развивают одновременно и дыхание, и резонаторные ощущения, и работу гортани, дикцию, музыкальность и фразировку.

Чрезмерная сила звучания оркестра или фонограммы провоцирует форсирование голоса певцом и приводит к нечистой интонации.

Одной из причин нечистой интонации можно назвать и пение не на опоре. Даже если на центральном участке диапазона голоса ученик старается интонировать верно, то, как правило, пение в более высокой тесситуре, например, у сопрано выше ре второй октавы, потребует необходимых

технических приемов и, прежде всего, более глубокой и крепкой опоры дыхания, умения петь с использованием резонаторных ощущений, приближать и прикрывать звук.

Нечистой интонация в пении может становиться при переходе с одного гласного на другой. Для устранения этой причины необходимо обратиться к упражнениям, выравнивающим произношение разных звуков.

В результате неверной работы дыхания, при отсутствии навыков пользования резонаторными ощущениями, при наличии разного рода зажимов возникает пение в так называемой низкой позиции, которое также отрицательно сказывается на чистоте интонации.

Детонация возникает у певца и при фонастении, являясь, кстати, и одним из главных симптомов в нарушении работы связок. В этом случае требуется наблюдение врача и режим отсутствия голосовой нагрузки.

В условиях экзамена или при публичных выступлениях ученик, который в классе всегда поет чисто, также может начать нечисто интонировать. Причина этого явления кроется в волнении, которое нарушает нормальную работу дыхания, и в акустике незнакомого помещения, затрудняющей контроль за мышечными ощущениями. В результате неопытный певец начинает фальшивить. Этот дефект интонации можно снять увеличением числа выступлений и обучением ученика управлять своим нервно-психическим состоянием перед концертом или экзаменом.

Следует заметить, что каждый дефект встречается не в одиночку, а потому причины его возникновения определяются довольно сложно. Обобщая сказанное, подчеркнем, что нескоординированная работа всех частей организма, участвующих в процессе голосообразования, приводит к отклонениям от идеального голоса, к которому стремится обучающийся. Вокальный слух педагога и собственное понимание проблем голосоведения помогут верно выявить причину дефекта и найти пути его устранения.

 

Тема 18

Тема 19

Содержание учебного материала

Знакомство с общими понятиями анатомии голосового аппарата и гигиены певческого голоса: гортань - как источник звука, органы дыхания (диафрагма как главная дыхательная мышца), резонаторы (головной, грудной). Необходимо объяснить и показать учащемуся нижнерёберно-диафрагматическое дыхание. Полезны упражнения на «стаккато», которые дают возможность фиксировать работу мышц диафрагмы. Нужно следить, чтобы дыхание было плавным, т.к. толчок дыхания может вызвать зажатие голосовой щели, напряжение голосовых складок, которые перестают осуществлять смешанное голосообразование.

Плавное дыхание, сохранение постоянного чувства опоры способствуют развитию ровности диапазона. При этом полезны упражнения на «легато». Первоначально вокальные упражнения должны строиться на примарных тонах (певчески наиболее удобные звуки в центре диапазона певца).

Упражнения должны быть направлены на развитие и укрепление правильного дыхания, его экономичного расходования и на формирование правильной позиции. Глотка должна быть всегда свободна, рот и губы – свободны и активны. Необходимо добиваться правильного положения корпуса, освобождения мышц лица, шеи, челюсти, свободного положения гортани. Полезны упражнения в пределах терции – квинты на сочетание гласных с согласными, например,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 5450; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.142.146 (0.162 с.)