Конструкция якорного устройства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конструкция якорного устройства



 

Цель якорного  устройства: обеспечивать надежную стоянку судна на рейдах и в открытом море; удерживать на месте судно, стоящее одновременно на якоре и на швартовых; служить одним из средств снятия судна с мели; способствовать управлению судном в стесненных условиях пла­вания.

Якорное устройство (рис. 6.1) размещается в носовой части судна и состоит из следующих основных частей: якорей 5, якорных цепей 3, якорных механизмов 1 (брашпили, шпили и якорно-швартовые лебёдки), якорных 4 и палубных 7 клюзов, стопоров якорной цепи 2, цепных ящиков 6, устройств для крепления якорных цепей к корпусу судна 8.

Судовые якоря подраз­деляются на становые, запасные, стоп-анкеры, верпы, кошки, дреки и ледовые.

Становые якоря постоянно заведены в клюзы и служат для поста­новки на якорь.

Запасные якоря по конструкции и весу идентичны становым, ими снабжаются большие суда.

Стоп-анкеры служат для удержания судна в определенном направлении, они обычно заводятся с кормы и составляют по весу 1/3 станового якоря.

Верпы служат для тех же целей, что и стоп-анкеры. Вес верпа – 1/2 веса стоп-анкера.

Кошки - четырехлапые якоря, которыми снабжаются малые суда, речные суда, катера.

По Правилам морского Регистра РФ становые якоря для судов подбирают­ся по характеристике снабжения:

,

где D - водоизмещение судна при осадке по летнюю грузовую ватерлинию, т;   B - ширина судна, м;  - условная высота от летней грузовой ватерлинии до верхней кромки настила палубы у борта самой высокой рубки, имею­щей ширину более чем 0,25 B м (если рубка, имеющая большую ширину, располагается над рубкой шириной 0,25 В или менее, то высота этой последней рубки  в расчет не принимается). Мачты, грузовые стрелы, леерное ограждение, а также фальшборт и комингсы люков высотой менее 1,5 м при определении величин  и A могут не учитывать­ся. В расчетах  седловатость и дифферент не учитываются; A - площадь парусности в пределах длины судна L, м2 (при определении этой величины учитывается площадь парус­ности только корпуса, надстроек и рубок шириной более 0,25 В).

Суда неограниченного района плавания, имеющие характеристику снабжения  более 200, должны иметь не менее трех становых яко­рей, из которых один запасной.

Масса станового якоря должна быть не менее, чем определяемая по формуле , где - масса якоря, кг; k - коэффициент, равный: 3,00 для судов неограниченного района плавания; 2,75 -  для судов ограниченного района плавания I; 2,50 - для судов ограниченного района плавания II; 2,00 - для судов огра­ниченного района плавания III;  - характеристика снабжения.

На судах с характеристикой снабжения  равной или менее 200, допускается наличие двух становых якорей и, кроме того, стоп-анкера. Его масса  определяется по формуле , где т - коэффициент, равный: 1,00 - для судов неограниченного района плавания; 0,90 - для судов ограниченного района плавания I; 0,80 - для судов ограниченного района плавания II и 0,70 - для судов ограниченного района плавания III.

В качестве стоп-анкера могут применяться якоря одного из одоб­ренных типов.

Становой якорь должен обладать хорошей держащей силой, при этом быстро забирать грунт, а также вторично входить в грунт после срывов, сохранять постоянство держащей силы при перемене направления якорной цепи, при подъеме легко отделяться от грунта, обладать компактностью, быть прочным, простым в изготовлении. Общий вид становых якорей приведен на рис. 6.2 и  6.3.

      Большинство современных судов оснащено якорем Холла.

Держащей силой якоря называется наименьшее усилие, которое нужно приложить в направлении веретена, чтобы сорвать его с грунта. Это усилие составляет в зависимости от типа якоря и характера грунта от 2 до 10 весов якоря. Держащая сила якоря передается судну через якорную цепь. Суммарная длина обеих цепей для становых якорей должна быть не менее, чем определяемая по формуле:

,

где l - суммарная длина цепей, м; r - коэффициент, равный для судов: 1,00 - для судов неограниченного района плавания; 0,88 - для судов ограниченного района плавания I; 0,76 - для судов ограниченного района плавания II; 0,64 - для судов огра­ниченного района плавания III; Nc - характеристика снабжения.

Согласно требованиям правил Российского Морского Регистра судоходства суда могут снабжаться цепями обыкновенными, повышенной и особой прочности. Толщину якорных цепей измеряют по диаметру сечения звена в месте его соприкосновения с другим звеном. Диаметр d указанного сечения называется калибром цепи и определяется по формуле , где s - коэффициент, равный: 1,00 - для судов неограниченного района плавания; 0,94 - для судов ограниченного района плавания I; 0,88 - для судов ограниченного района плавания II; 0,82 - для судов ограни­ченного района плавания III; t - коэффициент, равный 1,75 для обыкновенных цепей, 1,55 - для цепей повышенной прочности и 1,35 - для цепей особой прочности.

Якорные цепи изготавливаются  из стали контактной сваркой, отлив­кой, штамповкой и комплектуются  из отдельных смычек, которые в за­висимости от их расположения в цепи разделяются на якорную, про­межуточные и коренную, крепящуюся к набору корпуса. Смычка, примыкающая к якорю, называется якорной и имеет вертлюг, предотвращающий закручивание цепи. Концевое звено соединяет цепь со скобой якоря. Соединительные звенья (в редких случаях скобы) соединяют смычки. Коренная смычка, крепящаяся к корпусу судна, имеет концевое звено увеличенных размеров и вертлюг (рис. 6.4).

Промежуточные смычки должны иметь длину 25 м или 27,5 м (90 футов) и состо­ять из нечетного числа звеньев. При комплектации якорных цепей смычки соединяют так, чтобы соединительное звено (скоба) ложилось на цепной барабан брашпиля плашмя, во избежание вредных напря­жений в соединительных звеньях. Общая длина двух цепей, вычисляемая по приведенной на с 41 формуле, представляет собой суммарную длину только промежуточных смычек. Якорная и коренная смычки в расчет не принимаются. Полученная по формуле длина округляет­ся (в любую сторону) до целого числа смычек, и если их общее чис­ло оказывается нечетным, то цепь правого якоря должна быть на одну смычку больше, чем левого.

Рис. 6.5.  Соединительное звено Кентера

Наиболее часто для соединения смычек используется соединительное звено Кентера (рис. 6.5) На каждом судне, имеющем запасной якорь и цепь (или цепи) для станового якоря (или якорей), должны быть предусмотрены: запасная якорная смычка  -  1 шт.; запасные соединительные звенья -  2 шт.; запасная концевая скоба -  1 шт.

Звено якорь-цепи имеет поперечную распорку - контрфорс. Смычки якорь-цепи маркируют: звенья у соединительной скобы красят белой краской и на контрфорсы окрашиваемых звеньев накладывают отожженную проволоку. Закрашиваются последнее звено первой смычки и первое второй, два по­следних звена второй смычки и два первых звена третьей, три последних звена третьей смычки и три первых звена четвертой и т.д. После шестой смычки порядок маркировки повто­ряется.

В состав якорного устрой­ства входят раз­личные стопоры для удержания якорной цепи (рис. 6.6): ленточ­ный (на браш­пиле), стационар­ные: а -  винто­вой, б - с заклад­ным палом, в - с поворотным палом, г (1,2,3) - переносные цепные стопоры.

  Якорные и палубные клюзы служат для пропуска якорной цепи. В рейсе они закрываются специальными крышками для предотвращения попадания воды на палубу и в цепные ящики.

1- привод управления; 2—направляющий лоток; 3 - палубный клюз; 4 - якорная цепь;5 - откидной гак; 6 - корпус; 7 - переборка

Чтобы якорная цепь не запутывалась при отдаче и выборке якоря, она уложена в высокие и узкие цепные ящики. В цепном ящике якорная цепь крепится к корпусу специальным уст­ройством крепления (рис. 6. 7). Для быстрой отдачи якор­ной цепи, в случае необходимости,  привод управления выводится на палубу. Усилием, прилагаемым к съемному маховику или рукоятке привода, освобождается откидной гак с заложенным за него конце­вым звеном якорной цепи.

Рис. 6. 7. Устройство для крепле­ния коренного конца якорной цепи на пере­борке: 1- привод управления; 2 -направляющий лоток; 3 - палубный клюз; 4 - якорная цепь;5 - откидной гак; 6 - корпус; 7 - переборка

 

Брашпиль – это обычно электрическая или реже гидравлическая машина, служащая для отдачи и выборки якоря (на судах устанавливаются брашпили массой до 8500 кг и калибром цепи до 82 мм; шпили -  до 5000 кг и калибром до 57 мм). Общий вид электрического брашпиля приведен на рис. 6.8. Электродвигатель передает вращение через редуктор и систему зубчатых колес главному валу, расположенному в подшипниках на станине. На валу свободно насажены два цепных барабана - звездочки, имеющие углубления для захвата звеньев якорной цепи. Каждая звездочка снабжена кулачковой муфтой для соединения с валом и ленточным стопором (тормозом), имеющими ручные приводы. Стальная лента ленточного стопора охватывает почти всю окружность тормозного диска, жестко соединенного со звездочкой. Вращением рукоятки винтового привода 4 по часовой стрелке стягивают концы ленты, и она надежно зажимает диск звездочки, исключая ее вращение на валу при разобщенных муфтах. Для выбирания швартовных тросов на концах вала имеются швартовные барабаны - турачки. По требованию правил Российского Морского Регистра судоходства мощность брашпиля должна обеспечить выборку якорной цепи с якорем со скоростью не менее 10 м/мин в течение 30 минут, а привод - одновременную выборку 2 якорей с половины расчётной глубины.

Наиболее распространенными на судах являются электрические брашпили типов Б4, Б5, Б6. Они имеют более сложную конструкцию. В них, в частности, предусмотрено растормаживание вала электромагнитным тормозом и затормаживание брашпиля при прекращении подачи тока на двигатель, отдача якорей с местного поста управления и из рулевой рубки, установка на брашпиле и в рулевой рубке дистанционных указателей длины вытравленной якор­ной цепи.

Правила технической эксплуатации якорного устройства.  Якорные цепи на ходу судна должны быть на всех стопорах. Запрещается плавать с не втянутыми до места якорями.

Необходимо регулярно проверять состояние якорной цепи и деталей ее крепления к корпусу судна. Устройство для быстрой отдачи коренного конца якорной цепи должно содержаться в исправности, быть хорошо разработанным и смазанным.

Бортовые якорные клюзы и цепные ящики необходимо периодически очи­щать от грязи и ржавчины и окрашивать.

Стопоры якорных цепей должны быть исправными. Зимой обледеневшие якорь и якорные цепи перед работой необходимо очистить от льда. Запрещается отдавать якорь на большой скорости судна.

Нельзя оставлять соединительную скобу якорной цепи на звездочке брашпиля.

При длительных стоянках на якорях нужно следить, чтобы якорные цепи не перекручивались.

Якорные цепи и цепные ящики 1 раз в год необходимо осматривать, очищать от ржавчины, окрашивать.

Подлежат замене звенья цепи при уменьшении среднего диаметра в наиболее изношенной части на 1/10 и более первоначального диаметра, а также при наличии трещин. Подлежат замене или ремонту также звенья цепи с выпавшими или ослабленными контрфорсами.

Один раз в 2 года якорное устройство предъявляется для освидетельствования  в Российский Морской Регистр  судоходства.

При изготовлении надзору Регистра подлежат следующие изделия, входящие в якорное устройство: якоря; якорные цепи или тросы; якорные стопоры; устройства для отдачи коренного конца якорной цепи или троса; якорные клюзы.

Перед каждым выходом в море, приходом, якорной стоянкой, перед входом в узкость проверяют со­стояние и действие якорного устройства. Брашпиль проверяют на холостом ходу каждый раз перед его использованием.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.114.38 (0.02 с.)