Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Конструкция швартовного устройства
Швартовное устройство служит для крепления судна к причалу, рейдовым бочкам, палам, к борту другого судна. Состоит из швартовных тросов, швартовных механизмов (брашпиль, шпиль, лебедка), клюзов, киповых планок, кнехтов, вьюшек и банкетов для хранения тросов и вспомогательных приспособлений (стопоров, кранцев, скоб, бросательных концов). В настоящее время в качестве швартовных тросов применяются стальные (все реже), растительные и синтетические тросы. Число и размеры швартовных тросов на судне определяют по характеристике снабжения Nc. Количество швартовных тросов на судне должно быть не менее, чем результат расчета по формуле , где п - количество швартовных тросов; а, b - величины, указанные в табл. 7.1. Т а б л и ц а 7.1
Результат вычисления по формуле округляют в обе стороны до ближайшего числа. Длина каждого швартова должна быть не менее где и - величины, указанные в табл. 7.2
Т а б л и ц а 7.2
Результат вычислений округляют в обе стороны до 10 м. Однако нет необходимости иметь швартовы длиной более 200 м. Разрывное усилие всех швартовных тросов определяется по формуле: , где и - величины, указанные в табл. 7.3 Т а б л и ц а 7.3
Однако нет необходимости, чтобы швартовные тросы имели в целом разрывное усилие более 490 кН. Швартовные механизмы: обычно на баке брашпиль (могут быть и шпили), на корме - шпили и лебедки.
Брашпиль прежназначен для работы с якорями и для работы со швартовыми. На его валу расположены швартовые барабаны - турачки. На них шлагами накидываются швартовы для подтягивания судна к причалу. Шпили и швартовные лебедки на корме также служат для этой цели. Получили распространение автоматические швартовные лебедки, их устанавливают на баке и корме по обоим бортам. Кнехты - парные чугунные или стальные тумбы, укрепленные на палубе (рис. 7.1). Количество и расположение кнехтов зависит от конструкции судна. Обычно на судах бывает 12 - 14 парных кнехтов, расположенных симметрично по бортам в носовой, средней и кормовой частях. Киповые планки (рис. 7.2) бывают с роульсами и без роульсов. Роульсы уменьшают износ тросов и снижают усилие, необходимое для их выбирания. Швартовные клюзы - чугунные или стальные отливки овальной формы с плавным закруглением рабочей поверхности, исключающим резкий перегиб швартовного троса. Для временного удержания швартова при переносе его с барабана шпиля или с турачки брашпиля на кнехты применяются стопоры: цепные - для стальных швартовов, растительные - для растительных и синтетических швартовов. Для предохранения корпуса судна от повреждений во время швартовки, стоянки у причала или у борта другого судна используются мягкие, жесткие и пневматические кранцы. Швартовные концы подают на берег использованием бросательных концов или завозят катером. Растительные и синтетические швартовы необходимо оберегать от воздействия высоких температур и трения. При загрязнении их нужно промыть пресной водой и просушить. Швартовные операции
Процесс подтягивания судна к причалу или к другому судну с последующим креплением его в неподвижном состоянии называется швартовкой судна. Отход от причала или от другого судна называется отшвартовкой. Швартовка и отшвартовка включают подготовку швартовного устройства к работе, подачу швартовных тросов на берег или другое судно и крепление их там, обеспечение защиты корпуса судна от повреждений с помощью кранцев, работу с тросами, использование шпилей, брашпилей, швартовных (в том числе автоматических) лебедок и т.д.
Швартовка является ответственной и сложной операцией, которая может производиться в неблагоприятных гидрометеорологических условиях (сильный ветер, течение, осадки, обледенение и т.п.) и для успешного завершения требует согласованных и четких действий команды, занятой на швартовке, а также постоянной готовности к действию и исправности всего швартовного устройства. Следует всегда помнить, что опоздание с выполнением какой-либо команды может сорвать весь задуманный маневр по швартовке или отшвартовке и даже привести к аварии своего или другого судна. Для выполнения швартовных операций палубная команда занимает места в соответствии с судовым расписанием. На баке руководителем работ назначается один из помощников капитана, а его помощником – боцман, в обязанности которого входят все работы по отдаче и подъему якорей, а также управление брашпилем и шпилями. На корме старшим, как правило, является второй помощник капитана, а его помощником – старший матрос. Для управления электрическими механизмами во время швартовных операций могут привлекаться также электрики. Рядовые члены швартовной команды распределяются примерно поровну на корму и на бак. В случае привлечения к швартовным работам иных специалистов, не имеющих свидетельств матросов, они должны пройти обучение и получить допуск после проверки знаний. Старшие лица палубной команды – боцман (на баке) и старший матрос (на корме) - несут ответственность за содержание в должном порядке всего швартовного инвентаря. Они должны содержать в исправном состоянии швартовные механизмы, докладывая своевременно старшему помощнику капитана о замеченных неисправностях, требующих вмешательства механика или электромеханика. Наименование швартовных тросов. Для обеспечения безопасной стоянки у причала швартовные тросы подаются на берег с таким расчетом, чтобы они препятствовали движению судна во всех направлениях, которые могут быть вызваны внешними силами: течением, ветром (в том числе и внезапным шквалом), волнами от проходящих мимо судов и т.д. Основные швартовные тросы (концы) подаются с носовой и кормовой оконечностей судна в строго определенных направлениях, в зависимости от которых тросы и получают свое название (рис.7.3): 1 - кормовой продольный «морского» борта». 2 - кормовой продольный, 3 - кормовой прижимной, 4 - кормовой шпринг, 5 - носовой шпринг, 6 - носовой прижимной, 7 - носовой продольный, 8 - носовой продольный «морского» борта. Каждое судно обязано подавать не менее чем по три швартовных троса с носа и кормы. Для крупнотоннажных судов количество швартовов необходимо увеличить в два раза (по крайней мере, – продольные и шпринги). В этих случаях к названию швартовных концов, находящихся с внешней стороны, добавляют слово «морского» борта. При швартовке тросы подаются в определенной последовательности, в зависимости от конкретной обстановки, состояния погоды, наличия судов, стоящих у причала впереди и позади места, предназначенного для стоянки, количества помогающих буксиров, течения и т.п. Подготовка швартовного устройства к работе. После вызова команды на швартовку проводят подготовительные работы: швартовные тросы достают из кладовых, расчехляют вьюшки, снимают брезент с бухт и разносят тросы по палубе длинными шлагами для удобства при подаче их на берег (рис. 7.4). Из кладовых достают и раскладывают по палубе, в тех местах, где они могут понадобиться, бросательные концы (минимум по два – на бак и корму), кранцы, швартовные скобы, переносные стопоры и т.п. Проверяют в работе на холостой ход швартовные и якорные механизмы.
При подготовке к швартовным операциям все посторонние предметы должны быть заблаговременно убраны. Порядок выполнения швартовных операций. Как правило, судно приближается к причалу передним ходом с очень малой скоростью с расчетом погасить инерцию при непосредственном подходе к причалу. В некоторых случаях, например при сильном прижимном ветре, швартовка может производиться с отдачей якоря с наветренного борта, удерживающего в этом случае нос судна от быстрого движения к причалу. Среднетоннажные суда в большинстве случаев, а крупнотоннажные, как правило, швартуются с помощью буксиров, количество которых зависит от размеров судна и обстоятельств швартовки. При приближении судна к причалу швартовы подаются при помощи бросательных концов.Бросательный конец, или лёгость (рис. 7.5) - это растительный или синтетический линь длиной 25 – 35 м с мягкими огонами на концах. На одном огоне бросательного конца закрепляется небольшой мешочек из парусины, наполненный песком и оплетенный шкимушгаром в виде маленького кранца. Закладывать в мешочек какие-либо тяжелые предметы, например, гайки, камни и т.п. запрещается. Если бросательный конец изготавливается из нового троса, его необходимо намочить в соленой воде, натянуть, сложив для удобства вдвойне, и подвесить к середине груз с расчетом, чтобы линь, вытягиваясь, высох. После такой обработки на лине не будут образовываться колышки, и он будет удобен в работе. Бросательный конец подготавливают к работе следующим образом (рис. 7.6). Огон на свободном конце надевают на левую руку, линь сматывают ровными шлагами в небольшую бухту, которую разделяют на две примерно равные части, одна из которых с грузиком находится в правой руке. Сильным взмахом конец выбрасывают на берег сначала с правой руки, а затем с левой, удерживая его за надетый на руку огон. Иногда перед подачей бросательный конец смачивают за бортом, так как у мокрого конца, как более жесткого, шлаги ложатся ровнее, а сам конец и грузик несколько утяжеляются.
Подача бросательного конца требует определенных навыков, приобретение которых входит в обязанности матроса, т. к. от этой операции зависит своевременная подача швартова, что имеет большое значение для успешного завершения маневра по швартовке судна. Бросательный конец крепят к огону швартовного троса таким образом, чтобы на берегу швартов можно было бы сразу же положить на береговой пал, не зажимая при этом бросательного конца и не теряя времени на его развязывание. Поэтому, если применяется узел, жестко охватывающий швартов – выбленочный узел с петлей (рис. 7.7 положение 1), то его надо вязать не за спинку огона, а за его боковую ветвь. Можно применять беседочный узел (рис. 7.7 положение 2), который легко освобождает спинку огона. Во всех случаях не следует применять таких узлов, которые, затягиваясь, значительно затрудняют отдачу бросательного конца от швартова. На береговые пушки огоны швартовов должны закладываться способом, показанным на рис. 7.8, так как верхний швартов в этом случае не зажимает нижний, и каждый швартов может быть снят с пушки отдельно. Для предохранения корпуса судна от повреждения при соприкосновении с причалом в месте касания подкладывают кранцы круглой или продолговатой формы. Кранец (рис. 7.9) состоит из парусинового мешка, набитого крошеной пробкой или другим упругим и недеформирующимся материалом и оплетенного прядью пенькового троса. Кранец имеет огон с коушем, за который крепится достаточной длины конец, толщиной 50 мм. Во время длительной стоянки не рекомендуется применять мягкие кранцы, так как они довольно быстро разрушаются. Взамен могут быть применены жесткие – круглые деревянные стержни диаметром 200 – 300 мм и длиной до 2 м. В верхней части кранца высверливают отверстие, через которое проводят конец, служащий для его подвешивания. Для того чтобы сделать кранец менее жестким и более долговечным, его клетнюют по всей длине старым растительным тросом. Для швартовки на бочку или за береговые рымы (рис. 7. 10) применяются швартовные скобы 1, размер которых позволяет заводить их за растительные и синтетические тросы. Огон швартова 3 следует заводить за рым 2 способом, показанным на рисунке. Крепить огон скобой непосредственно за рым не рекомендуется, т. к. при сильном натяжении троса штырь скобы может погнуться и отдать скобу будет уже невозможно. К причалу судно подтягивают с помощью швартовных механизмов. Вначале швартов пропускают через кнехт, затем ходовой конец швартова берется на турачку брашпиля (шпиля) пятью – шестью шлагами. На оттяжку каждого швартова ставят матроса. Все тросы рекомендуется закладывать на шпили, турачки, кнехты по ходу спуска троса. Обычно для всех швартовных тросов применяют тросы прямого спуска. Их следует закладывать на турачки и кнехты (на заднюю тумбу) по часовой стрелке. При сильном натяжении турачка может проворачиваться в шлагах швартова и не тянуть его. В этом случае необходимо остановить турачку и положить на нее дополнительно два – три шлага троса. Делать это на ходу запрещается. Если это не помогло, то нужно поставить на оттяжку швартова второго матроса. Даже небольшое увеличение тяги на оттяжке может прекратить проворачивание турачки в шлагах троса. Выбирать тросы следует плавно, не допуская рывков и большой слабины. При сильном натяжении швартова следует временно прекратить его выбирать.
Использование переносных стопоров. Во время швартовки, после того как трос набит шпилем (брашпилем) и его нужно перенести на кнехт, для временного удержания троса применяются переносные стопоры. Для стального троса применяются стопоры в виде короткозвенной такелажной цепи длиной 2 – 4 м, калибра 10 мм. На одном конце стопора в увеличенное концевое звено заводят скобу, с помощью которой стопор крепится к рыму у основания кнехта или, если рыма нет, то удавкой за тумбу кнехта. На другом конце стопора крепится растительный линь длиной не менее 1,5 м, облегчающий пользование стопором. Для растительных и синтетических тросов стопор изготавливается из того же материала, что и трос, но вдвое меньшего размера. Разрывная нагрузка стопоров во всех случаях должна быть не менее нагрузки, воспринимаемой швартовом при натяжении его лебедкой. Применение цепных стопоров для растительных и синтетических тросов недопустимо, т.к. цепь сильно деформирует трос и выводит его из строя. На швартов стопор закладывается специальным узлом (рис. 7.11) Стопор вытягивают вдоль швартова по направлению натяжения, накладывают на швартов два полуштыка, затем четыре – пять шлагов в направлении тяги, против направления свивки каната. Для цепного стопора на стальные тросы достаточно одного полуштыка и далее он накладывается на трос как растительный. За ходовой конец стопор обычно удерживают усилием руки. Когда швартов взят на стопор, не следует резко сбрасывать с турачки швартовный трос, чтобы рывком не оторвать стопор. Швартов следует сначала осторожно потравить обратным ходом шпиля или брашпиля, не снимая шлагов с барабана, и только убедившись, что стопор надежно держит швартов, последний нужно быстро переложить на кнехт. Работа со швартовыми. На кнехты швартовы обычно накладываются восьмеркой, для стального троса 5 – 6 шлагов, для синтетического 7 – 8 шлагов. На современных судах с быстротекущими перегрузочными операциями, на которых в процессе погрузки или выгрузки быстро меняется осадка, либо на судах, заходящих в порты с резкими перепадами уровней приливов и отливов, устанавливаются автоматические швартовные лебедки. Эти лебедки автоматически поддерживают заданное натяжение швартова, потравливая швартов при его чрезмерном натяжении или подбирая его при образовании слабины. При подаче швартова на берег его потравливают с лебедки в ручном режиме работы. После того как огон заложен за береговой пал, трос подбирается лебедкой и по окончании швартовки швартовный барабан зажимается ленточным тормозом. Затем лебедку устанавливают на автоматический режим работы, ленточный тормоз швартовного барабана отдают. Торможение в автоматическом режиме производится лентой фрикциона. При переводе автоматизированных лебедок с одного режима на другой запрещается менять порядок операций, определенных инструкцией. Поданные на берег швартовы должны быть обтянуты равномерно, в противном случае все тросы могут быть поочередно оборваны. На поданные на берег швартовы необходимо надевать противокрысинные щиты, представляющие собой две половинки диска, скрепленные шарниром, с отверстием в центре для троса. Щит надевается на швартов снаружи борта судна и удерживается на расстоянии около метра от клюза при помощи штерта, заведенного за центральную часть щита и закрепленного на судне. За время стоянки судна в порту на швартовых, особенно на грузовых операциях и колебаниях уровня моря, вахта обязана нести наблюдение за состоянием швартовых. При производстве грузовых операций осадка судна меняется, и судно может начать двигаться вдоль причала или отойти от него. При выгрузке или при значительных колебаниях уровня моря наблюдение за тросами следует вести еще более внимательно, т. к. трудно определить на глаз, до какой степени натянут трос. Поэтому следует периодически проверять натяжение троса, наступая на него ногой. При потравливании швартовов запрещается передергивать шлаги троса на кнехте руками, т. к. при этом можно получить серьезную травму. Следует снять несколько шлагов с кнехта и потравить некоторое количество троса, перепуская его через кнехт, затем вновь закрепить трос на кнехте, положив на верхние шлаги схватку. При ослаблении швартовов можно подбирать не все швартовы, а только часть их, например носовые продольные и кормовой шпринг, при этом остальные швартовы обтянутся автоматически. Команды и доклады при выполнении швартовых операций. В процессе швартовки применяются следующие основные команды. Кроме упомянутых выше при швартовке могут быть использованы и другие команды. «Приготовиться к швартовке!». Подготовка к швартовке – необходимое условие ее проведения. О предстоящей швартовке заранее предупреждают швартовые команды и вахтенного механика. Подается питание на швартовые механизмы. Заблаговременно, до подхода к причалу, с мостика подают команду: «По местам швартовки стоять!». После того как швартовые команды собрались по местам швартовки и установлена связь с мостиком, руководители работ докладывают на мостик: «На баке (корме) швартовная команда в сборе!». Далее следует команда: «Швартовка правым (левым) бортом!». На баке (корме) репетуют: «Принято на баке (корме), швартовка правым (левым) бортом!». «Крепить все концы, так стоять будем» - последняя команда означает окончание швартовных операций. По этой команде концы окончательно крепят на кнехтах, убирается лишнее с бака и кормы. В процессе швартовки при опасном сближении с причалом подается команда: «Кранец за борт в… (обозначенном месте)». Все команды должны репетоваться на местах, так чтобы на мостике поняли, что адресат принял команду, например: «Есть. На баке крепить продольный». Как с бака, так и с кормы на мостик передают сообщения о ходе работ, например: «Лопнул буксир (шпринг и т.д.)», «Буксир подан», «Продольный отдан (закреплен)» и т.д. При подаче концов с кормы, если есть опасение, что швартовы могут попасть под работающий винт, необходимо доложить на мостик об обстановке. По окончании отшвартовки, когда швартовые уже не смогут помешать работе винта, на мостик докладывают: «За кормой чисто». При отходе от причала кормовые швартовы следует выбирать с максимальной скоростью, для того чтобы дать возможность работать гребным винтом как можно раньше.
§ 7.3. Техническая эксплуатация швартовного устройства
Швартовное устройство должно обеспечивать быстрое и безопасное выполнение швартовных операций, надежное крепление судна у причала или иного объекта и предохранение при этом корпуса от повреждений. С этой целью на судне еженедельно проводят тщательный осмотр устройства с проверкой его готовности к действию. При осмотре обращают особое внимание на целостность болтовых и надежность сварных соединений. Швартовные механизмы осматривают, смазывают и проверяют в действии на холостом ходу перед каждой швартовной операцией. Рабочие поверхности роульсов киповых планок, направляющих роульсов, кнехтов, битенгов и клюзов должны быть гладкими, роульсы киповых планок и направляющие роульсы должны легко вращаться, поэтому их регулярно смазывают и не реже 1 раза в год полностью разбирают и тщательно осматривают. Швартовные вьюшки периодически очищают от грязи и ржавчины, окрашивают и смазывают. При осмотре цепных и растительных стопоров обращают внимание на состояние звеньев и скоб, которыми стопоры прикрепляют к палубным обухам. Трос, загрязненный грунтом, до сматывания на вьюшку окатывают пресной водой и просушивают. Нельзя оставлять на тросе торчащие концы лопнувших проволок, их коротко обрезают или заправляют внутрь стрендей троса. Трос подлежит замене, если у него лопнула прядь или на длине, равной восьми его диаметрам, порвано более 10 % проволок, а также если он чрезмерно деформирован, Синтетический плетеный восьмипрядный трос подлежит замене, если на длине, равной 10 диаметрам, число обрывов и повреждений в виде надрывов нитей составляет 15 % и более от общего числа нитей в новом тросе. Синтетические тросы, уложенные в бухты на банкетках, закрывают чехлами от солнечных лучей. Для предотвращения искрообразования при работе с этими тросами каждые 2 месяца их окатывают соленой забортной водой. Во избежание сминания и чрезмерного изгиба стального швартова, нельзя пропускать несколько тросов одного направления в один клюз, проводить тросы через острые кромки (на излом), закреплять на одиночных битенгах. Если швартов длительное время испытывает трение в одном и том же месте (кипе, клюзе и т. д.), этот участок троса обматывают парусиной в несколько рядов или подкладывают под него старый мат. Для того чтобы стальной трос не закручивался в пружину, его накладывают на турачку брашпиля попеременно сверху и снизу, а на шпиль - то по часовой стрелке, то против. Швартовы периодически меняют концами, чтобы они изнашивались более равномерно. Во избежание скольжения синтетического троса, находящегося под напряжением, на турачке швартовного механизма или на кнехте и возможного при этом его оплавления накладывают на турачки не менее трех, а на кнехт — не менее шести шлагов. По тем же соображениям трос на турачке не потравливают, а ослабляют его обратным вращением механизма. На швартовы из синтетических тросов накладывают стопоры, изготовленные из того же материала, что и швартовы, и, как правило, из плетеных восьмипрядных тросов. Категорически запрещается накладывать на синтетические тросы цепные стопоры, пропускать эти тросы через один клюз и накладывать на одни кнехты вместе со стальными тросами. Нельзя применять в качестве швартовов синтетические тросы, шестикратный диаметр которых больше диаметра турачки (барабана) швартовного механизма. Синтетические швартовные тросы должны быть обязательно плетеными восьмипрядными. Во время грузовых операций следят за тем, чтобы все швартовы были одинаково обтянуты, не имели излишней слабины или не были слишком тугими. Особенно внимательно следят за швартовами, если судно стоит в таком месте, где бывают колебания уровня воды из за приливов и отливов. В этих случаях применяют в качестве швартовов растительные или синтетические тросы. Во избежание повреждений швартовных механизмов, запрещается закреплять тросы на турачках даже на непродолжительное время.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 493; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.176 (0.037 с.) |