Конструкция швартовного устройства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конструкция швартовного устройства



Швартовное устройство служит для крепления судна к причалу, рейдовым бочкам, палам, к борту другого судна. Состоит из швартовных тросов, швартовных механизмов (брашпиль, шпиль, лебедка), клюзов, киповых планок, кнехтов, вьюшек и банкетов для хранения тросов и вспомогательных приспособлений (стопоров, кранцев, скоб, бросательных концов).

В настоящее время в качестве швартовных тросов  применяются стальные (все реже), растительные и синтетические тросы. Число и размеры швартовных тросов на судне определяют по харак­теристике снабжения Nc. Количество швартовных тросов на судне должно быть не менее,  чем результат расчета по формуле , где п - количество швартовных тросов; а, b -  величины,  указанные  в табл. 7.1.

                                                                                                                                      Т а б л и ц а  7.1

Характеристика снабжения Nc.   a   b  
Nc   <  500 410   260  
500  <  Nc <  6100 3420   1120  
6100  <  N c <  8400 - 2190   460  
8400  <   Nc   - 4541   286  

Результат вычисления по формуле округляют в обе стороны до ближайшего числа.

Длина каждого швартова должна быть не менее   где   и  - величины, указанные в табл. 7.2

                                                                            

                                                                                                                                        Т а б л и ц а    7.2      

Характеристика снабжения Nc.
Nc <  700 100 0,100
Nc >  700 157 0,018

 

Результат вычислений округляют в обе стороны до 10 м. Однако нет необходимости иметь швартовы длиной более 200 м.

Разрывное усилие всех швартовных тросов определяется по формуле: , где  и - величины, указанные в табл. 7.3

                                                                                                                                               Т а б л и ц а  7.3

Характеристика снабжения Nc.
Nc  <  1000 500 0
1000  <  Nc < 5000 630 375
 c >  5000 825 2300

 

Однако нет необходимости, чтобы швартовные тросы имели в целом разрывное усилие более 490 кН.

Швартовные механизмы: обычно на баке брашпиль (могут быть и шпили), на корме - шпили и лебедки.

Брашпиль прежназначен   для работы с якорями и для работы со швартовыми. На его валу расположены швартовые барабаны - турачки. На них шлагами на­кидываются швартовы для подтягивания судна к причалу. Шпили и швартовные лебедки на корме также служат для этой цели. Получили рас­пространение автоматические швартовные лебедки, их устанавливают на баке и корме по обоим бортам.

Кнехты - парные чугунные или стальные тумбы, укрепленные на палубе (рис. 7.1). Количество и расположение кнехтов зависит от конструкции судна. Обычно на судах бывает 12 - 14 парных кнехтов, расположенных симметрично по бортам в носовой, средней и кормовой частях.

Киповые планки (рис. 7.2) бывают с роульсами и без роульсов. Роульсы уменьшают износ тросов и снижают усилие, необходимое для их выбирания.

Швартовные клюзы - чу­гунные или стальные отливки овальной формы с плавным за­круглением рабочей поверхно­сти, исключающим резкий перегиб швартовного троса.

Для временного удержания швартова при переносе его с барабана шпиля или с турачки брашпиля на кнехты применяются стопоры: цепные - для стальных швартовов, растительные - для растительных и синтетиче­ских швартовов.

Для предохранения корпуса судна от повреждений во время швар­товки, стоянки у причала или у борта другого судна используются мягкие, жесткие и пневматические кранцы.

Швартовные концы подают на берег использованием бросательных концов или завозят катером.

Растительные и синтетические швартовы необходимо оберегать от воздействия высоких температур и трения. При  загрязнении их  нужно промыть пресной водой и просушить.

Швартовные операции

 

Процесс подтягивания судна к причалу или к другому судну с последующим креплением его в неподвижном состоянии называется швартовкой судна. Отход от причала или от другого судна называется отшвартовкой.

Швартовка и отшвартовка включают подготовку швартовного устройства к работе, подачу швартовных тросов на берег или другое судно и крепление их там, обеспечение защиты корпуса судна от повреждений с помощью кранцев, работу с тросами, использование шпилей, брашпилей, швартовных (в том числе автоматических) лебедок и т.д.

Швартовка является ответственной и сложной операцией, которая может производиться в неблагоприятных гидрометеорологических условиях (сильный ветер, течение, осадки, обледенение и т.п.) и для успешного завершения требует согласованных и четких действий команды, занятой на швартовке, а также постоянной готовности к действию и исправности всего швартовного устройства.

Следует всегда помнить, что опоздание с выполнением какой-либо команды может сорвать весь задуманный маневр по швартовке или отшвартовке и даже привести к аварии своего или другого судна.

Для выполнения швартовных операций палубная команда занимает места в соответствии с судовым расписанием. На баке руководителем работ назначается один из помощников капитана, а его помощником – боцман, в обязанности которого входят все работы по отдаче и подъему якорей, а также управление брашпилем и шпилями.

На корме старшим, как правило, является второй помощник капитана, а его помощником – старший матрос. Для управления электрическими механизмами во время швартовных операций могут привлекаться также электрики.

Рядовые члены швартовной команды распределяются примерно поровну на корму и на бак. В случае привлечения к швартовным работам иных специалистов, не имеющих свидетельств матросов, они должны пройти обучение и получить допуск после проверки знаний.

Старшие лица палубной команды – боцман (на баке) и старший матрос (на корме) - несут ответственность за содержание в должном порядке всего швартовного инвентаря. Они должны содержать в исправном состоянии швартовные механизмы, докладывая своевременно старшему помощнику капитана о замеченных неисправностях, требующих вмешательства механика или электромеханика.

Наименование швартовных тросов. Для обеспечения безопасной стоянки у причала швартовные тросы подаются на берег с таким расчетом, чтобы они препятствовали движению судна во всех направлениях, которые могут быть вызваны внешними силами: течением, ветром (в том числе и внезапным шквалом), волнами от проходящих мимо судов и т.д.

Основные швартовные тросы (концы) подаются с носовой и кормовой оконечностей судна в строго определенных направлениях, в зависимости от которых тросы и получают свое название (рис.7.3): 1 - кормовой продольный «морского» борта». 2 - кормовой продольный, 3 - кормовой прижимной,  4 - кормовой шпринг, 5 - носовой шпринг, 6 - носовой прижимной, 7 -  носо­вой продольный, 8 - носовой про­дольный «морского» борта.

Каждое судно обязано подавать не менее чем по три швартовных троса с носа и кормы. Для крупнотоннажных судов количество швартовов необходимо увеличить в два раза (по крайней мере, – продольные и шпринги). В этих случаях к названию швартовных концов, находящихся с внешней стороны, добавляют слово «морского» борта. При швартовке тросы подаются в определенной последовательности, в зависимости от конкретной обстановки, состояния погоды, наличия судов, стоящих у причала впереди и позади места, предназначенного для стоянки, количества помогающих буксиров, течения и т.п.

Подготовка швартовного устройства к работе. После вызова ко­манды на швартовку про­водят подготовительные работы: швартовные тросы достают из кладо­вых, расчехляют вьюшки, снимают брезент с бухт и разносят тросы по палубе длинными шлагами для удобства при подаче их на берег (рис. 7.4). Из кладовых достают и раскладывают по палубе, в тех местах, где они могут понадобиться, бросательные концы (минимум по два – на бак и корму), кранцы, швартовные скобы, переносные сто­поры и т.п. Проверяют в работе на холостой ход швартовные и якорные механизмы.

При подготовке к швартовным операциям все посторонние предметы должны быть заблаговременно убраны.

Порядок выполнения швартовных операций.   Как правило, судно приближается к причалу передним ходом с очень малой скоростью с расчетом погасить инерцию при непосредственном подходе к причалу. В некоторых случаях, например при сильном прижимном ветре, швартовка может производиться с отдачей якоря с наветренного борта, удерживающего в этом случае нос судна от быстрого движения к причалу. Среднетоннажные суда в большинстве случаев, а крупнотоннажные, как правило, швартуются с помощью буксиров, количество которых зависит от размеров судна и обстоятельств швартовки.

     При приближении судна к причалу швартовы подаются при по­мощи бросательных концов.Бросательный конец,  или лёгость (рис. 7.5) - это растительный или синте­тический линь дли­ной 25 – 35 м с мягкими огонами на концах. На одном огоне бросатель­ного конца за­крепляется небольшой мешочек из парусины, наполненный песком и оплетенный шкимушга­ром в виде ма­ленького кранца. Закла­дывать в мешочек какие-либо тя­желые предметы, напри­мер, гайки, камни и т.п. запрещается.

Если бросательный конец изготавливается из нового троса, его необхо­димо намочить в соленой воде, натянуть, сложив для удобства вдвойне, и подвесить к середине груз с расчетом, чтобы линь, вытягиваясь, высох. После такой обработки на лине не будут образовываться колышки, и он будет удобен в работе.

Бросательный конец подготавливают к работе следующим обра­зом (рис. 7.6). Огон на свободном конце надевают на левую руку, линь сматывают ровными шлагами в небольшую бухту, которую разделяют на две примерно равные части, одна из которых с грузиком находится в правой руке. Сильным взмахом конец выбрасывают на берег сначала с правой руки, а затем с левой, удерживая его за надетый на руку огон.

Иногда перед подачей бросательный конец смачивают за бортом, так как у мокрого конца, как более жесткого, шлаги ложатся ровнее, а сам конец и грузик несколько утяжеляются.

Подача бросательного конца требует определенных навыков, при­обретение которых входит в обязанности матроса, т. к. от этой опера­ции зависит своевременная подача швартова, что имеет большое значе­ние для успешного завершения маневра по швартовке судна.

Бросательный конец крепят к огону швартовного троса таким об­разом, чтобы на берегу швар­тов можно было бы сразу же положить на береговой пал, не зажимая при этом броса­тельного конца и не теряя времени на его развязывание.

Поэтому, если приме­няется узел, жестко охваты­вающий швартов – выбле­ночный узел с петлей (рис. 7.7 положение 1), то его надо вязать не за спинку огона, а за его боковую ветвь. Можно применять беседочный узел (рис. 7.7 положение 2), который легко освобождает спинку огона.

Во всех случаях не следует применять таких узлов, которые, затя­гиваясь, значительно затрудняют отдачу бросательного конца от швар­това.

На береговые пушки огоны швартовов должны закладываться способом, показанным на рис. 7.8, так как верхний швартов в этом случае не зажимает нижний, и каж­дый швартов может быть снят с пушки отдельно.

Для предохранения корпуса судна от повреж­дения при соприкосно­ве­нии с причалом в месте касания подкладывают кранцы круглой или продолговатой формы. Кранец (рис. 7.9) состоит из па­русинового мешка, набитого крошеной пробкой или другим упругим и неде­формирующимся материалом и оплетенного прядью пень­кового троса. Кранец имеет огон с коушем, за который кре­пится достаточной длины конец, толщиной 50 мм. Во время дли­тельной стоянки не рекомендуется при­менять мягкие кранцы, так как они до­вольно быстро разрушаются. Взамен мо­гут быть применены жесткие – круглые деревянные стержни диаметром 200 – 300 мм и длиной до 2 м. В верхней части кранца высверливают отверстие, через которое прово­дят конец, служащий для его подвешивания. Для того чтобы сделать кранец менее жестким и более долго­вечным, его клет­нюют по всей длине старым растительным тросом.

Для швартовки на бочку или за береговые рымы (рис. 7. 10) при­меня­ются швартовные скобы 1, размер которых позволяет заводить их за растительные и синтети­ческие тросы. Огон швартова 3 следует заво­дить за рым 2 способом, показанным на рисунке. Крепить огон скобой не­посредственно за рым не рекомендуется, т. к. при сильном натяжении троса штырь скобы может погнуться и отдать скобу будет уже невозможно.

К причалу судно подтягивают с помощью швартовных механиз­мов. Вначале швартов пропускают через кнехт, затем ходовой конец швартова берется на турачку брашпиля (шпиля) пятью – шестью шла­гами. На от­тяжку каждого швартова ставят матроса. Все тросы рекомен­дуется закладывать на шпили, турачки, кнехты по ходу спуска троса. Обычно для всех швартовных тросов применяют тросы прямого спуска. Их следует закладывать на турачки и кнехты (на заднюю тумбу) по ча­совой стрелке. При сильном натяжении турачка может проворачиваться в шлагах швартова и не тянуть его. В этом случае необходимо остановить турачку и положить на нее дополнительно два – три шлага троса. Делать это на ходу запрещается. Если это не помогло, то нужно поставить на оттяжку швар­това второго матроса. Даже небольшое увеличение тяги на оттяжке может прекратить проворачивание турачки в шлагах троса. Выбирать тросы следует плавно, не допуская рывков и большой сла­бины. При сильном натяжении швартова следует временно прекра­тить его выбирать.

Использование переносных стопоров. Во время швартовки, после того как трос набит шпилем (брашпи­лем) и его нужно перенести на кнехт, для временного удержания троса применяются переносные стопоры. Для стального троса применяются стопоры в виде короткозвенной такелажной цепи длиной 2 – 4 м, ка­либра 10 мм.

На одном конце стопора в увеличенное концевое звено заводят скобу, с помощью которой стопор крепится к рыму у основания кнехта или, если рыма нет, то удавкой за тумбу кнехта. На другом конце сто­пора крепится растительный линь длиной не менее 1,5 м, облегчающий пользование стопором. Для расти­тельных и синтетических тросов сто­пор изготавливается из того же материала, что и трос, но вдвое мень­шего размера. Разрывная нагрузка стопоров во всех случаях должна быть не менее нагрузки, воспринимае­мой швартовом при натяжении его лебедкой. Применение цепных стопоров для растительных и синтетиче­ских тросов недопустимо, т.к. цепь сильно деформирует трос и вы­водит его из строя. На швартов стопор закладывается специальным уз­лом (рис. 7.11)

Стопор вы­тягивают вдоль швартова по на­правлению натя­жения, наклады­вают на швартов два полуштыка, за­тем четыре – пять шлагов в направлении тяги, против направления свивки каната. Для цепного сто­пора на стальные тросы достаточно одного полуштыка и далее он на­кладывается на трос как растительный. За ходовой конец стопор обычно удерживают усилием руки.

Когда швартов взят на стопор, не следует резко сбрасывать с ту­рачки швартовный трос, чтобы рывком не оторвать стопор. Швартов следует сначала осторожно потравить обратным ходом шпиля или брашпиля, не снимая шлагов с барабана, и только убедившись, что сто­пор надежно держит швартов, последний нужно быстро переложить на кнехт.

Работа со швартовыми.  На кнехты швартовы обычно накладываются восьмеркой, для стального троса 5 – 6 шлагов, для синтетического 7 – 8 шлагов.

На современных судах с быстротекущими перегрузочными опе­рациями, на которых в процессе погрузки или выгрузки быстро меняется осадка, либо на судах, заходящих в порты с резкими перепадами уровней приливов и отливов, устанавливаются автоматические швартовные ле­бедки. Эти лебедки автоматически поддерживают заданное натяжение швартова, потравливая швартов при его чрезмерном натяжении или под­бирая его при образовании слабины. При подаче швартова на берег его потравливают с лебедки в ручном режиме работы. После того как огон заложен за береговой пал, трос подбирается лебедкой и по окончании швартовки швартовный барабан зажимается ленточным тормозом. Затем лебедку устанавливают на автоматический режим работы, ленточный тормоз швартовного барабана отдают. Торможение в автоматическом режиме производится лентой фрикциона. При переводе автоматизиро­ванных лебедок с одного режима на другой запрещается менять порядок операций, определенных инструкцией.

Поданные на берег швартовы должны быть обтянуты равномерно, в противном случае все тросы могут быть поочередно оборваны. На поданные на берег швартовы необходимо надевать противокрысин­ные щиты, представляющие собой две половинки диска, скрепленные шарниром, с отверстием в центре для троса. Щит надевается на швартов снаружи борта судна и удерживается на расстоянии около метра от клюза при помощи штерта, заведенного за центральную часть щита и закрепленного на судне.

За время стоянки судна в порту на швартовых, особенно на грузо­вых операциях и колебаниях уровня моря, вахта обязана нести наблюдение за состоянием швартовых. При производстве грузовых операций осадка судна меняется, и судно может начать двигаться вдоль причала или отойти от него.

При выгрузке или при значительных колебаниях уровня моря наблюдение за тросами следует вести еще более внимательно, т.  к. трудно определить на глаз, до какой степени натянут трос. Поэтому следует периодически проверять натяжение троса, наступая на него ногой.

При потравливании швартовов запрещается передергивать шлаги троса на кнехте руками, т. к.  при этом можно получить серьезную травму. Следует снять несколько шлагов с кнехта и потравить некоторое количество троса, перепуская его через кнехт, затем вновь закрепить трос на кнехте, положив на верхние шлаги схватку. При ослаблении швартовов можно подбирать не все швартовы, а только часть их, например носовые продольные и кормовой шпринг, при этом остальные швартовы обтянутся автоматически.

Команды и доклады при выполнении швартовых операций. В процессе швартовки применяются следующие основные команды.

Кроме упомянутых выше при швартовке могут быть использованы  и другие команды.

«Приготовиться к швартовке!». Подготовка к швартовке – необходимое условие ее проведения. О предстоящей швартовке заранее предупреждают швартовые команды и вахтенного механика. Подается питание на швартовые механизмы.

 Заблаговременно, до подхода к причалу, с мостика подают команду: «По местам швартовки стоять!».

После того как швартовые команды собрались по местам швартовки и установлена связь с мостиком, руководители работ докладывают на мостик: «На баке (корме) швартовная команда в сборе!».

Далее следует команда: «Швартовка правым (левым) бортом!». На баке (корме) репетуют: «Принято на баке (корме), швартовка правым (левым) бортом!».

 «Крепить все концы, так стоять будем» - последняя команда означает окончание швартовных операций. По этой команде концы окончательно крепят на кнехтах, убирается лишнее с бака и кормы.

В процессе швартовки при опасном сближении с причалом подается команда: «Кранец за борт в… (обозначенном месте)».

Все команды должны репетоваться на местах, так чтобы на мостике поняли, что адресат принял команду, например: «Есть. На баке крепить продольный».

Как с бака, так и с кормы на мостик передают сообщения о ходе работ, например: «Лопнул буксир (шпринг и т.д.)», «Буксир подан», «Продольный отдан (закреплен)» и т.д. При подаче концов с кормы, если есть опасение, что швартовы могут попасть под работающий винт, необходимо доложить на мостик об обстановке. По окончании отшвартовки, когда швартовые уже не смогут помешать работе винта, на мостик докладывают: «За кормой чисто». При отходе от причала кормовые швартовы следует выбирать с максимальной скоростью, для того чтобы дать возможность работать гребным винтом как можно раньше.

 

§ 7.3. Техническая эксплуатация швартовного устройства

 

Швартовное устройство должно обеспечивать быстрое и безопас­ное выполнение швартовных операций, надежное крепление судна у причала или иного объекта и предохранение при этом корпуса от повреждений. С этой целью на судне еженедельно проводят тща­тельный осмотр устройства с проверкой его готовности к действию. При осмотре обращают особое внимание на целостность болтовых и надежность сварных соединений. Швартовные механизмы осмат­ривают, смазывают и проверяют  в действии на холостом ходу перед каждой швартовной операцией.

Рабочие поверхности роульсов киповых планок, направляющих роульсов, кнехтов, битенгов и клюзов должны быть гладкими, роульсы киповых планок и направляющие роульсы должны легко вращаться, поэтому их регулярно смазывают и не реже 1 раза в год полностью разбирают и тщательно осматривают.

Швартовные вьюшки периодически очищают от грязи и ржав­чины, окрашивают и смазывают. При осмотре цепных и раститель­ных стопоров обращают внимание на состояние звеньев и скоб, которыми стопоры прикрепляют к палубным обухам.

Трос, загрязненный грунтом, до сматывания на вьюшку окатывают пресной водой и просушивают. Нельзя оставлять на тросе тор­чащие концы лопнувших проволок, их коротко обрезают или за­правляют внутрь стрендей троса. Трос подлежит замене, если у него лопнула прядь или на длине, равной восьми его диаметрам, порвано более 10 % проволок, а также если он чрезмерно дефор­мирован,

Синтетический плетеный восьмипрядный трос подлежит замене, если на длине, равной 10 диаметрам, число обрывов и повреждений в виде надрывов нитей составляет 15 % и более от общего числа нитей в новом тросе. Синтетические тросы, уложенные в бухты на банкетках, закрывают чехлами от солнечных лучей. Для предотвращения искрообразования при работе с этими тросами каждые 2 месяца их окатывают соленой забортной водой.

Во избежание сминания и чрезмерного изгиба стального швар­това,  нельзя пропускать несколько тросов одного направления в один клюз, проводить тросы через острые кромки (на излом), за­креплять на одиночных битенгах. Если швартов длительное время испытывает трение в одном и том же месте (кипе, клюзе и т. д.), этот участок троса обматывают парусиной в несколько рядов или под­кладывают под него старый мат. Для того чтобы стальной трос не закручивался в пружину, его накладывают на турачку брашпиля попеременно сверху и снизу, а на шпиль - то по часовой стрелке, то против. Швартовы периодически меняют концами, чтобы они из­нашивались более равномерно.

Во избежание скольжения синтетического троса, находящегося под напряжением, на турачке швартовного механизма или на кнехте и возможного при этом его оплавления накладывают на турачки не менее трех, а на кнехт — не менее шести шлагов. По тем же со­ображениям трос на турачке не потравливают, а ослабляют его обратным вращением механизма. На швартовы из синтетических тросов накладывают стопоры, изготовленные из того же материала, что и швартовы, и, как правило, из плетеных восьмипрядных тросов. Категорически запрещается накладывать на синтетические тросы цепные стопоры, пропускать эти тросы через один клюз и наклады­вать на одни кнехты вместе со стальными тросами. Нельзя применять в качестве швартовов синтетические тросы, шестикратный диаметр которых больше диаметра турачки (барабана) швартовного меха­низма. Синтетические швартовные тросы должны быть обязательно плетеными восьмипрядными.

Во время грузовых операций следят за тем, чтобы все швартовы были одинаково обтянуты, не имели излишней слабины или не были слишком тугими.  Особенно внимательно следят за швартовами, если судно стоит в таком месте, где бывают колебания уровня воды из за приливов и отливов. В этих случаях применяют в качестве швартовов растительные или синтетические тросы. Во избежание повреждений швартовных механизмов,  запрещается закреплять тросы на турачках даже на непродолжительное время.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 493; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.176 (0.037 с.)