Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Конструкция грузового устройства
Несмотря на то, что современные морские порты оснащены и береговыми, и плавучими грузоподъемными устройствами, морские суда тоже оборудуют грузовыми устройствами. Конструкции и производительность грузового устройства в значительной степени влияют на экономичность работы транспортного судна. Современные судовые грузовые устройства при их рациональной эксплуатации позволяют сократить время стоянки судов в портах. Судовые грузовые устройства используют при погрузочно-разгрузочных работах на открытых рейдах, в мелких портах и портопунктах, которые не оборудованы грузоподъемными средствами или мало ими оборудованы. Но и в крупных высокомеханизированных портах порой возникает необходимость в использовании судовых грузовых устройств. В качестве судовых грузоподъемных устройств используют грузовые стрелы или краны, а также совместно стрелы и краны (рис. 9.1). Грузоподъемное устройство со стрелами состоит из грузовых стрел, мачт для их крепления и бегучего такелажа. Грузовые стрелы делятся на легкие и тяжеловесные. По правилам Российского Морского Регистра судоходства легкой называется одиночная стрела грузоподъемностью не более 10 т, а тяжеловесной - одиночная стрела грузоподъемностью более 10 т (последняя обслуживается несколькими лебедками). Как правило, на судах, кроме легких стрел, устанавливают одну-две тяжеловесные. Легкая грузовая стрела представляет собой стальную трубчатую балку, установленную на мачте или грузовой колонке (рис. 9.2). Нижний конец стрелы называется шпором, он опирается на башмак, прикрепленный к мачте. Крепление шпора с башмаком позволяет поворачивать стрелу в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Верхний конец стрелы, называемый ноком, снабжен бугелем или обухом. Бегучий такелаж состоит из топенанта, грузового шкентеля и оттяжек. Оттяжка, в свою очередь, состоит из стального троса с коушами - мантыля и талей. Коренной конец топенанта предназначен для подъема и опускания стрелы, его крепят за обух нока стрелы. Грузовой шкентель служит для подъема и опускания груза. Он проходит через грузовой блок вдоль стрелы на направляющий блок и на барабан лебедки. На конце шкентеля укреплен гак, на котором подвешивается груз. Каждая стрела имеет две оттяжки, которые крепятся по обе стороны нока. С их помощью стрела перемещается в горизонтальной плоскости и фиксируется в определенном положении.
Легкие грузовые стрелы могут работать как в одиночном, так и в спаренном варианте. При работе в спаренном варианте «на телефон», одну стрелу (береговую) устанавливают в положение «за бортом» так, чтобы ее нок находился над причалом. Вторую стрелу (трюмную) устанавливают в положение «над люком» так, чтобы ее нок находился над просветом люка грузового трюма (рис. 9.3). Погрузка осуществляется Следующим образом. Груз, подцепленный грузовым гаком береговой стрелы, поднимается ее лебедкой выше фальшборта и трюма. Лебедка трюмной стрелы подбирает слабину своего грузового шкентеля и «берет груз на себя», в то время как лебедка береговой стрелы постепенно дает слабину своему грузовому шкентелю. Как только груз окажется над люком трюма, обеими лебедками травят грузовые шкентели, и груз опускается в трюм. Разгрузка осуществляется в обратной последовательности.
Тяжеловесные стрелы предназначены для погрузки и выгрузки тяжеловесных грузов, поэтому к надежности таких стрел, их оборудованию и такелажу предъявляют особые требования. Крепление и оснастка стрелы должны обеспечить уменьшение нагрузки на мачту, стрелу и грузовую лебедку при погрузке и выгрузке тяжеловесов. На морских судах устанавливают стрелы различной конструкции. Обычная тяжеловесная стрела (рис. 9.4) представляет собой прочную стальную трубчатую конструкцию 9 с утолщением в средней части. Для уменьшения напряжения на мачту шпор стрелы шарнирно соединен не с башмаком на мачте, а с вертлюжным устройством на специальном палубном фундаменте 12. К ноку стрелы сверху и снизу приварены прочные скобы. К нижней скобе подвешен верхний неподвижный блок многошкивных талей - грузовых гиней 6. На некотором расстоянии от нока в корпус стрелы врезан стальной шкив 5 для проводки ходового лопаря гиней, который затем проводят на барабан грузовой лебедки не вдоль стрелы, а вдоль мачты через отводной блок 1. Такая проводка ходового конца лопаря грузовых гиней уменьшает усилие сжатия в стреле при подъеме груза.
К нижнему подвижному блоку гиней подвешена прочная грузовая скоба или двурогий гак с вертлюгами. К верхней скобе на ноке стрелы присоединен подвижный блок гиней топенанта 4, а их неподвижный блок закреплен на мачте. Ходовой конец топенант-гиней проведен вдоль мачты на топенантную лебедку. Применение грузовых и топенантных гиней дает большой выигрыш в силе, что позволяет использовать для подъема груза ту же грузовую лебедку, которая обслуживает легкие стрелы. К боковым ноковым обухам стрелы присоединены мантыли 10, соединенные с талями оттяжек 11. Тали основаны гибким стальным лопарем. Ходовые концы лопарей через отводные блоки проведены на лебедки. Ниже врезанного в стрелу шкива к стреле сверху приварен обушок 7, к которому прикреплен коренной конец горденя 5, служащего для уборки стрелы по-походному. Ходовой конец горденя заведен через отводной блок 2 на турачку лебедки. Стрелу закрепляют по-походному в вертикальном положении. Для этого на салинге имеется бугель с хомутом либо гнездо с наметкой 3. Перед установкой стрелы в рабочее положение осматривают состояние и правильность проводки ее такелажа, проверяют работу лебедок на холостом ходу. Далее расчехляют нок, убирают крепление блока такелажа и отдают крепление самой стрелы. Управляет топенантной лебедкой боцман, а лебедками оттяжек - опытные матросы. После того как матросы отдадут крепление стрелы, топенантной лебедкой обтягивают втугую топенант-гини. Затем отдают закрепленный за утку на мачте ходовой конец горденя. Потравливая топенант-гини и равномерно подбирая лебедками лопари закрепленных талей так, чтобы стрела все время оставалась в ДП судна, устанавливают ее под нужным углом наклона. Другая конструкция грузового устройства с тяжеловесными двухтопенантными стрелами приведена на рис. 9.5. Фундаменты с вертлюжными устройствами для шпоров стрел находятся на грузовых площадках в ДП судна между колоннами П-образных мачт. По-походному стрелы закрепляют в горизонтальном положении. Стрела отличается прочностью конструкции и такелажа, оснасткой и наличием четырех обслуживающих лебедок: двух топенантных и двух шкентельных.
Топенантные лебедки используют для изменения положения стрелы и ее поворота посредством топенант-оттяжек. Отводные топенантные блоки 1, 1', 3, 3' и шкентельные блоки 5 и 12 закреплены на салинге. Подвески блоков - это петли, посредством которых блоки надеваются на штыри, приваренные к салингу. Такое соединение позволяет блокам поворачиваться вместе с поворотом стрелы. На стреле топенантные блоки закреплены по-разному. Блоки 2 и 2¢ присоединены скобами к обухам стрелы непосредственно, а блоки 4 и 4' - скобами к тройникам, которые на специальных штангах подвешены к общему обуху на ноке стрелы. Проводка левой и правой топенант - оттяжек одинакова: с топенантных лебедок I и IV ходовые концы проведены через нижние блоки 1 и 1' на салинге, блоки 2 и 2' на стреле, верхние салинговые блоки 3 и 3', ноковые блоки 4 и 4' к местам крепления на блоках 3 и 3'.
Шкентельные лебедки работают на подъем и опускание груза. Четыре шкентельных блока 8 и 9, 6 и 11 попарно подвешены к боковым обухам стрелы. Грузовой шкентель, закрепленный на барабане грузовой лебедки II, ходовым концом проведен по схеме: блок 5 на салинге - правый блок 6 стрелы - блок 7 подвески вертлюжного грузового гака - блоки 8 и 9 стрелы - блок 10 подвески гака - блок 11 стрелы - салинговый блок 12 - барабан грузовой лебедки III. Таким образом, при подъеме и опускании груза обе лебедки работают на один шкентель одновременно. Синхронную работу топенантных лебедок обеспечивает система синхронизации. Управляют всеми лебедками с одного переносного поста. Рассмотренные выше тяжеловесные стрелы могут быть использованы для перегрузочных работ только на одном люке. Для работы одной стрелой на двух смежных люках применяют перекидные стрелы. Перекидную стрелу 8 системы Штюлькена (рис. 9.6) устанавливают на фундаменте 9с вертлюжным устройством в ДП судна между двумя грузовыми колоннами. Нок стрелы оканчивается двумя отрогами 6 со шкивами 7 для проводки лопарей 5 грузовых гиней 10. На некотором расстоянии от нока на стреле закреплен вертлюг 4, к которому присоединены подвижные блоки правых и левых топенантных талей 3. Неподвижные блоки талей присоединены к бугелям, закрепленным на поворотных головках 2 колонн 1. В эти головки вмонтированы и отводные блоки ходовых концов лопарей топенант-талей. Пройдя через отводные блоки, лопари выходят из колонн, и вдоль них проходят на две топенантные лебедки. Наличие поворотных головок и вертлюгов в местах присоединения блоков топенант-талей позволяет изменять вылет стрелы, поворачивать ее в горизонтальной плоскости и «перебрасывать» в вертикальной с одного люка на другой. Вылет стрелы изменяют одновременным выбиранием или потравливанием обоих топенантов, а поворот - потравливанием одного топенанта и выбиранием другого. Груз поднимается и опускается двойными грузовыми гинями. Верхние неподвижные блоки гиней подвешены к обухам бугеля на стреле, а к нижним подвижным блокам прикреплена грузовая скоба с вертлюгом. Лопари грузовых гиней сходят со шкивов подвижных блоков, проходят через шкивы отрогов нока стрелы и через вмонтированные в колоннах шкивы на две синхронно работающие грузовые лебедки. Стрела системы Штюлькена, оснащенная многошкивными топенантными и двойными грузовыми гинями, может поднимать груз массой до 300 т.
Помимо грузовых стрел, на многих грузовых и пассажирских судах устанавливают грузовые краны. Грузоподъемность судовых грузовых кранов составляет от 1,5 до 25 т. Устанавливаемые на судах краны могут быть стационарными поворотными, перемещающими поворотными и мостовыми с выдвижной консолью. Наиболее широкое распространение получили стационарные поворотные краны с электрическим или гидравлическим приводом. Основными преимуществами кранов по сравнению со спаренными грузовыми стрелами являются их сравнительно небольшие размеры, быстрота действия, почти постоянная готовность к действию, возможность поворота стрелы крана с грузом на 360° и удобство обслуживания. К недостаткам судовых грузовых кранов следует отнести ограниченную грузоподъемность и «чувствительность» к крену. Грузовые лебедки. Наибольшее распространение на судах получили электрические грузовые лебедки. В них легко регулируется скорость подъема и опускания груза, они просты в управлении и практически всегда готовы к действию. Грузовые люки представляют собой специальные вырезы в палубах, через которые осуществляется загрузка и разгрузка трюмов и твиндеков. Грузовые люки ограждены комингсами. Чтобы через грузовые люки внутрь судна не попала вода, они должны иметь прочные люковые закрытия. На транспортных судах применяют откатываемые, откидные и наматываемые люковые закрытия. На большинстве судов используются откидные люковые закрытия (рис 9.7). Помимо откидных люковых закрытий на многих современных судах устанавливают откатываемые люковые закрытия системы Мак-Грегора (рис. 9.8). Эти люковые закрытия состоят из секций, каждая из которых имеет длину, равную ширине люка. Секция имеет с каждого борта по два ведущих ролика и по одному направляющему. Для открытия люка с грузовой лебедки заводят канат на последнюю секцию, при его выбирании секции начинают перемещаться на ведущих роликах. Когда секции перемещаются к концу люка, направляющие ролики вкатываются на наклонно приваренные ребра и под действием силы тяжести каждая секция поворачивается и занимает вертикальное положение. Последняя секция не имеет направляющих роликов и принимает вертикальное положение благодаря натяжению каната. Закрывается люк в противоположной последовательности. Для этого канат заводят через канифас-блок, установленный на противоположном конце люка. При натяжении каната лебедкой крайняя секция сходит с ребер, занимает горизонтальное положение и начинает перемещаться. Все секции связаны между собой такелажными цепями, поэтому каждая секция при перемещении тянет за собой последующую. Когда все секции опустятся на комингсе люка, их обжимают с помощью верхних и боковых задраек-зажимов. Эта система люкового закрытия вполне надежна, прочна и обеспечивает водонепроницаемость. Наматываемые люковые закрытия имеют крышку, состоящую из многочисленных металлических соединенных между собой секций коробчатого сечения. Для обеспечения водонепроницаемости между секциями крышки расположены резиновые прокладки. При открывании люка крышка перемещается по продольным комингсам и наматывается на барабан лебедки. На рис. 9.9,. а показан общий вид закрытия системы «Эрманс». Оно состоит из отдельных металлических секций в виде коробок, шарнирно соединенных одна с другой. При открывании люка секции наматываются на барабан вьюшки, установленной у поперечного комингса (рис. 9.9, б). Первые четыре секции, примыкающие к вьюшке, узкие и одинаковой ширины, а каждая последующая группа секций имеет нарастающую ширину. Такое устройство позволяет при наматывании на вьюшку одной секции «обертывать» другую, чем достигается относительно плотное скручивание всего закрытия.
Требования Правил Российского морского регистра судоходства к грузоподъемным устройствам
Каждый механизм грузоподъемного устройства должен быть снабжен тормозом. Тормозные педали должны иметь нескользкую поверхность. При наиболее низком рабочем положении грузозахватного органа на барабане лебедки должны оставаться навитыми не менее трех витков троса. Для барабанов механизмов кранов при однослойной навивке троса допустимо наличие двух витков. Должно быть обеспечено надежное крепление троса к барабану. Запас прочности цепей топенантов, шкентелей и контроттяжек (относительно разрывной нагрузки) должен быть не менее четырех. Запас прочности стальных тросов (относительно разрывной нагрузки троса в целом) должен быть не менее значений, приведенных в табл. 9.1. Т а б л и ц а 9.1
Запас прочности тросов из растительного волокна относительно разрывной нагрузки троса в целом должен быть не менее се6ми, а тросов из синтетического волокна - не менее десяти. Оборудование стрел, устанавливаемых неподвижно для спаренной работы, должно включать: установку достаточно прочных контроттяжек и деталей их крепления у палубы и нока стрелы. Контроттяжки могут крепиться к стреле при помощи обухов, а также закладыванием огона за ее нок; установку деталей для спаривания шкентелей; установку топриков или внутренних (центральных) оттяжек, предотвращающих поворот стрелы в сторону контроттяжки. Должно быть предусмотрено надежное крепление стрел по-походному. Если походное положение стрелы вертикальное, у мачты и при этом не обеспечивается установка стрелы с помощью топенанта, то должно быть предусмотрено специальное устройство для такой установки, в частности с помощью горденя, крепящегося к обуху на стреле и проходящего через блок на мачте. Использование канифас-блоков для проводки шкентелей и топенантов не допускается. Растительные тросы (манильские, сизальские и пеньковые) и тросы из синтетического волокна допускается применять лишь для лопарей талей поворотных оттяжек легких стрел и внутренних оттяжек в спаренных стрелах, а также в грузоподъемных устройствах с ручным приводом. Применение тросов из синтетического волокна является в каждом случае предметом специального рассмотрения Российским Морским Регистром судоходства. Грузовое устройство должно испытываться пробным грузом, масса которого превышает грузоподъемность на значение, указанное в табл. 9.2. Т а б л и ц а 9.2
Пробный груз должен быть поднят стрелами при угле наклона к горизонту 15° - для легких и 25° - для тяжелых стрел, при ограничении углов наклона в эксплуатации большими значениями - при этих больших углах наклона. После подъема пробный груз должен быть перемещен в крайние положения поворотом стрелы или крана или передвижением крана. Работа тормозов грузовых лебедок стрел и кранов должна быть проверена путем быстрого опускания пробного груза примерно на 3 м и резкого его торможения. Это испытание производится, по крайней мере, в двух положениях стрелы. Стрелы, оборудованные для работы спаренными шкентелями, подлежат каждая в отдельности испытанию пробной нагрузкой. Кроме того, стрелы со спаренными шкентелями должны быть испытаны грузом, имеющим массу, равную 1,25 грузоподъемности, при работе спаренными стрелами. При испытании должен быть произведен перенос груза от нока одной стрелы к ноку другой при положениях близких к предельному углу расхождения шкентелей (120°). Все стрелы и детали, постоянно укрепленные на стрелах, мачтах и палубах, должны подвергаться ежегодному осмотру и полному освидетельствованию инспектором Российского Морского Регистра судоходства не реже одного раза в 4 года. Все краны, подъемники и лебедки стрел должны подвергаться полному освидетельствованию Российским Морским Регистром судоходства не реже одного раза в год. Внеочередные освидетельствования и испытания производятся: после замены грузоподъемного устройства или после переноса его на другое место; после переоборудования грузоподъемного устройства, капитального ремонта или ремонта после аварий; после изменения высоты крепления топенанта и при перемещении креплений вант и штагов. Суда, грузоподъемные устройства которые находятся под техническим надзором Российского Морского Регистра судоходства, должны иметь (соответственно установленным устройствам) следующие документы: регистровую книгу судовых грузоподъемных устройств; свидетельство об испытании и освидетельствовании лебедок и стрел с деталями перед вводом их в эксплуатацию; свидетельство об испытании и освидетельствовании кранов или подъемников с деталями перед вводом их в эксплуатацию; свидетельство об испытании и освидетельствовании цепей, гаков, скоб, вертлюгов, блоков и других съемных деталей; свидетельство об испытании и освидетельствовании стальных тросов перед вводом их в эксплуатацию; сертификаты завода-изготовителя на растительные и синтетические тросы; инструкцию по работе спаренными грузовыми стрелами. Каждая съемная деталь при положительных результатах освидетельствования должна подвергаться клеймению. Клеймо должно, в частности, содержать допустимую нагрузку в тоннах, а для блоков, кроме того, и допустимое натяжение троса. На каждое грузоподъемное устройство, испытанное пробной нагрузкой, при положительных результатах освидетельствования также должно ставиться клеймо. Клеймо должно наноситься на вилке шпора стрелы, а у кранов со стрелами - на нижнем конце стрелы вблизи опоры. Каждое грузоподъемное устройство должно быть снабжено обозначением грузоподъемности в тоннах, а стрелы с ограниченным углом наклона, большим, чем 15° для легких и 25° для тяжелых стрел, - также указанием минимально допустимого угла наклона. Обозначения допустимой грузоподъемности должны наноситься на стрелах вблизи шпора с обеих сторон, а на кранах - на хорошо видимых местах. Обозначения наносят арабскими цифрами: грузоподъемности - цифрами высотой не менее 80 мм, а углов наклона - цифрами высотой 50 мм.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 465; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.207.129 (0.038 с.) |