Глава 8 эксплуатация рулевого устройства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 8 эксплуатация рулевого устройства



 

Современное рулевое устройство состоит из руля, баллера, рулевого привода, рулевой передачи, ру­левой машины и по­ста управления. На рис. 8.1 схематично изображено рулевое устройство морского транс­портного судна.

Поворот штурвала или перемещение ручки управле­ния че­рез рулевую передачу (механическую, электриче­скую) дает команду рулевой машине, осуществляющей поворот баллера и перекладку руля.

Перо руля представляет собой поверхность в форме крыла, которая за счет пово­рота и взаимодействия с набе­гающим по­током воды приво­дит к образованию боковой силы.

Под углом перекладки понимается угол, образуе­мый плоскостью симметрии пера руля до и после пере­кладки.

Рис. 8.1. Схема рулевого устройства мор­ского транспортного судна: 1 - перо руля; 2 - фланцевое соединение пе­ра руля и бал­лера; 3 - опоры баллера; 4 - голова бал­лера; 5 - рулевой привод; 6 - ру­левая ма­шина; 7 - штурвал руч­ного управ­ления; 8 - рулевая передача; 9 - баллер;10 - гельм­портовая труба; 11 - петля пера руля; 12 - штырь; 13 - петля резерпоста;14 - рудер­пост; 15 - пятка ахтерштевня.

Форма сечения пера руля горизонтальной плос­ко­стью имеет обычно форму крыла симметричного про­филя. Профилированные рули имеют большую эф­фективность по сравнению с плоскими рулями.

Помимо соединения с баллером, перо руля за­креп­ляют на элементах кон­струкции кормовой оконеч­ности. Основные элементы этого крепления - петля пера руля, штырь, петля ах­терштевня показаны на рис. 8.1. При пе­рекладке руля усилие от рулевой ма­шины на баллер переда­ется посредством рулевого привода.

Рулевой привод обычно соединен с головой баллера т. е. с верхней его частью. Нижняя часть баллера, соеди­няемая с пером руля, выходит из корпуса через гельмпор­товую трубу. В местах пересечения баллера с платформами и палу­бами установлены опоры, способные принять как массы бал­лера и пера руля, так и горизонтальные силы, возникающие при перекладке руля.

В целом рулевое устройство можно определить как устройство, обеспечивающее управляемость судна, т. е. спо­собность его движения по нужной траектории.  

   В соответствии с требованиями правил Российского Морского Регистра судоходства рулевое устройство морских судов должно иметь три привода: основной, запасный и ава­рийный.

Основной привод должен обеспечивать непрерывную перекладку руля с борта на борт при максимальной скорости переднего хода в те­чение не менее 10 мин, при этом время перекладки руля с крайнего положения 35° одного борта до 30° другого не должно превышать 28 с.

Запасный рулевой привод должен обеспечивать непрерывную пере­кладку руля с борта на борт в течение не менее 10 мин при скорости переднего хода, равной половине максимальной, но не менее 7 уз, при этом время перекладки руля с 20° одного борта на 20° другого не должно превышать 60 с. Запасный рулевой привод должен дейст­вовать независимо от основного.

Переход с основного на запасное рулевое управление должен быть выполнен за время, не превышающее 2 мин.

Аварийный рулевой привод должен обеспечивать перекладку руля с борта на борт при скорости переднего хода не менее 4 уз. Аварийный привод не должен располагаться ниже палубы переборок. Установка его не требуется, если основной и аварийный приводы расположены в помещении, целиком находящемся выше самой высокой грузовой ватерлинии.

Допускается, чтобы основной, запасный и аварийный рулевые приводы или два агрегата основного привода имели некоторые общие части.

Рулевое устройство должно иметь систему ограничителей поворота руля, допускающую его перекладку на угол не более 36,5°.

Система управления рулевым приводом должна быть такой, чтобы перекладка руля прекращалась раньше, чем руль дойдет до ограничи­теля, и, во всяком случае, не позднее момента, соответствующего пере­кладке его на угол 35°.

Около каждого поста управления рулевым приводом должен находиться  указатель положения пера руля. Такие указатели должны быть и в румпельном отделении. Точность показаний относительно истинного положения пера руля должна быть не менее: 1° - при положении руля в диаметральной плоскости; 1,5° - при углах перекладки от 0 до 5°; 2,5° -  при углах перекладки от 5 до 35°.

Применительно к судовой конструкции рулевого устройства перед каждым выходом в море его готовят к работе: тщательно осматривают все детали, устраняют обнаруженные неисправности, трущиеся части очищают от старой смазки и смазывают вновь. Затем под руководст­вом старшего помощника капитана проверяют исправность рулевого устройства в действии путем пробной перекладки руля. Перед переклад­кой надо убедиться, что под кормой чисто и никакие плавсредства и посторонние предметы не мешают повороту пера руля. Одновременно проверяют легкость вращения руля и отсутствие даже незначительных заеданий. Во всех положениях пера руля надо проверять соответствие показаний руле­вых указателей и время, затрачиваемое на перекладку. Проверяют переключение на запасный и аварийный приводы и время, затрачива­емое на эту операцию.

Все инструменты, необходимые  для работы с рулевым устройст­вом, должны находиться на установленных местах, и их использование для других целей запрещается.

Уход и наблюдение за рулевым устройством являются важнейшими обязанностями  экипажа и регламентируются  Правилами тех­нической эксплуатации.

После выгрузки судна при осмотре его корпуса со шлюпки особое внимание должно быть уделено рулю. Осмотр должен производиться при участии старшего помощника капитана. Проверяются состояние штырей и петель, наличие на гайках стопорных чек, а также зазор меж­ду петлями ахтерштевня и руля. Кроме того, проверяют состояние соеди­нительного фланца руля с баллером и обращают внимание на состояние обшивки руля, исправность сальника и на скручивание баллера. При скручивании баллера на угол более 7° выход в море не разрешается.

При постановке судна в док должен быть произведен детальный осмотр руля, особенно тех его частей, которые недоступны при обыч­ных условиях эксплуатации судна.

В плавании рулевое устройство необходимо осматривать каждую вахту. Все приборы и устройства, находящиеся в румпельном отделении, следует держать в полной исправности и под постоянным конт­ролем. Не допускается хранение в румпельном отделении посторонних предметов и материалов.

Румпельное отделение всегда должно быть на замке. Ключи от него хранятся в штурманской рубке и в машинном отделении на специально отведенных постоянных местах, аварийный ключ — у входа в румпельное отделение в запертом шкафчике с застекленной дверцей.

Между ходовым мостиком и румпельным отделением должны быть установлены две независимо действующие линии связи.

По приходе в порт и по окончании швартовки руль ставят в прямое положение, выключают энергию на рулевой двигатель, осматривают рулевой привод и, если все найдено в должном порядке, закрывают румпельное отделение.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.163 (0.008 с.)