Руководитель проекта: Иванов Александр Михайлович 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Руководитель проекта: Иванов Александр Михайлович



ЧПОУ «Смоленский юридический  колледж»

Номинация: Творчество в моей профессии

 

В современных условиях развития капиталистической модели остается актуальным аспектом процесс модернизации пенсионной системы. Негосударственные пенсионные фонды (далее – НПФ) направлены на достижение увеличения пенсии граждан, а также повышение вовлеченности капитала в финансовые инструменты и экономику страны.

Согласно законодательству РФ Негосударственный пенсионный фонд – это организация, исключительной деятельностью которой является негосударственное пенсионное обеспечение, в том числе досрочное негосударственное пенсионное обеспечение, и обязательное пенсионное страхование. Такая деятельность осуществляется фондом на основании лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.

Негосударственные пенсионные фонды были организованны для улучшения благосостояния граждан при достижении пенсионного возраста, а также облегчения и снятия нагрузки с бюджета Пенсионного фонда России. Однако стоит отметить, что на протяжении всего периода развития современной пенсионной системы Российской Федерации негосударственные пенсионные фонды имели незначительную долю вовлечения граждан в процентном соотношении от доли всех граждан, распределённых по пенсионным фондам. На рисунке 1 отображены доли граждан, оставшихся в ПФР и перешедших в негосударственные пенсионные фонды, от общего количества граждан страны за последние два года. В 2019 году по сравнению с 2018 годом произошло снижение доли граждан, пользующихся услугами НПФ на 0,2%, а основная масса населения РФ предпочитает по-прежнему оставаться в государственном Пенсионном фонде РФ.

Консерватизм граждан России и отсутствие желания переводиться из государственного пенсионного фонда (Пенсионный фонд России, ПФР) в негосударственные пенсионные фонды, вполне обосновано новым историческим опытом, в результате которого доверие граждан к НПФ значительно снизилось.

Достаточное большое количество НПФ прекратили свое существование в ходе банкротства, слияний и поглощений, действий связанных с выводом капитала в офшорные зоны. Так в 2018 году стало известно, что в результате недобросовестных действий НПФ оказалось похищено пенсионных накоплений на 700 млн. рублей. Из них у НПФ «Генеральный пенсионный фонд» – 91,8 миллиона рублей, у НПФ «Семейный» – 231,1 млн.рублей, у «Профессионального независимого» – 127,3 млн. рублей, у НПФ «Трансстрой» – 272,3 млн. рублей.

После экономического кризиса 2008 года, а также экономических санкций, падения цен на нефть и снижения стоимости национальной валюты в 2015 году, тенденция снижения количества пенсионных фондов только усилилась.

Происходить снижение негосударственных пенсионных фондов РФ в течение 2008-2018 гг. Так, за указанный период времени их количество резко сократилось более чем в три раза, и на третий квартал 2019 года составило 78НПФ.Основная причина возникновения данной динамики заключается в банкротстве организаций, а также их реорганизации в форме слияния мелких компаний с более крупными вследствие изменений в законодательстве РФ. Таким образом, в результате банкротства значительной части пенсионных фондов РФ многие люди потеряли вложенные денежные средства. Данное событие породило негативное отношение населения России к услугам негосударственных пенсионных фондов. В итоге, в 2018 году число участников НПФ резко сократилось более чем на 560 тысяч человек. Отрицательная динамика по количеству участников в НПФ продолжается и в 2019 году.

Основная причина, по которой большая часть населения России не желает прибегать к услугам негосударственных пенсионных фондов заключается в отсутствие гарантий сохранности их сбережений, а также отсутствии их доходности.

В 2013 году в результате ликвидации шести мелких негосударственных НПФ Пенсионному фонду РФ был нанесен ущерб в размере 500 млн. рублей, поскольку именно ему переходят обязательства после аннулирования лицензий негосударственных пенсионных фондов РФ.«Фонды взяли и обанкротились, куда дели деньги — никому не понятно, а нам просто вернули обязательства по 19 тысячам граждан и ни копейки денег», - заявила представитель государственного Пенсионного фонда России (ПФР) Марита Нагота.

После продолжительных фиктивных банкротств и вывода денежных средств участников и капитала негосударственными пенсионными фондами Банк России как мегарегулятор российской экономики, осуществляющий контроль за негосударственными пенсионными фондами, принял более строгую политику нормативов к НПФ и соблюдению раскрытия информации. В политике Центрального банка в отношении негосударственных пенсионных фондов, прослеживается динамика сокращения сомнительных НПФ по средствам отзыва лицензий и приведение к олигополистическому рынку, что аналогично политике применяемой банковскому сектору.

Продвижению данной политики способствует внедренная программа гарантирования прав застрахованных лиц. Программа гарантирования прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования является специальной государственной программой, реализуемой в соответствии с Федеральным законом от28 декабря 2013 г. №422-ФЗ «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений», где установлены требования, при одновременном соблюдении которых негосударственные пенсионные фонды могут стать участниками системы гарантирования прав застрахованных лиц.

Таким образом, Банком России установлены достаточно жесткие требования к деятельности НФП, для того, чтобы они стали участниками системы гарантирования прав застрахованных лиц.

Вследствие вышеприведенного, в последние годы наблюдается тенденция укрупнения негосударственных пенсионных фондов РФ. На 2016 год в ТОП-15 самых надежных и востребованных НПФ России входят фонды, вступившие в систему гарантирования прав застрахованных лиц, они представлены в таблице 1

Таблица 1.

Размер собственного капитала в лидирующих НПФ России

Пенсионный фонд 31.12.2014 тыс. руб. 31.12.2015 тыс. руб. 31.03.2016 тыс. руб.
1 Газфонд НПФ 359 967 864 374 660 031 383 036 185
2 Сбербанка АО НПФ 86 282 016 262 241 729 345 432 488
3 Благосостояние НПФ 253 057 702 298 043 808 308 086 083
4 Лукойл-Гарант АО НПФ 175 318 992 251 577 266 264 464 509
5 Будущее АО НПФ 116 113 459 165 102 132 237 191 517
6 РГС Росгосстрах Пенсия ОАО НПФ 73 231 601 132 967 770 156 044 041
7 Газфонд Пенсионные накопления ОАО НПФ 65 156 338 118 230 987 153 090 042
8 Электроэнергетики АО НПФ 115 098 574 145 147 540 134 598 805
9 Европейский Пенсионный Фонд АО НПФ 16 230 432 61 519 885 129 509 620
10 ВТБ Пенсионный Фонд АО НПФ 71 301 099 113 098 546 120 188 060
11 КИТФинанс ЗАО НПФ 65 762 018 96 014 453 102 238 421
12 Транснефть АО НПФ 64 035 726 76 252 390 78 654 283
13 Промагрофонд ЗАО НПФ 56 892 386 80 548 634 76 241 104
14 Доверие АО НПФ 12 518 122 35 048 147 65 941 644
15 Наследие ЗАО НПФ (Норильский никель) 62 893 785 69 625 864 65 706 965

 

Данные участники имеют высокий размер собственного капитала, а также ежегодно набирают свои обороты и более прочно закрепляются в пенсионной системе РФ, что способствует укрупнению негосударственных пенсионных фондов. Однако из 78 НПФ, только 43 вошли в систему гарантирования прав застрахованных лиц. Значительная доля негосударственных пенсионных фондов не вступили или не смогли вступить в систему гарантирования прав застрахованных лиц. Среди данных НПФ превалирующее число фондов не являются акционерными обществами, (имеют форму Общества с ограниченной ответственностью), что является одним из обязательных требований к участникам государственной системы страхования, установленных Банком России. Среди иных распространенных причин, по которым они не могут стать участниками системы страхования можно выделить такие как недостаточность собственных средств и активов. Например, в аудиторском заключении по деятельности НПФ «ПФ «Ингосстрах» за 2015 год, указано, что его пенсионные обязательства выше, чем средства пенсионного резерва на 1 тыс. рублей.

Система гарантирования прав застрахованных лиц НПФ действует в России с 1 января 2015 года. Негосударственные пенсионные фонды, принявшие решение об участии в системе гарантирования, до 31 декабря 2015 года имели право представить в Банк России ходатайство о вынесении заключения об их соответствии требованиям к участию в системе гарантирования.

Система гарантирования создана в целях обеспечения прав и законных интересов застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации и установления ответственности всех участников рынка обязательного пенсионного страхования за сохранность средств пенсионных накоплений. Для этого в Агентстве по страхованию вкладов создан фонд гарантирования пенсионных накоплений, куда все пенсионные фонды – участники системы гарантирования, отчисляют ежегодные взносы. Из этих средств при наступлении гарантийного случая (аннулирования лицензии НПФ или недостаточности средств у страховщика на день, с которого застрахованному лицу устанавливается выплата за счет средств пенсионных накоплений и др.) Агентство по страхованию вкладов возмещает недостаток средств пенсионных накоплений. Кроме того, в системе гарантирования предусмотрено формирование резерва по обязательному пенсионному страхованию фондом – участником, для восполнения недостаточности средств пенсионных накоплений застрахованному лицу при наступлении гарантийных случаев, предусмотренных Федеральным законом № 422-ФЗ.

По состоянию на 1 июля 2016 года Банк России завершил рассмотрение поданных в установленный законом срок до 31 декабря 2015 года ходатайств негосударственных пенсионных фондов о вынесении заключения о соответствии требованиям к участию в системе гарантирования. Таким образом, можно сделать вывод о завершении формирования списка фондов – участников системы гарантирования.

Негосударственные пенсионные фонды, не вошедшие в систему гарантирования, лицензия которых аннулирована или в отношении которых введен запрет на деятельность по ОПС, обязаны передать пенсионные накопления застрахованных лиц в Пенсионный фонд Российской Федерации и прекратить деятельность по обязательному пенсионному страхованию. Страховщиком этих застрахованных лиц становится ПФР, а пенсионные накопления передаются для инвестирования в расширенный портфель инвестиционных бумаг государственной управляющей компании Внешэкономбанк.

В случае недостаточности средств пенсионных накоплений, передаваемых в ПФР из НПФ, не вошедших в систему гарантирования, Банк России возмещает Пенсионному фонду Российской Федерации недостающие средства до гарантируемой величины средств пенсионных накоплений (номинал страховых взносов).

Политика Банка России о вступлении в систему гарантирования и открытости информации у НПФ в дальнейшей перспективе приведет к прозрачности деятельности НПФ, что увеличит доверие граждан и стабильность пенсионной системы. Однако помимо средних и малых компаний в форме обществ с ограниченной ответственностью, были и крупные НПФ, которые не были готовы вести прозрачно и в пределах правового поля свою деятельность. Примером является АО «Негосударственный пенсионный фонд «Стратегия». Банком России был издан Приказ № ОД-871от 16 марта 2016 года «Об аннулировании лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию Акционерного общества «Негосударственный пенсионный фонд «Стратегия», согласно которому лицензия на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию Акционерного общества «Негосударственный пенсионный фонд «Стратегия» от 16.06.2009г. № 166/2 аннулирована в связи с неоднократным в течение года нарушением требований к распространению, предоставлению или раскрытию информации, предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами российской Федерации.

В современных кризисных условиях наблюдается большая вероятность ухода бизнеса в теневые сегменты, однако благодаря принятым мерам Банка России такие профессиональные участники, как негосударственные пенсионные фонды будут стремиться к прозрачности своей деятельности и соблюдению правового поля законодательства Российской Федерации. Стоит отметить, что прозрачность деятельности НПФ позволит гражданам более детально ознакомиться с деятельностью НПФ и решится на переход в их пользу из Пенсионного фонда России.

Вступление негосударственных пенсионных фондов в систему гарантирования может быть рассмотрено гражданами как более надежный фактор НПФ, что, следовательно, для вступивших НПФ в данную систему является конкурентным преимуществом, которое выгодно соблюдать для привлечения большего числа участников фонда.

Данная реформа необходима для прекращения деятельности сомнительных негосударственных пенсионных фондов, которые приведут к потери некоторой части средств участников НПФ и попыткам вывода капитала, однако данные меры необходимы для создания новой прозрачной, открытой, понятной и доходной пенсионной системы России в части деятельности негосударственных пенсионных фондов.

За время, пройденное с начала создания системы негосударственного пенсионного обеспечения, важность российских НПФ в системе негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования значительно выросла и продолжает расти. Это связано с особенностями деятельности негосударственных пенсионных фондов.

В своей деятельности НПФ используют средства страхователей в качестве страховых взносов. Создают страховой фонд, который инвестируют и получают доход. Разница с государственным пенсионным фондом состоит в том, что НПФ свои вложения осуществляют на более выгодных условиях, следовательно, получают более высокий доход, что, в свою очередь, гарантирует участнику негосударственного пенсионного фонда стабильную прибавку к государственной пенсии. В связи с этим, происходит увеличение собственного имущества фондов, численность участников и застрахованных лиц, а также иных показателей.

Существуют следующие меры по совершенствованию деятельности негосударственных пенсионных фондов.

По мнению клиентов:

• Предоставление более выгодных и подходящих условий пенсионного страхования (акции для клиентов);

• Приведение к стабильности и устойчивости негосударственного пенсионного страхования;

• Повышение качества реализации существующей законодательной базы;

• Улучшения качества предоставляемых услуг.

По мнению специалистов:

• Предложения новых условий пенсионного страхования;

• Стимулирование работодателей для передачи накопительной части пенсии работников в НПФ;

• Повышение качества реализации законодательной базы относительно негосударственного пенсионного страхования;

• Расширение спектра предоставляемых услуг (страхование накоплений).

Для того чтобы принять правильное решение касаемо накопительного элемента пенсии и в вопросе о переводе его в НПФ, помимо социологических исследований и общественного мнения, необходимо учитывать мировой опыт.

Основные преимущества негосударственного пенсионного фонда в сопоставлении с другими вариантами инвестирования пенсионных накоплений заключаются в том, что можно откладывать средства на старость малыми частями, постепенно в течение длительного периода времени, гарантии надёжности накопленных пенсионных средств и их рост, потому что НПФ наиболее управляемы застрахованными лицами.

Перспективы развития негосударственных пенсионных фондов в России базируются на внедрении следующих положений:

Разработка комплекса мероприятий по информированию граждан о развитии негосударственного пенсионного обеспечения;

Негосударственные пенсионные фонды в будущем будут усиливать свои позиции на фондовом рынке;

Негосударственные пенсионные фонды будут занимать место преимущественно надежных и стабильных институтов в рыночной экономике, формируя механизмы защиты вкладов по принципу использования существующего международного опыта разграничения полномочий различных поставщиков услуг НПФ и доступа к информации об их деятельности (посредством системы отчётности и раскрытия информации);

Государство будет стимулировать усовершенствование негосударственных пенсионных фондов в системе обязательного пенсионного страхования.

Из вышесказанного следует, что негосударственный пенсионный фонд – это особый вид некоммерческих организаций, имеющий специально созданную организационно-правовую форму для осуществления своей деятельности. Всё большее количество людей связывают свой выбор с НПФ потому, что в НПФ предоставляют выше процент пенсионных накоплений, лучше условие пенсионного страхования, постоянное информирование своих клиентов, предоставление дополнительных услуг. Граждане положительно относятся к НПФ и видят в их деятельности ощутимое преимущество. Такой показатель, как объём накоплений, говорит о высоком потенциале и перспективах развития НПФ. Обобщая данный материал, можно сделать вывод, что НПФ, как рыночные институты, находятся в динамичном развитии.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.186.201 (0.023 с.)