Руководитель проекта: Сергеева Алла Викторовна 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Руководитель проекта: Сергеева Алла Викторовна



ЧПОУ «Смоленский юридический  колледж»

Номинация: Творчество в моей профессии

 

Профессиональная сфера, несомненно, является одной из основных сфер жизнедеятельности. Возникновение избирательно-положительного отношения к профессии означает образование системы «человек – профессия», внутри которой начинается взаимодействие объекта и субъекта отношения, считает Е.А. Климов[1]. По мнению автора, понятие «отношение человека к профессии» не может быть сведено к активности, идущей от субъекта. Исследование профессионально значимых качеств личности, условий и движущих сил ее развития не может быть осуществлено в отрыве от системы воздействий, идущих от другой стороны отношения, то есть от профессии. При определенных условиях взаимодействия сторон данного отношения приобретает характер диалектического противоречия, создающего движущие силы развития профессиональной направленности. Идеальная модель соответствия между психологическими особенностями личности и трудом должна содержать полное совпадение объективного содержания деятельности и ее психолого-личностного смысла. Однако, по мнению Е.А. Климова полного совпадения реально достигнуто быть не может по следующим причинам. Во-первых, не всегда в структуре мотивов выбора профессии доминирует мотив, внутренне связанный с данной деятельностью и психологическими особенностями личности. Но возможна перестройка системы мотивов и повышение уровня профессиональной направленности. Более принципиальное значение имеет интерес к специфическому содержанию деятельности, где сохраняется возможность углубления этого интереса. При правильной организации деятельности ее творческие возможности все полнее отражаются человеком.

К.А. Абульханова, Т.Н. Березена полагают, что профессиональная деятельность юриста имеет свои отличительные характеристики. Так, выполнение профессиональных обязанностей сопряжено с повышенной ответственностью за свои действия. Несение службы нередко происходит в ситуациях с непредсказуемым исходом, характеризуется недостаточной определенностью ролевых функций, психическими и физическими перегрузками, необходимостью общаться с самым разнообразным контингентом граждан и требует от юриста решительных действий и способности пойти на риск. Эти специфичные особенности профессиональной деятельности оказывают значительное влияние на личностные характеристики ее представителей и могут приводить к развитию у юристов явления профессиональной деформации.[2]

Следствием развития данного феномена могут быть такие поведенческие проявления у юристов, которые влекут за собой нежелательные оценки окружающих и не совпадают с профессиональной этикой. Исследования В.А. Ядова[3] подтверждают статистические данные, которые, свидетельствуют о том, что у юристов нередко совершались нарушения законности и юридического труда служебной дисциплины. По официальным данным наблюдается увеличение количества юристов, привлеченных к дисциплинарной ответственности за должностные проступки.

Развитие проявлений рассматриваемого феномена объясняют действием разнообразных причин, связанных не только со спецификой профессиональной деятельности, но и с недостаточным уровнем профессиональных умений и навыков, особенностями процесса социализации и другими факторами, считает Л.В.А. Богданов[4].

Изменения, которые происходят у юристов, требуют особого, более пристального внимания, поскольку эта работа предъявляет особые требования с точки зрения нравственности, психологической устойчивости. В связи с определенной спецификой деятельности юристов постоянно существует реальная опасность нежелательных изменений в системе нравственных ценностей, в их мировоззрении, психическом и физическом состоянии.

Многое в жизнетворчестве человека зависит от того, является ли оно стихийным или сознательным.

В целом, можно выделить три блока внутреннего движения личности к самореализации:

- когнитивный,

- поведенческий,

- регулятивный.

К когнитивному относятся следующие этапы:

1 Самоощущение.

2 Самонаблюдение.

3 Самопознание.

4 Самооценка.

5 Самоцель.

Каждый из последующих этапов включает предыдущие и может существовать только на их основе. Порядок этих этапов также соответствует историческому развитию личности юриста.

К поведенческому блоку относятся:

1 Самоподготовка.

2 Самообразование.

3 Самовоспитание.

4 Саморазвитие.

Каждая из этих категорий характеризует определенный этап формирования личности, ее деятельности, направленной на становление самой себя как субъекта юридического профиля. Каждый из элементов этого блока конкретизируется целой системой понятий, описывающих средства их осуществления. Например, самовоспитание реализуется через самопринуждение, самоопределение, самовнушение, самоубеждение, которые можно отнести к регулятивному блоку.

Регулятивный блок имеет две основные функции:

1) выступает частью когнитивного и поведенческого блоков, так как формируется на их основе и отражает цель личности юриста на пути к самореализации;

2) оказывает непосредственное регулирующее влияние на первые два блока, стимулируя самодеятельность личности и регулируя ее.

К этому блоку необходимо отнести:

- самоконтроль,

- саморегуляцию,

- самодисциплину.

Причем каждая последующая категория этого блока невозможна без предыдущей.

По данным исследования С.С. Дырка[5] 74 % опрошенных юристов указали, что специфика их работы оказывает непосредственное влияние на их психологические особенности личности.

Причем, причинами были отмечены:

- ненормированный рабочий день (52 % случаев);

- нервные перегрузки на работе (27 % случаев)

Влияние социально-психологических факторов на образ жизни, поведение, деятельность юристов можно представить следующей таблицей.

Таблица 1

Социально-психологические факторы

Социально - психологические факторы воздействия на личность юриста Объект воздействия
Традиции и обычаи юридических профессий Самосознание юриста, система знаний, значение смыслов
Социальные ожидания в юридических профессиях Я – концепция
Стиль управления персоналом Самооценка, самоконтроль
Социализация, адаптация и идентификация личности Уровни развития личности
Аттракция, эмпатия, каузальная атрибуция 1Уровень самореализации 2Уровень планирования
Психологические особенности Уровень выполнения своих обязанностей

Проведенный анализ структуры социально-психологических факторов позволил выяснить роль и значение каждого из этих явлений. К их числу следует отнести традиции и обычаи юридической деятельности, социальные ожидания юристами конкретных результатов деятельности, процессы социализации, адаптации, идентификации личности. Немаловажное значение имеют психологические особенности юристов, к которым можно отнести характер и темперамент. Зная темперамент и характер индивида, легче прогнозировать его поведение в любых, самых неожиданных ситуаций. И, наоборот, по тому, как ведет себя человек, можно судить о типе его темперамента и особенностях характера и применять эти знания для организации его деятельности.

Совокупные действия указанных психологических факторов имеют объектом самосознание юриста, представляют системы знаний о своих юридических обязанностях, понимание общего значения выполняемой деятельности и личностного фактора.

Осознание психологических особенностей личности под влиянием социально-психологических факторов последовательно проходит ряд этапов (уровней):

1) наивысший уровень - уровень самореализации;

2) уровень планирования индивидуальной деятельности;

3) уровень исполнения своих служебных обязанностей.

Главной потребностью юриста-профессионала является потребность в самоактуализации, осознании своих психологических особенностей, в поддержании и повышении своего «Я» для себя и для своих коллег по работе.

В настоящее время не существует общепринятого мнения о том, какой подход, теория, концепция или мировоззрение является ведущим при изучении личности. По мнению А.А. Деркача, в научном мире различные альтернативные теории описывают дефиницию «личность» как интегрированное целое и вместе с тем объясняющие различия между людьми.

Врождённые характеристики поведения человека обусловлены типом нервной системы и отражают его темперамент.

Темперамент – это неизменная совокупность персональных психофизиологических особенностей субъекта. Темперамент отражает динамические аспекты поведения преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Наиболее специфическая особенность темперамента заключается в том, что различные свойства конкретного человека не случайно сочетаются друг с другом, а закономерно связаны между собой, образуя определенную структуру.

Характер – совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования. Свойства характера относятся к формально динамическим особенностям поведения. Характер – это структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Это совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определённую печать на все её проявления и деяния. Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни.

Темперамент и характер имеют общую физиологическую основу (тип высшей нервной деятельности), формирование характера зависит от свойств темперамента (они могут способствовать или противодействовать) и социальных взаимоотношений. Вследствие взаимодействия физиологического и социального - образуется сплав черт типа темперамента и изменений под воздействием среды, такой сплав называется фенотипом, характером.

 

ХАРАКТЕР ЮРИСТА В СООТВЕТСТВИИ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ

Тарасова Юлия Николаевна



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.141.6 (0.01 с.)