Методический прием «Интрига» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методический прием «Интрига»



Учителю всегда хочется использовать на уроке различные методы и приемы, которые помогают достичь поставленные цели и поэтому главной задачей для меня является то, чтобы постараться заинтересовать своим предметом всех обучающихся, которые приходят на урок. Чтобы достичь таких результатов, стараюсь сделать каждый урок интересным, познавательным, побуждающим к исследованию, открытию нового, желанию думать.

С чего начать? С интриги. Интрига – это первое умственное действие, к которому побуждает учитель, это направление движения, анализа литературного произведения. Это может быть броская фраза, дерзкая мысль, неожиданный вопрос, обмен мнениями, сопоставление разных точек зрения на одно произведение и т.п.

Но началом к любому рассуждению должен быть импульс, способствующий пробуждению мысли ученика, поиску ответа на предложенный вопрос, но он ограничен временными рамками урока, а использование мультимедийного оборудования позволяет сэкономить дорогое время. Использование презентаций очень уместно и удачно на уроках русского языка и литературы. Меняющиеся вовремя слайды, еще и со звуковым оформлением не оставляют равнодушными ни одного ученика: они усиливают эмоциональное восприятие звучащего текста, позволяют сосредоточиться на нем и не тратить учителю время и место на оформление всего этого на доске.

Текстовые задачи

учитель математики кадетской школы г. Хабаровска Тюмейко И.К.

Удивляй!

Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Обыденные и повсеместные явления, события,предметы могут стать странными, если на них поглядеть с другой точки зрения.Удивление — начальная фаза развития познавательного интереса.

Пример. Естествознание

На уроке по теме «Вода» учитель рассказывает: «Однажды в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в кото­рой люди ходят по воде! И самое удивительное, что этот рассказ был правдивым! А мы с вами ходим по воде? Мы так привыкли к воде, что ча­сто не замечаем ее свойств» (по А. Гину).

К этому же методическому приему можно отнести следующие варианты: «Что произойдет, если...?» В этих вопросах рассматривают парадок­сальные ситуации. Ученики сами могут найти и предложить подобные ситуации для обсуж­дения.

  Пример. География

· Как изменился бы климат России, если бы Уральские горы «выросли» на один километр?

· Как изменилась бы территория России, если бы уровень Мирового океана повысился на 100 метров?

Фантастическая добавка

В этом приеме учитель дополняет реальную си­туацию элементами фантастики.

 Пример. История

Перенести учебную ситуацию на фантасти­ческую планету, изменить значение любого параметра, который обычно остается по­стоянным или имеет определенное значение. Биологи могут придумать фантастическое животное или растение и рассмотреть его в реальном биоценозе. Филологи — перенести реального или литературного героя во време­ни. Историки — рассмотреть историческую ситуацию глазами древнего грека или жителя Киевской Руси.

Пример. Задача: исследователи опустили зонд на линию экватора шарообразной планеты Арктур VI. К удивлению ученых, вес зонда оказался равен нулю. Как это могло получиться? Какова продолжительность суток на планете, если ее масса М, а радиус R?

Универсальный подход — написать (прочитать подготовленные дома) фантастические рассказ, эссе, стихи, используя знания по предмету.

«Перепутанные логические цепочки»

На доске или слайде записаны верные и неверные цитаты. Ученики должны прочитать и поставить «+» там, где они считают, что высказывание верное, и знак «-» там, где неверное.

 Правильность выполнения работы проверяется после изучения нового материала.

Например, урок в 8 классе по теме «Состав, строение и свойства неметаллов»:

- Неметаллы обладают свойствами металлов.

- Неметаллы могут быть по агрегатному состоянию твердыми, жидкими и газообразными веществами.

 - Газы – водород, кислород, азот и хлор образуют трехатомные молекулы.

- Неметаллы проводят тепло и электрический ток.

- Неметаллы – хрупкие вещества.

 - Неметаллов в периодической системе больше, чем металлов.

(Пример с урока учителя химии кадетской школы Попето И.В.)

Прием «Аргументы»

Например, на уроке в 8 классе по теме «Состав, строение и свойства простых веществ-неметаллов» ученикам по мере изучения нового материала предлагается подтвердить или опровергнуть следующие аргументы:

 

Аргумент Почему «Да» Почему «Нет»
1.Один химический элемент образует только одно простое вещество. Простое вещество образовано атомами одного химического элемента. Один химический элемент может образовывать несколько простых веществ.
2.В простых веществах присутствует ковалентная неполярная связь. Ковалентная неполярная связь присутствует в простых веществах неметаллах. У простых веществ металлов металлическая связь.
3. Простые вещества неметаллы состоят из молекул. Простые вещества кислород, водород имеют молекулярную кристаллическую решетку. Для некоторых неметаллов (углерод, кремний) характерна атомная кристаллическая решетка.

 

(Пример с урока учителя химии кадетской школы Попето И.В.)

Отсроченная отгадка

В начале урока учитель дает загадку (удивительный или ма­лоизвестный и странный факт), ответ на которую (ключик для понимания) можно узнать на уроке во время работы над новым материалом.

Пример. География

Тема «Климат». Христианство пришло в Киев­скую Русь из Византии, поэтому практически все внешние атрибуты (обрядность, архитек­тура храмов) повторяли византийские образ­цы. Но единственным элементом непохожести храмовых сооружений стали крыши. В Византии крыша храма имела форму полусферы, в Киевской Руси — форму луковицы. Как объяснить такое отступление от архитектурных канонов? (По- лусферные крыши не выдерживали давления тол­стого слоя снега зимой, а с крыш-«луковиц» снег соскальзывал, не задерживаясь.)

Пример. Экономика

Тема «Маркетинг и реклама». В 1896 году в Ека­теринбурге один крестьянин построил большой дом из бревен. Затем обставил его деревянной мебелью, обложил со всех сторон поленьями, облил керосином и поджег перед толпой. После этого случая он очень разбогател. К концу за­нятия попробуйте догадаться, что произошло. (Крестьянин изобрел противопожарный рас­твор. Пропитанное им дерево становилось ог­нестойким. Крестьянин построил и поджег дом на торгово-промышленной выставке, сделав прекрасную рекламу своему изобретению).

Вопрос к теме

Перед изучением учебного текста учащимся ставится задача: составить к нему список вопросов.

Иногда целесообразно оговорить их минимальное число. Например: не менее 3 репродуктивных вопросов и не менее 5 расширяющих и развивающих.

 

Ассоциации на доске

Этот метод предполагает привлечение собствен­ного опыта учащихся, рассчитан на высокий уровень заинтересованности, применяется фронтально. Его целесообразно использовать при мотивации из­учения теоретического материала (идеи, понятия) и вопросов методологии. В зависимости от содержа­ния имеет три формы проведения.

Понятия

Учитель вертикально на доске записывает ос­новное понятие, которое должны обработать уча­щиеся. Затем он просит учащихся назвать при­знаки этого понятия или ассоциации, которое оно у них вызывает. Обязательным условием является то, чтобы слова имели общие с основным понятием буквы.

Цветок

Учитель рисует на доске цветок (серединка и какое-то количество лепестков). В серединке записывает основное понятие. После этого он просит учащихся назвать проявления и характеристики понятия и записы­вает их на лепестках.

Прямоугольник

Учитель рисует на доске прямоугольник и за­писывает на нем основное понятие. Затем просит учащихся назвать его синонимы, антонимы, при­лагательные, глаголы, которые, по их мнению, свя­заны с этим понятием.Их все записывают на соответствующих сторонах прямоугольника.
Когда ассоциации заканчиваются, учитель предлагает учащимся из каждой группы отобрать по три наиболее характерных. С отобранными ассоциациями ведется дальнейшая работа.

Картинная галерея

Учитель вывешивает на доске 4—5 картин (фотографий), которые со-
держат признаки основного понятия или явления. Объединив учащихся
в группы, он предлагает их представителям через некоторое время на-
звать признаки понятия, изображенные на картинах. После завершения
работы в группах представители называют по одному признаку. Учитель
записывает их на доске.

Источники информации

Для активизации работы и заинтересованности учащихся в начале
урока учитель раздает газеты, журналы или страницы тех изданий, где
размещена информация, касающаяся темы урока. Учитель просит обратить внимание на конкретную информацию, подчеркивая важность ее
использования.Как вариант можно использовать отрывки из художественной из научно-популярной литературы.

Мозговой штурм

Этот прием заключается в коллективной творческой работе с целью решения определенной сложной проблемы. Всех учащихся объединяет совместная работа над поиском истины.

Алгоритм работы:

1. Формулировка проблемы

2. Постановка задач

3. Определение терминов

4. Высказывание суждений, идей

5. Регистрация идей на доске

6. Обоснование идей авторами

7. Общая дискуссия относительно предложенных идей: правильность, целесообразность, оригинальность

8. Выбор лучшей идеи

9. Обоснование окончательного выбора

10.  Подведение итогов

 

Классификация. Альтернатива

Если основным содержанием изучаемого на уро­ке являются моральные ориентации и ценности, тогда целесообразно использовать названные мето­дические приемы. Суть метода «Классификация» заключается в том, что учащиеся получают рабочие карточки, на которых записаны различные призна­ки определенных понятий или явлений. Опираясь на собственный опыт и предпочтения, учащиеся должны сгруппировать их по определенным признакам или критериям.

В методическом приеме «Альтернатива» учащиеся получают рабочую карточку, на которой записана определенная моральная проблема и ряд
альтернативных предложений ее решения. Каждый учащийся должен самостоятельно выбрать только одну из предложенных альтернатив и объяснить свой выбор.

После заслушивания ответов трех-четырех учащихся учитель организует фронтальную беседу, чтобы выйти на основной вопрос урока и перейти
к этапу учебно-познавательной деятельности учащихся. После этого учащихся непосредственно привлекают к занятиям: каждому предлагают в форме творческой работы определить собственные цели.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 2371; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.136.170 (0.013 с.)