Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разработка изобретательской задачи

Поиск

Пример разработки изобретательской задачи на уроке информатики и ИКТ.

Работа с компьютером требует от глаз значительных энергетических затрат - больших, чем при обычном чтении. Долгая работа или игра перед монитором может привести к близорукости и астенопии - отсутствию силы зрения. Тем не менее, по данным ВОЗ 90% пользователей нарушают режим непрерывной работы за компьютером, а 52% пользователей при посадке не соблюдают расстояния «вытянутой руки» от глаз до монитора. Многочисленные напоминания, рекомендации, развешанные на стенах, не помогли решить данную проблему.

Предложите способ борьбы за сохранение здоровья пользователей персонального компьютера.

Решение задачи

1. Переформулируем задачу в изобретательскую: Как научить пользователей соблюдать правила работы за монитором и заботиться о своем здоровье?

2. Сформулируем противоречие: Пользователю необходимо много времени проводить за компьютером. Пользователю нельзя долго работать перед монитором без перерыва.

Идеальный Конечный Результат: Пользователи проводят перед монитором столько времени, сколько необходимо, но при этом регулярно делают перерыв и приближаю монитор к глазам ближе 50 см.

3. Ресурсы. Возможны варианты использования следующих ресурсов:

человеческие: в штат введена должность служащего, который будет регулярно напоминать пользователям о необходимости сделать перерыв и следить за правилами посадки перед монитором;

материальные: поставить перед монитором на расстоянии 50 см второй экран из прозрачного материала, чтобы пользователи соблюдали безопасное расстояние;

энергетические: встроить в монитор устройство, которое будет самостоятельно отключать монитор через определенные промежутки времени, делая тем сам принудительный перерыв в работе.

Из указанных ресурсов наиболее эффективным является энергетический ресурс.

4. Способ разрешения противоречия: разрешение в структуре. Встроить в монитор тепловой датчик, который будет отключать монитор, если человек приблизится к монитору ближе 50 см, а так же будет отключать через равные промежутки времени, устраивая, таким образом, перерыв в работе пользователя.

5. Оценка решения: решение требует в любом случае затрат, наиболее эффективно использовать возможности самой системы – монитора.

Конструктор «События»

Универсальный конструктор ТРИЗ для разработки заданий двух типов: узнать возможные следствия по заданной причине и узнать возможные причины по заданному следствию. Кроме того, конструктор помогает строить задания, позволяющие детям работать с уже известными им закономерностями, т.е. дополнять утверждения известной им информацией.

Опорные слова для синтеза заданий: «что будет, если...», «что следует из того, что...», «какой вывод можно сделать из того, что...», «закончите фразу...» и «при каком условии...».

Конструктор 1 вида

Было Стало Изменилось
+ + ?
+ ? +
? + +

Конструктор 2 вида

 

  событие или состояние 1 (причина)   событие или состояние 2 (следствие)
Если + то ?
  ?   +

 

Пример заданий по математике 1

 

  событие или состояние 1 (причина)   событие или состояние 2 (следствие)
Если В треугольнике есть прямой угол то ?

Задание:

1. Закончите утверждение: «Если в треугольнике есть прямой угол, то...»

2. Какие выводы можно сделать, выяснив, что треугольник имеет прямой угол?

Результат выполнения задания

Возможны варианты

· Если треугольник – прямоугольный, то его наибольший угол – прямой.

· Если треугольник – прямоугольный, то наибольшая по длине сторона лежит против прямого угла.

· Если треугольник – прямоугольный, то из двух таких треугольников можно сложить прямоугольник.

· Если треугольник – прямоугольный, то его площадь равна половине произведения катетов.

Пример заданий по математике 2

  событие или состояние 1 (причина)   событие или состояние 2 (следствие)
Если ? то его площадь равна половине произведения катетов (т.е. двух меньших смежных сторон)

Текст задания:

Какими свойствами должен обладать треугольник, чтобы его площадь была равна половине произведения двух меньших смежных сторон?

Результат выполнения задания

· «Если треугольник прямоугольный....» или

· «Если из двух равных фигур можно сложить прямоугольник, то площадь каждой из них равна половине произведения смежных сторон этого прямоугольника»

Данный способ конструирования заданий дает больше возможностей, чем традиционный способ опроса материала. Оно заставляет задуматься о реальных ограничениях, наложенных моделью и о возможных обобщениях известных правил.

Повторяем с расширением

Ученики составляют серию вопросов, дополняющих знания по новому материалу.При этом совсем не обязательно, чтобы учитель на них отвечал! Пусть некоторые из них (или даже все они) останутся как открытые проблемы данной темы.

Пересечение тем

Ученики подбирают (или придумывают) свои примеры, задачи, гипотезы, идеи, вопросы, связывающие последний изученный материал с любой ранее изученной темой, указанной учителем.

Прием хорош тем, что повторение предыдущего, сколь угодно давно изученного материала происходит без отрыва от сегодняшнего, к тому же такое пересечение позволяет каждый раз посмотреть на свои знания немного под другим углом зрения.

Пример. При изучении темы «Сопротивление проводников» несколько учеников получили задание сочинить задачу, объединяющую последнюю тему с изученной ранее темой «Плавление вещества». Ученик Виктор К. предложил такое условие: какое количество тепла необходимо для расплавления медного провода, длина которого 10 м, а сопротивление R=0,017 Ом. Температура провода 0°С.Потом задача Виктора была предложена всему классу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.233.198 (0.007 с.)