Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Занятие 8. Устный развернутый ответ учащихся как речевой жанрСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Актуализация темы 1. Признаки устного развернутого ответа. 2. Требования учителя к развернутому ответу учащихся. 3. Моделирование и анализ риторико-педагогических ситуаций ответа.
1. Внимательно прочитайте фрагмент из пособия Т.А. Ладыженской «Устная речь как средство и предмет обучения» (1998)». Выполните послетекстовые задания. Рассмотрим более подробно с указанных позиций развернутые устные высказывания школьников. Прежде всего необходимо выделить устные ответы, не требующие собирания материала. Эти высказывания по существу представляют подробный пересказ объяснения учителя, пересказ параграфа учебника, пересказ текста упражнения лингвистического характера Когда ученик повторяет вслед за учителем объяснение, он воспроизводит ход мысли, логику рассуждений преподавателя. Ученик, как и учитель, стремится передать другим свои знания, помочь усвоить их. Поэтому он обращается к примерам, записанным на доске, использует средства графической наглядности, выделяет голосом основные положения, повторяет их и т.д.
По характеру систематизации (мыслительной операции)
Его речь приобретает более естественную, чем при обычном устном ответе, окраску. Надо отметить, что такие устные высказывания учеников, к сожалению, редко звучат на уроках русского языка. Между тем их значение для развития внимания к публичной речи учащихся очевидно. В данной ситуации у ученика формируется способность ориентироваться в обстановке «я и аудитория (группа лиц)», что характерно для ситуации публичной речи. При пересказе текста параграфа ученик либо сохраняет, либо изменяет последовательность изложения материала учебника, приводит свои примеры и объясняет их. К ответам, не требующим собирания материала, примыкают высказывания, которые представляют собой полный фонетический, морфологический, синтаксический и т.д. разбор. В данном случае ученик воспроизводит образец устного разбора, который дается в действующих учебниках, а также предлагаемую (в образце) последовательность анализа. Таким образом ученики показывают знание определенного способа деятельности, умение определять особенности конкретного слова словосочетания, предложения. Следует подчеркнуть, что введение в действующие школьные учебники параграфов, посвященных различным видам языкового разбора, имеет большое значение не только для овладения соответствующими специальными умениями, языком науки, но и для формирования у учащихся умения связно излагать лингвистический материал. Устные развернутые ответы, которые требуют собирания, выборки материала, различны. Хотя во всех случаях ученик должен проанализировать изученный материал, отобрать необходимое, систематизировать его, тема устного ответа может быть более или менее сложной − в зависимости от объема выборки и характера материала. По объему выборки следует различать развернутые устные ответы, требующие выборки: 1) из одного или 2) из нескольких источников − статей учебника, таблиц заданий, текстов упражнений и т.д. Такова, например, тема устного ответа «Для чего надо знать алфавит» (V класс). Этатема требует собирания материала не только по текстам параграфов, но и дополнительно по материалу упражнений. Рекомендуя для развернутых ответов вопросы, предполагающие собирание материала, учитель должен учитывать, какой выборки материала они требуют, подсказывают ли они план собирания материала и план ответа, готовы ли ученики к самостоятельной подготовке ответа или нужна общая, коллективная работа по составлению плана (схемы) ответа, по вычленению необходимого материала. В V−VI, а также в старших классах (в особо трудных случаях) учитель указывает сам, где следует искать нужный для ответа материал, т.е. называет параграфы и номера упражнений, предлагает возможный план ответа. Но чаще этот материал ученики находят в процессе коллективных поисков или самостоятельно. Эти поиски сопровождаются составлением плана ответа или рабочих материалов. Другое основание для типологии устных ответов − это характер систематизации материала, особенности его логической обработки с помощью таких мыслительных операций, как анализ − синтез, обобщение, группировка, сравнение. Несомненно, и краткие устные ответы могут быть охарактеризованы по использованию в них указанных мыслительных операций, но только в развернутых устных высказываниях учащихся на лингвистические темы эти операции (или их сочетание), как показал анализ, определяют логическую и структурную организацию текста высказывания. Так, например, по-разному будут построены высказывания на тему «Части речи в русском языке», если эта тема будет конкретизирована указаниями типа «Основные группы частей речи в русском языке», «Сравнительная характеристика самостоятельных и служебных частей речи», «Признаки (основания) выделения частей речи». Здесь, как и в других подобных случаях, уточненный заголовок отражает не только «поворот» темы, замысел высказывания, но и предполагаемую его структуру и даже подстроение первого, начального предложения. В ответе на первый вопрос нужно указать группы (частей речи) и основание их выделения − это начало организует все дальнейшее высказывание. Сообщение о частях речи в плане сравнительной характеристики (самостоятельных и служебных слов) потребует указания на наличие у сравниваемых групп частей речи признаков сходства и признаков отличия, и это предопределит построение высказывания. Для третьего ответа таким организующим началом может быть предложение типа Части речи в русском языке выделяются на основе трех признаков: лексико-грамматического значения, морфологических особенностей, синтаксической роли. Нетрудно заметить, что предполагаемые высказывания будут не тождественными по содержанию. Итак, в зависимости от характера систематизации материала целесообразно различать развернутые устные ответы, в основе которых лежит: 1) анализ- синтез; 2) обобщение; 3) группировка (классификация); 4) сравнение. Все эти высказывания, по моему мнению, являются разновидностями рассуждения. Как правило, в них реализуется дедуктивный путь изложения − от общего положения к частным случаям (примерам). В изложении учителя, напротив, преобладает индуктивный путь − от анализа языкового материала к общим положениям (может быть, это обстоятельство и порождает одно из затруднений учащихся, связанных с формулировкой общего начального предложения, обозначающего тему высказывания или вводящего в суть вопроса). Указанные выше типы устных развернутых ответов различаются не только начальным (автосемантичным) предложением, но и структурой и языковыми средствами. Для одних характерно употребление языковых средств, выражающих перечисление, порядок следования частей, для других — выражающих сопоставительные отношения, для третьих − классификационные родовидовые отношения, для четвертых − языковые средства, помогающие обобщенно выразить мысль (сформулировать общее правило для ряда частных случаев). Ø · Найдите в любом из действующих учебников 2-3 задания, в которых ставится задача построить развернутый ответ на основе анализа таблицы или схемы.
· Определите тип развернутого устного высказывания на основе приведенных ниже формулировок-заданий. «Основные признаки сложного предложения»; «Чем сложные предложения отличаются от простых?»; «Роль языка в жизни общества»; «Синтаксическая роль деепричастных оборотов в предложении»; «Группы простых предложений по наличию второстепенных членов предложения»; «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении». · Проанализируйте данный ответ: определите его тип и структуру, внесите редакционную правку. Поставьте за ответ отметку, мотивируйте ее оценочным высказыванием.
У неопределенно-личных и безличных предложений одинаковое то, что они – односоставные предложения, но у них сказуемые не схожи. У безличных предложений глагол – безличный – сказуемое. У неопределенно-личных совсем не похожий глагол. У них сказуемое – в 3-м лице множественного числа и еще во 2-м лице единственного числа. Так что между ними много несходного. (Т.А. Ладыженская) 2. Какие коммуникативные цели преследует учитель, когда делает замечание ученику: «Отвечай полно»?
3. Прочитайте фрагмент урока развития речи Г.П. Лазаренко на тему: «Учимся говорить правильно, точно, выразительно». Спрогнозируйте ответы пятиклассников после анализа данных фрагментов. Оцените в качестве учителя данного класса ответы своих учеников. 1. Героиня романа Ильфа и Петрова купила стулья. Муж удивился покупке. Послушайте их диалог. − Здравствуй, Еленочка, а что это такое? Откуда стулья? − Хо-хо! − Нет, в самом деле? − Кр-расота! − Да, стулья хорошие. − Зна-ме-ни-тые! − Подарил кто-нибудь? − Ого!
2. – У двух мальчиков спросили, что они любят, и oба ответили развернуто, точно. Мишка: Я люблю булки, плюшки, батоны и кекс! Я люблю хлеб, и торт, и пирожные, и пряники, хоть тульские, хоть медовые, хоть глазированные. Сливки люблю тоже, и баранки, и бублики, пирожки с мясом, повидлом, капустой и рисом. Я горячо люблю пельмени и особенно ватрушки, если они свежие, но черствые тоже ничего … Дениска: Я очень люблю лечь животом на папино колено, опустить руки и ноги и вот так висеть на колене, как белье на заборе... Я люблю слушать, как жук копается в коробочке... Я люблю дышать носом маме в ушко. Особенно люблю петь и пою очень громко... Люблю читать сказки про Кончиля. Это такая маленькая, умная и озорная лань. У нее веселые глазки, и маленькие ножки, и розовые отполированные копытца. − Какое произведение вы узнали в этом отрывке? (…) − Чей рассказ вам больше по душе и почему? (…) − Чем достигается выразительность последнего абзаца? Какие художественные средства создания портрета лани мы можем отметить? (…) − В чем, по-вашему, причина бедности речи Мишки? (…)
В классе идет работа над сочинением-описанием по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» (5 кл.). Учитель начинает анализ картины с заданиясоставить небольшой монолог «Моё впечатления от картины И. Грабаря «Февральская лазурь». На что, по-вашему, обратят внимание дети? Какие эпитеты, метафоры и т.д. они дин и них сделайте информационно достаточным, другой – кратким, неполным. Как учитель использует ответы учеников в продолжении работы над репродукцией?
4. Представьте, что вам нужно оценить ответ ученика. Как вы считаете, ответ был спонтанным или подготовленным заранее? Назовите характерные признаки устной речи в ответе ученика. О чем свидетельствует каждый из названных вами признаков? Каково коммуникативное намерение ученика? Реализовано ли оно? Дока- жите. Как бы вы оценили данный ответ?
Подлежащее... ой!... в предложении есть подлежащее и дополнение. Подлежащее в отличие... ой!... подлежащее — это главный член предложения, отвечает на вопросы... отвечает на вопросы кто? и что?, выражается существительным в именительном падеже... существительным или местоимением в именительном падеже... и обозначает предмет. Например... «наступила осень». «Осень» — это подлежащее, главный член предложения, отвечающий на вопрос что?, выражается существительным в именительном падеже, обозначает предмет… Дополнение в отличие от... этого… подлежащего — не главный..ой! … второстепенный член предложения, отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает … выражается существительным или местоимением в косвенных падежах и обозначает... так же, как и подлежащее, обозначает предмет. «Ветер открыл окно». «Окно»... В этом предложении дополнение − «окно»... Это второстепенный член предложения, отвечает на вопрос... открыл что? − окно и выражается существительным... в винительном падеже и обозначает предмет. (Педагогическая риторика: Практикум.)
5. В шестом классе начинается урок о значении, происхождении и употреблении фразеологизмов.
Учитель: Прочитайте предложения и сопоставьте по значению выделенные слова и сочетание слов. Попытайтесь заменить или опустить одно из слов во втором примере. Миша быстро бежал по длинному коридору. Миша сломя голову бежал по длинному коридору. Учитель: В русском языке есть особые сочетания слов. В них нельзя изменить или опустить какой-либо компонент. Лексическое значение имеет все сочетание. Такие сочетания называются фразеологизмами, или устойчивыми оборотами. Они украшают речь, делают ее выразительной, образной. Они − живые свидетели прошлого, знание их обогащает наш ум, дает возможность глубже постигнуть язык и осознанно им пользоваться. Я уверена, что вы знаете много устойчивых оборотов. Ø Что ответят дети? (Виртуальные ответы.) Прокомментируйте их высказывания.
6. Прочитайте следующую информацию. Фронтальный вид опроса. Он имеет ряд положительных сторон: достаточно эффективен в качестве умственной зарядки, помогает мобилизовать внимание учащихся, предупреждает забывание знаний, восстанавливает в памяти школьников ранее изученное. Однако, используя данный вид опроса, учитель должен хорошо представлять себе и его слабые стороны: 1. Фронтальный опрос ограничивает возможность развернутых высказываний учащихся, требующих навыков связного изложения материала. При фронтальном опросе превалируют односложные, краткие, отрывочные ответы, что приводит к торможению в развитии связной устной речи учащихся. 2. Краткость, отрывочность ответов на уроке приводит к тому, что изученные (или изучаемые) факты не укладываются в сознании учащихся в виде целостной системы. Они запоминаются как разрозненные, не связанные между собой единицы. У учащихся не развивается навык систематизации изученного. 3. Возможность отвечать на уроке односложно, неразвернуто приводит к тому, что учащиеся дома не готовятся к уроку серьезно. А это отрицательно сказывается на прочности усвоения материала в целом»[1]. При фронтальном опросе фиксируется не уровень знаний школьников, а главным образом их активность на уроке. Возникают условия для получения случайной оценки, а это порождает со стороны некоторой части учащихся иждивенчество. Используя этот вид опроса, учитель должен требовать oт школьников развернутых ответов, обоснованности выдвигаемых положений, не односложного ответа, а краткого изложения материала. (Г.А. Богданова) Ø · Проведите фронтальный опрос по теме: «…».
· Оцените ответы учащихся в соответствии с методическими рекомендациями ученых-лингводидактов. (Ролевая игра.)
7. Учитель, подводя итоги урока, предлагает школьникам ответить на следующие вопросы. Каких ответов (кратких / развернутых) ожидает учитель на данном этапе занятия? Аргументируйте свою точку зрения. Сформулируйте тему данного урока. По какому учебнику русского языка обучаются дети? − Что изучает фонетика? − Какова роль фонем в словах? − Сколько гласных букв и звуков вы можете назвать? − Какой гласный помогает осматривать горло? − Чем различаются буквы и звуки? − Какие два раздела науки о языке тесно связаны с фонетикой? − Понравился ли вам урок? Что особенно вам запомнилось? (Урок проходил в форме игры.)
8. Познакомьтесь с фрагментом конспекта урока «Сочинение на лингвистическую тему» (5 кл.) Г.А. Яковлевой. Обратите внимание на методическую целесообразность использования на занятии индивидуальных сообщений учащихся. Оцените сообщения с точки зрения: а) полноты содержания, б) аргументативности, в) продуцирования текста в научном стиле, г) использования риторических приемов, д) умения школьников сделать вывод. Предположите, почему именно данным ученикам учитель доверил подготовить сообщения (уровень обученности, манера говорения и др.). (Русский язык в школе. – 2005. – № 2.) Цели урока: подготовка учащихся к созданию связного текста на лингвистическую тему; формирование навыков отбора языковых средств научного стиля речи; формирование умения целесообразно использовать синонимические и антонимические богатства родного языка. Оборудование урока: словари (толковые, синонимов и антонимов). Ход урока. I. Организационный момент. II. Вступительное слово учителя. — Ребята, сегодня вам предстоит выступить в роли исследователей русского языка. Представьте себе, что вы члены лингвистического кружка и вам необходимо подготовить сообщение, а затем опубликовать его в школьном научном журнале. Вы уже изучили раздел «Лексика», поэтому я, как руководитель кружка, предлагаю вам темы исследовательских работ по лексике: «Слова-заменители» и «Слова-противители». (Темы записаны на доске.) О каких группах слов нужно будет рассказать в сочинениях? − Ваша задача будет заключаться в точной передаче научных сведений. Поэтому вспомним, что вам известно о синонимах и антонимах. Приведите примеры. − Как вы понимаете, этого материала для научного выступления недостаточно. Сегодня пополнить знания по теме, выбранной для сочинения, вам помогут ваши товарищи, которые поработали с научной литературой и подготовили небольшие выступления. Вам необходимо внимательно слушать их и записывать, оформляя рабочие материалы. Каждый выписывает сведения по своей теме (одни − о синонимах, другие − об антонимах). III. Индивидуальные сообщения учащихся. 1-й ученик: Синонимы − это слова, сходные или близкие по смыслу, но отличающиеся смысловыми или стилистическими оттенками. Такие слова образуют синонимический ряд. Например: метелица, вьюга, метель, пурга; прекрасный, красивый, замечательный, прелестный, очаровательный... У каждого синонимического ряда есть основное слово. Запишите предложенные ряды синонимов и подчеркните главное слово. 2-й ученик: Антонимы обозначают противоположные понятия, выраженные в основном словами с различными корнями. Не каждое слово имеет антоним: например, нет слов с противоположным значением у таких слов, как парта, доска, приемник и др. Чаще всего имеют антонимы слова, обозначающие признаки, качества: низкий − высокий, глубоко − мелко и т. п. 3-й ученик: Для отбора синонимов и антонимов следует учитывать многозначность слова. Так, слово свежий имеет несколько значений, поэтому антонимы и синонимы для каждого значения будут разными:
недавно испеченный (хлеб) - черствый
свежий только что появившийся (журнал) - старый
не бывший в употреблении (воротничок) - грязный Для чего используются синонимы? 1. Чтобы избежать неоправданных повторов. 2. Чтобы более точно выразить мысль. 3. Чтобы более образно выразить мысль. Антонимы часто используются для того, чтобы показать контраст предметов или явлений, описать резкие различия между ними. 4-й ученик: Необходимо не только знать, что такое синонимы и антонимы, но и учитывать, с какими словами они могут сочетаться. Так, слова бой и битва — синонимы, но кулачным может быть только бой. Нельзя, например, так построить фразу: «Знаменитый профессор топает в институт» (вместо идет или направляется), но Малыш топает, делая первые шаги − вполне уместное словоупотребление. Обратимся к антонимам горячий − холодный. Они составляют пару, если говорить о воде, пище и т. п., но нельзя сказать о погоде (или о дне), что она горячая, о взгляде тоже не скажем горячий, в этих случаях лучше использовать такие пары антонимов: холодная− горячая вода; холодная− жаркая погода; холодный− теплый взгляд. Следовательно, и синонимы, и антонимы надо правильно использовать в речи. Учитель оценивает сообщения, советует ученикам воспользоваться материалами словарей синонимов и антонимов, так как в научных сообщениях (сочинениях) теоретические сведения должны подтверждаться примерами. ? Сообщение − небольшое по продолжительности выступление, посвященное какому-либо аспекту изучаемого материала. От него не требуется полного охвата материала, большого количества примеров, достаточной полноты доказательств. Это своеобразный вид справочного выступления, которое, как правило, вплетается в общий ход лекции, освоение нового материала и т.д. Доклад −достаточно большое по времени выступление, подразумевает, что выступающий хорошо подготовился по заданной теме: работал с несколькими источниками, подобрал интересный иллюстративный материал и вообще разобрался с темой значительно лучше, чем остальные. Ответ на уроке может быть кратким и развернутым. Краткий ответ, несмотря на то что отвечать следует сразу на вопрос, поставленный учителем, все же необходимо отнести к подготовленному выступлению, т.к. ученик, придя на урок, должен быть к нему подготовлен. Краткий ответ − это ответ на конкретно поставленный вопрос (Дайте определение имени прилагательного. В каком году было Ледовое побоище?). Однако и здесь не всегда достаточно одного предложения. Чтобы ответить на вопрос, что называется именем прилагательным, недостаточно дать определение, нужно привести примеры, которые подтверждают определение. Развернутый ответ − это ответ на вопрос, который требует продуманности, хорошего знания фактов, значительного по объему материала, умения использовать их при ответе (Расскажите об имени существительном как части речи. Какими средствам раскрывает Толстой характеры своих героев?). 10. Прочитайте фрагмент главы из нового учебника по русской филологии (5 кл.), созданного авторским коллективом под руководством Г.Г. Граник («Диалог и прямая речь»). Используйте одно из заданий этого учебника в качестве дидактического материала к уроку по названной теме. Оцените выполнение упражнения своими учениками; отредактируйте устные высказывания. Телепередачи, спектакли и фильмы, которые вы смотрите, включают самые разные виды речи. Можно услышать и большой текст, произносимый одним действующим лицом, – монолог, и разговор, в котором участвуют двое или несколько человек, – диалог. Попробуйте в течение нескольких дней замечать, когда в теле- или радиопередачах звучит монолог, а когда диалог. Перескажите один из них. (Граник Г.Г., Борисенко Н.А. Диалог и прямая речь, 5-й класс // Русский язык. – 2007. – № 09.).
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 1442; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.7.235 (0.01 с.) |