Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Занятие 2. Речевая культура школьникаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Актуализация темы 1. Негативные коммуникативные факторы, влияющие на речь подростка. 2. Культура речи в средствах массовой информации. 3. Культурно-речевая и историческая специфика жаргонизмов и табуированной лексики. 4. Влияние компьютерного языка на процесс общения. 5. Моделирование учебно-коммуникативных ситуаций.
1. В Древней Руси осмысление хорошей речи выражалось в словах благословие и доброречие. Смоделируйте элемент урока по культуре речи, в который войдут нижепомещенные изречения. Какова дидактическая (воспитательная) цель подобных упражнений? § За благоглаголание бо их и за благословесие, яко сирины, вожьгуть сердця безлобным. (Физиолог, XV в). § Буди добрословьн и чьстив к всем. (Сборник слов и поучений, к. XII- н. XII в.) § Вьсь образъмь красьн, въсь добробеседьн, своим люб. (Слово Иоанна Златоуста. Успенский сборник, XII – XIII в.в.)
2. Предложите своим ученикам сформулировать темы выступлений, основой которых станут следующие высказывания. Слово – одно из величайших орудий человека. Бессильно само по себе, оно становится могучим и неотразимым, сказанное умело, искренне и вовремя. (А.Кони.) Беда, если о предметах святых и возвышенных станет раздаваться гнилое слово. (Н.В. Гоголь.) Чем большим количеством слов я обладаю, тем большее значение я имею для других, тем обширнее объем моих воздействий, моего влияния. (Л.Фейербах.) Слова – это непрерывное усилие. (Ж. Ренар.) Слово – величайший владыка: видом малое и незаметное, а дела творит чудесные – может страх прекратить и печаль отвратить, вызвать радость, усилить жалость. (Горгий.) Слово, удержанное тобою, – раб твой; слово, вырвавшееся у тебя, – господин твой. (Хафиз.)
3. Вдумайтесь в содержание стихотворения Р.Ф. Казаковой «Родная речь». Представьте, что вы старшеклассник, которому предстоит подготовить доклад на тему: «Речь человека – его визитная карточка». Используйте в докладе 5-е – 7е пятистишия; выделите и прокомментируйте основную мысль каждого из данных микротекстов. Как автор достигает эффекта «разговора по душам» о значимости родной речи? Родная речь Мы рождены родною речью. Она других не безупречней, а лишь яснее и родней. И суть земную человечью мы постигаем с ней и в ней. В раю, в чистилище, в застенке – до гроба, до расстрельной стенки родная речь всегда жива! И все души моей оттенки – её словечки и слова. Когда пред ней себя склоняю и слезы чистые роняю, от этой красоты пьяна, ликую, зная: речь родная, хмельная, нами рождена! Лепили, строили, строгали, всем напряженьем окликали и нарекали всем трудом. В ней – наше ныне, наши дали, она – отечество и дом. И вот живем на белом свете мы, как родители и дети, и неизменно день за днем, за каждый вздох и слог в ответе, мы с ней друг друга создаем. Какая сладкая работа! Как у врача, как у пилота, как взмах крыла, как тяжесть с плеч! От лап житейского болота спасает нас родная речь. С ней, будто к брату, я кидаюсь – будь он зулус или китаец – к любому, кто, подобно мне, владеет таинством из таинств В своей единственной стране. Кто обо всем со мной хлопочет, взахлеб по-своему лопочет про общее житье-бытье, понять и быть понятным хочет и сохранить во всем свое. Везде – от трав до высей млечных – мы рождены родною речью.
Ø Подготовьтесь к выступлению в аудитории в научно-популярном подстиле.
4. Прочитайте фрагмент из интервью поэта Риммы Казаковой. Разделяете ли вы ее точку зрения? Приведите примеры недостойного речевого поведения: а) школьников, б) представителей политической элиты, в) деятелей шоу бизнеса и др.
5. Согласны ли вы с мнением Т. Старковой, вузовского преподавателя русского языка, которая считает, что большое количество стилистических и речевых ошибок в письменных работах учащихся связано с тем, что школьники мало читают классическую литературу? Продолжением размышлений Т.Старковой стало следующее утверждение: «Нашим детям ничего не остается, как общаться на «птичьем» компьютерном языке, который является лишь набором символов и штампов. Отсюда узость кругозора, чрезвычайная бедность словарного запаса, примитивность изложения мыслей. Они совершенно не знают слов, совсем, казалось бы, нетрудных. Не удивительно, что результаты единого госэкзамена по русскому языку демонстрируют полную беспомощность учащихся при выполнении задания C (анализ текста)». Ø Является ли это суждение бесспорным? Согласитесь / не согласитесь с ним с позиций: а) ученика, б) родителей, в) коллег Т.Старковой.
6. Обратитесь к интервью Ясена Засурского, которое называется «В нашей речи – отголоски эпохи». На какие рецидивы современных СМИ указывает автор? Как влияют средства массовой информации на речь школьников?
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.32.53 (0.012 с.) |