Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 2. Речевая культура школьника

Поиск

Актуализация темы

1. Негативные коммуникативные факторы, влияющие на речь подростка.

2. Культура речи в средствах массовой информации.

3. Культурно-речевая и историческая специфика жаргонизмов и табуированной лексики.

4. Влияние компьютерного языка на процесс общения.

5. Моделирование учебно-коммуникативных ситуаций.

 

1. В Древней Руси осмысление хорошей речи выражалось в словах благословие и доброречие.

Смоделируйте элемент урока по культуре речи, в который войдут нижепомещенные изречения.

Какова дидактическая (воспитательная) цель подобных упражнений?

§ За благоглаголание бо их и за благословесие, яко сирины, вожьгуть сердця безлобным. (Физиолог, XV в).

§ Буди добрословьн и чьстив к всем. (Сборник слов и поучений, к. XII- н. XII в.)

§ Вьсь образъмь красьн, въсь добробеседьн, своим люб. (Слово Иоанна Златоуста. Успенский сборник, XII – XIII в.в.)

 

2. Предложите своим ученикам сформулировать темы выступлений, основой которых станут следующие высказывания.

Слово – одно из величайших орудий человека. Бессильно само по себе, оно становится могучим и неотразимым, сказанное умело, искренне и вовремя. (А.Кони.)

Беда, если о предметах святых и возвышенных станет раздаваться гнилое слово. (Н.В. Гоголь.)

Чем большим количеством слов я обладаю, тем большее значение я имею для других, тем обширнее объем моих воздействий, моего влияния. (Л.Фейербах.)

Слова – это непрерывное усилие. (Ж. Ренар.)

Слово – величайший владыка: видом малое и незаметное, а дела творит чудесные – может страх прекратить и печаль отвратить, вызвать радость, усилить жалость. (Горгий.)

Слово, удержанное тобою, – раб твой; слово, вырвавшееся у тебя, – господин твой. (Хафиз.)

  

3. Вдумайтесь в содержание стихотворения Р.Ф. Казаковой «Родная речь». Представьте, что вы старшеклассник, которому предстоит подготовить доклад на тему: «Речь человека – его визитная карточка». Используйте в докладе 5-е – 7е пятистишия; выделите и прокомментируйте основную мысль каждого из данных микротекстов. Как автор достигает эффекта «разговора по душам» о значимости родной речи?

Родная речь

Мы рождены родною речью.

Она других не безупречней,

а лишь яснее и родней.

И суть земную человечью

мы постигаем с ней и в ней.

В раю, в чистилище, в застенке –

до гроба, до расстрельной стенки

родная речь всегда жива!

И все души моей оттенки –

её словечки и слова.

Когда пред ней себя склоняю

и слезы чистые роняю,

от этой красоты пьяна,

ликую, зная: речь родная,

хмельная, нами рождена!

Лепили, строили, строгали,

всем напряженьем окликали

и нарекали всем трудом.

В ней – наше ныне, наши дали,

она – отечество и дом.

И вот живем на белом свете

мы, как родители и дети,

и неизменно день за днем,

за каждый вздох и слог в ответе,

мы с ней друг друга создаем.

Какая сладкая работа!

Как у врача, как у пилота,

как взмах крыла, как тяжесть с плеч!

От лап житейского болота

спасает нас родная речь.

С ней, будто к брату, я кидаюсь –

будь он зулус или китаец –

к любому, кто, подобно мне,

владеет таинством из таинств

В своей единственной стране.

Кто обо всем со мной хлопочет,

взахлеб по-своему лопочет

про общее житье-бытье,

понять и быть понятным хочет

и сохранить во всем свое.

Везде – от трав до высей млечных –

мы рождены родною речью.

 

Ø Подготовьтесь к выступлению в аудитории в научно-популярном подстиле.

 

4. Прочитайте фрагмент из интервью поэта Риммы Казаковой. Разделяете ли вы ее точку зрения? Приведите примеры недостойного речевого поведения: а) школьников, б) представителей политической элиты, в) деятелей шоу бизнеса и др.

 

Римма Федоровна, в год русского языка хотелось бы повести разговор о сохранении родной речи. Увы, замечаешь, как уходит чистый русский язык, высокохудожественное слово с телевидения и радио, из газет, журналов и книг. Мы наблюдаем, как грубо вторгаются в нашу речь чужие слова и словечки. Блатная феня и мат стали необычайно модными среди подростков.     Римма Казакова: Пусть будет «дума», а не «парламент», «управа» − тоже хорошо, по-нашему звучит. Но сильно злиться на заимствованные слова, например, «мэрия», «рейтинг», «консенсус», не стоит. Пускай чужой язык входит там, где это уместно. Время само отсеет ненужное, оставит лишь то, что обогащает наш язык. А бороться с матом на улице в одиночку сложно. Я однажды молодым людям сделала замечание, так они меня чуть не побили. Нужен большой общественный разговор на эту тему. Есть способные писатели, у которых в творческом плане все хорошо, только мата много. Почему это обязательно нужно внедрять в художественную прозу – не понимаю. Надеюсь, что эта мода уже проходит. С другой стороны, мат существует естественно, как естественное переваривание пищи в желудке. Иногда мы ругаемся, потому что это очень сильное нечто. Но делаем мы это, очевидно, наедине. Допустим, всадил себе гвоздь в палец – и с досады и боли выругался. Но замусоривать природу языка просто так, на виду у всех – это ненормально.           
Почему так понизился общий культурный уровень?   Римма Казакова: В школе отбирают часы у гуманитарных предметов. Знание просто грамматических правил – еще не знание языка. Если ребенка не приучать к чтению хорошей литературы, учению наизусть стихов и прозаических отрывков, он не сможет правильно мыслить на родном языке. Когда один наш политик изрек: «Нам есть, что сказать, и нам будет, что сказать», или другой: «Не удивляйтесь о том, что в зале собаки», – было смешно и грустно. Так говорят государственные мужи, их не смущает собственное косноязычие. На этом небольшом отрезке времени мы совершаем огромную ошибку, отказываясь от приоритета в преподавании русского языка и литературы в школах и вузах. Потеря культурного наследия – такая же угроза национальной безопасности, как и потеря политической и экономической самостоятельности. Важно не забывать об этом     

 

5. Согласны ли вы с мнением Т. Старковой, вузовского преподавателя русского языка, которая считает, что большое количество стилистических и речевых ошибок в письменных работах учащихся связано с тем, что школьники мало читают классическую литературу?

Продолжением размышлений Т.Старковой стало следующее утверждение: «Нашим детям ничего не остается, как общаться на «птичьем» компьютерном языке, который является лишь набором символов и штампов. Отсюда узость кругозора, чрезвычайная бедность словарного запаса, примитивность изложения мыслей. Они совершенно не знают слов, совсем, казалось бы, нетрудных. Не удивительно, что результаты единого госэкзамена по русскому языку демонстрируют полную беспомощность учащихся при выполнении задания C (анализ текста)».

Ø Является ли это суждение бесспорным? Согласитесь / не согласитесь с ним с позиций: а) ученика, б) родителей, в) коллег Т.Старковой.

 

6. Обратитесь к интервью Ясена Засурского, которое называется «В нашей речи – отголоски эпохи». На какие рецидивы современных СМИ указывает автор? Как влияют средства массовой информации на речь школьников?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.32.53 (0.012 с.)