Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Занятие 3. Речевой этикет в контексте педагогической деятельностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте Актуализация темы 1. Этикетные формулы как проявление национальной этической культуры. 2. Использование вариантов этикетных средств в зависимости от актуальной роли в диалоге. 3. Этикетные средства в коммуникативной деятельности учителя. 4. Описание, моделирование, инсценирование речевых ситуаций, требующих употребления этикетных средств. 1. Прочитайте сведения о признаках речевого этикета. Проиллюстрируйте их примерами из вашей педагогической практики. 1. Ситуативность. Речевой этикет выражает определенное отношение говорящего к его собеседнику только в конкретной ситуации, только применительно к конкретному собеседнику, в момент общения, в данном месте общения. Изменение какого-либо из названных параметров требует и изменения используемых этикетных формул. Можно сказать, что для каждой ситуации общения существует свой речевой этикет. 2. Регулятивность. Речевой этикет регулирует отношения между людьми, участвующими в общении. Он распределяет коммуникативные роли, устанавливает статус собеседников и определяет тональность общения. 3. Согласованность. Речевой этикет предполагает, что этикетные нормы выполняются согласованно всеми участниками общения, что в этикетной ситуации должен состояться обмен этикетной информацией, хотя бы в степени «замечено». 4. Наличие коммуникативной рамки. Известный исследователь речевого этикета В.Е. Гольдин указывает на наличие обязательных элементов, организующих акт этикетного общения в тех или иных ситуациях. Например, приветствие при появлении и прощание при уходе, вызов, «кто говорит», прощание при телефонном разговоре и т.д. Этикетные речевые акты, как правило, предполагают стандартное начало и стандартное завершение. 2. Употребление форм со значением лица подчиняется правилам речевого поведения, речевому этикету, а в ряде случаев и диктуется ими: выбор ты - и вы - форм связан с уровнем «техники общения». Определите уместность ты - или вы -обращения для реализации следующих коммуникативных задач. Аргументируйте свой ответ. 1. Обратитесь на улице к незнакомому человеку своего возраста с вопросом: который час? 2. Обратитесь к однокурснику во время защиты выпускной квалификационной работы. 3. Обратитесь на дискотеке к малознакомому человеку своего возраста с просьбой указать местоположение бара. 4. Обратитесь к коллеге во время разговора в учительской на перемене. 5. Обратитесь с приветствием к пожилому соседу, которого вы знаете с детства. 6. Обратитесь к ученику во время урока на педагогической практике.
3. Прочитайте фрагмент рассказа Л.Улицкой «Бедная счастливая Колыванова». Какие формулы речевого этикета использует учитель? Оцените правильность и корректность их употребления. Аргументируйте свой ответ. «– Поздравляю вас с началом нового учебного года. Я ваша классная руководительница, меня зовут Евгения Алексеевна Лукина, – с выразительными растяжками произнесла она… – А теперь познакомимся, – продолжала она и, раскрыв свежий журнал, произнесла: – Алферов Александр…»
4. Спрогнозируйте свое поведение в следующих ситуациях. 1. Вы постоянно работаете в данном классе. Перейдете ли вы на «вы»-обращение в старшем образовательном звене? 2. Вы новый учитель в десятом классе. Какое обращение к подросткам вы предпочтете? 3. Учащиеся-старшеклассники попросили не обращаться к ним на «вы». 4. Обратитесь к незнакомому ученику одиннадцатого класса с просьбой помочь принести в класс телевизор. 5. Вас возмутило поведение подростков около школы. Они – ваши ученики, привыкшие к традиционному обращению на «вы». Как вы обратитесь к ним в состоянии повышенной эмоциональности? 6. В ваш класс пришли несколько детей из семей вынужденных переселенцев и гастарбайтеров. Зададите ли вы им вопрос о формах национального этикетного обращения, в том числе педагогического?
5. Переход с «ты» на «вы» тоже возможен. Что может означать такой переход? Назовите ситуации, которые способны разрушить дружеские взаимоотношения. Иллюстрацией одной из таких ситуаций является описание И.Л. Андронниковым его общения с С.Я.Маршаком после того, как Андроников удачно имитировал Маршака и «показал» свой номер друзьям. «Вечером Маршак позвонил мне по телефону. Я услышал: – Не могу ли я поговорить с гражданином Андронниковым? Я чуть не упал. Боже, до чего я расстроился, огорчился, испугался, но сделал вид, что я ничего не понимаю. – Что это ты, Самуил Яковлевич, сегодня со мной так официально? – Во-первых, говорите мне, пожалуйста, не ты, а вы. А кроме того, объясните, как я могу получить сатисфакцию» (И.Андронников. Веду рассказ о Маршаке).
6. Т.А. Ладыженская дает следующие рекомендации молодому учителю-словеснику. Подготовьте свои рекомендации, ориентируясь на этикетные особенности речи учителя. Когда вы говорите о вежливости, будьте особенно внимательны к своей речи. Грубое слово, резкий окрик, деловито-фамильярное «Давай!» (как приглашение к ответу), раздраженная интонация, озлобленно-безразличное выражение лица сводят на нет ту важную работу, которая проводится.
7. Под коммуникативным императивом понимается фраза, выражение, оборот речи, которые должны быть обязательно употреблены в определенной коммуникативной ситуации; если они отсутствуют, это рассматривается как нарушение речевого этикета. Назовите обязательные императивы в учительской деятельности.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 383; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.214 (0.009 с.) |