Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Занятие 3. Речевой этикет в контексте педагогической деятельностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Актуализация темы 1. Этикетные формулы как проявление национальной этической культуры. 2. Использование вариантов этикетных средств в зависимости от актуальной роли в диалоге. 3. Этикетные средства в коммуникативной деятельности учителя. 4. Описание, моделирование, инсценирование речевых ситуаций, требующих употребления этикетных средств. 1. Прочитайте сведения о признаках речевого этикета. Проиллюстрируйте их примерами из вашей педагогической практики. 1. Ситуативность. Речевой этикет выражает определенное отношение говорящего к его собеседнику только в конкретной ситуации, только применительно к конкретному собеседнику, в момент общения, в данном месте общения. Изменение какого-либо из названных параметров требует и изменения используемых этикетных формул. Можно сказать, что для каждой ситуации общения существует свой речевой этикет. 2. Регулятивность. Речевой этикет регулирует отношения между людьми, участвующими в общении. Он распределяет коммуникативные роли, устанавливает статус собеседников и определяет тональность общения. 3. Согласованность. Речевой этикет предполагает, что этикетные нормы выполняются согласованно всеми участниками общения, что в этикетной ситуации должен состояться обмен этикетной информацией, хотя бы в степени «замечено». 4. Наличие коммуникативной рамки. Известный исследователь речевого этикета В.Е. Гольдин указывает на наличие обязательных элементов, организующих акт этикетного общения в тех или иных ситуациях. Например, приветствие при появлении и прощание при уходе, вызов, «кто говорит», прощание при телефонном разговоре и т.д. Этикетные речевые акты, как правило, предполагают стандартное начало и стандартное завершение. 2. Употребление форм со значением лица подчиняется правилам речевого поведения, речевому этикету, а в ряде случаев и диктуется ими: выбор ты - и вы - форм связан с уровнем «техники общения». Определите уместность ты - или вы -обращения для реализации следующих коммуникативных задач. Аргументируйте свой ответ. 1. Обратитесь на улице к незнакомому человеку своего возраста с вопросом: который час? 2. Обратитесь к однокурснику во время защиты выпускной квалификационной работы. 3. Обратитесь на дискотеке к малознакомому человеку своего возраста с просьбой указать местоположение бара. 4. Обратитесь к коллеге во время разговора в учительской на перемене. 5. Обратитесь с приветствием к пожилому соседу, которого вы знаете с детства. 6. Обратитесь к ученику во время урока на педагогической практике.
3. Прочитайте фрагмент рассказа Л.Улицкой «Бедная счастливая Колыванова». Какие формулы речевого этикета использует учитель? Оцените правильность и корректность их употребления. Аргументируйте свой ответ. «– Поздравляю вас с началом нового учебного года. Я ваша классная руководительница, меня зовут Евгения Алексеевна Лукина, – с выразительными растяжками произнесла она… – А теперь познакомимся, – продолжала она и, раскрыв свежий журнал, произнесла: – Алферов Александр…»
4. Спрогнозируйте свое поведение в следующих ситуациях. 1. Вы постоянно работаете в данном классе. Перейдете ли вы на «вы»-обращение в старшем образовательном звене? 2. Вы новый учитель в десятом классе. Какое обращение к подросткам вы предпочтете? 3. Учащиеся-старшеклассники попросили не обращаться к ним на «вы». 4. Обратитесь к незнакомому ученику одиннадцатого класса с просьбой помочь принести в класс телевизор. 5. Вас возмутило поведение подростков около школы. Они – ваши ученики, привыкшие к традиционному обращению на «вы». Как вы обратитесь к ним в состоянии повышенной эмоциональности? 6. В ваш класс пришли несколько детей из семей вынужденных переселенцев и гастарбайтеров. Зададите ли вы им вопрос о формах национального этикетного обращения, в том числе педагогического?
5. Переход с «ты» на «вы» тоже возможен. Что может означать такой переход? Назовите ситуации, которые способны разрушить дружеские взаимоотношения. Иллюстрацией одной из таких ситуаций является описание И.Л. Андронниковым его общения с С.Я.Маршаком после того, как Андроников удачно имитировал Маршака и «показал» свой номер друзьям. «Вечером Маршак позвонил мне по телефону. Я услышал: – Не могу ли я поговорить с гражданином Андронниковым? Я чуть не упал. Боже, до чего я расстроился, огорчился, испугался, но сделал вид, что я ничего не понимаю. – Что это ты, Самуил Яковлевич, сегодня со мной так официально? – Во-первых, говорите мне, пожалуйста, не ты, а вы. А кроме того, объясните, как я могу получить сатисфакцию» (И.Андронников. Веду рассказ о Маршаке).
6. Т.А. Ладыженская дает следующие рекомендации молодому учителю-словеснику. Подготовьте свои рекомендации, ориентируясь на этикетные особенности речи учителя. Когда вы говорите о вежливости, будьте особенно внимательны к своей речи. Грубое слово, резкий окрик, деловито-фамильярное «Давай!» (как приглашение к ответу), раздраженная интонация, озлобленно-безразличное выражение лица сводят на нет ту важную работу, которая проводится.
7. Под коммуникативным императивом понимается фраза, выражение, оборот речи, которые должны быть обязательно употреблены в определенной коммуникативной ситуации; если они отсутствуют, это рассматривается как нарушение речевого этикета. Назовите обязательные императивы в учительской деятельности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.46.90 (0.005 с.) |