Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Использование речевых и неречевых средств в устной речи

Поиск

Устная речь – это речь звучащая. Каждый человек обладает своими, свойственными только ему особенностями речевого аппарата. В зависимости от темперамента человек говорит быстро, медленно или в среднем темпе. Темп речи также может изменяться в зависимости от психического состояния. Психологи утверждают, что наиболее трудно воспринимается медленная речь. Особенности темпа речи необходимо учитывать людям, которым по роду своей деятельности приходится выступать перед большой аудиторией. Средний темп речи наиболее приемлем для общения с аудиторией. В то же время есть ситуации, при которых необходим быстрый темп речи, например, в работе дикторов, передающих новую информацию.

Тембр голоса – это разница звуковых колебаний, которая помогает отличить один звук от другого. Так же как и темп речи, тембр может вызывать у слушателя разную реакцию. Как правило, если человек говорит визгливым голосом, это неприятно слушающему.

Громкость голоса – это также один из компонентов его характеристики. Голос может быть тихим, громким и средней громкости. Различная громкость голоса необходима человеку в разных ситуациях. Например, речь оратора, говорящего тихо, почти не воспринимается.

Не менее важный компонент устной речи – интонация. Интонация – это повышение или понижение тона. Способность интонации выражать малейшие движения человеческой души, передавать нюансы человеческих эмоций делает ее чрезвычайно важной при произнесении устного высказывания. Невыразительная интонация делает высказывание сухим, затрудняет общение.

Неотъемлемой частью устной речи являются жесты и мимика. Они помогают человеку общаться, дополняют звуковые характеристики речи. Известно, что северные народы более скупы на внеречевые средства, а южные используют жесты и мимику очень интенсивно.

 

2. Прочитайте фрагмент из повести К.Воробьева «Друг мой Момич». Проследите, как ситуация влияет на голосовые модуляции героев. Оцените точность выбора языковых средств для описания разных психологических состояний персонажей.

 – Чего раскорячились тут? – спросил дядя Иван, глядя нам в ноги. Тетка погладила себе шею, будто комок прогоняла, и сказала громко, как глухому:

– Ты б собирался, Иван… А то Халамей ждет.

– Куда такое? – тихо спросил Царь и выронил в чугунок нечищеную картоху. – Кому собираться? Я никуда не поеду! Ты что такое задумала, змея? Сбагрить хочешь?! В сумаш-шедку?!

Он вскочил, перелез через скамейку и выставил перед собой грязные мокрые руки, а ногой стараясь подкопнуть поближе к себе упавший с плеч кожух. То, как помешано-жутко глядел на нас побелевшими глазами Царь, пронизало меня от макушки до пяток какой-то взрывной болью, жалостью и страхом, – его испуг не вылился бы ни на каком воске, и я подбежал к нему, поймал его мокрые руки и потянул их книзу, к себе под грудь.

– Дядь Вань, не пужайся! – закричал я. – Мы ж в коммуну едем и тебя берм, чтоб вместе…

– Куда вместе? В какую такую? Зачем? – тоже на крике спросил он меня, но рук не отнял.

– Чтоб жить в коммуне. В барском доме, – сказал я. – Она знаешь где? В Саломыковке. Аж за Луганью! Там все будет под музыку… Собирайся, дядь Вань, поедем скорей!

Тетка стояла как окаменелая, глядя куда-то сквозь нас с дядей Иваном. В хату всунулся Халамей и, невидимый мне за теткой, стал жаловаться тягучим брезгливым тенорком:

– Вы собрались али нет? Не поспеем же до ночи. Шутка ли, тридцать верст в один прогон! А у меня парина не метана. Ох и люди. Едут на все чужое, а с г… не расстанутся!..

От дяди Ивана отхлынул страх. Он освободил от меня свои руки и прежним «царским» голосом прикрикнул на Халамея:

– Ты там не вякай! Тебя назначили везть, вот и вези! А теперь выдь и дай людям сготовиться! 

 

3. Прочитайте фрагмент из рассказа М.Зощенко «Золотые слова». Разыграйте его по ролям; воспроизведите интонацию взрослых и детей соответственно описанной ситуации. Объясните, с помощью каких средств автор показывает взаимосвязь интонации и других невербальных компонентов.

Папин начальник начал рассказывать какую-то невероятную историю о том, как он спас пожарного. Это пожарный будто бы угорел на пожаре. И папин начальник вытащил его из огня.

Возможно, что был такой факт, но только нам с Лелей этот рассказ не понравился.

И Леля сидела как на иголках. Она вдобавок вспомнила одну историю вроде этой, но только еще более интересную. И ей поскорее хотелось рассказать эту историю, чтоб ее не забыть.

Но папин начальник, как назло, рассказывал крайне медленно. И Леля не могла более терпеть.

Махнув рукой в его сторону, она сказала:

– Это что! Вот у нас во дворе одна девочка…

Леля не закончила свою мысль, потому что мама на нее шикнула. И папа на нее строго посмотрел.

Папин начальник покраснел от гнева. Ему неприятно стало, что про его рассказ Леля сказала: «Это что!»

Обратившись к нашим родителям, он сказал:

– Я не понимаю, зачем вы сажаете детей со взрослыми. Они меня перебивают. И вот теперь я потерял нить моего рассказа. На чем я остановился?

Леля, желая загладить происшествие, сказала:

– Вы остановились на том, как угоревший пожарный сказал вам «мерси». Но только странно, что он вообще что-нибудь мог сказать, раз он был угоревший и лежал без сознания… Вот у нас одна девочка во дворе…

Леля снова не закончила свои воспоминания, потому что получила от мамы шлепок.

Гости заулыбались. И папин начальник еще более покраснел от гнева.

Видя, что дело плохо, я решил поправить положение. Я сказал Леле:

– Ничего странного нету в том, что сказал папин начальник. Смотря какие угоревшие, Леля. Другие угоревшие пожарные хотя и лежат в обмороке, но все-таки они говорить могут. Они бредят. И говорят сами не зная что. Вот он и сказал – «мерси». А сам, может, хотел сказать – «караул».

Гости засмеялись. А папин начальник, затрясшись от гнева, сказал моим родителям:

– Вы плохо воспитываете ваших детей. Они мне буквально пикнуть не дают – все время перебивают глупыми замечаниями.

Бабушка, которая сидела в конце стола у самовара, сердито сказала, поглядывая на Лелю:

– Глядите, вместо того, чтобы раскаяться в своем поведении, эта особа снова принялась за еду. Глядите, она даже аппетита не потеряла – кушает за двоих…

Леля не посмела громко возразить бабушке. Но тихо она прошептала:

– На сердитых воду возят.

Бабушка не расслышала этих слов. Но папин начальник, который сидел рядом с Лелей, принял эти слова на свой счет.

Он прямо ахнул от удивления, когда это услышал.

Обратившись к нашим родителям, он так сказал:

– Всякий раз, когда я собираюсь к вам в гости и вспоминаю про ваших детей, мне прямо неохота к вам идти.

(М. Зощенко. Золотые слова)

 

4. Проанализируйте рассказ В. Галявкина «Не везет». Какие чувства героев скрыты в подтексте? (Воспользуйтесь справкой к упражнению). Как эмоции соотносятся со звучанием голоса и интонационным рисунком? Заполните вторую часть таблицы.

 

 

Текст Чувства
Однажды прихожу я домой из школы. В этот день я как раз двойку получил. Хожу по комнате и пою. Пою и пою, чтоб никто не подумал, что я двойку получил. А то будут спрашивать еще: «Почему ты мрачный, почему задумчивый?» Отец говорит: – Что это он так поет? А мама говорит: – У него, наверное, веселое настроение, вот он и поет. Отец говорит: – Наверное, пятерку получил, вот и весело человеку. Всегда весело, когда какое-нибудь хорошее дело сделаешь. Я как это услышал, так еще громче запел. Тогда отец говорит: – Ну ладно, Вовка, порадуй отца, покажи дневник. Тут я сразу петь перестал. – Зачем? – Я вижу, – говорит отец, – тебе очень хочется дневник показать. Берет у меня дневник, видит двойку и говорит: – Удивительно, получил двойку и поет! Что он с ума сошел? Ну-ка, Вова, иди сюда! У тебя, случайно, нет температуры?.. – Нет у меня, – говорю – никакой температуры… Отец развел руками и говорит: – Тогда нужно тебя наказать за это пение. Вот как мне не везет.            

  

?  удивление; раздражение; гнев; веселье; грусть; неуверенность; неуверенность, переходящая в радость; просьба; поддельная радость.

 

5. В учебно-методическом пособии Лазаренко Г.П. Уроки русского языка в 5 кл.: поиски и находки (2004) по ходу уроков читаем следующие ремарки автора:

1. А теперь весело и дружно прочитаем стихотворение. (Учитель «дирижирует» своим голосом. Дает оценку чтению: плохо передали раскаты грома – звукопись г– гр – гр– гр или невыразительно передали нарастание звука дождя во 2-ой части стихотворения и т.д.). Читали невыразительно, потому что не вдумались в звукопись Маршака.

2. В первой части одного из уроков, которую автор называет «Интрига», следует фраза: «Учитель произносит загадочно и с удовольствием название урока и сразу предлагает его написать. (Тема. О большом любителе разбирать слова)».

3. Выразительно, негромко, приглушенно, таинственно читаем стихотворение.

4. Учитель выразительно читает стихотворение С.Есенина «Поет зима– аукает».

 

Ø Почему учитель-методист дает такие пояснения? В свое рассуждение включите высказывание О.М. Казарцевой: «Голос – индивидуальный «инструмент» человека, как и отпечатки пальцев. Умелое владение голосом делает более эффективной нашу речь. Основной приметой голоса является его тембр. Звуковая окраска – очень тонкая и выразительная характеристика говорящего».

Произнесите тему урока в соответствии с рекомендацией Г.П. Лазаренко (задание 2).

Выполните задание 3 на примере своего любимого стихотворения.

 

6. Обратитесь к фрагменту из лекции М.В. Панова «Работа с текстом». Последуйте совету ученого и прочитайте текст так, как если бы вы читали его на реальном уроке русского языка в 6-ом классе.

В Сибири народ другой, чем в России: вольный, смелый. И край-то какой у нас. Сибирь западная – плоская, а за Енисеем у нас уже горы начинаются: к югу тайга, а к северу холмы, глинисто-розово-красные. И Красноярск – отсюда имя; про нас говорят: «Краснояры сердцем яры».

Горы у нас целиком из драгоценных камней – порфир, яшма. Енисей чистый, холодный, быстрый. Бросишь в воду полено, а его бог весть уж куда унесло. Мальчиками мы, купаясь, чего только не делали. Я под плоты нырял: нырнешь, а тебя водой внизу несет. Помню, раз вынырнул раньше времени: под балками меня волочило. Балки скользкие, несло быстро, только небо в щели мелькало – синее. Однако вынесло. А на Каче – она под Красноярском с Енисеем сливается – плотины были. Так мы оттуда – аршин шесть-семь высоты – по водопаду вниз ныряли. Нырнешь, а тебя вместе с пеной до дна несет – бело все в глазах. И надо на дне в кулак песку захватить, чтобы показать: песок чистый, желтый. А потом с водой на поверхность вынесет.

Я думаю, это блестяще по языку. Такая энергия языка! Но я советую: выразительно прочитайте отрывок! Для этого предварительно «примерьтесь»: найдите те живые интонации, на которые рассчитан текст.

(Из рассказа В.И. Сурикова М. Волошину)

 

7. Проанализируйте фрагмент объяснительной речи учителя и партитуру его произношения. Какие средства использует учитель для того, чтобы активизировать внимание учащихся, подчеркнуть важность, новизну, актуальность предъявляемой информации? Каким образом учитель увеличивает информативную силу объяснения?

 

1) Сегодня мы познакомимся еще c одним свойством русских глаголов. И этого их удивительного свойства вы еще, ребята, не знаете. Эта особенность – виды глагола. Итак, тема урока – «Виды глагола». Записываем вместе: я на доске, вы – в тетрадях. // 1) Темп, громкость обычные. Отчетливые паузы – на месте тире и двоеточия. Тон – интригующий. Темп замедляется при произнесении темы («Итак…»). Подчеркиваются интонационно выделенные полужирным шрифтом слова и словосочетания.
2) Сразу скажу, что глаголы бывают двух видов. А вот, какие это виды, что они обозначают, мы сейчас узнаем… // Послушайте (читается или пересказывается текст упр. 627 «Руки». Выделенные в тексте глаголы жну, кошу, сею, поливаю, пишу, рисую, черчу, сожну, накошу, посею, полью, напишу, нарисую, начерчу интонационно подчеркиваются). Какие глаголы я выделила голосом? // Запишем их парами. Как вы думаете, чем похожи эти глаголы? // А в чем их отличие по значению? Попробуем поставить к ним вопросы… //        2) Первое предложение произносится спокойным тоном информативного сообщения. Выделенные полужирным шрифтом слова подчеркиваются логическим ударением, более медленным темпом произнесения. Текст «Руки» произносится повествовательным тоном, несколько быстрее. (//) – паузы более длительные, «выжидательные».   
3) Итак, как мы с вами установили, глаголы левого столбика отвечают на вопрос что делаю?, а глаголы правого столбика…? // Эти вопросы отражают значение глаголов: делаю – что-то длительное, без конца, без предела; сделаю – значит закончу что-то, действие достигает конца, какого-то предела, имеет конец. Ж ну, кошу, сею, поливаю, пишу, рисую, черчу – это глаголы несовершенного вида. А глаголы сожну, накошу, посею, полью, напишу, нарисую, начерчу – глаголы совершенного вида. Легко запомнить: что сделаю? (что сделаешь, сделает, сделаете и т.д.). Это все глаголы совершенного вида. В вопросе и в названии вида первая буква «эс». //  А почему я говорю «глаголы совершенного вида или глаголы несовершенного вида»? Можно ли сказать: глаголы в совершенном (или в несовершенном) виде? // Почему нельзя? // Более замедленный темп произнесения: обобщение. (//) – выжидательная пауза. Информативно-разъяснительный тон, перечислительная интонация (выделяющая однородные члены). Интонационно выделяются терминологические наименования (они выделены в тексте полужирным шрифтом), а также коммуникативно значимые слова. Несколько нарочито выделяется [с] в вопросе и названии вида глагола.    (//) – выжидательные паузы.  
4) Теперь, ребята, рассмотрим рисунки на с. 257. Под какой картинкой вы подпишете: «Дети решали задачу», а под какой: «Дети решили задачу»? (Задание в материале для наблюдений на с. 257).  4) Более быстрый темп произнесения (рисунки и вопросы есть в учебнике). Выделенные слова и словосочетания произносятся медленнее и чуть-чуть громче.

                                                                                      (Т.А. Ладыженская)

 

8. В методической газете «Русский язык» представлена рубрика «Я иду на урок». Познакомьтесь с двумя вариантами вступительного слова учителя и разметьте их для устного произношения. Произнесите тексты: соблюдайте паузы, выделяйте голосом особо важную информацию, обратите внимание на темп речи.

1.  – В каждой школе России дети изучают русский литературный язык – повседневный язык общения, науки и культуры, художественной литературы, школьного образования. Вспомните: а что такое диалектный язык? Приехавшему из города в деревню порой кажется, что там говорят как-то не по-русски, неправильно. На самом деле говоры представляют собой стройную систему, уходящую своей историей в глубокую древность. Самыми крупными и важными диалектными объединениями являются наречия.

Цель сегодняшнего урока – составить словарик диалектизмов говоров северного наречия. Источником материала для словарика послужит сказка «Волшебное кольцо» Бориса Викторовича Шергина. Шергина называют «волшебником русской речи», «поэтической душой Севера». Наверное, вы были удивлены обилием «странных» слов в сказке, когда читали ее, – это и есть не что иное, как диалектизмы. Именно они делают произведение столь колоритным.

Узнать диалектизмы «в лицо» вам поможет описание языковых явлений, характерных для говоров северного наречия.

 

2. – Начну с печального заявления. Наш родной язык под угрозой. И его книжные варианты, и даже разговорный. Послушайте, как мы говорим. Круто, стремно – несколько слов – и все наши чувства и мысли выражены. Сегодняшний урок и посвящен нашему «знакомому незнакомцу», разговорному стилю. Мы вспомним о его особенностях и увидим на примере писем А.С.Пушкина, каким красивым может быть текст разговорного стиля …

Чужие письма читать неприлично. Письма же Пушкина опубликованы, и они для нас – прежде всего произведение искусства, образец для подражания. Однако посланы они близким людям, друзьям, брату. И в них отчетливо видны черты разговорного стиля.

Вот на эти черты и обратим внимание. Их можно систематизировать в виде таблицы …

 

9. По утверждению психологов, 17-20% информации слушателю дает интонация говорящего. Особенно это касается выразительно-оценочной стороны речи, определяющей отношение автора речи к высказываемой им информации. Как часто теряется интересная, оригинальная мысль, озвученная вяло и невнятно.

Данные упражнения помогут осознать механизм вашего речевого аппарата и научиться пользоваться им для эффективного воздействия на своих собеседников (Д.Х. Вагапова).

 

                                     «Примем величественный вид»

Выпрямите шею, придав ей вертикальное положение, голову держите прямо. На счет «раз» поднимите лопатки повыше, на счет «два» – отведите их назад, «три» – глубокий вдох, «четыре» – свободно опустите лопатки, «пять» – выдохните так, чтобы верхняя часть грудной клетки ни в коем случае не сжималась, «шесть» – сделайте паузу.

 

                                Из гимнастики доктора Стрельниковой

1) Наклониться и при этом сделать короткий активный и шумный вдох носом, как бы встревоженно принюхиваясь, не пахнет ли от пола гарью. После этого быстрое выпрямление. Проделать 8 раз. Основное правило – не думать о вдохе. Темп очень высокий − примерно секунда на каждый вдох.

2) Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки опущены. При наклонах голова опущена, руки тянутся к телу. Они как бы накачивают шину. А шина − лёгкие, куда насос всякий раз подкачивает воздух. В день желательно сделать 400 вдохов – 10 минут.

3) Вдох на встречном движении рук. При этом движении сжимается верхняя часть лёгких. Воздух устремляется к основаниям лёгких, где чаще всего бывают застойные явления. Руки подняты на уровне плеч, локти развёрнуты. При вдохе руки идут навстречу друг другу так, что правая ладонь касается левого плеча, а левая − правого.

4) Наклоны вперёд с одновременным встречным движением рук. Наклоны назад (запрокидывание головы) с одновременным встречным движением рук. Встречное движение рук при лёгком приседании на правой ноге (левая отставлена назад); то же самое, но на левой ноге (правая отставлена назад).

                                              «Старинные часы»

Прочитайте отрывок из сказки Гофмана «Щелкунчик», меняя регистр голоса: «Часы на стене зашипели, захрипели, все громче и громче, и Мари явственно расслышала:

«Тик-и-тик, так-и-так!

Не хрипите громко так!

Слышит всё король мышиный.

Тик-и-так! Бум-бум!

Ну, часы, напев старинный!

Трик-и-трак! Бум-бум!

Ну, пробей, пробей, звонок:

королю приходит срок!

И...бим-бом, бим-бом! — часы глухо и хрипло пробили 12 ударов!»

 

Разделитесь на группы и хором изобразите бой часов, используя разные по высоте звуки голоса.

 

                                                       «Поход»

Это упражнение учит овладению перспективой распределения высоты голоса. Выполняя его, очень важно рассчитать свой диапазон. Не следует быстро повышать голос; необходимо, чтобы голоса хватило на все строки, поэтому высотные интервалы должны быть небольшие.

Задание: читая каждую строку стихотворения, представьте себе, что вы «шагаете голосом» прямо к солнцу. Передайте в голосе движение вверх.

 

                                   ПОХОД

                   По тропинке узкой горной

                   Вместе с песенкой задорной

                   Мы с тобой идём в поход.

                   За горой нас солнце ждёт.

                   Наш подъём всё выше, круче.

                   Вот шагаем мы по тучам,

                   За последним перевалом

                   Нам навстречу солнце встало.

Сначала стихотворение читается хором, потом каждым в отдельности, при этом обращается внимание на вибрационные ощущения каждого чтеца.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 302; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.33.230 (0.013 с.)