Законодательство РФ о государственной экспертизе, её обязательные объекты 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Законодательство РФ о государственной экспертизе, её обязательные объекты



В законодательстве Российской Федерации в настоящее время нет единого понятия «экспертной деятельности».

Международным нормативно-правовым актом в области регулирования экспертной деятельности является Модельный закон СНГ «О научной и научно-технической экспертизе» (Принят в г. Санкт-Петербурге 15.11.2003 Постановлением 22-17 на 22-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ). Модельный закон регулирует отношения, возникающие в связи с назначением и проведением научной и научно-технической экспертизы, устанавливает общественно значимые объекты, подлежащие обязательной научной и научно-технической экспертизе, определяет основные права и обязанности заказчиков и исполнителей научной и научно-технической экспертизы. Закон служит целям:

·   обеспечения методологического единства правовых, научных и научно-технических требований к организации проведения научной и научно-технической экспертизы общественно значимых решений, способствующих социально-экономическому, научно-техническому, гуманитарному и культурному развитию государств-участников Содружества Независимых Государств;

·   обеспечения научной и научно-технической обоснованности общественно значимых решений, принимаемых государственными органами, общественными организациями и хозяйствующими субъектами, ориентирования их на использование новейших достижений науки, техники и технологии;

·   обеспечения национальной, экологической, технологической и общественной безопасности и экономической целесообразности решений, связанных с выполнением научных и научно-исследовательских работ и использованием научных и научно-технических результатов в практической и хозяйственной деятельности;

·   обеспечения защиты прав интеллектуальной собственности на результаты научно-технической деятельности и авторских прав, связанных с гражданским оборотом результатов научно-технической деятельности.

На сегодняшний день экспертная деятельность в Российской Федерации регулируется законами: “Об экологической экспертизе”, “О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации”, “Об оценочной деятельности”, “О защите прав потребителей”, “О сертификации продукции и услуг” и так далее.

Но они не решают самой проблемы, потому что охватывают лишь узкие сферы экспертной деятельности. При этом много вопросов остается неурегулированными. Например, кто имеет право заниматься экспертизой;

каким требованиям субъекты экспертизы должны отвечать; как должна быть организована подготовка специалистов-экспертов; как обеспечивать признаваемость результатов экспертизы в России и за рубежом, и так далее.

Возможны три формы существования экспертизы:

·   государственная - та, что проводится принадлежащими государству органами инспекции и сертификации;

·   общественная - исполняющая функции защиты прав потребителя и представляющая собой экспертизу, назначенную общественными организациями;

·   независимая - проводимая независимыми профессиональными экспертными компаниями. Независимая экспертизане связана административно и финансово ни с властными структурами, ни с производителями или продавцами товаров, ни с надзорными органами, ни с кем, кто мог бы оказать влияние на ее деятельность в силу заинтересованности в результатах. Экспертные организации должны иметь в составе уставной деятельности никакой иной,кроме как проведение экспертных и сертификационных работ.

Создание разветвлённой сети независимых экспертных организаций позволит не только значительно снизить риск ошибок, но и максимально избежать возможных обвинений в предвзятости принимаемых решений и коррупции.

Распределение полномочий между государственными и негосударственными экспертными организациями - это проблема, требующая разрешения. В настоящее время наметилась тенденция к созданию в каждом федеральном ведомстве своих специализированных экспертных служб. При этом каждое из ведомств отказывается признавать результаты экспертиз, сделанных вне стен своего ведомства. Это приводит к тому, что сегодня главным экспертом в той или иной сфере деятельности становится любой чиновник.

Различие между государственными и независимыми экспертами лежит в субъекте экспертизы, а различие между оценочной, судебной и экологической экспертизами определяется объектом экспертизы. Таким образом, и экологическая, и судебная, и оценочная экспертизы могут быть при определенных условиях государственными, независимыми или общественными.

Закон об основах экспертной деятельности необходим. В него должны быть включены ряд существенных положений.

·   В первую очередь это определение понятий: “эксперт”, “экспертиза” и “экспертная деятельность”. До настоящего момента у нас эти понятия не оформлены в правовом понимании.

·   Обозначить какие экспертизы и эксперты бывают: государственные, негосударственные, общественные.

·   Определить субъекты экспертизы, и на каких основаниях их можно считать экспертами.

·   Описать - кто регулирует экспертную деятельность и регулирует ли, а также в какой форме и на каких стадиях это происходит.

·   Разработать требования, необходимые для допуска к занятию экспертной деятельностью, изложить условия и основания прекращения деятельности эксперта или экспертной организации.

Экспертная работа организуется следующим образом. Предприятие-изготовитель или фирма-поставщик, пожелавшие участвовать в конкурсе или привлеченные к нему (если конкурс закрытый), подает заявку в экспертную организацию на проведение экспертизы качества своей продукции. Экспертная организация предоставляет участнику конкурса все необходимые документы для ознакомления. После этого производитель заключает с экспертной организацией договор и оплачивает стоимость экспертизы.

Пробы для проведения экспертизы отбирают сами эксперты при участии представителей предприятия. Экспертная организация оставляет у себя на хранение контрольные пробы или образцы, чтобы в дальнейшем у предприятия не возникли претензии к оценкам качества продукции. Срок хранения контрольных образцов соответствует гарантийному сроку.

Испытания могут проводиться в два этапа: сначала непосредственно у производителя или поставщика (если для этого имеются соответствующие условия), а затем в лаборатории экспертной организации.

Одновременно эксперты проверяют и само производство, в том числе основные и вспомогательные технологические процессы, техническую документацию, состояние оборудования, метрологическое обеспечение, уровень технической подготовки персонала, вопросы экологии и многое другое. По результатам этой работы составляется экспертное заключение, на основании которого конкурсная комиссия и принимает окончательное решение.

Определим также правовые проблемы экспертной деятельности, характерные для Российской Федерации и для её субъектов:

.Нормативно не определена и не закреплена возможность координации экспертной деятельности на разных уровнях.

. Серьезной проблемой является недостаточный уровень подготовки экспертов, точнее, специальной подготовки. При работе эксперта существенную роль играют субъективные качества или особенности его создателей и экспертов: личный опыт, мировоззрение, не только профессиональная, но и общая культура, способность логически мыслить, политические приоритеты, даже настроение и состояние здоровья. С одной стороны, приходится согласиться, что это неизбежно. Однако и здесь возможны меры, сокращающие некоторые негативные последствия влияния субъективного фактора.

Во-первых, следует признать, что экспертная деятельность имеет свои особенности и требует специальных знаний. Значит, должны быть определены критериальные требования к эксперту, необходимый объем знаний, навыков и умений.

Во-вторых, экспертов надо соответствующим образом отбирать, а экспертной деятельности надо обучать точно так же, как сегодня учат оценке, аудиту, антикризисному управлению, выдавая при этом соответствующий сертификат.

В-третьих, если к экспертизе привлекается юридическое лицо, то оно, видимо, должно иметь соответствующую лицензию на право проведения экспертизы в конкретной сфере, как и специально подготовленного сотрудника, имеющего соответствующий сертификат.

В-четвертых, сама процедура экспертизы должна быть максимально унифицирована и нормативно закреплена.

. Субъекты Российской Федерации нуждаются в усиленной методической и методологической помощи при осуществлении и при организации экспертной деятельности. Разрабатывая теоретические и практические вопросы экспертизы, специальную подготовку и сертификацию кадров экспертов, создавая специальную информационную базу данных, предлагая регионам модельные проекты различных правовых актов, такой Центр мог бы внести значительный вклад в совершенствование экспертной деятельности в России. Также следует отметить проблему коррупции в сфере государственного управления, затрагивающую и экспертную деятельность, например, при заинтересованности получения определённого экспертного заключения или при использовании чиновниками экспертных органов «административного ресурса».

. Очевидна необходимость научной разработки критериев качества экспертизы. Нарушения процедуры, юридической техники зачастую ведут к негативным юридическим и социальным последствиям. Экспертиза сама по себе не может исключить неправильные действия субъекта, но она может быть более действенной:

во-первых, в случае, как уже говорилось, четкого нормативного закрепления процедуры экспертизы и ответственности субъекта экспертной деятельности за игнорирование ее результатов;

во-вторых, в случае ясного и единообразного представления у субъектов экспертной деятельности о критериях оценки принятого решения с точки зрения его качества.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.221 (0.008 с.)