Государства как основные субъекты междунардного права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государства как основные субъекты междунардного права.



Государства как инициаторы и творцы создания и прогрессивного развития междунардного права всегда были и продолжают оставаться его основными субъектами. Отличительная черта государств как субъектов междунардного права – наличие у них особого свойства - суверенитета.

Суверенитет государства - это исключительное и полное юридическое верховенство государства в пределах своей территории и его независимость в междунардных отношениях. Верховенство каждого из них означает, что нет юридически более высокой власти на этой территории, чем власть данного государства. Соответственно каждое государство обладает в междунардном общении одинаковой степенью юридической самостоятельности и независимости. Безусловно, абсолютного суверенитета государств нет, поскольку в современном мире все государства тесно взаимосвязаны и взаимозависимы.

С точки зрения междунардной правосубъектности государств существенное значение имеет их территориальное устройство, поскольку это важно при определении междунардного представительства государства: государство в междунардных делах выступает в целом как единый субъект или его междунардная правосубъектность разделяется на несколько частей. Все эти вопросы – внутреннее дело каждого государства. Различают

а) простые (унитарные);

б) сложные (федеративные) государства.

Унитарное государство – единое, цельное государство, не имеющее в своем составе других государственных образований. Является субъектом междунардного права в целом. Однако и оно может предоставлять своим административно-территориальным частям некоторые права в осуществлении междунардных связей (например, развитие связей между городами-побратимами, органами местного самоуправления и т.д.).

Сложное государство (федерация) представляет собой объединение территориальных единиц, пользующихся определенной политико-правовой самостоятельностью. Вопрос о том, кто представляет федеративное государство в межгосударственных отношениях и является субъектом междунардного права – сама федерация в целом или наряду с ней и входящие в нее субъекты федерации – решается в каждом государстве по-своему.

В соответствии с российским законодательством, субъекты Российской Федерации самостоятельными субъектами междунардного права не являются. Согласно ст. 71 Конституции внешняя политика и междунардные отношения Российской Федерации, междунардные договоры Российской Федерации находятся в исключительном ведении Российской Федерации. Примечательно, что Федеральный закон от 04.01.1999 N 4-ФЗ "О координации междунардных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации" предоставил субъектам Росийской Федерации право заключать междунардные соглашения. Однако согласно ст. 7 данного закона, подобные соглашения независимо от формы, наименования и содержания не являются междунардными договорами.

   

2.3. междунардно-правовое признание.

Вопросы междунардной правосуъектности тесно связаны с институтом междунардного призания. Признание - односторонний добровольный акт государства, в котором прямо или косвенно оно заявляет либо о том, что рассматривает другое государство как субъект междунардного права и намеренно поддерживать с ним официальные отношения, либо о том, что считает власть, утвердившуюся неконституционным путем в государстве или на части его территории, достаточно эффективной, чтобы выступать в межгосударственных отношениях как представитель этого государства либо населения соответствующей территории.

Виды междунардно-правового признания определяются в соответствии с видом дестинатора. Можно выделить традиционные виды признания и предварительные (промежуточные). Провести на практике границу между этими видами чрезвычайно сложно из-за обремененности статуса нового образования различными политическими аспектами (например, несоответствие между реальным и декларируемым положением того или иного образования).

К традиционным вида признания относятся:

1) Признание государств. Каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств. Поэтому вновь возник­шее государство становится субъектом междунардного права в силу самого факта создания суверенного образования.

2) Признание правительства. Вопрос о признании нового правительства возникает только в случаях создания нового правительства неконституционным путем, — в результате переворота, революции, гражданской войны и т.п.

Предварительными видами признания являются признание народов и наций, восставшей или воюющей стороны, организации сопротивления и правительств в эмиграции. Предварительные виды признания применяются в ожидании дальнейшего развития событий, которые могут привести либо к созданию нового государства (при признании нации), либо к стабилизации положения в стране, где власть нового правительства была установлена неконституционным путем.

Существует две основных официальных формы медународно-правового признания:

Признание де-факто (de facto) означает более узкий объем насту­пающих правоотношений. Как правило оно носит более политический, чем пра­вовой характер, поскольку выражает реализацию тактических соображений уже существующих государств по отношению к вновь возникающему образованию. Чаще всего оно символизирует неуверенность в том, что вновь возникшее госу­дарство или правительство будет существовать долгое время, и поэтому необхо­димо очень осторожно строить с ним свои отношения

Признание де-юре (de jure) - полное, окончательное. Эта форма может быть явно выраженной или подразумеваемой. В первом случае речь идет о специальной ноте, в которой четко зафиксировано намерение признать де-юре соответствующий будущий субъект междунардно-правовых отношений. Актами подразумеваемого признания является установление дипломатических отношений без специальных заявлений, а также заключение двустороннего договора.

Встречаются в междунардно-правовой практике случаи, когда субъекты МПП вступают в официальные контакты с вновь возникшим образованием, претендующим на междунардную правосубъектность, без процедуры признания. Обычно это происходит когда необходимо решить какую-либо конкретную и достаточно узко очерченную цель междунардного взаимодействия. В этом случае речь идет о кратковременном признании — признании ад хок (ad hoc) — в данной ситуации, по конкретному делу.

Процедура признания никак не регламентирована нормами междунардного права, поэтому по вопросу о значении и последствиях междунардного признания существует две основных теории — конститутивная и декларативная. Согласно первой, акт признания дестинатора (адресата признания) со стороны уже существующих субъектов МП играет решающую роль в его междунардно-правовом правовом статусе (например, придает новому государству междунардную правосубъектность, а правительству - способность представлять субъекта междунардного права в межгосударственных отношениях). Эта теория имеет ряд существенных недостатков. Во-первых, на практике новые образования (государства, правительства и т.д.) могут вступать в межгосударственные отношения и без признания. Во-вторых, неясно признания скольких уже существующих государств необходимо для того, чтобы новое образование приобрело наконец междунардную правосубъектность. И, в-третьих, возникает вопрос, — если народ определяя свою судьбу решил создать суверенное государство, то почему судьба этого государства должна зависеть от воли других субъектов.

Декларативная теория исходит из того, что признание не является условием для придания суверенитета государству, а лишь констатирует факт возникновения нового субъекта МПП и облегчает осуществление с ним междунардных контактов. То есть государство, считают сторонники данного подхода, возникает независимо от его междунардного признания, признание необходимо лишь для установление с ним междунардных правоотношений. Данная теория является более демократичной и поэтому преобладает в доктрине современного междунардного права. Однако, и этот подход может вызвать определенные возражения. Так, возникают сомнения по поводу междунардной правосубъектности непризнанных государств, — таких, например, как Республика Приднестровье. Если ни одно государство мира не признало его суверенитет и не поддерживает с ним междунардных отношений, то его междунардная правосубъектность является, по меньшей мере, спорной.

Следует отметить, что практика междунардного признания тесным образом связана с политическими интересами государств, какие-либо четкие требования к новому субъекту для его признания отсутствуют. Эта ситуация порождает многочисленые конфликты в междунардной практике, участвовать в урегулировании которых зачастую приходится сотрудникам органов внутренних дел.

 

Правопреемство государств

 

Процесс возникновения новых или обновленных государств требует решения вопросов о правопреемстве. Правопреемство – это смена одного государства другим в несении ответственности за междунардные отношения соответствующей территории и в осуществлении существовавших к этому моменту прав и обязательств.В осуществлении правопреемства, сколько бы государств ни было его участниками, всегда присутствуют две стороны: государство-предшественник и государство-преемник.

Основаниями возникновения правопреемства являются:

- объединение двух или более государств в одно;

- разделение государства на два или более государств;

- отделение от государства части территории и образование нового государства;

- передача части территории одного государства другому;

- создание государства в результате получения колонией независимости от метрополии.

Появление новых государств ставит перед мировым сообществом и отдельными государствами целый ряд вопросов и проблем о судьбе многих юридически значимых объектов. Объектом правопреемства могут быть:

- территория государства;

- междунардные договоры;

- междунардные обязательства;

- государственная собственность;

- государственные долги;

- государственные архивы;

- границы государства;

- членство в междунардных организациях и органах;

Правопреемство может осуществляться на основе междунардного договора государства-предшественника и государства-преемника.

К примеру, междунардными многосторонними договорами, регламентирующими различные вопросы правопреемства между республиками бывшего Союза, являются Договор о правопреемстве в отношении бывшего государственного долга и активов Союза ССР 1991 г., Соглашение глав государств - участников СНГ о собственности бывшего Союза ССР 1991 г., Соглашение о распределении всей собственности бывшего Союза ССР за рубежом 1992 г., Меморандум о взаимопонимании по вопросу правопреемства в отношении договоров бывшего Союза ССР, представляющих взаимный интерес, 1992 г., Декларация глав государств - участников СНГ о междунардных обязательствах в области прав человека и основных свобод 1993 г. и др.

В частности, Соглашением о распределении всей собственности бывшего Союза ССР за рубежом 1992 г. собственность СССР была поделена и перешла к государствам в следующих долях: Россия — 61,34; Украина — 16,37 процента; Белоруссия — 4,13 процента; Казахстан — 3,86 и т.д. Совокупная доля Грузии, Латвии, Литвы и Эстонии составила 4,77 процента и данным Соглашением не рассматривалась.

В случае отсутствия договора предшественником и правопреемником, правопреемство осуществляется основе междунардного правового обычая или универсальных междунардных конвенций: Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров 1978г. (вступила в силу в 1996г.) и Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983г. Последняя была отвергнута рядом государств из-за несогласия с определенными ее положениями, в частности, принципом «tabula rasa» («чистой доски»), что означает не связанность такого государства междунардными обязательствами государства-предшественника. Данный принцип предоставляет бывшим колониям право не становиться автоматически правопреемником договоров, ранее заключенных метрополиями и касающихся территории нового государства, а в каждом конкретном случае самим определять свое отношение к этим договорам.

Согласно Венским конвенциям действуют следующие правила правопреемства:

1. При объединении государств:

а) междунардные договоры, заключенные государствами-предшественниками, продолжают действовать для государства-правопреемника;

б) вся государственная собственность государств-предшественников переходит к преемнику, включая и собственность, находящуюся за границей;

в) государственные архивы государств-предшественников переходят к преемнику;

г) государственные долги государств-предшественников переходят к преемнику.

2. При разделении государства:

а) междунардные договоры продолжают действовать для каждого вновь образовавшегося государства;

б) недвижимая государственная собственность переходит к государству, на территории которого она находится;

в) недвижимая собственность, находящаяся за пределами территории государства-предшественника, переходит к государствам-преемникам в справедливых долях;

г) движимая собственность государства-предшественника, связанная с его деятельностью в отношении территорий, являющихся объектом правопреемства, переходит к соответствующему государству-преемнику, а остальная часть движимой собственности делится и переходит к правопреемникам в справедливых долях;

д) часть архивов государства-предшественника, имеющая непосредственное отношение к территории государства-преемника, переходит к этому государству;

е) государственный долг государства-предшественника переходят к государствам-преемникам в справедливых долях.

3. При отделении части территории государства и образовании на ней нового государства-преемника или ее объединении с другим государством:

а) недвижимая собственность государства-предшественника, находящаяся на отделившейся от него части территории, переходит к государству-преемнику;

б) движимая собственность, связанная с деятельностью государства-предшественника в отношении этой части территории, также переходит к государству-преемнику; иная движимая собственность переходит к нему в «справедливых долях;

в) часть архивов государства-предшественника, имеющая непосредственное отношение к отделившейся территории, переходит к государству-преемнику;

г) государственный долг государства-предшественника переходят к государствам-преемникам в справедливых долях;

    Положения о правопреемстве в отношении государственной собственности неприменимы к такому виду собственности как ядерное оружие. Также невозможно правопреемство государств в отношении членства в междунардных организациях. Новые государства вновь вступают в междунардные организации или включаются в состав междунардных органов.

Учитывая данное правило, Россия была признана не «правопреемником», а “продолжателем” бывшего Советского Союза. Это было связано с двумя важными обстоятельствами: 1) место СССР в качестве постоянного члена в Совете Безопасности ООН не могло просто «исчезнуть», иначе нужно было бы вновь начинать сложную процедуру избрания нового члена Совета; 2) нельзя было делить находившееся в СССР ядерное оружие между бывшими республиками Советского Союза, поскольку это противоречило бы сложившейся междунардной системе нераспространения ядерного оружия.

Продолжение Россией всех прав и обязательств бывшего СССР именуется континуитетом. Все другие бывшие республики СССР стали его правопреемниками и самостоятельно вступали в ООН (кроме Украины и Белоруссии), становились участниками договоров о правах человека, о разоружении и т.д.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.172.249 (0.033 с.)