Тема 2. Субъекты междунардного права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Субъекты междунардного права



С.А. Торопкин

 

МеждунардНОЕ ПРАВО

Учебное пособие

 

 

Нижний Новгород

НА МВД России

2013

 

ББК 71

Н22

 

 

Рецензенты:

доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки

Российской Федерации В.Н. Карташов

доктор юридических наук, доцент М.А. Пшеничнов

 

 

Торопкин С.А.
П20

Н22 междунардное право: учебное пособие / С.А. Торопкин. – Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2013. – 180 с.

 

Учебное пособие подготовлено в соответствии с программой курса «междунардное право» государственного образовательного стандарта. Содержит базовые сведения об основных понятиях, категориях, институтах и отраслях данного учебного курса. Основная задача курса – получение курсантами (слушателями) основных знаний о правовой регламентации междунардных отношений и существующих междунардных институтах.

 

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Нижегородской академии МВД России

 

 

ISBN Х-ХХХХ-ХХХХ-Х

 

© Нижегородская академия МВД России, 2013

Содержание

Введение………………………………………………………………………

Тема 1. ПОНЯТИЕ, ИСТОЧНИКИ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ междунардНОГО ПРАВА...............................................................

1.1. Понятие междунардного права, отличия междунардного права от внутригосударственного и междунардного частного права...................

1.2. История становления и развития междунардного права…………...

1.3. Соотношение междунардного и российского права……………

1.4. Нормотворчество и источники междунардного права……………

1.5. Основные принципы междунардного права……………………..

Тема 2. СУБЪЕКТЫ междунардНОГО ПРАВА

2.1. Понятие и виды субъектов междунардного права……………….

2.2. Государства как основные субъекты междунардного права……..

2.3. междунардно-правовое признание……………………………….

2.4. Правопреемство государств………………………………………..

Тема 3. ТЕРРИТОРИЯ И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГРАНИЦЫ В междунардНОМ ПРАВЕ……......................................………….....

3.1. Понятие и классификация территорий (пространств) по их правовому режиму……………………………………………………………………......

3.2. Государственная территория: составные части и правовой режим…..

3.3. Государственные границы: понятие, виды, порядок установления и правовой режим............................................................................................…

3.4. Понятие, виды и правовой режим морских пространств……………..

3.5. Правовой режим Арктики……………………………………………..

3.6. Правовой режим Антарктики…………………………….....................

3.7. междунардное космическое право…………………………………

Тема 4. междунардНО-ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ НАСЕЛЕНИЯ

4.1. междунардно-правовые вопросы гражданства………………………

4.2. Двойное гражданство и безгражданство………………………………

4.3 Правовой статус иностранных граждан………………………………

4.4 Беженцы и вынужденные переселенцы…………………………………

4.5 Право убежища……………………………………………………………

Тема 5. ПРАВО междунардНЫХ ДОГОВОРОВ.......................

5.1. Понятие и юридическая природа междунардного договора………

5.2. Порядок заключения междунардного договора……………………

5.3. Действие и действительность междунардных договоров…………

Тема 6. междунардНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ.................................

6.1. Понятие и виды междунардных организаций………………………

6.2. Организация Объединенных Наций (ООН)……………………………..

6.3. Специализированные учреждения ООН………………………………….

Тема 7. ПРАВО ВНЕШНИХ СНОШЕНИЙ………………………………..

7.1. Понятие и виды органов внешних сношений…………………………..

7.2. Дипломатические представительства……………………………………

7.3. Консульские учреждения………………………………………………….

Тема 8. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В междунардНОМ ПРАВЕ……..

8.1. Понятие и основания междунардно-правовой ответственности…….

8.2. Понятие и виды междунардных правонарушений……………………

8.3. Виды и формы междунардно-правовой ответственности……………

8.4. Реализация междунардно-правовой ответственности……………….

8.5. Обстоятельства, освобождающие от междунардно-правовой ответственности……………………………………………………………….

Введение

        

    Значимость междунардного права в современном мире неуклонно возрастает. Для России этот процесс обусловлен прежде всего «падением железного занавеса», который больше не отделяет наше государство от мирового сообщества, развитием экономической, культурной и политической интеграции с иностранными государствами и междунардными организациями.

Межгосударственные отношения, на первый взгляд, далекие от жизни рядовых граждан, при более пристальном изучении обнаруживают связь с кардинальными переменами в жизни населения государства. Решения, принимаемые на междунардном уровне, могут не только изменить национальное законодательство, но и на долгие года определить судьбу государства и его народа.

Изучение междунардного права курсантами (слушателями) ВУЗов имеет на наш взгляд, две основных задачи: во-первых, это – формирование знаний о междунардно-правовых институтах, механизмах взаимодействия государств и умения анализировать происходящие в мире события с точки зрения существующих правовых норм, а во-вторых, - получение практических навыков реализации междунардно-правовых норм в конкретных жизненных ситуациях. Иными словами, курс междунардного права должен не только обогатить общую правовую культуру обучаемого, но и сформировать навыки работы с действующими междунардными соглашениями Российской Федерации.

Особенностью настоящего учебного пособия является сочетание теоретического материала, изложенного в тезисной форме, с примерами из практики междунардных отношений. Подобный подход позволяет выделить основные теоретические положения изучаемого курса, а также показать их реализацию в конкретных жизненных ситуациях.

Правопреемство государств

 

Процесс возникновения новых или обновленных государств требует решения вопросов о правопреемстве. Правопреемство – это смена одного государства другим в несении ответственности за междунардные отношения соответствующей территории и в осуществлении существовавших к этому моменту прав и обязательств.В осуществлении правопреемства, сколько бы государств ни было его участниками, всегда присутствуют две стороны: государство-предшественник и государство-преемник.

Основаниями возникновения правопреемства являются:

- объединение двух или более государств в одно;

- разделение государства на два или более государств;

- отделение от государства части территории и образование нового государства;

- передача части территории одного государства другому;

- создание государства в результате получения колонией независимости от метрополии.

Появление новых государств ставит перед мировым сообществом и отдельными государствами целый ряд вопросов и проблем о судьбе многих юридически значимых объектов. Объектом правопреемства могут быть:

- территория государства;

- междунардные договоры;

- междунардные обязательства;

- государственная собственность;

- государственные долги;

- государственные архивы;

- границы государства;

- членство в междунардных организациях и органах;

Правопреемство может осуществляться на основе междунардного договора государства-предшественника и государства-преемника.

К примеру, междунардными многосторонними договорами, регламентирующими различные вопросы правопреемства между республиками бывшего Союза, являются Договор о правопреемстве в отношении бывшего государственного долга и активов Союза ССР 1991 г., Соглашение глав государств - участников СНГ о собственности бывшего Союза ССР 1991 г., Соглашение о распределении всей собственности бывшего Союза ССР за рубежом 1992 г., Меморандум о взаимопонимании по вопросу правопреемства в отношении договоров бывшего Союза ССР, представляющих взаимный интерес, 1992 г., Декларация глав государств - участников СНГ о междунардных обязательствах в области прав человека и основных свобод 1993 г. и др.

В частности, Соглашением о распределении всей собственности бывшего Союза ССР за рубежом 1992 г. собственность СССР была поделена и перешла к государствам в следующих долях: Россия — 61,34; Украина — 16,37 процента; Белоруссия — 4,13 процента; Казахстан — 3,86 и т.д. Совокупная доля Грузии, Латвии, Литвы и Эстонии составила 4,77 процента и данным Соглашением не рассматривалась.

В случае отсутствия договора предшественником и правопреемником, правопреемство осуществляется основе междунардного правового обычая или универсальных междунардных конвенций: Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров 1978г. (вступила в силу в 1996г.) и Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983г. Последняя была отвергнута рядом государств из-за несогласия с определенными ее положениями, в частности, принципом «tabula rasa» («чистой доски»), что означает не связанность такого государства междунардными обязательствами государства-предшественника. Данный принцип предоставляет бывшим колониям право не становиться автоматически правопреемником договоров, ранее заключенных метрополиями и касающихся территории нового государства, а в каждом конкретном случае самим определять свое отношение к этим договорам.

Согласно Венским конвенциям действуют следующие правила правопреемства:

1. При объединении государств:

а) междунардные договоры, заключенные государствами-предшественниками, продолжают действовать для государства-правопреемника;

б) вся государственная собственность государств-предшественников переходит к преемнику, включая и собственность, находящуюся за границей;

в) государственные архивы государств-предшественников переходят к преемнику;

г) государственные долги государств-предшественников переходят к преемнику.

2. При разделении государства:

а) междунардные договоры продолжают действовать для каждого вновь образовавшегося государства;

б) недвижимая государственная собственность переходит к государству, на территории которого она находится;

в) недвижимая собственность, находящаяся за пределами территории государства-предшественника, переходит к государствам-преемникам в справедливых долях;

г) движимая собственность государства-предшественника, связанная с его деятельностью в отношении территорий, являющихся объектом правопреемства, переходит к соответствующему государству-преемнику, а остальная часть движимой собственности делится и переходит к правопреемникам в справедливых долях;

д) часть архивов государства-предшественника, имеющая непосредственное отношение к территории государства-преемника, переходит к этому государству;

е) государственный долг государства-предшественника переходят к государствам-преемникам в справедливых долях.

3. При отделении части территории государства и образовании на ней нового государства-преемника или ее объединении с другим государством:

а) недвижимая собственность государства-предшественника, находящаяся на отделившейся от него части территории, переходит к государству-преемнику;

б) движимая собственность, связанная с деятельностью государства-предшественника в отношении этой части территории, также переходит к государству-преемнику; иная движимая собственность переходит к нему в «справедливых долях;

в) часть архивов государства-предшественника, имеющая непосредственное отношение к отделившейся территории, переходит к государству-преемнику;

г) государственный долг государства-предшественника переходят к государствам-преемникам в справедливых долях;

    Положения о правопреемстве в отношении государственной собственности неприменимы к такому виду собственности как ядерное оружие. Также невозможно правопреемство государств в отношении членства в междунардных организациях. Новые государства вновь вступают в междунардные организации или включаются в состав междунардных органов.

Учитывая данное правило, Россия была признана не «правопреемником», а “продолжателем” бывшего Советского Союза. Это было связано с двумя важными обстоятельствами: 1) место СССР в качестве постоянного члена в Совете Безопасности ООН не могло просто «исчезнуть», иначе нужно было бы вновь начинать сложную процедуру избрания нового члена Совета; 2) нельзя было делить находившееся в СССР ядерное оружие между бывшими республиками Советского Союза, поскольку это противоречило бы сложившейся междунардной системе нераспространения ядерного оружия.

Продолжение Россией всех прав и обязательств бывшего СССР именуется континуитетом. Все другие бывшие республики СССР стали его правопреемниками и самостоятельно вступали в ООН (кроме Украины и Белоруссии), становились участниками договоров о правах человека, о разоружении и т.д.

 

Правовой режим Арктики.

 

Арктика – это район земного шара, расположенный вокруг Северного полюса. В нее входят окраины материков Евразии и Северной Америки, почти весь Северный Ледовитый океан с находящимися в его пределах островами, кроме прибрежных островов Норвегии, а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов.

В настоящее время в территориальные владения государств в Арктике разделены по принципу «арктических секторов», т.е. территория Арктики разделена астрономическими (географическими) границами, которые тянуться на протяжении меридианов, начиная от окраин государственных границ государств, прибрежных водам бассейна Северного Ледовитого океана и оканчивая Северным полюсом. В целом существует 5 секторов - Российский, Американский, Канадский, Норвежский и Датский (в силу того, что Дания владеет островом Гренландия). Границы этих секторов сходятся к Северному полюсу как к нейтральной точке (См. рисунок).

 

Сухопутная территория в пределах данных границ является внутренней территорией данных государств. Однако водная поверхность океанских и морских пространств в пределах Арктики является открытым морем. При этом государство, имеющее полярный сектор в Арктике может рассматривать его как зону своей безопасности. Принимаемые по ст. 234 Ковенции ООН по морскому праву законы прибрежного государства могут относиться к проектированию, конструкции, комплектованию экипажа или оборудованию иностранных судов, а законы, принимаемые прибрежным государством в своем территориальном море не могут относиться к указанным вопросам, если только они не вводят в действия общепринятые нормы и стандарты.

Что касается России, то вдоль арктического побережья Российской Федерации от Кольского залива до Берингова моря на востоке простирается Северный морской путь. Порядок доступа морских судов для плавания по трассам Северного морского пути определен внутренними «Правилами плавания по трассам Северного морского пути» 1991 г. Северный морской путь открыт, согласно указанному документу, для плавания судов любой национальности на недискриминационной основе. Его эксплуатация иностранными судами осуществляется с согласия и под контролем российских навигационных служб, а суда, допускаемые к плаванию, должны соответствовать специальным технико-экологическим требованиям. Регулирование эксплуатации Северного морского пути осуществляется специальной российской организацией – Администрацией Северного морского пути.

Небольшим исключением из системы «арктических секторов» является архипелаг Шпицберген, статус которого определяется Договором о Шпицбергене 1920г. Участники данного договора согласились признать суверенитет Норвегии над архипелапгом Шпицберген с Медвежьим островом, при условии что суда и граждане всех договаривающихся государств будут допущены на одинаковых основаниях к осуществлению права на рыбную ловлю и охоту в указанных местностях. Сам же архипелаг объявляется демилитаризованной зоной.

В последние годы в связи с процесами глобального потепления в Арктике постепенно увеличивается площадь морских пространств не занятых льдами, пояляются новые районы для рыбной ловли, а также открываются новые месторождения полезных ископаемых. Поэтому интерес государств к освоению арктическим пространств неизбежно возрастает. При этом все чаще со стороны отдельных государств (в частности, Канады) слышатся предложения о пересмотре границ арктических секторов, что однако, не имеет на сегодняшний день достаточных оснований.

 

3.6. Правовой режим Антарктики.        Антарктика — район земного шара, расположенный вокруг Южного полюса. Она включает в себя ненаселенный материк Антарктиду, прилегающие к нему острова, а также части Атлантического, Тихого и Индийского океанов, называемые нередко Южным или Антарктическим океаном.        Основным соглашением, определяющим междунардно-правовой режим Антарктики, является Договор об Антарктике от 1 декабря 1959 г. До заключения данного междунардного соглашения статус антарктических пространств являся предметом междунардных споров, — многие государства (Чили, Аргентина, Великобритания, Австралия, Франция, Норвегия, Новая Зеландия, Германия, Япония) заявляли свои территориальные претензии на отдельные районы Антарктики. Компромиссным решением территориальной проблемы в Антарктике стало положение Договора, где сказано, что: «Никакие действия или деятельность, имеющие место, пока настоящий Договор находится в силе, не образуют основы для заявления поддержания или отрицания какой-либо претензии на территориальный суверенитет в Антарктике и не создают никаких прав суверенитета в Антарктике. Никакая новая претензия или расширение существующей претензии на территориальный суверенитет в Антарктике не заявляется, пока настоящий Договор остается в силе». Таким образом, позиции государств с различными подходами к решению территориальной проблемы в Антарктике оказались «замороженными» Договором на время его действия, а территория Антарктики получила статус территории с междунардным режимом.       Кроме того, статья 1 Договора об Антарктике устанавливает: «Антарктика используется только в мирных целях. Запрещаются, в частности, любые мероприятия военного характера, такие как создание военных баз и укреплений, проведение военных маневров, а также испытания любых видов оружия». Также договор провозглашает свободу научных исследований в Антарктике.       В системе нормативных актов, действующих в Антарктике, существуют также отдельные конвенции, касающиеся сохранения живых природных ресурсов, охраны окружающей среды:        - Конвенция о сохранении антарктических тюленей 1972г.;       - Конвенции о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980г.;       Конвенция 1980г. распространяет меры по сохранению живых ресурсов в конвенционном районе на все популяции плавниковых рыб, моллюсков, ракообразных и на другие виды живых организмов, включая птиц, а также тюленей и китов       Конвенцией учреждена Комиссия по сохранению морских живых ресурсов Антарктики. Комиссия по сохранению морских живых ресурсов Антарктики в соответствии с полученной ею информацией о состоянии и уловах этих ресурсов определяет квоты вылова в районах действия Конвенции, охраняемые виды популяций, возраст, размер и пол видов, которые могут вылавливаться, сезоны и зоны, открытые и закрытые для промысла, методы и орудия лова. Она вправе принимать другие меры, необходимые для сохранения морских живых ресурсов Антарктики. Комиссия, в частности, определяет общий допустимый улов отдельных видов морских живых ресурсов Антарктики.       4 октября 1991 г. XI сессия специального Консультативного совещания по Договору об Антарктике одобрила Протокол об охране окружающей среды к Договору об Антарктике. Согласно ст. 7 Протокола, в Антарктике запрещается «любая деятельность, связанная с минеральными ресурсами, за исключением научных исследований». Подобная позиция объясняется соображениями климатической и экологической безопасности. Согласно проведенным научным исследованиям, промышленное освоение минеральных природных ресурсов Антарктики (которые там действительно имеются) может вызвать ускронное таяние антарктических льдов, что в свою очередь грозит миру глобальной экологической катастрофой, связанной с повышением уровня мирового океана и климатическим дисбалансом.       Любая деятельность в Антарктике (научные исследования, туризм и др.), прежде чем она будет допущена, должна пройти на национальном и, в случае необходимости, на междунардном уровнях процедуру предварительной оценки ее воздействия на окружающую среду Антарктики. 3.7. междунардное космическое право        междунардное космическое право — это совокупность междунардных принципов и норм, устанавливающих правовой режим космического пространства, включая небесные тела, и регулирующих права и обязанности участников космической деятельности.       Основными договорными источниками междунардного космического права являются: Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 года (Договор по космосу); Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, 1968 года (Соглашение о спасании космонавтов); Конвенция о междунардной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 года; Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, 1974 года; Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 года (Соглашение о Луне).       Космическим пространством считается пространство на высоте более 100-110 км. над уровнем моря (минимальная высота полета спутников).        Выделяют следующие принципы междунардного космического права:        1) исследование и использование космоса на благо всего человечества;        2) равное право всех государств на исследование и использование космоса; запрещение национального присвоения космоса;        3) соответствие космической деятельности междунардному праву;        4)свобода космоса для научных исследований;        5) использование Луны и других небесных тел исключительно в мирных целях;       6) междунардная ответственность государств за всю национальную космическую деятельность;        7) междунардная ответственность государств за ущерб, причиненный космическими объектами;        8) сотрудничество и взаимная помощь государств при исследовании и использовании космоса;        9) сохранение государствами юрисдикции и контроля над космическими объектами, занесенными в их регистры;        10) обязанность государств избегать вредного загрязнения космоса, а также неблагоприятных изменений земной среды вследствие доставки внеземного вещества.       Договор запрещает:       — провозглашать суверенитет на космическое пространство и небесные тела и осуществлять их национальное присвоение или оккупацию:              — выводить на орбиту и устанавливать на небесных телах любые объекты с ядерным оружием или другими видами оружия массового уничтожения;       — использовать Луну и другие небесные тела в немирных целях;       — присваивать космические объекты других государств вне зависимости от места их обнаружения.       Согласно нормам междунардного космического права, космическое пространство и небесные тела открыты для исследования и использования всеми государствами на основе равенства, без какой бы то ни было дискриминации. Луна и другие небесные тела, в отличие от космоса, должны использоваться исключительно в мирных целях. На них запрещаются создание военных баз, сооружений и укреплений, испытание любых типов оружия, проведение военных маневров, угроза силой или применение силы, любые другие враждебные действия или угроза их совершения.       По Соглашению о Луне 1979 года Луна и ее природные ресурсы являются общим наследием человечества.

    Следует отметить, что в данном случае, междунардные соглашения содержат определенный пробел: запрещая государствам присваивать космическое пространство и небесные тела, нормы междунардного космического права ничего не говорят о физических и юридических лицах. Данным обстоятельством воспользовался Дэннис Хоуп, предприниматель из Калифорнии, который объявил себя собственником Солнечной системы, всех планет и их спутников, включая и спутник земли – Луну. В 1980 году он подал заявление в соответствующий департамент Калифорнии. Собственность была зарегистрирована официально и были выданы необходимые документы, подтверждающие его права на владение. После этого Хоуп уведомил администрации США, Китая, СССР, ООН, выждал три года, открыл собственную контору «Лунное посольство» и начал продажи участков на Луне и Марсе. В настоящее время по данным «Лунного посольства» продано уже около 3% участков на видимой стороне Луны.

       Согласно Договору по космосу, космонавты рассматриваются как «посланцы человечества в космос».    Государства обязаны оказывать космонавтам всемерную помощь в случае аварии, бедствия, вынужденной или непреднамеренной посадки на иностранной территории либо в открытом море. В этих ситуациях космонавты должны быть в безопасности и незамедлительно возвращены государству, в регистр которого занесен их космический корабль.       Государства обязаны срочно информировать об установленных ими явлениях в космическом пространстве, которые могли бы представлять опасность для жизни или здоровья космонавтов. Экипаж космического корабля во время нахождения в космическом пространстве, в том числе и на небесном теле, остается под юрисдикцией и контролем государства, в регистр которого занесен этот корабль. Космические объекты, обнаруженные вне пределов территории запустившего их государства, должны быть ему возвращены.       По Конвенции о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, 1976 года каждый запускаемый в космос объект подлежит регистрации путем занесения в национальный реестр. Генеральный секретарь ООН ведет реестр космических объектов, в который заносятся данные, представляемые запускающими государствами в отношении каждого космического объекта.       Согласно резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1721 (XVI) от 20 декабря 1961 г., связь с помощью спутников должна стать доступной всем государствам на всемирной основе, исключающей дискриминацию.       Координация эксплуатации всех систем спутниковой электросвязи (с целью предотвращения взаимных помех и эффективного функционирования) осуществляется в рамках междунардного союза электросвязи (МСЭ).       В 1986 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Принципы, касающиеся дистанционного зондирования Земли (далее - «ДЗЗ») из космического пространства. Согласно этим принципам, государства должны содействовать развитию междунардного сотрудничества в данной области. Зондирующие государства должны предоставлять зондируемым государствам первичные данные и обработанные данные ДЗЗ, относящиеся к территориям последних. Данные и информация предоставляются на разумных условиях оплаты, особо принимаются во внимание нужды и интересы развивающихся стран.       Договор по космосу запрещает вывод на орбиту вокруг Земли любых объектов с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения, установку такого оружия на небесных телах и размещение его в космическом пространстве. Он также обязывает использовать Луну и другие небесные тела исключительно в мирных целях.       Таким образом, можно говорить о полной демилитаризации Луны и других небесных тел и о частичной демилитаризации космического пространства (междунардное право не запрещает размещения в космосе объектов с обычным оружием на борту, а также пролет через космос объектов с ядерным оружием и другими видами оружия массового уничтожения, если такой пролет не квалифицируется как размещение объекта в космосе).

    В 1964 году была учреждена на основе Соглашения о временных условиях создания глобальной коммерческой системы спутников связи междунардная организация связи через искусственные спутники Земли (ИНТЕЛCAT). Задачи ИНТЕЛСАТ — создание и эксплуатация на коммерческой основе глобальной системы спутниковой связи.

 

Коллективная безопасность

 

    Коллективная безопасность – это система совместных мероприятий государств, предпринимаемых для предотвращения и устранения угрозы, подавления актов агрессии.

    Система коллективной безопасности юридически оформляется договором, где наряду с конкретными обязательствами его участники закрепляют три положения:

    - не прибегать к силе и угрозой силой;

    - разрешать споры исключительно мирными способами;

- активно сотрудничать в целях устранения любой опасности миру, оздоровления междунардной обстановки.

Различают два вида систем коллективной безопасности:

1) Универсальную. Глобальной организацией коллективной безопасности является ООН. Она преследует ряд целей, но главная состоит в поддержании междунардного мира и безопасности, принятии для этого эффективных коллективных мер (ст. 1 Устава ООН).

Система коллективных мероприятий, предусмотренная Уставом ООН, охватывает:

- меры по запрещению угрозы силой или ее применение в отношениях между государствами (п. 4 ст. 2);

- меры мирного разрешения междунардных споров (гл. VI);

- меры разоружения (ст. 11, 26, 47);

- меры обеспечения безопасности в переходный период (гл. XVII);

- меры по использованию региональных организаций безопасности (гл. VIII);

- временные меры по пресечению нарушений мира (ст. 40);

- принудительные меры безопасности без использования вооруженных сил (ст. 41);

- принудительные меры с использованием вооруженных сил (ст. 42).

    Как правило, вооруженные силы используются в качестве крайней мера регирования на угрозы междунардной безопасности. Действия Совета Безопасности ООН в случах угрозы миру начинаются с квалификации, оценки ситуации. Согласно статье 34 Устава ООН Совет Безопасности уполномочивается расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может привести к междунардным трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать поддержанию междунардного мира и безопасности. При этом Совет Безопасности определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии (статья 39 Устава ООН). В случае когда такие обстоятельства действительно имеют место на основании статьи 41 Устава ООН Совет Безопасности уполномочивается решать, какие меры, не связанные с использованием вооруженных сил, должны применяться для осуществления его решений, и может потребовать от членов ООН применения данных мер. Эти меры могут включать полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений. В случае если Совет Безопасности сочтет, что меры, не связаные с применением вооруженной силы, оказались недостаточными, он уполномочивается предпринимать действия воздушными, морскими или сухопутными силами, какие окажутся необходимыми для поддержания или восстановления междунардного мира и безопасности. Такие действия могут включать демонстрации, блокаду и другие операции воздушных, морских или сухопутных сил Членов Организации (статья 42 Устава ООН).

    Указанная последовательность действий Совета Безопасности ООН имела место в случае захвата Ираком территории Кувейта в 1990 году. Сразу же после нападения, 2 августа 1990г. Совет Безопасности принял принял резолюцию № 660, в которой осудил действия Ирака и потребовал немедленно вывести войска из Кувейта. Последующими резолюциями на Ирак был наложен ряд санкций, введена морская блокада. После того как эти резолюции были проигнорированы Ираком, Совет Безопасности принял резолюцию № 678, предоставлявшую Ираку полтора месяца на прекращение оккупации Кувейта. В случае невыполнения данной резолюции Совет Безопасности уполномачивал все государства, сотрудничающие с Кувейтом «использовать все необходимые средства, с тем чтобы поддержать и выполнить резолюцию № 660 (1990) и все последующие соответствующие резолюции и восстановить междунардный мир и безопасность в этом регионе»1. После того как Ирак не ваполнил требования Совета Безопасности, группировка многонациональных сил, основу которой составляли подразделения армии США, провела вооруженную операцию по освобождению Кувейта под кодовым названием «Буря в пустыне».

2) Коллективная безопасность на региональной основе. Допускается существование региональных соглашений и органов безопасности, Устав ООН (гл. VIII) предъявляет к ним определенные требования:

- участие только государств одного политико-географического района;

- действие соглашений не должно выходит за пределы данного района;

- акции, предпринимаемые в рамках региональной безопасности, не могут противоречит действиям ООН и должны быть совместимы с целями и принципами Устава ООН;

- Совет Безопасности ООН должен быть информирован о предпринимаемых или намечаемых действиях по поддержанию междунардного мира и безопасности.

В настоящее время региональными системами коллективной безопасности являются: Организация Американских Государств (ОАГ), Организация Африканского Единства (ОАЕ), Лига арабских государств (ЛАГ), Организация Североатлантического договора (НАТО), Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Система коллективной безопасности в рамках СНГ.

 

Приложение 1.

Приложение 2.

С.А. Торопкин

 

МеждунардНОЕ ПРАВО

Учебное пособие

 

 

Нижний Новгород

НА МВД России

2013

 

ББК 71

Н22

 

 

Рецензенты:

доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки

Российской Федерации В.Н. Карташов

доктор юридических наук, доцент М.А. Пшеничнов

 

 

Торопкин С.А.
П20

Н22 междунардное право: учебное пособие / С.А. Торопкин. – Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2013. – 180 с.

 

Учебное пособие подготовлено в соответствии с программой курса «междунардное право» государственного образовательного стандарта. Содержит базовые сведения об основных понятиях, категориях, институтах и отраслях данного учебного курса. Основная задача курса – получение курсантами (слушателями) основных знаний о правовой регламентации междунардных отношений и существующих междунардных институтах.

 

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Нижегородской академии МВД России

 

 

ISBN Х-ХХХХ-ХХХХ-Х

 

© Нижегородская академия МВД России, 2013

Содержание

Введение………………………………………………………………………



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.132.214 (0.106 с.)