Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мотив детства в малой прозе Ф. СологубаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Художественный мир детства у Сологуба многомерен: «это архетипическая память о назначении всякого человека; это нравственная константа, относительно которой “дозволено” разворачиваться мирозданию; это “возраст” героя; символ жертвы, в котором отражён и миф языческий, славянский, и миф христианский». [15] Связанными между собой звеньями одной цепи признаний являются многочисленные рассказы Сологуба. Все они, подобно лирике поэта, составляют одно целое, повторяя и дополняя друг друга, смыкаясь в одну систему образов, идеологических, схематических, мало живых, но задевающих поставленными в них вопросами, необходимыми автору для уяснения его мировоззрения. Можно даже сказать, что в рассказах Сологуб отчётливее, чем где бы то ни было. Сплошь и рядом мы находим в рассказах подчёркнутым, оголённым, то, что, окружённое волнующейся дымкой поэтичности, представлялось в лирике Сологуба неясным, живым и многозначительным. Одна из серьёзнейших тем его прозаического творчества - непереносимые для него, как и для Достоевского, детские страдания. Дети в прозе Сологуба, как правило, выступают невинными жертвами извращённых мучительств, а палачами - взрослые, нередко - учителя (например, рассказ «Червяк»). Душно и страшно в рассказах Сологуба - и недаром самый, быть может, удачный из них - «В толпе» - рассказ, подсказанный Ходынской катастрофой: рассказ о том, как лелеяли дети сладостную мечту и как погибли, раздавленные в жестокой, несчастной, бессмысленной толпе; здесь как бы сосредоточены излюбленные мотивы рассказов Сологуба: и дети в качестве героев повествования, и мечта как его исходный пункт, и зверство жизни, и среда, где извращается и гибнет всякий божественный порыв, и страдальческая смерть детей. В рассказах достигнута полная неуловимость перехода от действительности к ирреальности. Каждый рассказ Сологуба переносит читателя в атмосферу иного мира. «Страшна “дебёлая бабища жизнь”, нашедшая в рассказах десятки воплощений, десятки удручающих образов, но столь же страшен тот мир нежитей, который Сологубу представляется как бы необходимым привеском к миру земной действительности. Темно и душно, как в погребе, и там и здесь». [14]. Носителями этой безвыходности, земного бремени Сологуб сделал детей.
Детям посвящено множество его рассказов, но нельзя сказать, чтобы в них дано было много различных детских образов: все они, в сущности, сливаются в один образ, и не столько образ человека, сколько образ судьбы, - необходимого вывода из представления о жизни. Жизнь есть Ходынка - и дети должны быть раздавлены или изуродованы ею: ряд рассказов Сологуба заканчивается детским самоубийством или детской гибелью; а если итог не смерть, то всё равно они уже лишены жизнью детского, а то и просто человеческого облика; дети не кажутся детьми даже там, где должны быть подлинными «сосудами Божьей радости» [14]. Сологуб только хочет верить в них, но не может ни до конца поверить, ни убедительно изобразить. Он любит свою мечту о детях, он хочет детьми восполнить себя; он ищет их в жизни или в вымысле, чтобы сказать себе: есть на земле красота, есть воплощённая, не символическая, дающая если не полное оправдание жизни, то хотя бы силу жить:
И первое чудо на свете, Великий источник утех - Блаженно - невинные дети, Их сладкий и радостный смех. [8]
Один из детей рассказов Сологуба по-сологубовски мечтает об «иной жизни, ночной, дивной, похожей на сказку», другому, высеченному Мите, неземная Рая в алмазном венце говорит «о тех новых небесах - там, за этими истлевающими, страшными», третий - приёмыш Гриша - спрашивает: «Почему, скажи, за что нам такое житьё собачье? Разве для того мы на земле живём, чтобы друг друга поедом есть? За что? И если он насильничает, так всё и терпеть без конца?» [11]. Свои вопросы вкладывает Сологуб детям в уста, - и кто же, как не Сологуб, любя детей, почувствует необходимость изобразить, как мальчик учит другого противоестественному пороку? «Беленький и маленький Душицын свежим и нежным голосом говорил ругательные слова, сохраняя на лице невинное и кроткое выражение» [11] - вот типичный ребенок Сологуба. С удивительным постоянством рисует Сологуб не детей, а преждевременных взрослых, подростков, чуточку тронутых жизнью, чуточку перешедших свой возраст, всё детское в них уже под сомнением. «Живы дети, только дети» - но непременно Сологуб рисует процесс их умирания, вызывает их образы затем, чтобы сказать, что и они обречены.
Обречённость - атмосфера рассказов Сологуба; в мистической ли «стране, где воцарился зверь», в поэтической ли романтике, в современной ли России или вне времени и пространства - везде, всегда его герой - раб: раб страха и наваждения, раб строя и голода, раб рока, раб жизни и смерти. Сологуб поэт униженных и оскорблённых, с тою только оговоркой, страдание сочувствия что у него идёт рядом с презрением к слабому. Он жалеет своих обиженных героев, как себя, он презирает их, как себя, ибо ту вековечную, изначальную обиду, которая есть вечный, неизменный замысел его произведений, он на себе пережил, в себе ощутил, в себе вырастил. В рассказах 1892-1904 гг. писатель сосредоточен на теме детства, тесно связанной с его пониманием «меона». Дети, по Сологубу, отличаются от взрослых божественно-игровой близостью к «всебытию» и тем, что они - почти чистое становление-меон. Их «мимолетно-зыблемая жизнь» - не жизнь в обычном смысле слова. Это положение в мире - источник и силы, и слабости ребёнка, требующих глубоко сочувственного, любовного отношения, но редко его находящих. Ребёнку дано непосредственное видение мира, недоступное даже мудрой няне Эпистимии («Земле - земное») - у греков это слово обозначало истинное знание в отличие от «доксы» - «кажимости» [14]. Вопреки утверждению няни, что герою этого рассказа Саше «метится», повествователь подчёркивает, что Саше «никогда ничего не кажется, а только так всё ясно, но странно как-то» [16]. Это ясное, но странное видение воспроизводит писатель, одним из первых вводя в русскую прозу бесконечно значимый мир малых предметов, данных крупным планом: «Саша повернулся и лёг лицом к земле. В траве кишел перед ним целый мир - былинки жили и дышали, жучки бегали, сверкали разноцветными спинками, шелестели едва слышно. Саша ближе приник к земле, почти прилёг к ней ухом. Тихие шорохи доносились до него. Трава вся легонько, по-змеиному, шелестела. От движения испаряющейся влаги шуршал порою оседавший земляной комочек. Какие-то струйки тихо звенели под землёй». [16] Но с той же лёгкостью, с какой дети ясно созерцают жизнь, они уходят в инобытие, в созерцание её изнанки - теней, ибо обе эти стихии им одинаково близки. Володя, герой рассказа «Свет и тени», оказывается зачарован иным миром: «Володе уже неинтересны стали предметы, он их почти не видел - всё его внимание уходило на тени» [16]. Одержимость тенями, которой отдаётся ребёнок, ведёт его обратно к тому, что писатель в «Мелком бесе» назовёт «первобытным смешением» - дряхлым хаосом, и порождает ощущение враждебности окружающего мира: «На улице Володя себя чувствовал сонно и пугливо <...> Городовой смотрел на Володю враждебно. Ворона на крыше пророчила Володе печаль. Но печаль была уже в его сердце, - ему грустно было видеть, как всё враждебно ему» [16]. Эти особенности детского положения в мире и детского сознания требуют, по Сологубу, особенно ответственного отношения к ним взрослых. Делая темой большинства рассказов недолжное («Червяк», «Улыбка», «Жало смерти»), заостряя традиционную для русской литературы тему «слезинки ребенка», писатель художественно претворяет должное отношение в самой постановке авторского голоса. Детское восприятие дано в интерпретации любовно понимающего его взрослого, как бы в переводе на его язык. Но детство, как и любая тайна, как красота или смерть, не терпит постороннего взгляда, не открывается ему и мстит за него (это становится темой и рассказов о взрослых - «Красота», «Белая собака»). В рассказе «Земле - земное» Эпистимия говорит Саше: «Курносая не любит, кто за ей подсматривает» [16]. Писатель занимает по отношению к своим героям позицию, близкую Эпистимии: «изнутри понимая детей, не растворяться в детской точке зрения, а найти на них “автономно причастный” (М.Бахтин) взгляд - любить детей там, где кончается их самосознание, где они “обращены во вне себя и нуждаются во вненаходящейся и внесмысловой активности”» [14].
Воспроизводя детское видение, автор своеобразно переводит его на язык взрослого: «В зеленовато-золотистом колыхании колосьев Саша чувствовал соответствие с тем, что двигалось и жило в нём самом земною, мимолетно-зыблемою жизнью» [16]. Здесь символистские «соответствия» благодаря детскому восприятию даны не как «кажимость», а как ясная, но не теряющая от этого своей таинственности реальность. Слово «соответствие» делает эту реальность отрефлексированной другим сознанием. Но ведь именно в другом сознании нуждается ребенок, который только видит и чувствует, но которому «трудно было и думать об этом. Промелькнет неясная мысль и - погаснет, - и Саша опять в тягостном, томном недоумении» [16]. Но и «другое», взрослое сознание тоже нуждается в детском. Оно рефлектирует здесь не так, как в лирике, где звучал призыв «не верь!», а доверчиво, почти непосредственно. Автор берёт на себя лишь роль слова-логоса, которым еще не владеет детское сознание. Так, на уровне слова и постановки авторского голоса даётся художественная модель решения мучительных проблем, нерешённых в событийном плане рассказов, прежде всего проблем одержимости и богооставленности маленького человека: в сотворённом художественном мире герой любовно спасён словом автора-творца и сам спасает его от бесконечности рефлексии. Однако сколь бы впечатляющими ни были в произведениях Ф. Сологуба мотивы, выражающие предпочтение смерти перед жизнью, они не могут затмить страстного чувства увлечённости писателя разгадкой тайны бытия. Не случайно в его изображении детской гибели всегда есть нечто абсолютно несправедливое, противоестественное. Глубокие переживания детских страданий приводили писателя к самому мучительному вопросу человеческого сознания и совести: «Действует ли в этом мире Промысел Божий? Напряжённые раздумья об этом легли в основу содержания целого ряда произведений определили остроту их проблематики. «Дети у Ф. Сологуба не просто лишены своих ангелов-хранителей и остановлены Богом. Писатель идёт ещё дальше: он готов бросить упрёк в том, что Господь прощает зло, обрекающее невинных малюток на заклание. Характерна в этом смысле концепция рассказа «Баранчик», где дитя предстаёт как символ жертвы, которую принимает и с которой примеряется Вседержатель» [15]. Сологубу иногда казалось, что пророчества Апокалипсиса о приходе зверя-Антихриста - к живущим на земле людям начали осуществляться. При этом Ф. Сологуб более всего опасался, что звериный лик уничтожит ребёнка, этот едва ли не единственный «родник великих надежд и возможностей» [15].
Жизненные токи воспринимались Ф. Сологубом с необыкновенной отзывчивостью, отражаясь не только в мотивной структуре произведений, но и в выборе средств художественной изобразительности, в формировании и развитии языка и стиля писателя. Для сюжетов многих произведений Ф. Сологуба характерна оппозиция: дети - взрослые. Насилие взрослых над детьми, показанное в его рассказах, не результат деформированной психики писателя. Насилие представлено подчёркнуто реальным. «Ф. Сологуб нередко изображает дитя на грани гибели, в состоянии постепенно помрачающего сознания, наступающего безумия - т. е. всего того, что находится в сфере ведения психофизиологии и психопатологии. Писатель блестяще владел мастерством психоанализа, добиваясь, по его собственному признанию, «колоссальных и удивительных результатов» [15]. Эти результаты достигались благодаря использованию его излюбленных художественных приёмов. К ним относится введение сквозных повторяющихся образов, особую роль при этом играет приём градации - усиливающего повторения образа с постепенным расширением его смысла, отчего напряжённость повествования нарастает всё больше и больше - словно до предела натягивается «пружина» детского страдания» [15]. В рассказе Ф. Сологуба «Поцелуй нерождённого» с редким ожесточением жизнь преследует малых мира сего. От рождения обречены они на погибель. В рассказе «Червяк» злобная угроза взрослого человека, проникая в самые сокровенные глубины сознания ребёнка, разрастается от случайно прозвучавшего мотива до всеобъемлющего символа - от реальной болезни ребёнка, пожирающей его, до символа людской жестокости, зла, царящего в мире. В итоге, в содержании произведения сквозь конкретно-бытовой рельеф проступает метафизический план, переключающий проблемы социального зла в проблему зла мирового. Но представление об образе детства в творчестве Ф. Сологуба, основанное только на мотиве жертвенности и безысходного страдания, на наш взгляд, не полно. Юный герой в произведениях писателя наделяется и иными качествами. Он нередко предстаёт перед читателями в роли не беспомощной жертвы, а убеждённого борца. При этом он отстаивает не личное благополучие, а принимает на себя миссию защитника требований нравственного закона. В произведениях, созданных накануне 1917 года, его дети лишь по видимости слабы и беззащитны, в своей глубинной сущности они являются носителями мощной энергии созидания. В рассказе «Сочтённые дни» из одноименного сборника герой рассуждает о возможной гибели России, но молодое поколение не соглашается с ним, и доказательство правоты детей (вновь - постоянный мотив Сологуба) - в простых актах их поведения. Во время пожара на даче мальчики спасают рукопись, и особый смысл получает то, как это происходит. Герой рассказа говорит: «Мальчишки сделали это совсем просто, как дело очень обыкновенное, и Верочка напомнила мне об этом без всякого особого подчеркивания. Простая фактическая поправка. Даже не сказала - спасли. Просто - вытащили. Что ж, пожалуй, эти совсем обыкновенные мальчишки, когда подрастут, смогут всякое дело сделать как простое и обыкновенное. Умрёт, может быть, романтизм громких подвигов, поблекнут торжественные лозунги, но зато будет строиться совсем иная, не наша, простая, прочная, по-своему счастливая жизнь»<http://philology.ruslibrary.ru/default.asp?trID=165> [15].
Ребёнок у Ф. Сологуба - жертва и искупитель бездны человеческих пороков и ангел, очищающий жизненное пространство и будущее человечества. Самобытность мотива детства в наследии Ф. Сологуба определяется его соотнесённостью с сущностными чертами мироздания, с постижением общей канвы вселенской жизни. Вместе с тем, движение мысли писателя о детстве, его страстные переживания неблагополучия жизни ребёнка запечатлены в рельефных картинах земного бытия, в зримой плоти характеров героев.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 325; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.171.83 (0.014 с.) |