Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мотив как литературоведческая категория
Интенсивный характер сологубовского творчества, ограниченность тем создают впечатление особой цельности, усиливающееся устойчивыми образами-символами, которые проходят через поэзию Сологуба, перестраивают текст стихотворений в определённом ключе и определяют их восприятие в контексте лирики Сологуба в целом. Источником этих образов являются прежде всего создаваемые Сологубом поэтические мифы, в сюжете которых он пытается дать осмысление миропорядка, жизни и судьбы человека. Действительно, мотивы текста Сологуба взаимосвязаны, тесно переплетены друг с другом, часто «просвечивают» один через другой. Тем не менее, при известной условности их выделения, вполне целесообразно самостоятельное изучение отдельных мотивов: каждый из них представляет ту или иную грань художественного мира поэта, в совокупности же раскрывается объёмность и целостность миросозерцания автора. Прежде чем приступить к рассмотрению основных мотивов художественного текста Фёдора Сологуба, обратимся к собственно понятию «мотив». Мотив (от moveo - двигаю, привожу в движение лат. motivus -побуждающий) - термин, перенесённый в литературоведение из музыки, где он обозначает группу из нескольких нот, ритмически оформленную. По аналогии с этим, в литературоведении термин «мотив» начал применяться для обозначения минимального компонента художественного произведения - неразложимого далее элемента содержания (Шерер). В широком смысле этого слова мотив - основное психологическое или образное зерно, которое лежит в основе каждого художественного произведения (так говорят, например, о «любовных мотивах» лирики Ф. Тютчева, «звёздных мотивах» поэзии А. Фета и т. п.). Мотив в литературном произведении чаще всего понимается как часть, элемент сюжета. Любой сюжет представляет собой переплетение мотивов, тесно связанных друг с другом, врастающих один в другой. Один и тот же мотив может лежать в основе самых различных сюжетов и тем самым обладать самыми разными смыслами. Вся совокупность мотивов, входящих в состав данного художественного произведения образует то, что называется сюжетом. 467 Сила и значение мотива меняются в зависимости от того, с какими другими мотивами он содействует. Мотив бывает иногда очень глубоко скрыт, но чем глубже он залегает, тем большее содержание он может нести в себе. Он оттеняет или дополняет главную, основную тему произведения.
Мотив может быть выделен как в пределах одного или нескольких произведений писателя, так и в контексте всего его творчества, а также какого-либо литературного направления или литературы целой эпохи. Мотив более прямо, чем другие компоненты художественной формы, соотносится с миром авторских мыслей и чувств, но в отличие от них лишён эстетической завершенности; только в процессе конкретного анализа «движения» мотива, в выявлении устойчивости и индивидуальности его смыслового наполнения он обретает свое художественное значение и ценность. К настоящему времени в литературоведении сложились четыре основных подхода по отношению к осмыслению категории мотив: семантический (А. Н. Веселовский, А. Л. Бем, О. М. Фрейденберг), морфологический (В. Я. Пропп, Б. И. Ярхо), дихотомический (на стадии его формирования - А. Л. Бем, А. И. Белецкий и снова В. Я. Пропп) и тематический (Б. В. Томашевский, В. Б. Шкловский, А. П. Скафтымов). Семантическая трактовка мотива восходит к основополагающим идеям А. Н. Веселовского. Мотив, по определению Веселовского, - «нервный узел» повествования (в том числе и лирического). Прикосновение к такому узлу вызывает взрыв эстетических эмоций, необходимый художнику, приводит в движение цепочку ассоциаций, помогающих правильному восприятию произведения, обогащающих его. Мотив в этом смысле - исходный момент художественного творчества, совокупность идей и чувств поэта, ищущих доступного воззрению оформления, определяющих выбор самого материала поэтического произведения, и - благодаря единству выразившегося в них индивидуального или национального духа - повторяющихся в произведениях одного поэта, одной эпохи, одной нации и тем самым доступных выделению и анализу. Для А. Н. Веселовского мотив - семантическая целостность, которая ставит предел элементарности мотива. При этом семантика мотива носит образный характер. Это значит, что мотив целостен постольку, поскольку представляет собой целостный образ.
Последователями А. Н. Веселовского и сторонниками семантического подхода к трактовке мотива были А. Л. Бём и О. М. Фрейденберг. Морфологический подход, наиболее глубоко разработанный В. Я. Проппом, напротив, идёт не от семантической целостности к элементарности мотива, а минуя целостность - к установлению формальной меры элементарности мотива. То есть В. Я. Пропп сводит мотив к набору элементарных логико-грамматических составляющих. Форма мотива распадается на бесконечность своих вариаций. Позже, в «Морфологии сказки», Пропп выходит за рамки морфологического подхода и разрешает проблему вариативности мотива нахождением его семантического инварианта, которому дает название функции действующего лица. «Это возвращение в к семантической трактовке мотива, но на уровне развития дихотомических представлений о мотиве как единице дуального статуса - языкового и речевого одновременно» [3]. Дихотомические представления о мотиве в отечественной науке зарождаются в работах А. Л. Бёма, А. И. Белецкого, В. Я. Проппа и интенсивно развиваются в работах фольклористов и литературоведов второй половины 20 века - А. Дандеса, Л. Парпуловой Н.Г. Черняевой. Согласно этим представлениям, природа мотива дуалистична и раскрывается в двух соотнесенных началах. Первое представляет собой обобщенный инвариант мотива, взятый в отвлечении от его конкретных фабульных выражений. Другое начало, напротив, дано как совокупность вариантов мотива, выраженных в фабулах нарратива. Дихотомический принцип как таковой выступил основанием для синтеза семантического и морфологического подхода. Это способствовало развитию дихотомического принципа до уровня отдельной теории, представленной работами Н. Г. Черняевой, Б. Н. Путилова, Н. Д. Тамарченко и других фольклористов и литературоведов. Для представителей тематического подхода критерием целостности мотива является его способность выражать целостную тему, понятую как смысловой итог. В трактовке Б. В. Томашевского мотив выступает выразителем микро-темы как темы фабульного высказывания; в трактовках Б. В. Шкловского и А. П. Скафтымова - выразителем макро-темы как темы эпизода или фабулы в целом. Тематический подход в понимании мотива тесно соприкасается с подходом семантическим, т. к. понятие темы находится в тесной взаимосвязи с понятием мотива. Тема зависит от мотива, поскольку развёртывается посредством фабульно выраженных мотивов. Именно поэтому характерная тема требует от писателя характерных мотивов. Но и мотив невозможно представить вне тематического начала. «Мотив без темы - это не более чем чистая идея перемены» [3]. В русле проблемы взаимодействия темы и мотива находится вопрос поэтики художественного повествования, как вопрос о специфике эпического и лирического мотива. В новейших концепциях мотива семантический и тематический подходы практически смыкаются в рамках единого подхода. Тематический подход, разработанный в 1920-е годы, оказал существенное влияние на два новых направления, каждое из которых по-своему преодолевает структуральную трактовку мотива. Имеется в виду интертекстуальный и прагматический подходы в понимании мотива, развивающиеся в литературоведении последних десятилетий.
Теория интертекста (Б. М. Гаспаров, А. К. Жолковский, Ю. К. Щеглов) выводит трактовку мотива за пределы его классического понимания как предопределенного традицией элемента сюжетно-фабульного единства произведения. «Теперь мотив - это смысловой элемент текста, лишенного структуры и ставшего “сеткой”. И сам мотив также оказывается лишённым своего структурного начала - теперь это не более чем смысловое “пятно” (Гаспаров) внутри “сетки” текста и на “сетке” многих текстов» [3]. Прагматический подход (В. И. Тюпа и Ю. В. Шатин) соотносит семантическую структуру мотива с его тематическим аспектом. Принципиальная новизна прагматической концепции состоит в том, что понимание мотива и его семантической роли в повествовании рассматривается с точки зрения актуального художественного задания и смысла произведения. Точки зрения и мнения исследователей не только отвечают на вопросы о существе мотива, но и порождают новые вопросы и ставят новые проблемы. По существу, история теории мотива на современной этапе переходит в его актуальную теорию. Все это говорит о том, что задача построения целостной теории мотива еще далеко не завершена. Это в особенности относится к проблеме лирического мотива. При анализе лирики под мотивом нередко подразумевают любой повторяющийся элемент текста, выделяющийся устойчивой и характерной для данной поэтической традиции семантикой и устойчивым вербальным выражением. Однако, такое понимание мотива не согласуется с более строгой предикативно-событийной трактовкой мотива, которая в значительной степени принята при анализе текстов повествовательных. Специфика мотива в лирике во многом обусловлена существом лирического события, которое по своей природе принципиально отличается от события в составе эпического повествования. «Основой лирической событийности выступает, в формулировке Ю. Н. Чумакова, “перемещение лирического сознания”, иначе - дискретная динамика состояний лирического субъекта» [4]. Лирическое событие - это субъективированное событие переживания, непосредственно вовлекающее в своё целое и читателя, сопряженного при этом с инстанцией лирического субъекта. Схематично это можно представить так: «лирический субъект - это и голос стихотворения, и внутренний герой этого голоса, но и я, читатель, оказываюсь в позиции внутреннего героя и разделяю его переживания, а голос это двуединое целое объединяет. Я как читатель стихотворения оказываюсь внутри его событийности. Поэтому о лирическом событии не может быть рассказано (ибо некому рассказывать), а может быть явлено - в самом дискурсе. Иначе говоря, лирическое событие осуществляется непосредственно в актуализированном дискурсе лирики» [4]. Связность текста в лирике основывается не на принципе единства действия (что характерно для эпического повествования), а на принципе единства переживания, единства лирического субъекта.
Мотив (в отличие от темы) имеет непосредственную словесную (и предметную) закреплённость в самом тексте произведения; в поэзии его критерием в большинстве случаев служит наличие ключевого, опорного слова, несущего особую смысловую нагрузку. В лирике с её образными и философско-психологическими константами круг мотивов наиболее отчётливо выражен и определён, поэтому изучение мотивов в поэзии, выявляющих своеобразие художественного сознания автора и его поэтической системы, особенно плодотворно. Важно для развития литературы то, что мотивы как бы перекликаются друг с другом не только внутри одного сюжета (и даже не столько), одного произведения, но и через границы книг и даже литератур. Поэтому возможно изучение системы мотивов, принадлежащих одному художнику и общей сети мотивов. Мотив - категория, позволяющая рассматривать литературу как единую книгу, как целое - через частное, как организм - через клетку. На сегодняшний день понятие мотива не обладает чёткой теоретической определённостью, что ведёт не только к расширительному употреблению термина, но и к его размыванию; так, например, обозначение социальных, политических, философских мотивов, по существу, сливается с обозначением определённой проблематики творчества и поэтому не заключает чёткого терминологического смысла. Распространено также отождествление понятий мотивы и темы (нравственного возрождения - у русских классиков 19 века, алогичности жизни и безумия - в поэзии 19 века и особенно начала 20 века). Часто к мотивам относят и так называемые вечные темы (красота, добро, совесть, страх, любовь, смерть). Мотивы кочуют во времени и переосмысляются каждой последующей эпохой. Многие литературные мотивы, наравне с мифологическими, навсегда вошли в духовный опыт человеческой культуры. Более строгое значение термин «мотив» получает тогда, когда он содержит элементы символизации (что явственно прослеживается в художественных текстах Ф. Сологуба). Мотив, таким образом, в отличие от темы, имеет непосредственную словесную (и предметную) закреплённость в самом тексте произведения; в поэзии его критерием в большинстве случаев служит наличие ключевого, опорного слова, несущего особую смысловую нагрузку. На основании изученных подходов к осмыслению категории мотив можно сформулировать определение, которое будет использоваться далее в качестве рабочего. При анализе мотивной структуры лирики Ф. Сологуба в качестве теоретической базы использовались работы А. Н. Веселовского, О. М. Фрейденберг, Б. В. Томашевского, И. В. Силантьева и других исследователей. В данной работе мотив понимается как «простейшая единица» (А. Веселовский) литературного текста, характеризующаяся семантической целостностью и повторяемостью в творчестве одного автора. По отношению к прозе, на наш взгляд, наиболее целесообразно использовать понятие «мотив» с точки зрения тематического подхода, при котором понятие мотива находится в тесной взаимосвязи с понятием темы.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 314; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.121.55 (0.01 с.) |