Зарубежный опыт организации государственной службы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Зарубежный опыт организации государственной службы



законодательство государственный гражданский служба

1. Профессиональный подбор на государственную службу.

Как показывает мировая практика, наилучшим способом обеспечения гарантий профессионального подбора на государственную службу является организация конкурсных экзаменов на основе их прозрачности.

В США сложилась эффективная система конкурсного отбора государственных служащих, зародившаяся еще в 1883 году. В настоящее время большая часть федеральных государственных гражданских служащих поступают на государственную службу на основе открытого конкурса.

Высокая эффективность государственного аппарата Японии достигнута в том числе за счет создания элитарной государственной службы. Это стало возможным благодаря организации конкурсных экзаменов при замещении государственных должностей на основе их полной открытости. А для того чтобы гарантировать и поддерживать высокий уровень эффективности своих работников, государственные органы предоставляют такие зарплаты и пенсионные льготы, которые вполне конкурентоспособны с аналогичными выплатами в частном секторе. Следует обратить также внимание и на то, что в Японии управление государственной службой почти на всех стадиях, включая набор, продвижение, повышение, санкции и пенсии, поручено органу, не зависящему от правительства - Национальному управлению по кадрам.

Интересен опыт конкурсных экзаменов государственных гражданских служащих в Южной Корее, где практикуются весьма сложные конкурсные экзамены по 12 предметам, среди которых профилирующими являются экономика, деловой менеджмент и государственная администрация. В результате такой кадровой политики в 1988 году 70% государственных служащих Южной Кореи имели университетские дипломы.

В результате реформы государственной службы конкурсная система отбора кадров действует в Казахстане. Здесь создано специальное Агентство по делам государственной службы, подчиненное Президенту страны. Согласно законодательству Казахстана о государственной службе, предполагается формировать на конкурсной основе свыше 90% корпуса государственных служащих.

2. Управление государственной службой.

В США в 1978 году была проведена реформа гражданской службы, в ходе которой была реформирована и система управления гражданской службой. Были созданы Бюро управления персоналом и Совет по защите системы заслуг, а также Федеральный совет по руководству трудовыми отношениями и Комиссия по равным возможностям занятости. В компетенцию Бюро входит назначение служащих на должности и их продвижение по службе, оценка результатов их труда, повышение квалификации, поощрение и наказание, выработка рекомендаций по совершенствованию кадровой работы. Совет по защите системы заслуг имеет полномочия по обеспечению соблюдения законов гражданской службы в области найма, увольнения и прохождения службы в соответствии с принципами системы заслуг. Совет обеспечивает защиту служащих от злоупотреблений и неоправданных кадровых действий руководителей, заслушивает и принимает решения по жалобам служащих и при необходимости дает указания о корректирующих и дисциплинарных действиях в отношении служащего или учреждения.

В ФРГ общее руководство государственной службой осуществляет Федеральный комитет по кадрам, который проводит независимую деятельность в рамках действующих законов и несет за нее полную ответственность. В рамках компетенции Комитета его решения обязательны для всех инстанций.

В Республике Казахстан создано Агентство по делам государственной службы, которое, по мнению специалистов, стало действенным инструментом реализации кадровой политики государства. На основе самого современного зарубежного опыта здесь создана и функционирует республиканская информационная система управления кадрами и государственной службой (РИСУК) - инструмент проведения процедур конкурсного отбора и аттестации, кадрового менеджмента, мониторинга и определения текущего состояния государственной службы.


Заключение

 

1. Основные результаты реформирования в сфере Государственной службы.

Десятилетняя практика применения федеральных законов о государственной службе, прежде всего, подтвердила жизненность установленного правового статуса государственной службы и государственных служащих, основных требований к организации государственной службы. Ключевыми результатами развития законодательства о государственной службе в рассматриваемый период можно считать утверждение в законодательстве и отчасти в практике организации государственной службы следующих, реализующихся в комплексе норм, подходов:

Государственная служба - это не более и не менее чем специфическая профессиональная служебная деятельность части персонала, работающего в государственных органах, на части должностей в государственных органах.

. Федеральная государственная служба и государственная служба субъектов РФ входят в единую систему государственной службы Российской Федерации.

. Система государственной службы РФ включает виды государственной службы, каждый из которых на основе единого федерального закона о системе государственной службы регулируется специальным законодательством.

. Государственная служба отличается от другой трудовой деятельности большей зависимостью от ее носителей (государственных служащих) и государства, и граждан, и создаваемых ими организаций. В этой связи правомерны ограничения некоторых гражданских прав государственных служащих, введение для них некоторых запретов, обязанностей перед гражданами и государством, требований к служебному поведению. Этим государственные служащие отличаются от иного персонала государственных органов, других государственных организаций и учреждений.

. Государственный служащий обязан во всех ситуациях руководствоваться законом, в том числе оценивать через призму закона данные ему поручения, исходя при этом из верховенства закона. 6. Государственные служащие, как и государственная власть, должны руководствоваться приоритетом прав и свобод человека и гражданина, их непосредственным действием, обязательностью их признания, соблюдения и защиты.

. Государственная служба не является пожизненной или гарантированной с момента поступления на нее. С государственным гражданским служащим заключается контракт, который может быть ограничен определенным сроком и который независимо от того, указан ли в нем срок, на который он заключен, может быть расторгнут по инициативе представителя нанимателя в установленных федеральным законом случаях.

. Круг обязанностей государственного служащего устанавливается не произвольно, а в соответствии с едиными требованиями федерального закона о государственной службе, административными и должностными регламентами. Федеральный закон о государственной гражданской службе установил основные обязанности гражданского служащего и требования к содержанию должностных регламентов.

. Государственный служащий не вправе превышать свои полномочия и компетенцию.

. Государственная служба должна быть конкурентоспособной, привлекательной и престижной.

. Денежное содержание государственного служащего, неденежные выплаты, карьера государственного служащего, его репутация прямо должны зависеть от эффективности и результативности его профессиональной служебной деятельности.

2.Перспективы развития законодательства о государственной службе.

2.1.Развитие законодательства о государственной службе Российской Федера2ции, будет связано с реализацией прямых предписаний действующих федеральных законов о государственной службе. Прежде всего должны быть подготовлены федеральные законы о военной и правоохранительной государственной службе.

.Больших усилий потребует подготовка необходимых подзаконных актов, подготовка которых должны проводиться в контексте реформирования государственного управления в целом, административной реформы. Внедрение новых федеральных законов о государственной службе, разработка соответствующих подзаконных актов должны быть скоординированы:

с внедрением механизмов бюджетирования и управления по результатам;

с сокращением и оптимизацией государственных функций;

с разработкой и внедрением стандартов государственных услуг и административных регламентов государственных функций, в том числе по оказанию государственных услуг;

с созданием системы административной юстиции;

разработкой и внедрением эффективных механизмов досудебного обжалования;

с разработкой и внедрением специальных антикоррупционных программ и механизмов;

внедрением систем мониторинга государственного управления; созданием эффективных каналов участия гражданского общества в подготовке решений государственных органов, в мониторинге их эффективности.

. Урегулирование порядка наступления дисциплинарной ответственности государственных служащих. Решение вопроса об ответственности государственного служащего остается на усмотрение руководителя. Сам руководитель не несет неотвратимой ответственности за свое бездействие, либо непринятие мер по наведению порядка, за безнаказанность недобросовестного чиновника.

Эта правовая ситуация - широкая лазейка для безответственности, замкнутости, кастовости и превращения государственной службы в разновидность бизнеса.

.Уренулирование по предотвращению и конфликтам интересов, которое проводится на а усмотрение руководителя. Руководитель фактически может счесть конфликт незначительным и позволить государственному служащему исполнять служебные обязанности в состоянии конфликта интересов. Может наказать, а может и не наказывать за умышленные действия в ситуации конфликта интересов, их систематическое возникновение. Сам руководитель не несет реальной ответственности за попустительство конфликтам интересов. Серьезное противодействие коррупции потребует более жестких формулировок, требующих: безусловного устранения конфликтов интересов; запрета на исполнение служебных обязанностей в ситуации конфликта интересов, по крайней мере, в зоне действия этого конфликта; предоставления ежегодно и по мере необходимости декларации о конфликте интересов.

Правовая терпимость к конфликтам интересов порождает терпимость к ним и в деятельности государственных органов, и в общественном мнении, а это открытая дверь для коррупции.

.Потребуется установить федеральным законом более конкретные механизмы прямой зависимости денежного содержания и карьеры государственного служащего от эффективности и результативности его профессиональной служебной деятельности, в том числе и прежде всего - от качества оказываемых им государственных услуг, от оценки этого качества пользователями государственных услуг.

Без такой решительной переориентации на интересы пользователей государственных услуг всей правовой базы мотивации государственных служащих кастовость государственной службы преодолеть будет сложно. Преодолеть ее можно будет, вероятнее всего, только тогда, когда закон установит прямую зависимость благополучия государственного чиновника от оценки его клиентов.

.Создание действенной системы управления государственной службой. Отсутствие полноценной системы управления государственной службой по мнению ряда специалистов порождает такие негативные последствия с российской системе государственной гражданской службы как недостаточная эффективность кадровой политики в сфере государственной службы, невысокая результативность деятельности государственного аппарата, его громоздкость, неповоротливость, непрозрачность работы, склонность к административному давлению и коррупции.

.После апробации подзаконных актов, предусмотренных федеральным законом о государственной гражданской службе, возникнет, вероятно, необходимость закрепления подтвердивших свою эффективность процедур, установленных этими подзаконными актами, федеральными законами. Потребуется, например, законодательно закрепить значительно более детальные, чем в настоящее время, обязательные и эффективные процедуры конкурсного отбора, размещения государственного заказа на подготовку государственных служащих. Это необходимо для того, чтобы государственный чиновник был безусловно уверен, что его карьера, возможность занять более высокую должность зависят не от "хороших отношений" с работодателем, а только от его собственных способностей и заслуг. Только тогда профессионализм и компетентность, репутация государственного служащего обретут реальную цену.

В настоящее время задачи по завершению качественного преобразования системы государственной службы, оптимизации её организации и функционирования на основе установленных законодательством Российской Федерации принципов, внедрения на государственной службе современных кадровых, информационных, образовательных и управленческих технологий ставит перед собой Федеральная программа «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)».

Программу планируется реализовать в 2 этапа (I этап - 2009-2010 годы; II этап - 2011-2013 годы)

Целью программы стало «создание целостной системы государственной службы Российской Федерации посредством завершения реформирования ее видов и создания системы управления государственной службой, формирования высококвалифицированного кадрового состава государственной службы, обеспечивающего эффективность государственного управления, развитие гражданского развития гражданского общества и инновационной политики».


Используемая литература

 

1. Конституции Российской Федерации.

. Федеральный закон от 31 июля 1995 года №119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации».

. Федеральный закон от 27 июля 2003 года №58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации»

. Федеральный закон от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года №197-ФЗ

. Федеральный закон от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции».

. Указ Президента Российской Федерации от 22.12.93 №2267 "Об утверждении Положения о федеральной государственной службе".

. Указ Президента Российской Федерации от 15 августа 2001 года №Пр-1496 «Об утверждении Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации»

. Указ Президента Российской Федерации от 19 ноября 2002 года №1336 "О Федеральной программе "Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)"//

. Указ Президента Российской Федерации Российской Федерации от 1 февраля 2005 года №111 "О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащим Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня),

. Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 года №113 "О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим",

. Указ Президента Российской Федерации от 16 февраля 2005 года №159 "О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации

. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 года №1574 "О реестре должностей федеральной государственной гражданской службы",

. Указ Президента Российской Федерации от 27 сентября 2005 г. N 1131 "О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих".

. Указом Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 г. N 261» Об утверждении Федеральной программы "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)"

. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 мая 2005 г. N 667-р «Об утверждении формы анкеты для участия в конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы РФ».

. Распоряжение Правительства РФ от 26 мая 2005 г. N 667-р «Об утверждении формы анкеты для участия в конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы РФ».

. Распоряжение Правительства РФ от 25.10.2005 №1789-р О концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 года.

. Проблемы реформирования Государственной гражданской службы в РФ. Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, №26 (314), 2006.

. В.Н. Южаков. Развитие законодательства о государственной службе 1993 - 2005 гг. Журнал «ЧиновникЪ». - 2005. - №5-6.

. Абрамов В.А. Система государственного управления. Курс лекций. АГПС, М., 2004.

. Иванов В.П. Реформирование государственной службы: вопросы и перспективы. Журнал «Российское право», 2003, №5.

. Овсянко Д.М. Государственная служба Российской Федерации. Учебное пособие. - М., 1996. С. 67.

. Иванов В.Т. Государственная служба в зарубежных странах. - М., 2005.

. Капаров С.Г. Основы казахстанской модели государственной службы. Реформирование государственной службы в России: проблемы и пути их решения. - Екатеринбург, 2002.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 631; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.218.146 (0.025 с.)