Федеральный закон от 25 декабря 2008 года №273-фз « О противодействии коррупции» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Федеральный закон от 25 декабря 2008 года №273-фз « О противодействии коррупции»



Настоящим Федеральным законом устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений

Федеральный закон от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ дает определении коррупции, как злоупотреблению служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, от имени или в интересах другого юридического лица.

Противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий.

Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

) законность;

) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления,

) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;

) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;

) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

Одними из основных мер по профилактике коррупции, согласно Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ являются:

предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;

установление в качестве основания для увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

В качестве одних из основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции законом определены следующие мероприятия:

принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению;

совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью;

введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области;

унификация прав и ограничений, запретов и обязанностей, установленных для государственных служащих, а также для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;

обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы;

повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих;

сокращение численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов.

Кроме выше перечисленного, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ введено следующее

. Гражданин, претендующий на замещение должности государственной или муниципальной службы, а также служащий, замещающий должность государственной или муниципальной службы, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

. Государственный или муниципальный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

. Дано понятие конфликт интересов на государственной и муниципальной службе, Под конфликтом интересов на государственной или муниципальной службе в Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.

Под личной заинтересованностью понимается возможность получения государственным или муниципальным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.

. Введен порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе, т.е. государственный или муниципальный служащий обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно. В свою очередь представитель нанимателя, если ему стало известно о возникновении у государственного или муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов

. Введены ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового договора.

В целом Федеральный закон "О противодействии коррупции", не только создал нормативно правовую базу по противодействию коррупции, но и существенно продвинул вперед правовое регулирование одного из видов государственной службы - гражданской службы. Ряд вопросов прохождения гражданской службы, которые ранее регулировались субсидиарно с трудовым законодательством, теперь в отношении гражданской службы полностью урегулированы этим законом.

. Проблемные вопросы реформирования государственной службы при реализации федеральной программы "Реформирование государственной службы Российской Федерации»

. Принятие подзаконных нормативных правовых актов регулирующих государственную службу.

Анализ норм Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ позволяет сделать вывод об усилении роли правового регулирования в сфере государственной службы иными нормативными правовыми актами.

Федеральный закон от 27 июля 2004 года №79-ФЗ содержит

более 80 отсылок к вопросам, которые должны регулироваться нормативными правовыми актами федерального уровня,

более 20 отсылок к указам Президента Российской Федерации.

более 20 отсылок к вопросам, которые должны быть урегулированы нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти.

К таким вопросам относятся в частности вопросы

о служебном распорядке в государственном органе;

об утверждении положения о подразделении государственного органа по вопросам государственной службы и кадров;

о порядке выплаты премии гражданским служащим за выполнение особо важных и сложных заданий;

о формировании аттестационной, конкурсной комиссии и комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов и другие важные вопросы.

Среди нормативных правовых актов, требующих принятия, выделим такие как:

федеральные законы - о военной службе, о правоохранительной службе, о медицинском страховании, о государственном пенсионном обеспечении граждан, проходивших государственную службу и их семей,

указы Президента Российской Федерации - о соотношении федеральных должностей и должностей субъектов Российской Федерации, о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданского служащего и урегулированию конфликта интересов, об обобщенных показателях эффективности и результативности государственных гражданских служащих.

Отсутствие подзаконных нормативных правовых актов, необходимых для реализации Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ не позволяет обеспечить реализацию положений данного закона в полном объеме, что в значительной степени препятствует достижению целей реформы государственной службы, а в ряде случаев приводит и к негативным результатам.

Назовем наиболее важные указы Президента Российской Федерации, изданные к настоящему времени:

Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 года №1574 "О реестре должностей федеральной государственной гражданской службы",

Указ Президента Российской Федерации Российской Федерации от 1 февраля 2005 года №111 "О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащим Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня),

Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 года №113 "О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим",

Указ Президента Российской Федерации от 16 февраля 2005 года №159 "О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации".

2. Преодолении разрыва в оплате труда государственных служащих и специалистов в негосударственном секторе экономики.

Одна из приоритетных задач Федеральной программы заключалась в преодолении разрыва в оплате труда государственных служащих и специалистов в негосударственном секторе экономики, что позволило бы привлечь квалифицированные кадры на государственную службу. Важным аспектом данной проблемы было решение задачи изменения структуры оплаты труда государственных гражданских служащих.

Хотя эта проблема в Федеральной программе и считалась центральной, но на практике был сделан выбор в пользу "точечного", а не комплексного ее решения. Указом Президента Российской от 25 июля 2006 года №763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" предусмотрено "асимметричное" повышение ежемесячных денежных выплат. В результате повышение реального денежного содержания коснулось в основном федеральных государственных гражданских служащих, замещающих должности категории руководители, и лишь незначительно затронуло другие группы служащих.

3. Противоречия в процедуре приеме на государственную службу и прохождения службы.

Анализируя содержание норм Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ нельзя не отметить наличие противоречий в его положениях о поступлении и прохождении государственной гражданской службы. С одной стороны, закон содержит все необходимые эффективные процедуры конкурсного поступления на государственную гражданскую службу, возможность замещения вышестоящих должностей государственной службы по конкурсу, право на должностной рост в соответствии с профессиональными способностями и деловыми качествами, право на присвоение квалификационного разряда по инициативе государственного служащего, объективность оценки деловых качеств в соответствии с принципами и критериями профессионализма и компетентности на основе аттестационных процедур.

С другой стороны, реализовать многие положения о прохождении государственной гражданской службы затруднительно, поскольку важнейшие вопросы кадровых назначений находятся в пределах усмотрения руководителя государственного органа. В частности, без конкурса предлагается проводить назначения:

на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий "руководители" и "помощники (советники)";

на должности, назначение на которые и освобождение от которых осуществляется Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;

при заключении срочного служебного контракта.

Государственные служащие, включенные в резерв на замещение государственных должностей государственной службы, могут быть назначены на эти должности без участия в конкурсе. При замещении вакантной государственной должности государственной службы и наличии при этом резерва государственных и муниципальных служащих на замещаемую должность проведение конкурса не обязательно.. При проведении конкурса на замещение вакантной государственной должности государственной службы при прочих равных условиях с другими претендентами кандидатуры из числа резерва обладают преимущественным правом при решении вопроса о назначении на данную должность.

Хотя необходимость решения проблемы обеспечения справедливого профессионального должностного роста государственного гражданского служащего была заявлена в качестве ведущего направления реформирования государственной службы, она так и не нашла удовлетворительного решения в ходе реализации реформы. Во исполнение Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ Президент Российской Федерации 31 декабря 2005 года издал Указ №1574 о реестре должностей федеральной государственной гражданской службы, который включает наименования должностей федеральной государственной гражданской службы. Должности подразделены на категории и на группы. Внутри групп предусмотрены для некоторых должностей федеральной государственной гражданской службы градация на разряды. Государственные гражданские служащие оказываются замкнутыми в клетках групп должностей, препятствующих должностному росту. Так, даже при самом благоприятном стечении обстоятельств государственному служащему, замещающему должность старшей группы, для перехода в главную группу должностей потребуется в среднем не менее 15 лет.

4. Проблемы дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих.

Анализ регулирования порядка наступления дисциплинарной ответственности государственных служащих позволяет констатировать, что решение этого вопроса во многом остается на усмотрении руководителя. Руководитель может, но не должен применять меры дисциплинарного взыскания к недобросовестному или некачественно работающему гражданскому служащему. Руководитель не несет ответственности за свое бездействие, либо непринятие мер по отношению к гражданскому служащему, недобросовестно выполняющему свои обязанности.

На усмотрении руководителя остается и решение вопросов предотвращения и урегулирования конфликтов интересов. Руководитель может по своему субъективному усмотрению счесть конфликт незначительным и позволить государственному служащему исполнять служебные обязанности в состоянии конфликта интересов. Может наказать, а может и не наказывать за умышленные действия в ситуации конфликта интересов, их систематическое возникновение. Руководитель не несет реальной ответственности за попустительство гражданскому служащему, находящемуся в состоянии конфликта интересов.

Для реального противодействия коррупции введение института конфликта интересов потребует применения в законодательстве более жестких формулировок: о необходимости безусловного устранения конфликтов интересов; запрета на исполнение служебных обязанностей в ситуации конфликта интересов; о предоставления ежегодно и по мере необходимости декларации о конфликте интересов.

5. О порядке защиты прав государственных гражданских служащих.

В настоящее время отсутствуют нормативные правовые акты, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2004 года №79-ФЗ, регулирующие порядок защиты государственным служащим своих прав.

Рассмотрение дел, связанных с оспариванием отказа в приеме на гражданскую государственную службу, производится в судах общей юрисдикции по правилам Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установленным для обжалования в суд действий и решений органов публичной власти. В то же время в силу статьи 70 Федеральным законом от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» к этим спорам по аналогии должны применяться и правила, установленные Трудовым кодексом Российской Федерации для рассмотрения индивидуальных трудовых споров.

6.Проблемы модернизации государственной гражданской службы.

В условиях реформирования государственной службы особую актуальность приобретает проблема модернизации системы управления государственной гражданской службой. В Федеральной программе отдельной строкой выделено формирование системы управления государственной службой. В Федеральном законе от 27 июля 2003 года №58-ФЗ и в Федеральном законе от 27 июля 2004 года №79-ФЗ содержаться общие нормы о том, что система органов управления государственной службой создается на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации. Однако в них не определены ни статус, ни компетенция, ни порядок и сроки создания этих органов. Не конкретизированными остаются и принципы взаимодействия между органами по управлению государственной службой федерального и регионального уровней.

Анализ действующего законодательства и сложившейся практики управления государственной службой показывает, что с момента принятия Федерального закона от 31 июля 1995 года №119-ФЗ в России появилась определенная система управления государственной службой. В то же время, эта система не стала целостной, главное, эффективной, действенной.

Специалисты выделяют следующие причины, затрудняющие процесс создания системы управления государственной службой:

недооценка важности формирования системы управления государственной службой на этапе ее становления;

смешение и дублирование функций органов управления государственной службой и кадровых служб государственных органов;

отсутствие разработанного механизма управления государственной службой;

слабость контроля над государственной службой и органами управления государственной службой, в том числе как со стороны государственных органов и должностных лиц, так и, особенно, структур гражданского общества;

недостаточное финансирование системы управления государственной службой.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.149.242 (0.029 с.)