Проблемно-аналитическая журналистика в телевизионном эфире 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемно-аналитическая журналистика в телевизионном эфире



 

В конце XX - начале XXI в. в России происходит слом социальной системы: вместо существовавшей до этого плановой экономики создается рыночная система хозяйствования. Происходит замена прежних социальных институтов новыми. Меняется и система средств массовой информации. Возникают СМИ, ориентированные на решение задач рыночного плана. Среди них - СМИ аналитического характера. Их появление - ответ на потребности общества в информации, способствующей осмыслению процессов переходного периода. В начале 1990-х годов стали появляться популярные аналитические передачи на радио и ТВ, возникли новые печатные издания, в которых обсуждаются проблемы экономики, политики, бизнеса и т.д.

Что представляют собой СМИ, публикующие аналитические материалы? Если исходить из существующей дифференциации всего многообразия газет, журналов, теле- и радиоканалов и передач, интернет-сайтов, то они представляют собой три основные группы:

1)   элитарные СМИ (качественные), главная задача которых состоит в предоставлении аудитории достоверной и значимой информации;

2) массовые СМИ (таблоидные, желтые, бульварные), нацеленные прежде всего на развлечение аудитории;

)   гибридные СМИ, публикующие как качественные (для элитарной аудитории) тексты, так и развлекательные (свойственные массовым СМИ) тексты.

Аналитика может присутствовать в СМИ каждой из этих групп, в том числе и в бульварных. Но все-таки главная ее площадка - это качественные издания. При этом СМИ, выходящие редко, имеют возможность давать больше аналитики. Чаще всего в настоящее время аналитика присутствует в качественной прессе, занимая большую часть страниц издания или времени в передаче.

Но в свете представлений о жанре как виде творчества, обусловленном предметно-объектным многообразием действительности и многообразием потребностей общества, по поводу привычной формулировки возникает иной вопрос: если в основе текстов - анализ, т.е. процедура исследования, то - что именно исследуется в данном случае и для чего? Конкретный ответ на него предполагает выявление характерных для этого вида журналистского творчества признаков - предмета отображения и общественной потребности, которая определяет функциональную предназначенность текстов. И тогда оказывается, что название данной жанровой группы нуждается в уточнении.

Тот факт, что новостная журналистика служит обществу для повышения надежности его ориентации в реальном мире, поставляя сведения об очевидных изменениях реалий, не означает, что ее деятельности достаточно, чтобы обеспечить такую надежность. Ведь новости в виде возникающих событий - не единственный результат процесса постоянного движения действительности. Многие изменения в ней проявляются не сразу и далеко не очевидны для человека. Вот простейший пример. Только что заселен новый дом - событие! И у жильцов, и у строителей общая радость. А потом начинаются будни. В ходе эксплуатации дома то в одной квартире, то в другой обнаруживаются неполадки. Постепенно становится ясно, что в работе строителей было немало недоделок, которые требуется устранить. Возникает, как принято говорить, проблемная ситуация. Она отчетливо проявляется, поскольку включает в себя не только неблагоприятные обстоятельства жизнедеятельности, но и более или менее напряженные отношения в социальной среде, ставшие результатом несоответствия этих обстоятельств индивидуальным и групповым ожиданиям людей. Если оперативно не устранить такое несоответствие, может случиться много бед.

Поэтому знать о появлении подобных ситуаций, о причинах их возникновения и путях разрешения чрезвычайно важно и для отдельного человека, и для общества в целом. Столь нужное в практическом плане знание тоже повышает надежность ориентации человека в мире. Но одновременно оно является и стимулом к улучшению условий его существования.

Своевременно выявить проблемную ситуацию, исследовать ее и привлечь к ней общественное внимание - значит сделать серьезный шаг к оптимизации социальной действительности. Для этого и сформировалась та разновидность журналистского творчества, которую определяют как проблемно-аналитическую журналистику, тем самым указав на ее предмет и функциональную предназначенность текстов.

Аналитическое направление в журналистском творчестве существует и на современном российском телевидении. В 1992 г. начался бурный рост вещательных организаций на территории России. Появляются новые информационно-аналитические программы (прежде всего аналитического содержания), «скроенные» в основном по западным моделям. В эфир стали выходить такие программы, как «Итоги», «Воскресенье», «Зеркало», «Намедни», «Личный вклад», «Время», «Времечко», «Вести недели», «Неделя», «Сегодня. Итоговая программа», «Мир за неделю», «19.59», «Обозреватель», «Реальная политика» и др.

В период становления нового постперестроечного телевидения ему было присуще декларирование аполитичности, трактуемой как проявление объективности. Важным фактором становится мнение ведущего как выразителя «независимой» точки зрения телеканала. Хотя на самом деле в передачах присутствовала псевдообъективность, за которой стояла приверженность прежде всего господствовавшей на данном этапе идеологии либерализма, соответствующей интересам вставших у руля государства сторонников рыночной экономики. И подобно пропагандистам советского подцензурного телевещания, представители нового «свободного» телевидения также преподносили свою точку зрения как единственно верную.

Не все из появившихся ранее телепередач, активно использовавших аналитический подход в отображении действительности, сохранились до настоящего времени. В то же время возникли новые телепередачи. Поэтому аналитическое направление на современном телевидении России по-прежнему существует и развивается. В известной мере его олицетворяли или олицетворяют такие передачи, как «Момент истины», «Постскриптум», «Однако», «Вести недели», «К барьеру», «Зеркало», «События. 25-й час», «Сегодня. Итоговая программа», «Воскресное время», «Русский взгляд» и др.

Информационно-аналитическая программа «Постскриптум» появилась на ТВЦ в 1999 г. Ведет ее известный журналист-международник А. Пушков. Программа выходит в эфир по субботам. Ее целью является освещение и анализ событий (прежде всего - политических, международных), имевших место в течение последних семи дней. В программе «Постскриптум» рассматриваются и явления, которые существуют на протяжении длительного времени: и глобальное потепление, и плохие дороги, и своеобразные отношения с Америкой, и мировой финансовый кризис и т.д. Анализ событий в программе осуществляется с патриотических, пророссийских позиций.

С начала 1999 г. на ОРТ выходит программа «Однако». Ее автор - лауреат премии «Золотое перо России» Михаил Леонтьев. Практически все передачи «Однако» имеют аналитико-критический характер. Основное направление выступлений - анализ актуальных проблем экономики и политики, критика антироссийских устремлений и действий определенных зарубежных сил. Автор - сторонник либеральной позиции в экономике. Однако в программе довольно часто подвергаются критике реальные результаты осуществленной в России либерализации экономики. Основной жанр, использованный в программе «Однако», - авторский аналитический комментарий.

Одна из наиболее интересных информационно-аналитических телевизионных программ - «События. 25-й час» на канале ТВЦ. Главная задача, которую ставит перед собой ее ведущий И. Колосов и журналистский коллектив, - сделать так, чтобы зритель, оказавшийся после напряженного дня перед экраном телевизора, смог в течение 20 минут представить себе информационную картину суток и понять, почему и как произошедшие события могут повлиять на его жизнь. Время выхода в эфир «25-го часа» способствует достижению этой цели. Журналисты имеют возможность оценить уже произошедшие события и высказать свое мнение о том, что нас ждет завтра. Для обсуждения основной темы обычно привлекается соответствующий эксперт1.

«Воскресное время» - аналитическая программа Первого канала, выходящая в эфир каждое воскресенье с начала сентября по начало июля, кроме праздников в 21:00 с хронометражем в 1 час. Рубрик не имеет. Состоит из двух частей по полчаса каждая, разделённых рекламным блоком.

После закрытия осенью 2000 года программ «Время. Воскресный выпуск» и «Авторская программа Сергея Доренко» на протяжении трёх лет на первом телеканале вообще не было итоговых аналитических программ, вместе с тем выпуск программы «Время» в воскресенье отсутствовал, а вместо него в 22:30 выходило в эфир аналитическое ток-шоу «Времена». С осени 2002 года «Времена» стали выходить в эфир в по воскресеньям в 18:00, а в июле 2003 года выпуск программы «Время» по воскресеньям был восстановлен, хронометраж его был увеличен до 35 (позднее 45) минут и вести его стали ушедший с НТВ Пётр Марченко, реже Андрей Батурин. Этот выпуск программы фактически являлся итоговой аналитической программой Первого канала. C 28 августа 2005 года её ведущим стал Пётр Толстой, перешедший вместе с журналистской группой с Третьего Канала, где вёл аналогичную программу «Выводы». С сентября 2012 года Пётр Толстой покидает Первый канал. C 9 сентября 2012 года программу ведет Ирада Зейналова.

Итоговая программа «Воскресное время» выходит по воскресеньям с 2003 года. Обсуждается самые яркие события уходящей недели, а в итоговом выпуске года обсуждаются яркие события уходящего года, также яркие взлёты и падения России, известных россиян. Самым трогательным моментом в программе «Воскресное время» - итоги года, является минута молчания в память об ушедших из жизни артистов и известных деятелях науки, искусства, культуры и спорта в уходящем году.

Жанры телевизионной публицистики, в которых основным изобразительно-выразительным средством выступает слово, живая человеческая речь, а формой существования диалог (общение), имеют очень большое значение для телевидения, поскольку коммуникативный процесс является одной из основ телевидения как социальной системы. Наиболее концентрированно и полно сущностные признаки процесса межличностного общения проявляются в жанре интервью.

Интервью (от англ. Interview - букв. встреча, беседа) - жанр публицистики, представляющий собой разговор журналиста с политическим, общественным или иным деятелем по актуальным вопросам. Если обратиться к семантике английского слова «интервью», то оно состоит из префикса inter, имеющего значение взаимодействия, взаимонаправленности, и слова view, одно из значений которого - взгляд, мнение.

Таким образом, интервью для журналиста - это, с одной стороны, способ получения информации путем непосредственного общения с человеком, владеющим этой информацией, а с другой - жанр в форме беседы, диалога, в котором журналист на экране с помощью вопросов помогает интервьюируемому как можно полнее логически последовательно раскрыть заданную тему.

В отличие от информационного, аналитическое интервью содержит не только сообщение о каких-либо событиях, процессах ситуациях, но и предлагает их исследование, выявление их сути, отвечая при этом на вопросы: «по какой причине?, «каким путем?», «с какой целью?» и т.д. Роль вопросов в аналитическом интервью состоит прежде всего в том, что они задают направление анализа, который обычно проводит сам интервьюируемый. Поэтому правильно составленные вопросы связывают обычно с главными сторонами явления, о котором идет речь. К таким сторонам относятся: а) причины возникшего явления, б) его значение для общества (социальной группы), в) главные действующие лица, г) будущее состояние явления, д) пути решения связанных с данным явлением проблем и т.д. Отвечая на подобные вопросы, излагая необходимые аргументы в пользу своей позиции, собеседник насыщает текст интервью элементами анализа, что и придает ему черты исследовательской публикации.

Объект аналитической публицистики - группа причинно связанных фактов, актуальные явления, тенденции в жизни общества, а метод - исследование, анализ, толкование, авторская оценка. Аналитическая публицистика, вскрывающая причинно-следственные связи между явлениями дающая им социально-политическую оценку, таким образом отвечает на вопросы: как? почему? с какой целью? Значит, в первом случае факт, событие - не только объект, но и цель, во втором - факты скорее становятся средством обоснования позиции журналиста, аргументами в цепи выстраиваемых им доказательств. К жанрам аналитической публицистики относятся: проблемная статья в печати, проблемный репортаж, беседа, дискуссия, комментарий, обозрение в прессе, на радио и ТВ.

Аналитические выступления в современных российских СМИ отличаются по своей глубине, уровню мастерства. Некоторые из них серьезны и рассчитаны на соответствующую аудиторию. Другие относительно легковесны, поверхностны и нацелены на аудиторию, не обремененную стремлением углубляться в суть дел, о которых идет речь. Но это не значит, что одни из них нужны, а другие нет. Каждый тип аналитических публикаций решает свою задачу. Однако российское общество объективно в первую очередь заинтересовано в массовой информации высокого качества, отражающей его базовые потребности. Это значимо и для информации аналитического плана. Поэтому освоение методики создания аналитических текстов, действительно помогающих разобраться в причинно-следственных отношениях между явлениями современной жизни, правильно оценить их, необходимо для профессионального роста будущего журналиста-аналитика.

 

Социальные функции СМИ

 

В качестве важнейшей или, лучше сказать, первой среди равных, следует назвать информационную функцию современных СМИ. Каждый человек в отдельности и общество в целом имеют суверенное право на получение интересующей их информации без каких-либо ограничений (за исключением сведений, касающихся частной жизни). Это всеобъемлющее право определено Декларацией прав человека и записано в конституциях всех демократических государств. Причем важно подчеркнуть, что речь идет об объективной, достоверной, не интерпретированной в угоду тому или иному политическому течению информации. Люди хотя знать факты, и журналисты обязаны сообщать им именно факты, а не свое мнение об этих фактах.

Это вовсе не значит, что журналистская информация всегда и во всех случаях должна быть лишена какой-либо тональности и окраски, как вовсе не значит, что журналисты не должны иметь собственного мнения по поводу сообщаемых фактов. Все дело в том, какая задача стоит перед журналистом и какую функцию в том или ином случае выполняет орган массовой информации. В качестве примера продемонстрируем это положение на деятельности телевизионных компаний.

Программа «Время» Первого канала, или «Вести» Российского телеканала, или ежедневные выпуски программы «Сегодня» НТВ - это своеобразные информационные бюллетени, рассчитанные на максимально массовую аудиторию. Именно из них подавляющее большинство наших соотечественников черпают сведения о событиях текущего дня. Здесь не место для детального анализа и подробного комментирования. Задача выпусков - максимально точно, подробно и достоверно сообщить обо всем, что произошло за день. Сообщить только факты, по возможности не упустив ничего существенного. Объяснение этих фактов, поиск причинно-следственных связей различных событий, определение перспектив и тенденций - задача других передач (например, «Постскриптум» ТВЦ) и других журналистов.

Отделение фактов от мнений - вопрос профессионального мастерства журналиста. Выполнение информационной функции СМИ предполагает сообщение фактов, отстраненное от мнений тех или иных политически ангажированных лиц.

Пропагандистская функция СМИ долгое время отождествлялась с отсутствием объективности, неприятием политического плюрализма. Однако с наступлением эры гласности, свободы слова, настойчивым движением страны к гражданскому обществу все эти признаки почти сразу ушли из отечественных СМИ. А глубинная суть пропагандистской функции СМИ, определяемой как постоянное целенаправленное воздействие на аудиторию с целью утверждения определенного образа жизни, политических и духовно-нравственных ценностей, остается.

Думается, пропагандистская функция в такой трактовке пронизывает всю деятельность журналистской системы. И суть ее не меняется, когда некоторые исследователи предлагают другое название, например, социально-педагогическая функция. Надо помнить, что политические, экономические и прочие условия существования общества постоянно меняются, видоизменяется даже среда обитания человека, и помочь аудитории адаптироваться к этим изменениям - важнейшая социально-педагогическая задача журналистики.

Иногда социально-педагогическую функцию определяют также как управленческую. Фактически все функции СМИ пересекаются между собой: информационная вливается в пропагандистскую, управленческая в социально-педагогическую. И все же представляется рациональным выделить как самостоятельную функцию социального управления, хотя речь, конечно, идет не о буквальном регулировании государственной и общественной жизни, но об обязанности СМИ донести до каждого гражданина страны общеобязательные нормативные акты, принимаемые властными структурами, разъяснить существующие законы и предписания, мобилизовать население на их исполнение, воспитывать в гражданах законопослушание (чего так не хватает российской публике), а в случае несоответствия действующих законов международным нормам, правам человека или просто неэффективности тех или иных статей - привлечь к ним внимание общественности и законодателей, добиваться приведения законов в соответствие с современными требованиями. Таким образом, журналистика, информируя общество, одновременно берет на себя труд поучать людей. Не случайно девиз Британской вещательной корпорации (Би-би-си) звучит так: «Информировать. Поучать. Развлекать». Сообщение так относится к поучению, как новость к ее комментированию. Хрестоматийный постулат мировой журналистики: факт неприкосновенен, комментарий свободен. Это естественный водораздел отделения фактов от мнений. И соответственно - информационной функции от пропагандистской. СМИ должны развлекать, но никто не может лишить их организаторской функции.

Также как и в других случаях, организаторская функция СМИ нередко реализуется при исполнении других «обязанностей» журналистики. В программе «Время» был показан трогательный сюжет: передвижная станция переливания крови приехала в высотное здание МГУ на Воробьевых горах, и сотни проживающих в общежитии студентов и аспирантов пришли сдать кровь. Никто из них не чувствовал себя героем - один читал конспект, другой зубрил английский слова, третий обнимался с девушкой… Просто никто из них не мог остаться в стороне от чужой беды! Это ли не результативность организаторской деятельности СМИ?

Важно не оставить без внимания действия развлекательной, или, как ее традиционно называют, рекреативной (от лат. recreation - восстановление), функции СМИ. Рекреация - отдых, восстановление человеком сил, затраченных в процессе трудовой деятельности. Некогда отношение к этому виду журналистики было снисходительным, словно рекреативная функция относится к числу второстепенных. Но функция развлечения в прессе так же естественна, как естественно стремление человека к отдыху, веселью. Тем не менее нельзя идти на поводу у части аудитории и всю деятельность органов массовой информации сводить к круглосуточному развлечению, как это делают некоторые коммерческие радиостанции (добившиеся, впрочем, неплохих рейтингов). Но недопустима и недооценка рекреативной функции, наблюдавшаяся в годы моноидеологии и тотальной пропаганды.

В любом случае, поскольку развлекательные публикации и программы занимают заметное место в деятельности СМИ, постольку рекреативная функция имеет непосредственное отношение к журналистике. Чрезвычайно важно, когда функция развлечения «перетекает» в культурно-просветительскую функцию СМИ. Ее элементы присутствуют во многих познавательных и занимательных публикациях и программах, но есть газеты и журналы, радиопередачи и телепередачи, которые полностью посвящены просветительской тематике.

Важно не путать культурно-просветительскую функцию с образовательной функцией, поскольку к последней относятся всевозможные регулярные публикации и циклы передач с дидактическим материалом.

В последнее время многие исследователи как важнейшую стали называть интегративную функцию СМИ. Подобное мнение представляется справедливым, поскольку в современном обществе, разобщенном государственными границами, национальными особенностями, религиозными пристрастиями и материальным неравенством, ни один идеологический институт не может сыграть той консолидирующей роли, какую играют средства массовой информации. Интегративная (консолидирующая, объединяющая) функция должна решаться всей совокупностью газетно-журнальных, радио- и телевизионных материалов, разделов и направлений журналистской работы в каждом органе массовой информации и всей системе средств массовой информации. Эта функция - главенствующая в формировании идейной позиции издания, программной и вещательной политики телерадиоканалов. Однако эту благородную задачу не всегда и не всем удается решать успешно. Особенно важно помнить об интегративной функции журналистики корреспондентам, работающим в «горячих точках», в местах межнациональных конфликтов. Каждая редакция в полной мере должна осознавать собственную ответственность при использовании материалов, рассказывающих о национальном противостоянии, различных разногласиях, межгосударственных и межрегиональных проблемах, религиозной нетерпимости и т.д.

Современной журналистике присущ широкий спектр общественных функций, каждая из которых в тот или иной период исторического развития либо увеличивает свою значимость, либо приглушает ее или вообще исчезает. Именно в силу подвижности, динамизма функционирования журналистики мы наблюдаем некоторые разночтения у разных авторов, излагающих теорию общественных функций СМИ. Так, нередко называются: функция выражения и формирования общественного мнения, общения, эстетическая. Наверное, это не совсем справедливо, поскольку во всех этих случаях речь идет об имманентных, природных, сущностных свойствах, качествах, характеристиках СМИ, без которых журналистика попросту не существовала бы как отдельный род человеческой деятельности. Ведь журналистика как раз и есть средство выражения и формирования общественного мнения, инструмент опосредованного общения (средство коммуникации), а в ряде случаев - способ эстетического осмысления реальной действительности.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 565; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.2.15 (0.029 с.)