Новостная журналистика и ее жанровое разнообразие 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Новостная журналистика и ее жанровое разнообразие



 

Понятие «новость» используется людьми как в связи с журналистикой, так и независимо от нее. Знать о наиболее существенных из подобных изменений для человечества необходимо. Это его витальная, жизненно важная потребность, без разрешения которой для общества невозможна уверенная ориентация в действительности. Вот на пересечении двух таких проявлений объективного мира - его многообразия, разбросанности, постоянной изменчивости, с одной стороны, и потребности общества повышать надежность своей ориентации в этом мире, с другой, - и возникла деятельность, нацеленная на поиск и сообщение новостей. Сегодня она является одним из стержневых направлений журналистики.

Новостная журналистика - вид журналистского творчества, призванный «ловить» такие изменения, определять, насколько они существенны, и делать всеобщим достоянием наиболее значимые из них, учитывая особенности предмета отображения и функциональную предназначенность текста1.

Тот факт, что поток новостей неисчерпаем, вовсе не означает, что все они должны попадать в поле зрения общества с помощью каналов массовой коммуникации. Существуют определенные критерии отбора новостей для публикации. Они обусловлены значимостью происходящих перемен и задаются ключевым признаком журналистского произведения, обнаруживающим себя через его тему. Состоит данный признак в том, что тема любого журналистского текста есть конкретная реальная ситуация, так или иначе связанная с более широкой ситуацией проблемного характера, иначе говоря - с масштабной общественной проблемой. Эта устойчивая для журналистики особенность темы произведения самым непосредственным образом сказывается на формировании тех ориентиров, которые направляют процесс поиска и оценки изменений действительности - процесс поиска новостей, подлежащих распространению. В сущности, таких ориентиров или критериев отбора новостей для публикации в профессиональной деятельности журналиста два:

1) новость должна нести в себе очевидный факт, существенно изменяющий реальную конкретную ситуацию;

2) изменение это должно быть соотносимо с масштабной общественной проблемой, касающейся многих людей, иметь то или иное значение для ее решения.

Именно эти два обстоятельства создают те свойства новости, которые осознаются людьми как актуальность и близость, вызывая общественный интерес. За ним (как всегда, когда речь идет об интересе) скрывается определенная потребность, в данном случае - общественная потребность знать, что меняется в мире, чтобы люди могли строить свое поведение, учитывая случившиеся перемены. «Подогревать» интерес может высокая степень неожиданности происшедшего (сенсационность), ожидание его дальнейшего развития, участие в нем известных лиц, но рождается он названной потребностью. Назначение новостной журналистики состоит в том, чтобы удовлетворять эту потребность, давая оперативное знание об изменениях действительности. Осознанно или неосознанно журналист ориентируется на рассмотренные критерии, отыскивая в предметно-объектном многообразии мира ситуации в момент их очевидных социально значимых изменений. О них-то он и рассказывает в текстах, адресуемых широким массам своих сограждан. Эти ситуации могут существенно отличаться друг от друга по самым разным параметрам, но у них обязательно есть общая черта: все они переживают момент очевидного изменения, причем такого, которое по той или иной причине имеет значение для общества. Воспроизведенная в журналистских текстах, эта черта становится устойчивым признаком материалов данной жанровой группы. В силу того, что у всех у них общий предмет отражения - момент очевидного изменения реальной конкретной ситуации, они и осознаются аудиторией как носители новости. И о каких бы обстоятельствах ни шла в них речь, будь то происшествие, мероприятие или подведение итогов деятельности людей, во всех случаях главным в них оказывается факт, меняющий ситуацию, - сердцевина новости.

Более емким по содержанию и более точным в терминологическом отношении является понятие «новостная информация», тем более что слово новость толковые словари объясняют весьма лаконично: «Недавно (а еще лучше - только что, сейчас, в данную минуту) полученное известие».

«Новость-то, что отличает нынешний день от вчерашнего» - эта образная дефиниция принадлежит признанному специалисту в области телевизионной информации, создателю службы новостей на НТВ, а затем руководителю ВГТРК О.Б. Добродееву.

В свою очередь, Эверт Дэннис в книге «Беседы о масс-медиа» дает следующие стандартные критерии, применяемые в западных компаниях для определения новостей: это -

· конфликтность (вызывающая напряжение или удивление);

·   катастрофа (поражение, разрушение);

·   развитие какого-то важного события (триумф, достижение);

·   последствие какого-то события (его степень воздействия на общество);

·   знаменитость (события в жизни какого-то лица, вызывающие всеобщий интерес);

·   новизна (что-то необычное, даже чрезвычайно необычное);

·   сильный человеческий интерес (яркий эмоциональный фон);

·   территориальная близость (местная проблематика).

Анализируя деятельность новостных служб различных федеральных телекомпаний, мы увидим, что некоторые из них (например, НТВ) прямо следуют этим рекомендациям, другие (Первый канал, Россия) пользуются иными критериями. В любом случае, чтобы событие нашло отражение в выпусках теленовостей, оно должно удовлетворять требованию хотя бы одного из указанных ниже, определяющих его ценность критериев:

Близость темы новости к потребителю информации: либо в пространстве (непосредственное соседство или не слишком отдаленное место - местная проблематика), либо во времени (недавнее прошлое или недалеко будущее); что-то хорошо знакомое или близкое по иным причинам, что-то, что может вызвать ассоциацию с личными переживаниями.

Известность кого-либо или чего-либо - все то, что по тем или иным причинам может получить признание или стать популярным либо на местном уровне, либо в более широких масштабах; успехи или неудачи государственных, политических, деловых, общественных и иных организаций и их представителей, которые «делают новости», сенсационные открытия, изобретения или достижения в различных областях.

Своевременность - критерий своевременности предполагает ответы на следующие вопросы: насколько актуальна новость? не будет ли обнародование тех или иных сведений нарушением этики и не принесет ли это вред? достаточно ли они созвучны духу времени по стилю изложения и аргументации?

Воздействие новости по ее возможным последствиям - крайне важный фактор. И здесь немало вопросов: возбудит ли новость интерес аудитории ко всем другим элементам информации? привлечет ли их внимание ее тема? окажет ли содержание новости влияние на формирование каких-то суждений и эмоций? соответствует ли новость интересам отдельного человека, его семьи, всего общества?

Масштабность новости по степени ее важности, весомости и общественной значимости.

Конфликт в самом широком толковании этого слова - от семейных коллизий до межнациональных или межрелигиозных столкновений, от пикантных интриг до сенсационных скандалов, от разоблачения мафиозных группировок до раскрытия крупномасштабных политических заговоров, от противоречий между интересами различных общественных сил внутри страны до конфронтации на международной арене.

Необычность - непредсказуемое или аномальное развитие событий и проблем, неожиданные или необычные ситуации разного рода, нестандартные факты из обычной жизни, эксцентричные или экстравагантные поступки, странности и курьезы (по преимуществу маргинальные новости) - все то, что так или иначе выходит за привычные рамки повседневной рутины и потому дает повод для малых и больших сенсаций.

Персонификация - в данном случае не специфически телевизионный термин, но общежурналистское определение такого явления, которое дает возможность акцентировать внимание аудитории на интересных подробностях, ссылаясь на конкретных людей, объяснить событие или проблему с их помощью.

Диапазон факторов и условий, делающих журналистскую информацию новостью, весьма широк. Причем все перечисленные критерии справедливы для любого средства массовой информации. Но следует отметить, что у телевидения есть главная особенность - оно показывает. Поэтому в перечень критериев для отбора информации необходимо добавить еще один - наличие видеоизображения. Конечно, если произошло важное событие, а «картинки» нет вообще или еще нет, то сообщение все равно прозвучит в эфире. А бывает, что речь идет о чем-то малозначительном, но есть интересный эксклюзивный видеоряд, и тогда этот материал может занять достойное место в информационной программе.

Помимо перечисленных критериев при подготовке любых новостей по-прежнему остается в силе знаменитая формула «Кто? Что? Когда? Где? Как? Почему?», сформулированная еще римским оратором Марком Квинтилианом. Правда, в отечественных учебниках по тележурналистике в отношении информационной публицистике эту формулу сокращают до вопроса «Что, где, когда произошло?», оставляя для аналитических программ выяснение того, «почему и с какими последствиями» это произошло.

Таким образом, понятие журналистской новости обладает вполне определенными признаками, которые в достаточной мере изучены отечественными и зарубежными теоретиками СМИ. Всегда ли приведенные выше критерии, оформленные в стройную систему, становятся основополагающими для репортеров и редакторов информационных служб? Не будем забывать, что теория всегда следует за практикой - такова реальность. Хотя именно теория, изучив тенденции и экстраполировав их в будущее, определяет перспективы развития, предсказывает новые явления, которым только еще суждено появиться.

В методическом пособии для телепрактиков приводится более подробная схема тележанров.

Разговорные (словесно-логические) жанры: новости в дикторском чтении (устные сообщения), выступление в кадре, комментарий, интервью.

Массовые интервью: пресс-конференция.

Фотоинформация: фотозаметка, фоторепортаж, фотозарисовка.

«Прямое» телевидение: репортаж-трансляция, событийный (комментированный) репортаж, организованный (проблемный) репортаж.

Киноинформация: кинозаметка, киноотчет, кинорепортаж.

Информационное сообщение на телевидении существует в вербальной и визуальной формах - устное и видеосообщение. Оно более нейтрально по форме, нежели его репортажные аналоги, выполняет, как правило, чисто функциональные задачи: сообщить что, где и когда произошло. Этот жанр занимает значительное место в новостных программах всех телеканалов. Здесь можно отметить важность новости, ее сенсационный либо эксклюзивный характер, но почти никогда не говорят о необычной, яркой форме материала. Процесс создания таких сюжетов не требует особого профессионального мастерства, особых индивидуальных качеств репортера. На практике нередко действуют устоявшиеся клише, проверенные стереотипы, хотя и в скромных устных и видеосообщениях журналист должен избегать языковых и изобразительных штампов, искать форму, адекватно отражающую содержание материала.

Любое обращение человека к массовой аудитории при помощи телеэкрана, когда сам этот человек является основным (нередко единственным) объектом показа, и есть выступление в кадре. Оно может сопровождаться показом видеокадров, фотографий, других графических материалов, документов1.

К числу технических приемов исполнения (произнесения) выступления относятся дикция, правила литературного произношения, логическое чтение сложных периодов (логическая пауза и логическое ударение). Все это касается текста выступления. Однако на телевидении мы не только слышим слова, но и видим говорящего. Психологи считают что до 40% информации может нести интонация. Добавьте сюда мимику, жесты, весь внешний облик выступающего, стереотип восприятия, возникший в результате его предыдущих появлений в кадре, либо эффект первого появления на экране. Все это делает телевизионное выступление непростым делом, а жанровые разновидности, включаемые в это понятие, заслуживающими серьезного изучения и освоения в процессе практической деятельности на ТВ.

Работа ведущего информационной программы - это почти полностью монолог, обращенный к зрителям. Устное сообщение - монолог в кадре. Стандартный корреспондентский stand-up - монолог. Но, как известно, stand-up - относительная новинка отечественного ТВ.

Слово «репортаж» у всех на слуху, с ним связано бытовое представление людей о сообщении с места события. Однако репортаж как жанровая модель и репортаж как метод письма - не одно и то же. Как метод предъявления информации репортажное письмо может быть использовано в материалах любого жанра, когда есть потребность наглядно воспроизвести эпизоды действительности, наблюдавшиеся журналистом. А как жанровая модель репортаж - особая разновидность журналистского произведения с устойчивыми характеристиками. И предмет отображения, и функциональная предназначенность текста здесь специфичны. Фактологический ряд элементарных выразительных средств можно назвать ранжированным: в нем различаются факты-детали, факты-действия, факты-акценты (поворотные моменты), факты-результаты. Образы и нормативы культурологического ряда передаются через экспрессивную лексику и ассоциации автора. Уяснить эти особенности для уверенной профессиональной работы в высшей степени важно.

Любопытно развивается жанр репортажа в условиях аудиовизуальных коммуникаций. Основными здесь являются два формата: прямой репортаж и сюжет (его еще называют событийным репортажем). Прямой репортаж представляет собой трансляцию основных моментов освещаемого события, сопровождаемую пояснениями журналиста и комментариями экспертов. Картинка плюс «синхроны» плюс закадровый текст - это типичный пример структуры сообщения формата «прямой репортаж». Сюжет - сообщение, в котором видеоряд и словесный текст воспринимаются как документальное свидетельство развития ситуации-события, зафиксированного авторами, в качестве которых выступают корреспондент и оператор.

Подведем итог. Особенность предмета отображения новостной журналистики состоит в том, что он всегда представляет собой реальную конкретную ситуацию в момент ее изменения, имеющего общественное значение. Соответственно, функция новостной журналистики - информировать аудиторию, сообщать ей о таких переменах. Трудно себе представить, как бы существовал мир, если бы хоть на минуту остановился информационный поток, обеспечивающий жизнеспособность общества.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 1137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.143.31 (0.019 с.)