Результаты экспериментального обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Результаты экспериментального обучения



С целью определения эффективности предложенной системы коррекционной работы у детей с дизартрией и ОНР III проведен контрольный эксперимент (с использованием методики констатирующего эксперимента).

В результате экспериментального обучения у всех детей с дизартрией и ОНР выявилась положительная динамика при выполнении заданий.

Проанализируем результаты выполнения контрольных срезов в экспериментальной группе до обучения, и после обучения.

Первая группа заданий была направлена на исследование моторных функций детей. Отмечается положительная динамика при выполнении заданий, которая отображена в таблице №12, показывающая успешность выбора упражнений. Резко сократилось число выполнения заданий на низком уровне.

Экспериментальные данные свидетельствуют о том, что в группе повысился процент правильного и точного выполнения заданий, направленные на формирование двигательной памяти, переключаемости движений. С заданиями справились все дети. Результаты на выполнение произвольного торможения: маршировать и остановиться внезапно по сигналу, справились все дети.

Результаты выполнения заданий на статическую координацию движений проявлялись в значительной трудности сохранения равновесия, в появлении тремора конечностей. При удержании позы дети часто покачивались, сходили с места. Пытаясь удержать равновесие, опускали приподнятую ногу, касаясь, ее пола, поднимались на носки. Выполнение заданий на исследование динамической координации движений характеризуется недостаточной согласованной деятельностью различных мышечных групп, неловкостью выполняемых движений. Результаты показали, что дети затруднялись сесть на пол и встать без помощи рук, но не могли без этой помощи подняться. Двум дошкольникам было доступно быстрое и правильное выполнение этого задания без помощи рук.

Результаты обследования моторных функций у экспериментальной группы детей.

Условные обозначения:

1. Исследование двигательной памяти, переключаемости движений.

2. Исследование произвольного торможения движений.

.   Исследование статической координации движений.

.   Исследование динамической координации движений.

.   Исследование пространственной организации двигательного акта.

.   Исследование темпа.

.   Исследование ритмического чувства.

.   Исследование статической координации движений.

.   Исследование динамической координации движений.

.   Исследование двигательных функций губ.

.   Исследование двигательной функций челюсти.

.   Исследование двигательных функций языка.

.   Исследование двигательной функции мягкого неба.

.   Исследование продолжительности и силы выдоха.

.   Исследование объема и качества движения мышц лба.

.   Исследование объема и качества движений мышц щек.

.   Исследование символического праксиса.

.   Исследование возможности произвольного формирования определенных мимических поз.

Обследование моторной сферы у детей экспериментальной группы.

 

 

Таблица 12

Ф. И. ребенка

Обследование состояния общей моторики.

Обследование произвольной моторики пальцев рук.

Обследование моторики органов артикуляционного аппарата.

Обследование лицевой моторики.

Средний балл
  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18  
София Ч. 3 3 2 2 2 3 2 2 2 3 3 2 3 3 3 3 3 3 2.6
Жансая И. 3 3 2 3 3 2 3 3 2 2 3 2 3 3 3 2 3 3 2.6
Миша М 3 3 2 2 3 3 2 2 3 3 2 2 3 3 3 3 3 3 2.8
Иван К. 3 3 2 2 3 2 3 2 2 3 2 3 3 2 3 3 3 3 2.6
Женя С. 3 3 2 2 3 2 2 3 2 3 3 2 3 3 3 3 3 2 2.6
Средний балл 2.8 3 2.2 2.6 3 2.4 2.6 2.4 2.2 2.8 2.4 2.4 3 2.8 3 2.8 3 2.8  

 

 

При выполнении действий направленное на пространственное организацию двигательного акта, дети не испытывали трудностей, (справились четыре ребенка из пяти). У детей улучшилось темп, ритм подавляющее число детей выполнили упражнения без возникновения синкенизий.

Результаты обследовании моторики органов артикуляционного аппарата показали, что улучшились двигательные функции губ, челюсти, языка, продолжительность и сила выдоха. Характер выполнения детьми задания на формирование лицевой моторики показали, что у детей улучшились мимические позы, символический праксис. Нами были получены результаты, которые мы отразили в таблице №1 - до обучающего эксперимента и в таблице №2 - после обучающего эксперимента.

 

Таблица 13. Обследование моторных функций у экспериментальной группы

Ф.И. ребенка

Обследование состояния общей моторики

Обследование произвольной моторики пальцев рук

Обследование моторики органов артикуляционного аппарата.

Обследование лицевой моторики.

  №1 №2 №1 №2 №1 №2 №1 №2
София Ч. 2.1 2.4 2 2 2.5 2.7 2.8 3
Миша М 2.2 2.5 2 2.5 2 2.5 2.6 3
Жансая И. 2.5 2.7 2 2.5 2.2 2.5 2.6 2.8
Иван К. 2.4 2.5 2 2 2.5 2.7 2.8 2.8
Женя С. 2.1 2.4 2 2.5 2.5 2.7 2.8 2.8
Средний балл 2.2 2.5 2 2.3 2.3 2.6 2.7 2.8

 

Сравнивая полученные данные у детей после проведенного нами обучающего эксперимента можно сделать вывод о том, что моторные функции у детей улучшились по всем показателям. Улучшилось удержание равновесия, стоя на одной ноге. Артикуляционные упражнения стали выполнятся в полном объеме.

Вторая группа заданий была направлена на изучение звукопроизношения детей с дизартрией и общим недоразвитием речи. (таблица 13).

Обследование звукопроизношения у детей экспериментальной группы.

 

Таблица 14

Ф.И. ребенка

гласные

свистящие

шипящие

соноры

йотированные

Средний балл
  до после до после до после до после до после  
София Ч. 3 3 2 3 2 2 1 2 3 3 2.5
Миша М 3 3 2 3 2 3 3 3 3 3 2.8
Жансая И. 3 3 2 2 2 3 2 2 3 3 2.5
Иван К. 3 3 2 2 2 2 1 2 3 3 2.3
Женя С. 3 3 2 3 2 3 1 2 3 3 2.4
Средний балл 3 3 2 2.4 1.8 2.4 1.4 2 3 3  

 

Результаты выполнения этой группы заданий показали, что у Софии Ч. появился звук [с], закрепили его в слогах и словах, дальнейшая работа - введение звука во фразовую речь. У Ивана К.- звук [л] поставили, ввели в слоги, дальнейшая работа - введение в слова и в предложения. Женя С. - научился различать на слух сходные звуки [с] и [ш], но при произношении иногда ещё смешивает их. Работу по дифференциации звуков в предложении следует продолжать. Автоматизировать появившийся во время работы звук [р]. Жансая И.- звук [л] закреплён в слогах и словах, следует вводить во фразовую речь. Мише М. - поставили звук с, ввели и автоматизировали в слогах и словах. Продолжать работу по автоматизации в словах, вводить в предложения.

 

Таблица 15. Контрольный эксперимент

Группы детей

Экспериментальная группа

Контрольная группа
Общая моторика

2.5

2.3
Мелкая моторика

2.3

2
Артикуляционная моторика

2.7

2.1
Лицевая моторика

2.8

2.6

Звукопроизношение

2.4 2.5
       

 

Вывод по главе III.

В заключении можно сказать, что при составлении плана коррекционного воздействия для исправления нарушений моторных функций и звукопроизношения у ребенка с дизартрией, необходимо учитывать принципы анализа речевой патологии, предложенные Р.Е. Левиной.

Кроме этого, очень важно учитывать первопричину нарушения, а также индивидуальные особенности дошкольника. Нарушения координации движений является основным признаком затруднения в обучении речевому процессу. При коррекционной работе нужно воздействие на все речевые и неречевые функции ребенка, поскольку они тесно взаимосвязаны. В результате экспериментального обучения у всех испытуемых наблюдалась положительная динамика в развитии моторного праксиса, языковых и речевых средств.

Целенаправленная работа по формированию моторных функций у детей с дизартрией и общим недоразвитием речи положительно влияла на развитие речи, а следовательно личности ребенка в целом.

 


Заключение

 

Оптимизировав опыт педагогов, психологов, логопедов и дефектологов, занимающихся проблемой нарушений речи у детей дошкольного возраста, мы выяснили, что дизартрия (от греческих слов: dys - отрицание и arthroo - членораздельно произносить) - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Наступает из-за того, что язык, губы, нёбо, голосовые связки, диафрагма не могут двигаться в полном объеме.

Причиной неподвижности является парез (греч. paresis - уменьшение силы или амплитуды движений, обусловленное нарушением иннервации) мышц артикуляционного аппарата. Таким образом, дизартрия - симптом органического поражения ЦНС головного мозга, тех его отделов, которые составляют речедвигательную зону. Это тяжелое расстройство всей речевой деятельности. Прежде всего, страдает речевая моторика, все составляющие речедвигательного акта.

При дизартрии нарушается не только звукопроизношение (практически всех групп звуков), но страдает и вся просодическая организация речевого акта, так называемая речевая просодика, включающая голос, интонацию, темп, ритм, также интонационно-ритмическая сторона и эмоциональная окраска речи.

Общая моторная сфера детей с псевдобульбарной формой дизартрии характеризуется неловкими, скованными, недифференцированными движениями. Может встречаться небольшое ограничение объема движений верхних и нижних конечностей, при функциональной нагрузке возможны содружественные движения (синкенезии), нарушения мышечного тонуса. Часто при выраженной общей подвижности движения ребенка с дизартрией остаются неловкими и непродуктивными.

Наиболее ярко недостаточность общей моторики проявляется у дошкольников с данным нарушением при выполнении сложных движений, требующих четкого управления движениями, точной работы различных мышечных групп, правильной пространственной организации движений. К примеру, ребенок с псевдобульбарной формой дизартрии несколько позднее своих сверстников начинает захватывать и удерживать предметы, сидеть, ходить, прыгать на одной и двух ногах, неуклюже бегает, лазает на шведской стенке. В среднем и старшем дошкольном возрасте ребенок долго не может научиться ездить на велосипеде, кататься на лыжах и коньках.

У детей с проявлениями дизартрии наблюдаются также и нарушения мелкой моторики пальцев рук, которые проявляются в нарушении точности движений, снижении скорости выполнения и переключения с одной позы на другую, замедленном включении в движение, недостаточной координации. Пальцевые пробы выполняются неполноценно, наблюдаются значительные затруднения. Данные особенности проявляются в игровой и учебной деятельности ребенка. Дошкольники с дизартрией неохотно рисуют, лепят, неумело играют с мозаикой.

Особенности состояния общей и мелкой моторики детей с дизартрией проявляются и в артикуляции, так как существует прямая зависимость между уровнем сформированности мелкой и артикуляционной моторики. Нарушения речевой моторики у дошкольников с данным видом речевой патологии обусловлены органическим характером поражения нервной системы и зависят от характера и степени нарушения функционирования двигательных нервов, обеспечивающих процесс артикуляции. Именно мозаичность поражения двигательных проводящих корково-ядерных путей и определяет большую комбинаторность речевых нарушений при псевдобульбарной дизартрии, коррекция которых требует от логопеда тщательной и детальной разработки индивидуального плана логопедической работы с таким ребенком. И конечно, такая работа представляется невозможной без поддержки и тесного сотрудничества с родителями, заинтересованными в исправлении нарушений речи своего ребенка.

Таким образом, мы проанализировали научную психолого-педагогическую литературу, посвященной проблеме исследования и смогли дать определение основных понятий: дизартрия, формы и причины дизартрии, анатомо-физиологические механизмы дизартрии; рассмотреть характеристику нарушений речи при псевдобульбарной дизартрии и выявить особенности общей мелкой артикуляционной моторики у детей.

На основе теоретического анализа литературы нами было проведено экспериментальное исследование развития общей мелкой артикуляционной моторики у детей с ОНР и псевдобульбарной дизартрией. Были получены результаты, доказывающие наше первоначальное предположение о том, что у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией отмечаются нарушения развития общей мелкой артикуляционной моторики, что определит необходимость рассмотрение методики развития общей мелкой артикуляционной моторики.

Эти данные определили необходимость рассмотрения методики логопедической работы по развитию общей и мелкой артикуляционной моторики у детей с псевдобульбарной дизартрией.

Таким образом, мы выполнили поставленные в исследовании задачи, добились цели определенной в начале исследования и доказали первоначальную гипотезу.


Список литературы

1. Анищенкова Е.С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов / Е.С. Анищенкова. - М.: АСТ: Астрель. 2007. - 58 [6] с.: ил.

. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. - М., 1966. - с. 234.

. Бельтюков В.И. Об усвоении детьми звуков речи / В.И. Бельтюков - М.: Просвещение, - 1964. - 90 с.

. Бехтерев В. М. Избранные произведения (статьи и доклады). - М., 1954 - 528 с.

. Бехтерев В.М. Общие основы рефлексологии человека. - М.; Л., 1928. - 473 с.

. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. - М.: Просвещение, 1991. - 176 с.

. Верясова Т.В. Раз, два, три, четыре, пять - вышли пальчики гулять: Учеб. пособие. - Екатеринбург, 1996. - 96 с.

. Волкова Л.С. Логопедия: учеб для студ. дефектол. фак. педвузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской - М.: Гуманитар изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 680 с.

. Власова Т.А. Современное состояние исследований в изучении, обучении, воспитании и трудовой подготовке детей с нарушениями умственными и физическими. - М., 1971. - 660 с.

. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Лабиринт, 1996. - 415 с.

. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - 500 с.

. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: Изд-во МГУ, 1985. - 45 с.

. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - М.: АПН РСФСР, 1961.

. Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. - Л.: Медицина, 1997. - 117 с.

. Дулънев Г.М. Коррекционная роль обучения во вспомогательной школе // Сборник статей. - М.: Педагогика, 1971. - 96 с.

. Жинкин Н.И. Механизмы речи. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. - 370 с.

. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. - М., 1973.

Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Нарушения психомоторного развития детей первого года жизни. - М.: Медицина, 1987. - 230 с.

. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда/ О.Б. Иншакова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Гуманитар изд. центр ВЛАДОС, 2008 - 279 с.: ил. - (коррекционная педагогика)

. Каше Г.А. Формирование произношения у детей с общим недоразвитием речи. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. - 107 с.

. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. - М.: Педагогика, 1973. - 143 с.

. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. - СПб., 2006.

. Лалаева Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - СПб.: СОЮЗ, 1999. - 160 с.

. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии - М.: Просвещение, 1968. - 367 с.

. Левина Р.Е. Особенности акустического восприятия у детей с речевыми нарушениями // Развитие психики в условиях сенсомоторных дефектов. - М., 1966. - С. 302-308.

. Левина Р.Е, Никашина Н.А. Характеристика ОНР у детей // Основы теории и практики логопедии. - М.: Просвещение, 1968. - С. 67-85.

. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Просвещение, 1969. - 214 с.

. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии: Учебное пособие к спецкурсу. - СПб., 1994. - 116 с.

. Лопатина Л.В. Нарушение мимической мускулатуры и артикуляционной моторики у детей со стертой формой дизартрии // Речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых. Межвузовский сборник научных трудов. - Л., 1987. - С. 33-37.

. Лурия А.Р. Двигательный анализатор и проблема организации движения // Вопросы психологии. - 1957. - №2. - С. 3-18.

. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. - М.: Педагогика, 1970.-495 с.

. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). - М.: Педагогика, 1978. - 224 с.

. Мартынова Р.И. Медико-педагогическая характеристика дислалии и дизартрии // Очерки по патологии речи и голоса / Под ред. С.С. Ляпидевского. - М., 1963. №2. - С. 34-38.

. Мартынова Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрии и функциональной дислалией // Расстройства речи и методы их устранения / Под ред. С.С. Ляпидевского, С.Н. Шаховской; МГПИ. - М., 1975. - С. 79-91.

. Мастюкова Е.М. Клиническая диагностика в комплексной оценке психомоторного развития и прогноза детей с отклонениями в развитии // Дефектология. - 1966. - №5. - С. 3-7.

. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб., 2005.

. Основные этапы нормального речевого развития ребенка// Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. - 2-е изд., испр. - М.: АРКТИ, 2003. - 240 стр.

. Павлов И.П. Главнейшие законы деятельности центральной нервной системы как они выясняются при изучении условных рефлексов. - Киев: Госмедиздат УССР, 1953. - 24 с.

. Правдина О.В. Тяжелая дизартрия детского возраста в логопедической практике: Автореф. дис. … канд. пед. наук. - М., 1949.

. Репина З.А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи: Учеб. пособие / Урал. гос. пед. ун-т - Екатеринбург, 1995. - 121 с.

. Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. - М.: Изд-во АПН СССР, 1961. - 99 с.

. Симонова Н.С. Формирование пространственно-временных представлений у детей с церебральными параличами // Дефектология. - 1981. - №4. - С. 82-86.

. Смирнова А.Н. Коррекционно-воспитательная работа учителя во вспомогательной школе. - М.: Просвещение, 1965. - 140 с.

. Спирова Л.Ф. Особенности звукового анализа у детей с недостатками речи. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957. - 55 с.

. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. - М.: Просвещение, 1988. - 175 с.

. Трубникова Н.М. Логопедические технологии обследования речи: Учебно-методическое пособие. / Н.М. Трубникова - Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2005.

. Фомина Л.В. Роль движений пальцев рук в развитии моторной речи ребенка. - М., 1971.

. Хризман Т.П. Об отношении ассоциативных зон коры головного мозга к организации сложной произвольной деятельности у детей от 1 года до 4 лет по данным ЭЭГ // Тезисы 5-го научного совещания. - Л., 1993. - С. 11-13.

. Чиркина Г.В. Воспитание правильной речи у детей с дизартрией // Дефектология. - 1980. - №8.

. Чиркина Г.В. К методике обучения детей с псевдобульбарной дизартрией // Дефектология. -1973. - №4.

. Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников.

. Шиф Ж.И. Усвоение языка и развитие мышления у глухих детей. - М.: Педагогика, 1968. - 317 с.

. Элъконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. - М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1958 - 115 с.

 


Приложение 1

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.187 (0.057 с.)