Возраст 6 леи, дизартрия.
Цели занятия: 1) Коррекционно-образовательные.
закрепить понятие о правильной артикуляции звука [л] и акустическом образе звука.
закрепить понятие «звук».
уточнение, расширение словаря.
закрепить навыки нижнедиафрагмального дыхания.
развитие точности, плавности движений языка и губ.
развитие точности, плавности движений в общей моторике.
нормализация мышечного тонуса в ходе выполнения специальных упражнений.
развитие фонематических процессов.
закрепление условно-рефлекторной связи между акустическим и артикуляционными образами звука.
закрепление звуков в диалогической речи.
Развитие навыков самоконтроля за речью.
Оборудование: тематические картинки, сюжетные картинки по сказке.
Этапы занятияСодержание этапа
|
|
1. Организационный момент
| Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть. Посмотрите, какое солнышко на улице! Весна наступила!
|
Развитие общей моторики
| Рот, нос, голова, брови, щеки, лоб, глаза, Скулы, шея, плечи, грудь, Не забыть бы что-нибудь, Раз рука, два рука, вот живот, а вот спина. - отшагай скороговорку (на каждый шаг - слово). Такой мороз, такой мороз, Берет за нос, дерет до слез. - считалки под мяч (на каждый удар мяча - слово) Снего - снего - снегопад, Каждый очень, очень, Будут лыжи и коньки, Будут санки и снежки.
|
Развитие мелкой моторики
| - массаж и самомассаж рук (с мячом ежиком) Я мячом круги катаю. (мяч между ладоней) Взад-вперед его гоняю. (смена рук) Им поглажу я ладошку, (соответственно) Будто я сметаю крошку, (смена рук) И сожму его немножко, (соответственно) Как сжимает лапу кошка (смена рук) Каждым пальцем мяч прижму (соответственно) И другой рукой начну (смена рук) А теперь последний трюк: Мяч летает между рук. (переброс мяча)
|
Массаж лица
| - самомассаж лица Ручки растираем (потирают ладони) И разогреваем, (хлопают в ладоши) И лицо теплом своим Нежно умываем (разогретыми ладошками проводят по лицу сверху вниз) Пальчики сгребают Все плохие мысли, (граблеобразными движениями проводят пальцами от середины лба к вискам) Ушки растираем Сверху вниз мы быстро, (растирают пальцами рук ушные раковины) Их вперед сгибаем, Тянем вниз за мочки, А потом руками трогаем мы щечки. (легко похлопывают щеки ладошками)
|
Мимическая гимнастика
| Надуть щеки, втянуть щеки. Закрыть глаза поочередно. Поднять брови, опустить, сдвинуть, раздвинуть. - развиваю речевую эмоциональность. «Какое лицо у клоуна? - Веселое, злое, спокойное, удивленное, радостное, грустное.
|
Артикуляционная гимнастика
| Все упражнения проводим одновременно с движениями рук
|
Для челюсти Для губ Для языка
| Наш Веселый Язычок Повернулся на бочок, смотрит влево, смотрит вправо. (Упражнение «Часики») А потом опять вперед, (Упражнение «Иголочка») Язычок наш потянулся, Широко нам улыбнулся, (Упражнение «Улыбка») А потом пошел гулять, На крылечке отдыхать. (Упражнение «Лопаточка»)
|
Для дыхания
| «Ладошки» (и.п.): стоять ровно и прямо. Руки согнуты в локтях, ладошки развернуты к зрителю. На счет: «раз!» - резкий короткий вдох носом и сжимаем ладошки в кулачки. Сразу же после шумного короткого вдоха - ладошки разжимаются, выдох уходит самостоятельно через нос или рот. - дыхательную гимнастику с различением носового и ротового выдоха.
|
Для голоса
| А сейчас давайте споем песенку гласных. Не забудьте когда гласная наверху поем тихо, когда внизу громко!
|
3. Объявление темы занятия
| Ребята! Посмотрите кто к нам сегодня пришел в гости! -барсук! -барсук заблудился! Ему нужно попасть в волшебную страну звуков! Поможем ему? -да! - какой 3 звук в слове барсук? -[р]
|
4. Произношение изолированного звука
| Давай красиво произнесем звук р! рррррррррр! Молодец!
|
5. Анализ артикуляции звука
| А сейчас вспомним правильную артикуляцию звука[р]. Губы раскрыты, принимают положение последующего гласного звука. Зубы разомкнуты. Кончик языка, поднят к небу. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам Под напором выдыхаемого воздуха проходящего посередине языка, кончик языка вибрирует у неба. Воздушная струя сильная, теплая. Правильно! Молодцы!
|
6. Характеристика звука Физкультминутка
| Женя звук [р] Он гласный или согласный? -согласный. -почему? Миша? -потому что воздушная струя встречает преграду. -твердый или мягкий? Женя! -твердый -звонкий или глухой? Дрожит ли горлышко?(колокольчик звенит?) -да, звонкий. Правильно ребята! - Давайте встанем и немного разомнемся. Дети выполняют упражнения, имитируя действия мастера. Мы ребята - мастера. Стул сломали мы вчера, Молотком тук-тук стучали, гвозди долго забивали, Получилось как-то криво, отпилили мы красиво. Зачищали шкуркой долго, покрывали лаком стойким, Верх узором украшали. Мастера смотреть позвали. - Молодцы, садитесь.
|
7. Связь звука с буквой
| Слушай и запоминай. Вот летит жук, слышишь, как он жужжит: ж-ж-ж-ж, а вот маленький комарик мягко звенит: зь-зь-зь. Дятел стучит по дереву, короедов добывает: д-д-д-д-д. Шины автомобиля шуршат по дороге: ш-ш-ш-ш. Прислушайся, какие звуки ты ещё слышишь? «Звуки слушай ты внимательно и произноси старательно! Говори спокойно, внятно, чтобы было всем понятно». Запомни: Звуки мы слышим и произносим. Звуки речи на письме обозначаются буквами. Буквы мы пишем, видим и читаем.
|
8. Развитие фонематического слуха На материале звуков На материале слогов На материале слов На материале предложений
| Сейчас я буду говорить звуки, а если вы услышите звук [р] хлопните в ладоши! М, п, р, в, д, и, р, ч, г, р, и, м, р. Молодцы! А сейчас слоги: ка, ма, ол, по, ур, ку, ир, ва, ер. А сейчас слова будьте повнимательней! Плов, рис, вал, кора, сало, мера Миша! Я сейчас прочитаю предложения, а если ты услышишь звук [р] хлопни в ладоши! Слушай внимательно! Повар дал Барбосу кусок отварного мяса. Хорошо! А сейчас Женя! Мурка понюхала сыр и фыркнула. Егор идет с мамой в парк.
|
9. Закрепление звука в слогах.
| А сейчас прочитаем слоги! Р Миша читай слоги! Ар, ор, Ур. А сейчас Женя! - ыр, эр, Ир. Молодцы! Сколько звуков в слове ар? Женя! -два Какой 1 звук? Миша! - [а] - каким цветом мы его обозначаем? Женя. - красным! - какой второй звук? Миша - [р] - каким цветом мы его обозначим? Миша - синим -Молодцы!
|
10. Закрепление звука в словах.
| Барсук спрашивает у вас. Сколько слогов в его имени? Прохлопай в ладоши! бар-сук! Ну, сколько же слогов? Два! А сколько гласных? Два! Правильно! Значит в слове барсук два слога. Давай разберем эти два слога и проанализируем. Где находится звук [р] в начале, середине, или в конце? - В середине слова! Правильно! Выделите флажком! Барсук.
|
11. Закрепление звука в предложении.
| Давайте составим предложение со словом барсук! Барсук спрятался в норке! Хорошо а сейчас Женя: Барсук убежал далеко в лес. Молодцы!
|
Развитие лексико-грамматического строя
| Подбери слова, отвечающие на вопрос «Кто?» по теме «Дикие животные»: рыжая (кто?) … прыгучая (кто?) … Подбери слова-«неприятели»: большой -- … высокий -- … низко -- … высоко -- … быстро -- … Закончи предложение Корова жуёт … (траву). Лошадь жует … (траву, сено, овёс). Собака грызёт … (кость). • «Кто что любит?» Корова любит … (траву). Собака любит … (кость).
|
13. Домашнее задание
| Дома выучите стихотворенье. Съел Петруша три ватрушки И пошел играть в игрушки И повторите артикуляционную гимнастику!
|
14. Итог занятия
| Итак ребята какой звук мы сегодня изучали? -р Миша скажи мне артикуляцию звука [р]! Женя а ты скажи характеристику звука [р]! Молодцы! Вы сегодня очень хорошо занимались!
|